Глава 5 -Путь деятельности в отречении. Б. Г

Аля Аджигитова
   Глава 5 - Путь деятельности в отречении.

   5.1. Арджуна сказал: О Кришна, сначала  Ты советовал отказаться от деятельности, а теперь предлагаешь заняться бескорыстной деятельностью.
Что же лучше - не действовать вовсе или действовать бескорыстно?

   5.2. Всевышний ответил: и то , и другое хорошо, но бескорыстная  деятельность
лучше  бездеятельности.

   5.3. Кто  не подвержен двойственности, не мечется между пристрастием и ненавистью, не жаждет вознаграждений и не питает отвращения к плодам  своего труда, тот действительно отречен, хотя и занят разнообразной деятельностью.
Поэтому, о  сильнорукий Арджуна,, он легко освободится из рабства  иллюзорного мира.

   5.4. Мудрые не считают, что отречение (санкхья) несовместимо с деятельностью (кармой), поскольку оба пути ведут к одной цели.

   5.5. Отказ от деятельности и бескорыстная деятельность ведут к одной цели.
Кто понимает, что действовать бескорыстно означает не действовать вовсе, тот
познал  смысл деятельности.

   5.6. О доблестный воин, если отречение не бескорыстно, оно ведет к скорби.
Но мудрый, действующий бескорыстно, очень скоро войдет в обитель  чистого Сознания ( Брахмана).

   5.7. Есть три вида разумных мирян:  кто обладает чистым разумом, кто обуздал
ум и кто обуздал чувства. Обладающие чистым разумом выше всех. Они дружелюбны; живя ы миру, они не запутываются в последствиях деятельности.

   5.8.9. Хотя отреченный, постигший истину о деятельности, производит те же действия, что и другие - смотрит, слушает, прикасается, обоняет, ест, ходит, спит, дышит, говорит, опорожняет кишечник, берет, моргает - он понимает:" Я не совершаю действий. Это мои органы чувств -  глаза, уши, кожа,нос и язык - воспринимают цвета. звуки, поверхность, запахи и вкусы".

   5.10. Словно цветок лотоса, который растет в воде, но никогда не намокает,
человек, который трудится бескорыстно, не навлекает на себя. ни плохих, ни хороших  последствий.

   5.11. Чтобы очистить сознание от корысти, нужно быть не  привязанным к плодам
телесной,чувственной и умственной деятельности. В этом мире любая деятельность есть взаимодействие материи -  тела, чувств и мыслей: будь к ней безучастен.

   6.12. Кто трудится бескорыстно, не преследуя мирских целей и не привязываясь к плодам своего труда, тот обретает умиротворение и освобождается от последствий своей деятельности. Но кто действует ради мирской цели, тот попадает в зависимость от последствий и вынужден нести ответственность. Так он запутывается в сетях деятельности.

   5.13. Кто не привязан к плодам  деятельности, тому легко обуздать чувства.
Кто обуздал чувства, тот живет счастливо в обители девяти врат (телесной
оболочке) и не считает себя совершающим действия, хотя внешняя его деятельность
не отличается от других.

   5.14. По незнанию живые существа с незапамятных времен полагают, что действуют
или являются причиной действий.. Всевышний не виновен в их заблуждениях.
Он не виновен и в том, что они совершают действия или отказываются их совершать.

   5.15. Всевышний не  отвечает за прегрешения живых существ и не пожинает
плоды их праведных поступков.Самоосмысление - неотъемлемое свойство сознания, но в бренном мире сознание мыслит себя телом. Неспособность  осмыслить себя  вечной частицей сознания вызвана иллюзией - отсутствием знания.

   5.16. Знание бывает двух видов: мирское и не от мира сего. Мирское знание касается всего, что есть в кажущемся мире, поэтому его нельзя назвать подлинным, в отличие от знания не от мира сего. Когда знание не от мире сего  нисходит к душе, оно, как солнце рассеивает тьму иллюзии и открывает видение вечной реальности.

   5.17. Кто благодаря этому знанию расстается с иллюзиями, тот черпает блаженство в слушании обо  Мне и воспевании  Моей славы. Думая обо  Мне и созерцая  Меня в сердце, душа становится предана  Мне. Так она освобождается от оков иллюзорного мира.

   5.18. Кто расстался с мирскими предубеждениями и осознал свою вечную природу,
тот видит нетленное начало (сознание ) во всех живых существах - благородном брахмане, корове, слоне, собаке и поедателе собачьей плоти. Такой человек
воистину мудр.

   5.19. Кто обуздал ум и обрел внутреннее равновесие, тот покорил мир. Кто не испытывает ни влечения, ни отвращения к миру, тот не связан с ним. Даже находясь в материальном мире,, такая душа живет в обители вечного и бесконечного Сознания.

   5.20. Чье сознание не выходит из равновесия, кто не принимает свое тело за самоё себя, а принадлежности тела за свое имущество, тот не радуется, обретая желаемое, и не огорчается, обретая нежелательное. Такая душа обитает в царстве
вечного Сознания, по ту сторону сотворенного мире.

   5.21. Отказавшись от чувственных удовольствий, душа познает свою истинную суть и обретает умиротворение. Соприкоснувшись с вечным и бесконечным Сознанием она испытывает неисчерпаемую радость.

   5.22. О Арджуна, удовольствия, получаемые от соприкосновения чувств с предметами оканчиваются страданиями. Эти удовольствия временны, они приходят и уходят. Здравомыслящий не прельщается временным.

   5.23. Кто благодаря бескорыстной деятельности научился обуздывать желания и гнев, тот уже в этой жизни обретет союз со Всевышним и познает истинное счастье.

   5.24. В бескорыстной деятельности сознание обретает внутреннее блаженство и
перемещается из внешнего мира во внутренний. Там оно познает свою истинную природу и обретает свободу в обители вечного  Сознания.

   5.25.  Такую свободу обретает тот искатель Истины, кто не  грешит и не сомневается, кто обуздал ум, чувства, волю и дружелюбен ко всем существам.

   5.26. Отреченная душа, которую ничто не связывает с внешним, иллюзорным миром,
которая не питает ненависти и видит себя частицей вечного Сознания, обретает
свободу в течение этой жизни либо после ее окончания.

   5.27.28. Отделив ум от объектов чувств - звука, поверхности, цвета. вкуса и запаха, сосредоточив взгляд в точке между бровями, добившись полного равновесия,
задержав воздух на вдохе и выдохе. подчинив себе  чувства. ум и разум, живое существо уверенно продвигается к свободе. Кто избавился от желаний, страха и
ненависти, тот обретает свободу даже в материальном теле.

   5.29. Я - ТОТ, кому посвящают жертвоприношения благочестивые миряне;
Я - Тот, ради кого укрощают плоть искатели свободы;  Я - единственный объект поклонения;  Я -  Всевидящий  Господь, пребывающий во всех уголках бытия;  Я - Тот. кто дарует свободу. Я - доброжелатель всем живым существам;
Я - Кришна, близкий друг тех, кто предан  Мне.Душа, которая знает об этом,
обретает блаженство, ощущая себя частью вечного  Сознания.   

   Желающим  , есть аудио вариант в интернете на английском и русском языках
БХАГАВАТ-ГИТЫ с комментариями Е,Б,М, Шрилы Прабхупады.