Всадник Апокалипсиса

Валентина Газова
 Это кадр из фильма 2015 года "Тихий Дон". Режиссёр Урсуляк.

 Видно, что у режиссёра не было задачи подыскать актёров внешне похожих на литературных героев. В результате Дуняшка вообще блондинка. Вопрос не в этом. А в гражданской войне, которая была повсеместно. Этот кадр из 11-ой серии, где будущий муж Дуняшки - Мишка Кошевой устроил апокалипсис своим односельчанам. Этот кадр не выдуманный. Именно так всё описал Шолохов. Мишка пожёг полсотни домов в своём селении и полторы сотни в соседнем. В это же время его мать с младшими братиками и сестричками спасалась на другой стороне Дона вместе с теми людьми,  у которых Мишка жёг дома. Спасались казаки от красных артобстрелов. Все знали, что это Мишка палит дома, но не тронули Кошевых. Только Пантелей Прокофьевич упрекнул Григория:

 - А палит дома друзьяк твой, Мишка Кошевой! -

 Мишка Кошевой к тому времени уже убил Петра Мелехова.

 Ленин узаконил интервенцию. "Брестский мир", подписанный им, это и есть интервенция. Сразу же немцы были в русских городах, где жили русские казаки. Они стали грабить. Но Мирон Григорьевич Коршунов, приехав в свой райцентр, вспомнил молодость, отбился от немцев кулаками, ускакал от них на повозке, запряжённой лошадью. А от своих потом не смог укрыться, расстреляли.

 Когда описывают Апокалипсис, все думают, что это будет откуда-то из космоса. Ну, или на худой конец враги из-за океана приплывут. А на деле то, вот как. Сосед всем устроит апокалипсис. Все его жалели, а он таил злобу.

 Немного о фильме. Почему-то Урсуляк выбросил из сценария зачинщиков революции. Вообще нет Штокмана Осипа Давыдовича, нет Бунчука с Анной. Нет хохла Гаранжи. Вроде как русский народ ни с того ни с сего самостоятельно затеял гражданскую войну. При этом Петро Мелехов, Мишка Кошевой, Митька Коршунов показаны всё время рядом. Также рядом показаны Дарья Мелехова и Иван Алексеевич Котляров. А потом они стреляли друг друга.

 Вообще гражданская война была якобы, чтобы истребить богачей, и отдать всё бедным. Но разберёмся, какие же были "богачи"? 

 В соседнем селе были Лисницкие. Дед Сашка, который спал у них в конюшне по-всякому обзывал главного пана. Григорий избил безнаказанно Евгения Лисницкого. Забота Лисницких была; как обиходить четыре тысячи десятин земли. Для этого они нанимали работников, селили их у себя, нанимали поварих и т. д. Современный владелец таких угодий продал бы всё, и свалил за границу.

 В данном селении главный "богач" был Мохов. Он держал свою лавку. Но вспомним, а торговали сами хозяева палаток в 90-е годы? Нет! Никогда! Всегда нанимали продавцов. А Мохов торговал сам! Сам ходил на мельницу, ворочал свои мешки. Значит он не был богатым.

 На втором месте Коршуновы. Когда расстреляли главу семейства, так и пахать стало некому. Пришлось Григорию Мелехову пахать поле для тёщи, хотя он не хотел. Григорий говорил:

 - Докончим войну, и вспашем. -

 - Но ведь земля гуляет! - возражала тёща, недавно оставшаяся вдовой.

 На третьем месте Мелеховы. Хотя у них никогда не было наёмных работников. Разве что Мишка Кошевой пристроился, со словами: "...Мелко роете. Дунет ветер, и упадёт ваш плетень..." Вот и "копал", пока всех казаков не расстреляли.

 Всё селение перекосилось от таких "работников", как Мишка Кошевой. Всё пришло в упадок. А продотряды не утихали. Отбирали весь хлеб, расстреливали тех, кто не хотел отдавать хлеб. Продотрядовец ради забавы пальнул в Аксинью:

 - Кажись попал! -

 Война на Дону была много раз. "Слово о полку Игореве" - как раз о событиях из тех мест. Гениальный автор мастерски воспел неудачный поход Игоря:

 - Князю слава, а дружине аминь. -

 Гениальный Шолохов во время гражданской войны скорее всего и был тем продотрядовцем, уложившим красивую казачку. Просто он понимал, что если напишет такой рассказ, он не станет нобелевским лауреатом, а станет обычным писателем эпохи "романтики расстрелов".

