Как считают в Дубае? или Занимательная арифметика

Вячеслав Романович Каминский
 
 

Сколько будет если к одному прибавить один? Что за странный вопрос, конечно же, два. Ответ, может и правильный, но… неверный, потому, как «успеха добивается тот, кто, складывая один и один, получает 11». Так считает шейх Мохаммед – эмир Дубая, а также по совместительству премьер-министр и вице-президент Объединенных Арабских Эмиратов.

И судя по его делам, он абсолютно прав. Что-что, а складывать шейх умеет. Вот они, результаты его нестандартного мышления, воплощенные в конкретные дела в виде множества не просто высотных, а самых высотных зданий, рукотворных островов и невероятных размеров цветущих парков и озер. Они лежали перед нами как на ладони, когда мы в скоростном лифте за считанные минуты взмыли на смотровую площадку, самой высокой башни в мире — Бурдж Халифа (созданной, к слову, также благодаря неуемной активности этого выдающегося правителя).

Вон, у горизонта белеет парус одинокий семизвездочного отеля Бурдж аль Араб. Отсюда он действительно больше смахивает на арабскую лодку доу. Не зря ж его в народе прозвали Парусником. Даже не верится, что эта арабская лодочка, рассекающая синюю гладь Персидского залива взмыла ввысь на 321 метр и еще совсем недавно считалась самым высоким отелем в мире.

А вот, подобно гигантскому опахалу, лениво покачиваясь на волнах, разбросала свои могучие лепестки «Пальма Джумейра». Один только ствол этого искусственного древа в диаметре составляет пять с половиной километров. А если сюда прибавить еще все 17 лепестков, то длина общей береговой черты составит 56 км! Это самый большой в мире искусственный остров. Пока. Потому, как строящийся поблизости другой искусственный остров «Пальма Дейра» будет в восемь раз больше… И рассчитан на проживание… 1 миллиона человек.

А вон на небольшом удалении от пальм, словно гигантские бусины на воде рассыпались острова архипелага Мир, напоминающего своими очертаниями континенты Земли. Не все материки еще узнаваемы. Но вот Россия уже полностью готова. И, говорят, выкуплена отечественными денежными мешками. Когда архипелаг будет полностью построен, он станет самым крупнейшим искусственным архипелагом в мире. Правда… не надолго. Потому, как вслед за архипелагом Мир появится еще один (естественно больше предыдущего). Ему уже и имя соответственное подобрали – Вселенная…

Сколько же денег вкладывается в этот по размеру равный всего двум Лондонам Эмират? И какой особой арифметикой пользуется шейх Мохаммед, когда у него один плюс один равняется одиннадцати?

Да, эмир давно понял, что одной нефтью жив не будешь. К тому же рано или поздно она все равно кончится. Ведь еще когда здесь только началась нефтедобыча, а было это в середине 50-х годов прошлого столетия, еще при англичанах, грамотные специалисты подсчитали, что ее добыча прекратится уже к 2016 году. Правда, несмотря на то, что на дворе уже 2017 г., нефть в Эмиратах пока что есть. Хотя сегодня, отнюдь, не она определяет экономику страны. Еще 20 лет назад шейх Мохаммед решил избавиться от нефтяной зависимости. И, похоже, ему это удается.

Мы сами в этом убедились, когда мчались в автомобиле по широкой (шестиполосной) автостраде проложенной по стволу «Пальмы Джумейры» в аквапарк Аквавенчур, расположившийся рядом с пятизвездочным отелем «Атлантис» в самом центре песчаного полумесяца – одиннадцатикилометрового острова, выполняющего по совместительству функцию волнореза и защищающего основной архипелаг от размывания. За окном машины проносились шикарные каменные дома, шейх лично настоял (а попробуй ему возрази) чтобы на пальме не было никаких стеклянных высоток, дабы возводимые здесь здания гармонировали с окружающей средой. Сменяли друг друга торговые центры, окруженные зелеными парками, роскошные особняки, просторные таунхаусы. Все это выглядело очень нарядно. И эффектно. Все эти дома — дворцы, шикарные виллы, экзотические бунгало, разбитые по классам от элитных до супер-элитных (самые дешевые апартаменты здесь переваливают за полмиллиона долларов) были чьей-то собственностью. И ею владели отнюдь не только представители арабского мира. Но и американцы, и европейцы, и жители Востока.

