Первый старший воспитатель

Рита Аксельруд
               
К 100-летию со дня рождения Столицы Нины Алексеевны

   Старшего воспитателя Нину Алексеевну в школе-интернате все уважали и немного побаивались. Когда директору нужно было срочно уехать на несколько дней, он оставлял всё хлопотное школьное хозяйство не на своего заместителя, а на Нину Алексеевну. Сама она называла себя «бесплатным приложением», так как за свою должность старшего воспитателя получала всего двадцать шесть рублей, а работала с утра до ночи.
                Начало  биографии
    Нина Алексеевна родилась 5 ноября 1917 года в России в семье учителей. Отец её преподавал математику, и она мечтала о профессии учителя. Окончила Сталинградский педагогический институт в июне 1941 года. Последние экзамены выпускники  сдавали, когда уже началась война и по радио звучали тревожные сводки о наступлении фашистов. Вскоре началась оборона Сталинграда, и вместо школы Нина попала в госпиталь, где всю войну работала медсестрой, выхаживала раненых. Она никогда не надевала своих наград и  не любила рассказывать о войне, потому что перед глазами у неё всегда стояли разрушенные здания и вода реки Волги, красная от крови.  После войны уже началась её педагогическая деятельность.
                Школа-интернат
  Сюда, в небольшой приморский посёлок, они с мужем и двумя дочками 14 и 12 лет приехали летом 1964 года. Тогда вступала в строй новая санаторная школа-интернат на берегу Чёрного моря, и требовалось полностью укомплектовать коллектив сотрудников.  Школу построили за три года под руководством ветерана войны Ленского Алексея Петровича, которого назначили директором и перевели сюда с должности  председателя обкома профсоюзов Одесской области. Он и набирал штаты. Так получилось, что на работу в школу-интернат приехали  17 бывших завучей и директоров .

   Нина Алексеевна тогда работала завучем Ананьевского педагогического училища  и преподавала там математику.
 Через много лет я на Одесской областной станции юных техников увидела черно-белую фотографию, на которой сразу узнала Нину Алексеевну. Перед ней на столе были аккуратно сделанные из дерева и стекла различные геометрические тела – призмы, конусы, пирамиды. Подпись под фотографией свидетельствовала о том, что учащиеся Ананьевского педучилища заняли первое место на выставке технического  творчества. К сожалению, расспросить Нину Алексеевну об этом фото я уже не могла. Но и так всё было понятно.
            
    Житьё-бытьё
     Она была удивительно скромным человеком, одевалась просто и строго. И прическа у неё была много лет одна и та же – две светло-русых  косички, короной уложенные на голове.
 Муж Нины Алексеевны Столица Георгий Львович работал в школе-интернате учителем физкультуры. Он  был старше Нины Алексеевны на десять лет.  Начинал войну майором разведки, был тяжело ранен, попал в плен, потом бежал из плена и воевал уже рядовым .  Воевал смело. Его награды передала в школьный музей младшая дочь Алла. Встретились Нина Алексеевна и Георгий Львович  после войны и жили в Ананьеве.

 Когда было решено ехать на работу в школу-интернат, они продали старый домик, доставшийся Георгию Львовичу по наследству.  Позже  купили для дочерей на окраине Одессы маленькую двухкомнатную квартирку в доме без фундамента. Это было,  когда старшая дочь Виктория после окончания средней школы   поступила в Одесский Университет на филологический факультет, а младшая Алла  после восьмого класса - в Одесский театральный техникум.

 Около школы-интерната им, как и другим учителям, досталась небольшая квартира в бараке.  Я иногда заходила к ним и всегда поражалась аскетизму их жилья. В одной комнате не было ничего, кроме кровати и табуретки. А в другой  стоял старый, оставшийся от отца письменный стол с несмывающимися чернильными пятнами, ещё одна кровать и старый, потемневший от времени платяной шкаф. Там всегда было очень чисто.    Георгий Львович по-хозяйски всё выбелил и выкрасил, во дворе сразу же соорудил сарайчик, посадил фруктовые деревья, из досок сколотил стол и две скамейки под старой грушей напротив окон. В сарайчике скоро закудахтали куры. Дом и двор охраняла маленькая умная дворняжка Кнопка. Она всюду сопровождала своего хозяина, а когда входила в дом, то очень смешно вытирала лапки и хвостик о половичок у двери.

    Вставали они всегда очень рано. Уже в начале шестого, утром можно было увидеть сутулую спину Георгия Львовича, когда он с сапкой в руках выпалывал траву на школьном стадионе . А Нина Алексеевна в это время появлялась на кухне, где готовился завтрак для 350 воспитанников.
Ровно в 6.55 утра, за пять минут до подъёма, в спальном корпусе очень громко и долго звенел электрический звонок. На кнопку звонка нажимал Георгий Львович в неизменном синем выгоревшем спортивном костюме и ждал, пока первые воспитанники побегут на стадион, на утреннюю зарядку. Зарядка на стадионе проводилась всю осень и весну, когда позволяла погода. За выполнением режима строго следила Нина Алексеевна.

