Кулачные бои спорт или забава?

Борис Углицких
Кулачные бои – спорт или забава?
(Исторические заметки по поводу)

Силовые виды спорта всегда были притягательны в зрелищном отношении, а уж о силовых видах единоборств – и говорить нечего. Издревле в различных народах существовали свои национальные единоборства, где мужчины стремились показать не только природную силушку, но и тренированность вкупе с хитростью и изобретательностью. Особо зрелищными были, конечно, схватки, максимально приближенные к боевым.
 
До гладиаторских боев, кроме, как в Риме, нигде, правда, дело не доходило. Но очень многие единоборства (даже и те, что дошли до наших дней) не обходились без тяжелых травм и даже смертельных исходов.
Вот и у нас, на Руси, баловались простолюдины кулачными боями.

1. Не погански ли живём?

Первое упоминание о русском кулачном бое можно найти в  «Повести временных лет». Нестор пишет: «Себо не погански ли живемъ... нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела».
 
Но «погански» люди жили, видимо, и до Нестора. О происхождении кулачного боя и его возможном ритуальном значении наша российская историография рассказывает скудно и явно стыдливо. Тем не менее, о развитии кулачного боя на Руси с XI по XX век все же можно проследить и по художественным свидетельствам (стихам и народных песням), и по гражданским документам (указам, запрещавшими бои, и полицейскими протоколам). Так известный столичный репортер А. Лебедев в статье для журнала «Русская старина» пишет: «Это совсем не была драка, ссора, вражда или что-либо подобное, а нечто вроде игрища. Между тем удары наносились серьезно, причиняли ушибы и даже смерть. Кулачные бои существуют во многих странах, но всюду они носят характер или состязательный –  единоличный, как, например, бокс в Англии, или поединка, что было и у нас в допетровской Руси; но в том виде, какой они имеют в России,  –  в виде состязания огромных сборищ толпы, одна с другою, этого нигде и никогда не было. Удаль, избыток сил просились наружу и находили выход в таком своеобразном игрище».

Известно, что кулачные бои приходились на большие праздники, летом проводились на улицах или площадях, а зимой на льду замерзших рек и озёр –  там всегда было достаточно места. Свидетельств о таких боях историки находят не мало, но чаще других упоминаются, конечно, столичные «игрища».  В Москве проходили бои на Москве-реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей и на Воробьевых горах, в Петербурге –  на льду Невы и Фонтанки.

То есть, что получается? Власти хотя и запрещали эти самые кулачные бои, но на самом деле смотрели, как говорится, сквозь пальцы на то, что народ даже к праздникам приурочивал эту свою забаву. Дикие нравы? Отступление от христианских заповедей? Если смотреть на эти бои глазами моралиста, то ничего, разумеется, кроме гнусной мерзости первобытных страстей, не усмотреть. Но ведь церковь не реагировала бурной неприязненностью к ним. Да, она не приветствовала силовые «игрища», но до прямых запретов дело не доходило. А все дело было в том, что кулачные бои с самого своего зарождения являли собой не спонтанное явлением разошедшейся от алкогольных возлияний толпы, а, обусловленное строгими правилами, спортивно-боевое командное состязание.

И не случайно эти бои сопровождались массовыми народными гуляниями, к месту стычек собирались зрители, а с ними и коробейники с товарами и сбиточники с горячим медом и пивом. Бои, проходившие с попустительства или даже в присутствии представителей дворянства (например, граф Орлов был «большим охотником до кулачного бою»), могли сопровождаться цыганскими оркестрами и даже небольшими фейерверками.

2. Драться – с умом

Но как драться, чтобы были свои и чужие в равной пропорции? Как драться, чтобы зрелище было, если можно так выразиться, – смотрибельным?
Существовало два типа кулачного боя: цепной (сцеплялка-свалка) и стеношный (стенка на стенку).

В цепном бое все дрались против всех! Здесь правила якобы действовали, но попробуй уследить за их выполнением? Дело в том, что по своему характеру «сцеплялка-свалка»  напоминала современный околофутбольный fair-play – выбрал противника по силе, победил, перешел к следующему. Именно поэтому этот вид боя был со временем вытеснен более справедливым и зрелищным – стеношным.
Название «стеношный» происходит от принятого в таких столкновениях боевого порядка  – стороны выстраивались друг против друга в плотную линию, состоявшую из нескольких рядов, и шли на стенку противника с целью прорвать её и обратить врага в бегство. Отступившие перегруппировывались, меняли бойцов и после передышки вновь вступали в бой, до тех пор,  пока одна из сторон не одерживала окончательную победу.
Этот вид боя как раз и есть то состязание, с каким сейчас ассоциируются традиционные русские  кулачные бои.

3. Всем заодно, широким плечом

Время и место проведения битвы выбирали заранее, противоборствующие стороны назначали вожаков  и оговаривали конкретные правила. Предводителя стенки в разных местах называли по-разному: башлык, голова, староста, боевой староста, старый чоловик.

Накануне боя вожак вместе с представителями своей стенки разрабатывал план предстоящего боя: выделял сильнейших и более опытных бойцов и распределял их по местам вдоль всей стены для руководства отдельными группами. При подготовке также назначались резервные бойцы для проведения решающих атак и выделялись особые группы для того, чтобы выбить из боя какого-нибудь определенного противника. Во время боя руководители сторон не только непосредственно участвовали в нем, но и подбадривали своих бойцов и на ходу корректировали тактику.
 
Уральский писатель П. П. Бажов в сказе «Широкое плечо» так описал наставление башлыка своим бойцам: «Расставил бойцов, как ему лучше показалось, и наказывает, особенно тем, кои раньше в корню ходили и за самых надежных слыли. «Гляди, без баловства у меня. Нам без надобности, коли ты с каким Гришкой-Мишкой на потеху девкам да закладчикам станешь силой меряться. Нам надо, чтоб всем заодно, широким плечом. Действуй, как сказано»».

