Глава 5 - Путь деятельности в отречении.
5.1. Арджуна сказал: О Кришна, сначала Ты советовал отказаться от деятельности, а теперь предлагаешь заняться бескорыстной деятельностью.
Что же лучше - не действовать вовсе или действовать бескорыстно?
5.2. Всевышний ответил: и то , и другое хорошо, но бескорыстная деятельность
лучше бездеятельности.
5.3. Кто не подвержен двойственности, не мечется между пристрастием и ненавистью, не жаждет вознаграждений и не питает отвращения к плодам своего труда, тот действительно отречен, хотя и занят разнообразной деятельностью.
Поэтому, о сильнорукий Арджуна,, он легко освободится из рабства иллюзорного мира.
5.4. Мудрые не считают, что отречение (санкхья) несовместимо с деятельностью (кармой), поскольку оба пути ведут к одной цели.
5.5. Отказ от деятельности и бескорыстная деятельность ведут к одной цели.
Кто понимает, что действовать бескорыстно означает не действовать вовсе, тот
познал смысл деятельности.
5.6. О доблестный воин, если отречение не бескорыстно, оно ведет к скорби.
Но мудрый, действующий бескорыстно, очень скоро войдет в обитель чистого Сознания ( Брахмана).
5.7. Есть три вида разумных мирян: кто обладает чистым разумом, кто обуздал
ум и кто обуздал чувства. Обладающие чистым разумом выше всех. Они дружелюбны; живя ы миру, они не запутываются в последствиях деятельности.
5.8.9. Хотя отреченный, постигший истину о деятельности, производит те же действия, что и другие - смотрит, слушает, прикасается, обоняет, ест, ходит, спит, дышит, говорит, опорожняет кишечник, берет, моргает - он понимает:" Я не совершаю действий. Это мои органы чувств - глаза, уши, кожа,нос и язык - воспринимают цвета. звуки, поверхность, запахи и вкусы".
5.10. Словно цветок лотоса, который растет в воде, но никогда не намокает,
человек, который трудится бескорыстно, не навлекает на себя. ни плохих, ни хороших последствий.
5.11. Чтобы очистить сознание от корысти, нужно быть не привязанным к плодам
телесной,чувственной и умственной деятельности. В этом мире любая деятельность есть взаимодействие материи - тела, чувств и мыслей: будь к ней безучастен.
6.12. Кто трудится бескорыстно, не преследуя мирских целей и не привязываясь к плодам своего труда, тот обретает умиротворение и освобождается от последствий своей деятельности. Но кто действует ради мирской цели, тот попадает в зависимость от последствий и вынужден нести ответственность. Так он запутывается в сетях деятельности.
5.13. Кто не привязан к плодам деятельности, тому легко обуздать чувства.
Кто обуздал чувства, тот живет счастливо в обители девяти врат (телесной
оболочке) и не считает себя совершающим действия, хотя внешняя его деятельность
не отличается от других.
5.14. По незнанию живые существа с незапамятных времен полагают, что действуют
или являются причиной действий.. Всевышний не виновен в их заблуждениях.
Он не виновен и в том, что они совершают действия или отказываются их совершать.
5.15. Всевышний не отвечает за прегрешения живых существ и не пожинает
плоды их праведных поступков.Самоосмысление - неотъемлемое свойство сознания, но в бренном мире сознание мыслит себя телом. Неспособность осмыслить себя вечной частицей сознания вызвана иллюзией - отсутствием знания.
5.16. Знание бывает двух видов: мирское и не от мира сего. Мирское знание касается всего, что есть в кажущемся мире, поэтому его нельзя назвать подлинным, в отличие от знания не от мира сего. Когда знание не от мире сего нисходит к душе, оно, как солнце рассеивает тьму иллюзии и открывает видение вечной реальности.
5.17. Кто благодаря этому знанию расстается с иллюзиями, тот черпает блаженство в слушании обо Мне и воспевании Моей славы. Думая обо Мне и созерцая Меня в сердце, душа становится предана Мне. Так она освобождается от оков иллюзорного мира.
5.18. Кто расстался с мирскими предубеждениями и осознал свою вечную природу,
тот видит нетленное начало (сознание ) во всех живых существах - благородном брахмане, корове, слоне, собаке и поедателе собачьей плоти. Такой человек
воистину мудр.
5.19. Кто обуздал ум и обрел внутреннее равновесие, тот покорил мир. Кто не испытывает ни влечения, ни отвращения к миру, тот не связан с ним. Даже находясь в материальном мире,, такая душа живет в обители вечного и бесконечного Сознания.
5.20. Чье сознание не выходит из равновесия, кто не принимает свое тело за самоё себя, а принадлежности тела за свое имущество, тот не радуется, обретая желаемое, и не огорчается, обретая нежелательное. Такая душа обитает в царстве
вечного Сознания, по ту сторону сотворенного мире.
5.21. Отказавшись от чувственных удовольствий, душа познает свою истинную суть и обретает умиротворение. Соприкоснувшись с вечным и бесконечным Сознанием она испытывает неисчерпаемую радость.
5.22. О Арджуна, удовольствия, получаемые от соприкосновения чувств с предметами оканчиваются страданиями. Эти удовольствия временны, они приходят и уходят. Здравомыслящий не прельщается временным.
5.23. Кто благодаря бескорыстной деятельности научился обуздывать желания и гнев, тот уже в этой жизни обретет союз со Всевышним и познает истинное счастье.
5.24. В бескорыстной деятельности сознание обретает внутреннее блаженство и
перемещается из внешнего мира во внутренний. Там оно познает свою истинную природу и обретает свободу в обители вечного Сознания.
5.25. Такую свободу обретает тот искатель Истины, кто не грешит и не сомневается, кто обуздал ум, чувства, волю и дружелюбен ко всем существам.
5.26. Отреченная душа, которую ничто не связывает с внешним, иллюзорным миром,
которая не питает ненависти и видит себя частицей вечного Сознания, обретает
свободу в течение этой жизни либо после ее окончания.
5.27.28. Отделив ум от объектов чувств - звука, поверхности, цвета. вкуса и запаха, сосредоточив взгляд в точке между бровями, добившись полного равновесия,
задержав воздух на вдохе и выдохе. подчинив себе чувства. ум и разум, живое существо уверенно продвигается к свободе. Кто избавился от желаний, страха и
ненависти, тот обретает свободу даже в материальном теле.
5.29. Я - ТОТ, кому посвящают жертвоприношения благочестивые миряне;
Я - Тот, ради кого укрощают плоть искатели свободы; Я - единственный объект поклонения; Я - Всевидящий Господь, пребывающий во всех уголках бытия; Я - Тот. кто дарует свободу. Я - доброжелатель всем живым существам;
Я - Кришна, близкий друг тех, кто предан Мне.Душа, которая знает об этом,
обретает блаженство, ощущая себя частью вечного Сознания.
Желающим , есть аудио вариант в интернете на английском и русском языках
БХАГАВАТ-ГИТЫ с комментариями Е,Б,М, Шрилы Прабхупады.