   Кабинет старшего воспитателя
В спальном корпусе у неё был свой кабинет, а в нём стол, стул и книжный шкаф с  учебниками и папками. У Нины Алексеевны была ставка учителя математики. До уроков она успевала обойти все палаты, заглянуть в изолятор, поговорить с воспитателями, проконтролировать дежурство учителей по столовой, составить рапортичку о количестве воспитанников и сдать её в бухгалтерию. А после уроков у неё также была тысяча дел. К ней приходили с жалобами по любому поводу. Кто-то подрался. У кого-то пропали вещи. Кто-то сбежал на море или вообще домой. До позднего вечера светилось окно в её кабинете.

 Вспоминается такой случай в первый год нашей работы в школе-интернате. Поздно вечером, перед самым отбоем учителя физики Вадима Викторовича вызвали в школу  из-дому. Мы тогда жили на квартире  в центре села.
- Нина Алексеевна вызывает Вас в кабинет, - сказал запыхавшийся мальчик лет двенадцати. Войдя в кабинет, Вадим Викторович увидел  своих  кружковцев- восьмиклассников Капустина и Мармусевича. Они  стояли, понурив головы. Оказалось, что они после занятий в кабинете физики опоздали на ужин, не пошли со всей группой организованно (рядочками). Нина Алексеевна пожаловалась учителю:
- Вот эти Ваши любимчики не хотят ходить строем, как все!  Учитель, к её большому удивлению, её поддержал:
- Что ж вы меня подводите, мальчики? Разве вы не знаете, что  и в армии бойцы всегда ходят строем?  Даже в туалет ходят строем, не только в столовую. Порядок нарушать нельзя.
Нина Алексеевна поняла, что молодой учитель на её стороне, и была этим очень довольна. Кстати, у директора Сергея Ефимовича было любимое выражение «Єдині вимоги».
 После этого случая на всю её оставшуюся жизнь мы были с ней лучшими друзьями.

 Все воспитанники слушали её беспрекословно, мимо её кабинета проходили на носочках. Только она умела вывести на чистую воду любого нарушителя.
Бывало, молодая воспитательница приведёт к ней непослушного мальчишку. Тот стоит красный, надутый и молчит. Нина Алексеевна посмотрит на него строгим взглядом поверх очков и скажет:
- Нет, это место для тебя плохое.  Стань вот тут, около  шкафа. Теперь говори.
И этот нарушитель дисциплины, переминаясь с ноги на ногу, начинает рассказывать, что натворил. Потом из его глаз текут слёзы, и он бормочет слова извинения. 
   
                Уроки математики
На уроки Нина Алексеевна никогда не опаздывала. По звонку входила в класс и начинала урок. Если кто-то шумел или разговаривал, она прерывала объяснение и молча ждала тишины.  Я никогда не слышала, чтобы она на кого-нибудь кричала, вообще повышала голос.  На доске она писала чётким, аккуратным почерком. Объясняла очень доступно и спокойно. У неё были свои любимые приёмы, которыми она охотно делилась с нами – молодыми учителями математики. Можно было всегда придти к ней на урок и послушать объяснение нового материала, заметить какую-нибудь  «изюминку».

 Например, мне очень нравился один её приём, который я  всегда применяла. Объясняя действия с многочленами на уроке алгебры, Нина Алексеевна говорила:
- Представьте, что скобки – это квартира. Здесь живут  А и В (Аня и Валя). К ним в гости пришла С (Света). Она здоровается за руку обязательно с каждым. «Добрый вечер, А. добрый вечер, В». Получается  c(a+b)=ca+cb.
Для запоминания алгоритма решения уравнений Нина Алексеевна  говорила:
- Когда кто-то едет за границу, он меняет паспорт. Знак равенства в уравнении – это граница. При переносе числа в другую сторону, оно меняет знак с плюса на минус и наоборот.Такие приёмы помогали детям легче понять и запомнить правила.

  На устных экзаменах по математике или физике Нина Алексеевна всегда задавала вопросы практического содержания.  Например, доставала из кармана чистый носовой платок и предлагала найти его площадь. Ученик пыхтел, измерял, считал. А она не подсказывала, терпеливо ждала ответа.
 Когда в школе ждали комиссию из области, все мы ужасно волновались. А Нина Алексеевна как-то сказала:
- Я комиссии не боюсь. Во-первых, я люблю детей, во-вторых, я знаю свой предмет  и, в-третьих, у меня есть совесть.
Это было её кредо, кредо настоящего учителя.
 