За время, оставшееся до схватки, участники готовились к ней  – ели больше мяса и хлеба, чаще парились в бане. Бытовали и «магические» способы подготовки. Так в одном из древних лечебников дается рекомендация для кулачников: «убей змею черную саблей или ножом, да вынь из нее язык, да вверти в тафту зелену и в черную, да положи в сапог в левый, а обуй на том же месте. Идя прочь, назад не оглядывайся, а кто спросит, где ты был, ты с ним ничего не говори».

Бытовали и такие «магические» обряды, как, например, «ломание» (что-то вроде ритуального танца) перед боем, напоминающее движения медведя, культ которого существовал в древней Руси.

Перед началом схватки бойцы торжественно проходили по улицам. Придя на назначенное место, выстраивались в стенки в три-четыре ряда в зависимости от количества участников и начинали задирать оппонентов криками и жестами. В это время мальчишки, представлявшие стенки, сходились между ними в «свалку-сцеплялку». Когда все участники были уже достаточно раззадорены, вожаки команд выкрикивали «Даешь боя!» и стенки сходились.
 
4. В тыл не бить!

Но главным в проведении кулачных боев было неукоснительное соблюдение выработанных издревле его вдохновителями и участниками правил-ограничений.
Запрещалось бить упавшего, присевшего (присевший считался сдавшимся) или отступающего противника, а также противника, не имеющего возможности самостоятельно остановить кровь («мазку не бьют») или получившего серьезное увечье.

 Бой следовало вести лицом к лицу – нападать сбоку или, тем более, со спины категорически запрещалось («с крыла, в зашей, в тыл не бить»).
Также нельзя было хватать за одежду, удары следовало наносить выше пояса.
 Категорически запрещалось любое оружие. За кусочек свинца, припрятанный в рукавице, виновника ожидало суровое наказание.

Бой велся строго кулаками с использованием ударов трех типов: удар костяшками, основанием кулака и головками фаланг пальцев.
Наиболее распространены были удары в голову, в солнечное сплетение («в душу») и под ребра («под микитки»). Допускались толчки плечами или двумя руками.

Обязательное обмундирование участников включало толстые шапки и меховые рукавицы, смягчающие удар. Писатель А. Ровинский в своей книге «Русские народные картинки», вышедшей в 1900 году, пишет: «Перед боем привозили целыми возами кожаныя рукавицы; сбирались партиями фабричные с разных фабрик, целовальники и мясники; случались охотники из купцов, в меховых шубах и даже из господ. Вся орава разделялась надвое и выстраивалась друг перед другом в две стены; драку начинали, в небольших боях,  –  «заводные» – один на один, потом шли все остальные – стена на стену; запасные бойцы стояли в стороне и принимали участие в драке только тогда, когда их стену начинала теснить противная стена».

5. …И грянул бой

Бой проходил в три этапа: сначала сходились подростки, представляющие противоборствующие стороны, вслед за ними к схватке присоединялись неженатые юноши, а последними вступали в бой  взрослые мужчины. Иногда эти этапы были разделены между собой – мальчики закончили, сошлись юноши, а иногда бой не прерывался, просто участники входили в стенку постепенно.

Писатель С. Назимов пишет об этом так: «И так дело начиналось застрельщиками-мальчишками, которые, галдя и дразня противную сторону, выскакивали одиночками, наносили один другому удары, сшибали с ног и опять убегали к своим. Отдельные столкновения учащались, уже группами, с гиком и ораньем нападали одни на других. Стенки сходились, и со страшным гулом, свистом, криками, как прорвавший плотину поток, стремительно бросалась «стенка на стенку» – начинался настоящий бой».

Схватка велась на вытеснение противника с поля боя или на разрыв его стенки. Применялись различные тактики, вынесенные из военного опыта: атака клином-«свиньей», замена бойцов первого и третьего рядов и другие различные маневры. Максим Горький в романе «Жизнь Матвея Кожемякина» пишет об этом так: «Городские ведут бой с хитростями … выдвинут из своей «стенки» против груди слобожан пяток хороших бойцов, и когда слобожане, напирая на них, невольно вытянутся клином, город дружно ударит с боков, пытаясь смять врага. Но слободские привыкли к этим ухваткам: живо отступив, они сами охватывают горожан полукольцом…» .

Ну, а чем заканчивались бои, догадаться нетрудно: веселой пирушкой с кострами и обильными возлияниями.

6. Послесловие

Несмотря на борьбу властей с кулачными боями, на порицание их церковью и даже законодательные запреты, окончательно задавить эту традицию не смогла даже советская власть. Так, кинохроника 1954 года показывает (естественно, в негативном ключе)  кулачный бой в селе Купля в Рязанской области.

А что касается сегодняшних дней… Изредка, но все же просачиваются в СМИ упоминания о так называемых «загородных бойцовских клубах», о проводимых в тех или иных населенных пунктах не афишированных, но хорошо организованных кулачных состязаниях. А околофутбольные стычки болельщиков? Порой и в них можно усмотреть, хоть и с натяжкой,  продолжение старинных русских бойцовских традиций.

Да, сегодня эта национальная забава выглядит дремучей дикостью. Нынче нам удобнее испытывать азарт от лицезрения боевых единоборств, сидя у экрана телевизора. Нынче нет никаких проблем воспитывать свои физические кондиции в спортивных залах в секциях силовых единоборств.
А кулачные командные состязания пускай останутся в истории, как колоритный национальный фрагмент нашей многострадальной, но самобытной народной жизни.