Империя чувств

Галина Коревых
   Империя чувств
   Режиссер Осима


   Да не сочтут это за наглость: я только что с удовольствием пересмотрела фильм Осимы. Первый раз я увидела его в 1992 г, совершив при этом действительно аморальный поступок: в один день и время совпали "Вишневый сад" Петера Штайна и этот, тогда редкий и совершенно недоступный фильм.  Посмотрев один акт Штайна, я рванула на "Империю чувств", плохо представляя, что предстоит увидеть.

   Конечно, был шок от откровенности и...  необычности цвета интимных частей тела японцев. Но ещё больше поразила изобразительная красота фильма.

   Нужно было, чтобы прошли годы, банализировались все формы совокуплений, перестали мешать смотреть кино, чтобы я снова, случайно наткнувшись на упоминание этого фильма в забавном кинообозрении, не решила пересмотреть его.

   Считаю, что время помогло лучше проникнуться его эстетикой японских гравюр, драгоценных кимоно, строгой композицией каждого кадра, пусть даже анатомичного.  Камасутру и храм Кхаджурахо, охраняемый ЮНЕСКО, никто ведь не обвиняет в порнографии.

   Наверное, все дело в том, что речь идёт о частной истории двух людей, кстати, трагически закончившейся, а не о борделе.  Мир знает не один пример того, куда может завести страсть: Кармен, Катерина Измайлова, Ромео и Джульетта, наконец. Все они тоже не звездочки считали по ночам. У японцев к сексу отношение исторически такое: жена провожала мужа в выходной в веселый квартал к проституткам легко, как в баню.  Для жены мужчина - господин, повелитель, высшее существо. Гейша - вовсе не проститутка, а владеющая искусствами и этикетом образованная собеседница (если обратили внимание: в фильме она лишь играет на сямисене, но не вступает в близкий контакт).

  Исходя из этого, для японцев это должно быть трагедией шекспировского масштаба: женщина, не просто потерявшая голову, но убившая господина, божество. Посмевшая увести его из семьи!  Это сильнее  Анны Карениной. Откровенным японским языком объяснён масштаб ее одержимости страстью, перешедшей в безумие.

   У Анны Карениной тоже страсть завершилась трагедией, но культурный код - другой, хотя падшие женщины Толстого: Анна, Катюша, - тоже наделали шума в своё время.

   Не будем же ханжами: если мы уже просвещенные и знаем, что такое порнуха, не станем вешать такой же ярлык на художественный фильм, который честно преследовал эстетические и творческие цели, сумел найти свой яркий язык и не испортил нас более, чем клубничка, на которую мы пускаем слюни.