Как же так, не переставал я удивляться? Ведь Коран запрещает продавать землю иноверцам. Да, запрещает. Но только ту, которую создал Аллах. А эту создал не он, а шейх Мохаммед. Вот ее и продает… Так мудрый правитель Эмирата Дубаи объяснил свой дерзкий поступок. Ну что тут скажешь… Ведь прав. Все эти искусственные острова и даже архипелаги – дело его рук. И головы.

Впрочем, казна Эмирата пополняется не только за счет продажи недвижимости, хотя эта статья дохода очень даже прибыльная, но и за счет других не менее выгодных источников: туризма, создания совместных предприятий, скачек на лошадях, (для этого шейх даже построил самый большой в мире ипподром) и на верблюдах, транспортных перевозок и даже… продажи виз. Да, эмир очень мудро решил проблему с «понаехавшими», хотя они и составляют 90% населения этого преуспевающего государства. Отныне каждый работодатель, если он привлекает к работам иностранцев, а местные, по понятным причинам здесь вообще не работают, ну если уж только на самых высоких должностях, должен купить им визу. И с этого момента полностью отвечать за своего работника. Начиная от его внешнего вида и заканчивая поведением в общественных местах. Тем более, что требования эти очень высокие. Ведь в Эмиратах никому (будь ты хоть местным, хоть «понаехавшим») нельзя бомжевать, просить милостыню, быть неопрятно одетым, нецензурно выражаться в публичных и не только публичных местах, пить, пользоваться услугами женщин легкого поведения (тем более, что таких там и не имеется). Валяться или спать на траве и даже в метро тоже нельзя. Зато есть можно только там, где можно. Ну и т.д. В случае нарушения этих нехитрых требований вас еще до окончания визы просто- напросто выдворят из страны в 24 часа. Причем навсегда. И даже если вы смените прическу, фамилию и отпечатки пальцев дорога вам в Эмираты закрыта. Потому, как еще при первом вашем посещении страны бдительные пограничники сфотографируют сетчатку ваших глаз. На память. И этой одной фотографии будет достаточно, чтобы надежно защититься от разного рода наркодилеров, террористов и просто нарушителей общественного порядка. Может, потому здесь так спокойно. И безопасно. И удивительно.

Да, каждый проект, созданный по инициативе этого беспокойного эмира, нацелен на то, чтобы удивлять и завораживать. Будь то семизвездочный отель Бурдж аль Араб, выросший прямо из воды, и ставший главным символом города. Этакой Эйфелевой башней Востока. Сколько инженерных идей было внедрено только при строительстве этого гигантского дворца, равного которому нет в мире и воплотившего в своих внутренних интерьерах весь размах сказок тысячи и одной ночи. Дизайнер Паруса знаменитая Куан Чу, постаралась угодить шейху, лично отправившему ей письмо со своими пожеланиями: шокировать гостей непревзойденной роскошью. И она это сделала. Десятки тысяч квадратных метров мрамора везли в отель из Италии и Бразилии, ковры из Индии и Южной Африки, хрустальные люстры из Великобритании. Бархатные шторы, ткани из серебряных нитей, фонтаны в холле, стены в виде аквариумов с диковинными рыбами, сверкающие перила, на которые было потрачено более 8 тысяч квадратных метров сусального золота и пр. Шейх остался доволен. Мы тоже, когда попали сюда, дабы поужинать в подводном ресторане в окружении тех самых экзотических рыб. Ну я вам и доложу!..