               Заботы интернатские
     По режиму дня у всех воспитанников после обеда был дневной сон, затем полдник и в 17.15 начиналась самоподготовка.  Воспитанники  садились за парты в своих классах и готовили уроки. А Нина Алексеевна ходила по коридорам и иногда заглядывала в класс, если слышала ненужный шум.
А когда она входила в столовую во время обеда или ужина, там тот час же наступала полная тишина. Все 170 воспитанников мгновенно замолкали. Даже ложки не так громко стучали по дну металлических мисок.
 
   Нина Алексеевна строго следила за внешним видом воспитанников. Мальчикам от первого до выпускного восьмого класса следовало носить стрижку под машинку.  Разрешался только маленький чубчик.
 Вспоминается такой случай. через несколько лет после окончания школы-интерната приехал в гости бывший выпускник Виктор Мармусевич. Он тогда уже был студентом вуза и носил красивую, модную прическу. войдя в здание школы, он быстро поднялся на второй этаж в физкабинет и объяснил:
- Как бы Нина Алексеевна не встретила меня и не отругала за мои лохмы!
 Раз в месяц приглашали парикмахера, и одна из игровых комнат превращалась в парикмахерский салон. Девочкам разрешались и стрижки, и косички. Но, ни в коем случае серьги или маникюр. Все носили форму с белым воротничком. За чистоту и порядок в группе отвечали воспитатели, но Нина Алексеевна всё строго контролировала. В спальном корпусе висел большой стенд «ЧТП» (чистота, традиция, порядок). На этом стенде вывешивались результаты соревнования между группами по чистоте, по организации дежурства, по участию в трудовых десантах и субботниках, по уходу за цветниками и  пр.
 
  Забот у старшего воспитателя было очень много. Чего только стоило провести банный день! Баня находилась в подвале спального корпуса. Там было два отделения - для мальчиков и для девочек. А горячая вода поступала из котельной, которая отапливалась углём. Проблемы возникали постоянно. То пьяный кочегар не вовремя подавал воду, то срывались краны, и горячая вода растекалась по всему подвалу, то вообще прекращалась подача воды. Тогда звали Нину Алексеевну, а она уже разбиралась с завхозом, кочегаром или с сантехником.   Перед глазами и сейчас стоит такая картина. Нина Алексеевна шагает по лужам в полутёмном коридоре подвала в своих неизменных босоножках, а за ней идёт завхоз Владимир Куприянович и уговаривает:
- Нина Алексеевна, не надо Вам туда, у Вас уже ноги мокрые!  Мы сейчас всё исправим!

  А ещё случались такие ситуации, когда выходил из строя дизель. Школа оставалась без электричества. Это означало, что не работали насосы, и прекращалась подача воды. Не работали электрические плиты, и невозможно было приготовить обед. Тогда во дворе перед кухней из кирпичей сооружали временную плиту и так готовили еду.  Повариха шла к Нине Алексеевне и просила, чтобы дали ей в помощь старших мальчиков. Воду для кухни  мальчики носили из резервуара вёдрами. Они же зимой возили на тачках уголь для кочегарки.
 
   А в тёплое время года в таких случаях перед сном разрешалось повести детей к морю, чтобы вымыть ноги и умыться. Так и вижу, как группы детей цепочкой друг за другом спускаются по тропинке в яр, проходят под железнодорожным туннелем. И вот уже видно море. Оно совсем рядом. А на берегу уже ждут медсестра и Нина Алексеевна. Они следят, чтобы все воспитанники организованно вымыли ноги, умылись и так же организованно вернулись в спальни.
 
   Когда заканчивался учебный год, начинался ремонт школы. Учителя и воспитатели вместе с техработниками сами белили и красили классы, спальные комнаты и столовую. А перед началом занятий расставляли кровати и другую мебель. Под руководством Нины Алексеевны носили матрасы и подушки. Тогда интернаты были делом новым и незнакомым. Поэтому проблемы возникали на каждом шагу. Не было закреплённых за группами блоков. На первом этаже спального корпуса жили воспитанники первого и второго класса. На втором этаже   были огромные спальни мальчиков 3-А и 3-Б, 4-А и 4-Б и так до выпускных восьмых классов. На третьем этаже точно также жили девочки. В правом крыле – с 3 по 5 классы, а в левом – с 6-го по 8-й. Спальни закреплялись за воспитателями в конце августа. Не обходилось без споров и скандалов. Всё это доставалось на долю Нины Алексеевны, и она справлялась.  Так было двенадцать лет.
 
  Потом  ещё 8 лет Нина Алексеевна работала только учителем математики. Но на её долю достались самые трудные годы становления интерната. Благодаря ей во многом формировались традиции. Она всегда была примером самоотверженной работы, человеком дела и Учителем для коллег и своих учеников.
 
 На видном месте в школьном музее висит на стене небольшой буклет с портретом Нины Алексеевны, и каждый посетитель музея может прочесть замечательные слова о том, что нужно, чтобы стать настоящим учителем:
               "Надо любить детей,
             Хорошо знать свой предмет и
             Иметь совесть"