 А вот рассказ о тех местах, немного переправленный учителем Рязанской мужской гимназии Тихоном Воздвиженским:

 Константинополь присылал на Русь из Греков как митрополитов, так и епископов. Но великие князья противоборствовали тому покушению, и высылали их из Государства.  Греческие патриархи, по праву преобладания над Всероссийскими митрополитами, часто вызывали их к себе в Константинополь под предлогом нужд церковных. Пимен, митрополит Всероссийский три раза делал путешествия, может быть без нужды, единственно по прихоти Цареградских Первосвятителей. Одно описание путешествия сего Всероссийского иерарха, доказывает бедственное тогдашнее состояние России. Оно начинается так.

 "Мы выехали из Москвы 13 апреля 1389 года во вторник страстныя недели, и митрополит велел епископу Смоленскому Михаилу, вместе с архиепископом Спасским Сергием записывать все достопамятности сего путешествия. Пробыв Великую Субботу в Коломне, отправились мы Окою в день Пасхи к Рязани, где за несколько вёрст от Переславля Рязанского  встретили нас сыновья Олеговы, наконец сам князь  со всеми боярами и со крестами. Дружелюбно угостив Пимена, он проводил его из города в Фомино воскресение. А воевода княжеский Станислав долженствовал охранять нас  в пути до реки Дона, ибо в сих местах бывают частые разбои. (Дон берёт начало в Тульской области, примечание В.Г.)  За нами везли на колёсах три струга с большею лодкою, а в четверток спустили их на реку Дон. В пятницу мы приехали к урочищу  к Кир Михайлову, где прежде находился город. Тут откланялись митрополиту бояре Олеговы и епископы Еримий, Иеремий Рязанский, Феодор Ростовский, Ефросин Суздальский, Даниил Звенигородский. Исаак же Черниговский и Михаил Смоленский в воскресенье сели с Пименом на суда и поплыли вниз по реке Доном. Не льзя вообразить ничего унылее сего путешествия. Везде голыя необозримыя пустыни, нет ни селений, ни людей. Одни дикие звери: козы, лоси, волки, медведи, выдры, бобры смотрят с берега на странников, как на редкое явление в сей стране. Лебеди, орлы, гуси и журавли непрестанно парили над нами. Там существовали некогда города знаменитые, ныне едва приметны следы их. Вот каковы последсвия частой  и опустошительной войны..."

 Сейчас в тех краях опять война.

 Но вернёмся к событиям, описанным Шолоховым. Впервые я прочла книгу в комсомольском возрасте. И, каюсь, что в какой-то мере была согласна с рассуждениями Мишки Кошевого по поводу зверского убийства деда Гришаки.

 Но кого же в комсомольские годы мне было более всего жалко? Деда Сашку, убитого комиссаром за жеребёнка. Теперь я понимаю почему. Дед Сашка был самым бескорыстным. Он любил лошадей, как живых существ, а не как товар. Так что убийство комиссаром деда Сашки развенчивает весь миф о том, что красные боролись за народное счастье. Убийство деда Сашки не показано ни в одной экранизации из четырёх. Ещё мне было особенно жалко дочку Григория Полюшку. Девочка лишилась матери, бабушки, дедушки, Аксиньи. Известие о её гибели стало в самом конце произведения, но тем и трагичнее, что отец вряд ли о ней плакал. Его самого тут же, наверняка и забрали.

 Разумеется мне ещё и жалко всех детей, погибших во время гражданской войны.

 А когда я прочла книгу в недавнее время, меня поразила сцена, когда вахмистр тащил на замученных лошадях войсковое имущество  в отступление. Этой сцены тоже не было ни в одной экранизации.

 -  ... Я неделю с коня не схожу, обморозился. У меня пальцы на ногах поотпали. Но я жизни решуся, а батарею не брошу... -

 Казаки не сменили вахмистру лошадей, только вытащили из ямы батарею. А на следующее утро поглядели в окно, увидели красных.