А разве не может не вызвать восхищения чудо–сад «Мираж Гарден», выросший словно оазис посреди безводной пустыни. Этот огромный (самый большой в мире, естественно, а как же иначе) цветочный парк, разбитый на площади в 72 га. И на территории которого высажено 45 миллионов цветов! Мы гуляли по этим цветочным улочкам среди цветочных домов, словно в дивной сказочной стране. Это было так неправдоподобно красиво. И впрямь походило на мираж. Ну а то, что эта волшебная страна появилась в жаркой безводной пустыне, заставляло нас еще больше восхищаться трудом создателей грандиозного проекта. Да, именно в Дубае я понял, что невозможное – возможно. Здесь такого понятия просто не существует. По крайней мере, шейху Мохаммеду оно не знакомо.

«У меня нет ни единого представления кто придумал слово — невозможно, но этот человек точно хочет легкой жизни». Так говорит Мохаммед ибн Рашид Аль Мактум. Он же шейх Мохаммед. Именно потому, что легкой жизни шейх не ищет он и задумал построить башню Халифа. Самое высокое здание в мире, взмывшее подобно многоступенчатой ракете на высоту 828 метров. Вот уже десять лет оно держит пальму первенства и похоже не собирается никому ее уступать. Это не просто башня – это целый город с бульварами, парками, лужайками и фонтанами. С роскошными апартаментами, офисами ведущих компаний, торговыми центрами и отелями. Причем здание имеет три отдельных входа, так что если вам надо попасть в отель или ресторан, то вы вряд ли при всем вашем желании проникните в жилую зону башни или офис. Система охраны здесь на высоте. В чем мы лично убедились, когда минута в минуту, согласно купленному еще дома по Интернету билету, в сопровождении секьюрити вознеслись в просторном скоростном лифте на смотровую площадку башни, дабы взглянуть на город с высоты птичьего, хотя далеко не каждая птичка поднимется на 555 метров, полета. По дороге в лифт нас сопровождали приветливые улыбки тех, кто создавал это фантастическое сооружение: проектировщики, конструкторы, инженеры, строители. Они смотрели на нас с огромных фотографий, выставленных в холле башни. Это были лучшие специалисты со всего мира. С другими шейх просто не работает.

И все те дни, что мы провели в Дубае, башня Бурдж Халифа повсюду сопровождала нас. Ее шпиль возвышался над арабскими дворцами – отелями курортного комплекса Мадинат Джумейра, когда в экзотической лодочке-доу мы катались по многочисленным каналам «Восточной Венеции», петляя меж утопающих в пышной растительности дворцов, и когда поздним вечером гуляли по набережной Дубай Марины, крупнейшей в мире пристани, любуясь роскошными яхтами лениво покачивающимися на цветной глади из-за отраженных в ней небоскребов воды, она снова ярко сияла над частоколом расцвеченных высоток.

И когда восхищенно взирали на золотой табун лошадей, пасущийся у одного из самых красивейших отелей Дубаи Аль Касар, тень башни падала на их позолоченные гривы.

Башня и вправду притягивала, как магнит. Каждый вечер, где бы мы ни гуляли, куда бы ни отправлялись, мы возвращались сюда. К ее подножию. Любовались шоу фонтанов, когда под музыку какого-то популярного шлягера, случалось, что и русского, на глади искусственного озера, под сенью башни, разыгрывалось грандиозное действо, когда по воле человека, управляющего гибкими струями воды, рождался удивительный танец и тысячи упругих струй взмывали ввысь на… 150 метров.
Да и сама башня, подчас вытворяла чудеса. То расцвечивалась замысловатыми узорами, то меняла свои очертания, то изгибалась, словно шкура змеи, а то и вовсе вдребезги рассыпалась на глазах, чтобы через пару секунд вновь воскреснуть.
Да, Дубай удивительный город. Выросший из ничего в голой пустыне, он продолжает изум-
лять, восхищать, покорять. Прав шейх Мохаммед: один плюс один отнюдь не два. А как минимум одиннадцать. А может, и больше… Иначе успеха не добиться.