Артемизия Джентилески. Сусанна и старцы

Алина Алексеева-Маркезин
        Артемизия Джентилески. Сусанна и старцы. 1610г., Замок Вайсенштайн, Поммерсфельден, Германия.

         Интерес к живописи Артемизии Джентилески возник сравнительно недавно. Хотя еще в 1916 году крупнейший исследователь Караваджо итальянский искусствовед Роберто Лонги справедливо подчеркнул роль художницы в распространении караваджизма в северной Италии, долгие годы ее искусство рассматривалось лишь с точки зрения воинствующего феминизма.

          Артемизии Джентилески было всего семнадцать, когда она, прилежная ученица своего отца Орацио Джентилески, написала картину «Сусанна и старцы». Поразительны в ней две вещи. Во-первых, необычайно уверенная и энергичная манера, какой меньше всего ожидаешь от особы столь юной. А во-вторых, явный дар предвидения художницы: в каком-то смысле Артемизия очень скоро повторит судьбу библейской Сусанны.

           Сусанна (в европейской традиции Сюзанна, на иврите – Шошанна) – иудейка, жившая вместе с мужем Иоакимом при дворе вавилонского царя Навуходоносора. Подобно другим евреям (в том числе пророку Даниилу), они попали в Вавилон как пленники, однако, благодаря своим талантам, смогли занять высокое положение.

    Сусанна отличалась редкой красотой. Однажды, когда она совершала омовение в бассейне, её узрели двое сановных стариков, занимавшие в государстве посты старейшин или судей. Вожделея Сусанну и добиваясь близости, они принялись шантажировать её. Грозились при всём народе обвинить женщину в прелюбодеяниях, если она не уступит их домогательствам.

         Но Сусанна предпочла тяжесть несправедливых обвинений. За несовершенные преступления суд приговорил её к смерти. На счастье, пророк Даниил смог восстановить справедливость, допросив старцев по отдельности, а затем вместе – то есть организовав нечто вроде очной ставки. За лжесвидетельство оба были казнены.

    Своя «Святая Сусанна» есть у Пинтуриккио и Лоренцо Лотто, у Веронезе и Тьеполо, у Якопо Тинторетто и Якопо да Понте Бассано. После итальянцев Сусанной заинтересовались нидерландцы – сюжет активно использует Рубенс (1, 2), а также Ван Дейк и Рембрандт. Во многих из этих работ весьма сильно выражен эротический подтекст, но только не у Артемизии! Её Сусанна – прежде всего жертва, непорочная «белая лилия» . Джентилески рассказывает историю с точки зрения женщины, заставляет зрителей сопереживать своей героине.

          Артемизии, как никому другому, была близка тема насилия и несправедливого обвинения. В возрасте 17-18 лет она была изнасилована художником Агостино Тасси, компаньоном и другом её отца, а затем в течение года соглашалась на отношения с Тасси, не зная, что он, во-первых, уже не раз обвинялся в изнасилованиях, а во-вторых, был женат.

 Дело было предано огласке. Семь месяцев длились изматывающие судебные разбирательства, в ходе которых Артемизия Джентилески, стремясь доказать, что жила с Тасси по принуждению, подвергалась публичному гинекологическому освидетельствованию, допросам и даже пыткам. В результате вина Тасси была доказана. Он получил год тюрьмы, а Артемизия – драматический, но бесценный опыт, который очень сильно повлияет на её творчество. Темы насилия и возмездия станут для художницы доминирующими (вернется она и к этому же сюжету).

    Кто-то из исследователей восхищенно заметил по поводу картины, что здесь мы видим один из самых натуральных женских бюстов в истории искусства: грудь немного опустилась под собственной тяжестью, даже складочки под мышкой выписаны реалистично. Это именно женский подход и к передаче натуры, и к самой трактовке сюжета.

        Сейчас «Сусанна и старцы» находится в Замке Вайсенштайн – великолепном барочном дворце, жемчужине Баварии, в коллекции которого есть и Тициан, и Рубенс, и Ван Дейк. Картина отнюдь не меркнет на их фоне, свидетельствуя, что Артемизия Джентилески была одним из наиболее выдающихся художников эпохи барокко.(Использованы материалы Арт архива.)