 - Вот они! -

 И красные забрали у казаков лошадей.

 Петро Мелехов тоже любил лошадей, но как личное имущество. Стёпка Астахов, в том роковом для Петра бою, схватил за хвост лошадь, и ускакал. А Петро, и другие казаки, спрятали куда-то лошадей, не успели ускакать.

 Ещё мне было жалко, корниловского полковника которого убил Мелехов.

 -  ...Недавно, когда подступили мы к Крыму, довелось цокнуть в бою корниловского офицера... ....полголовы вместе с половиной фуражки осталось... ...вот и вся моя приверженность белым... ...а я между офицеров был как белая ворона, руку мне брезговали подать... -

 Жалко было Валета, которого Григорий, будучи совсем красным, обозвал человеческим огрызком за нищету.

  Но не было никогда жалко матросов, которых порубил Григорий, а потом бился в истерике. Матросы бросили свои моря, и пошли воевать  в степь, вглубь России.

  Не было жаль Наталью. Как могла она додуматься делать аборт от любимого мужа!? Даже, если он ей изменял!

 Но вернёмся к Мишке Кошевому. Я никогда не понимала людей, которые всю жизнь прожив в селе, ненавидели всё живое. Мишка, будучи атарщиком, не жалел кобыл. Знал, как выжать из них всю быстроту. Мишка просто так стрелял зайцев. Мишка не любил сельскую работу.

 Когда Ильинична сказала дочери:

 - Ступай, воды принеси. -

 Ему бы пойти за Дуняшкой, на то же самое романтичное место на реке, где начиналась любовь Григория с Аксиньей. Но нет. Не пошёл. Мишка начисто был лишён романтики.

 Мишка Кошевой палил дома односельчан, потому что мстил за Штокмана. Хотя односельчане были совсем ни при чём. Штокмана застрелили сами красноармейцы. А односельчане приняли его ласково. Ходили на сходки к вольному плотнику. А он потом составлял расстрельные списки на селян. В том числе в списки включил Федота Бодовскова, который впервые привёз Штокмана в селение.

 У Мишки Кошевого так, был бы человек, а вина найдётся. А вот современный двойник Мишки Кошевого это Сашко Билый.

 Мир так устроен, что сосед никогда не узнает о злобе соседа заранее. Сколько в нашей стране разрушено сёл из-за местных председателей колхозов. Из-за продажных администраторов. Ведь именно они смотрели за селянами, чтобы не сажали в огороде лишней морковочки, не косили траву около огорода, учитывали каждую былинку. А сами воровали, грабили, счищали бульдозерами разорённые сёла.

 Да и в мире иногда так бывает. Вот разрушен без бомбёжек Детройт. Теперь решили счистить бывший четвёртый по величине в США город с лица Земли.

 Надо получше присматриваться к соседям. Надо поменьше преклоняться перед затейниками войны, которым везде готов и стол и дом. Именно таким был Штокман.

 Надо быть благодарным тем, кто ценою своей жизни останавливает войну. Разве казаки в произведении Шолохова отблагодарили восставший Сердобский полк? Разве дали казаки вахмистру лошадей? Разве крупные землевладельцы снабжали белую армию? А почему вообще казаки считали себя выше мужиков!? Нашили на штаны красные лампасы, и уже стали выше!? Ведь ни разу не объединились с восставшими мужиками, хотя Тамбовская область недалеко. Даже вели такие речи:"Вот придавят белочехов, и на нас навалятся." А что белочехов было так уж много, что их считали зачинщиками гражданской войны?

 Но вернёмся к сему всаднику апокалипсиса. Кто в селе мог подумать на блондина Мишку Кошевого, что он будет творить такие дела!? Как говорится в поэме Есенина:

 "- Блондин? -

 - Ну конечно блондин.  С кудрявыми волосами, забавный такой господин! -" 

 Зачем эти блондины ждали революцию как невесту? И что за это получили!?

 Только один поэт Лермонтов предвидел:

 "Настанет год, России чёрный год. Когда царей корона упадет..."
 
 Остальные поэты "золотого века", "серебряного века"  внезапно подвели Россию в поэтический век эпохи "романтики расстрелов".