Как у них и как у нас

Евгений Орлов 5
Отрывок из письма бывшего россиянина к своему другу.
«... Ты спрашиваешь моего совета, уезжать ли тебе в твоём-то возрасте. Выбор, конечно, за тобой. Я могу лишь поделиться своими впечатлениями.
Ты знаешь, что сначала я съездил в Израиль как турист. На пару недель. Не только от достопримечательностей и экзотики - были и бытовые, житейские впечатления.
Прежде всего, когда приехал, поразила атмосфера доброжелательности. Непривычно, когда  к тебе внимательны люди, расположены, благодарят и извиняются: «Тода», «Слиха», вежливо уступают. Когда участливы к тебе и неравнодушны. И ни от кого не увидишь хамства, кроме как от выходцев из СНГ.
Непривычно, что тебе многое доступно. Например, идёшь по улице — у магазинов выставлены продукты: бери, выбирай; никто над душой не стоит, не подозревает в плохом. Можно даже зайти с полной сумкой продуктов в другой продуктовый магазин - и на выходе не только не досмотрят, но даже не спросят. Конечно, где-то есть и охрана, где-то и видеонаблюдение. Но в целом, ощущаешь, люди друг к другу относятся с уважением. Каждому предоставлено  право быть таким, каков он есть. Даже оторопь берёт, когда видишь, например, в аэропорту, как кто-то вдруг (чтобы не выбиться из режима) начинает заниматься йогой среди толпы отъезжающих, как музыкальный ансамбль или цирковой коллектив, коротая время, репетирует свой репертуар, как кто-то ложится спать прямо на ковролин среди потока людей. А кто-то днём или ночью вдруг встаёт посреди кафе и начинает молиться своим богам. И все чувствуют себя свободно, лишь бы это не мешало другим, и создаются условия, чтобы каждому человеку было комфортно и хорошо. А какой заботой от государства окружены старики и инвалиды! Для человека делается, а не против него.
И если  надо, то люди сразу приходят на помощь.
Зашёл я как-то перед закрытием в магазин, купил немного продуктов и с непривычки не рассчитал: у кассы выяснилось, что мне не хватает 20 шекелей. Сумма небольшая, но и не копеечная. Решил вернуть часть покупки, да и продавец уж было стал предлагать (а я им ведь  совершенно незнакомый человек) занести долг завтра. Вдруг незнакомая израильтянка, стоявшая в очереди сзади, достаёт деньги и расплачивается за меня. Я вспыхнул: я же не немощный, ну, занесу завтра. Нет, жестами настаивает, суёт. И ведь как-то всунула. Я обнаружил уже выйдя из магазина. Наутро пришёл в магазин, говорю, что я же взрослый мужчина, не безрукий же инвалид, не могу взять я эти дармовые деньги от женщины, даже если она мне их даёт от чистого сердца; возьмите, говорю. Но и хозяин смеётся: тоже не может просто так присвоить себе. Сошлись на том, что он эти деньги у меня возьмёт, чтобы — он знает кому - отдать на благотворительность. Совершенно незнакомые люди тут друг другу помогают.
Кстати, о торговле и магазинах в Израиле. Покупал в кулинарии как-то на обед. Взял плошку мясного, немного чего-то ещё, типа плова или что-то в этом роде. Набралось примерно на 50 шекелей. Совсем немного это. А продавщица мне большую третью плошку накладывает. Я испугался: я денег на это не рассчитывал. Пытаюсь по-русски объяснить. А она, как может, на иврите и английском мне отвечает, что, дескать, за это платить не надо, это подарок. Хорош подарок — целый обед! И ведь  купил же я, по моим понятиям, не так уж много у них, чтобы меня одаривать! Но так принято: не крохоборствовать — пусть покупатель останется доволен.   
А на-днях  был забавный случай. В аэропорту решил перекусить. Купил в кафе стакан кофе и какую-то выпечку. Сижу за столиком, ем. Вдруг как-то неловко взял стакан, он у меня выскользнул из рук и опрокинулся, залил стол, стул, пол. Неудобно получилось. Я бросился вытирать. Слышу, бармен что-то сказал своему напарнику; я разобрал только, что про кофе и «хадаш» («новый»). Вижу, что тот наливает ещё такой же стакан кофе. Ну, думаю, кому-нибудь. А с соседнего столика мне показывают: бери, мол, твой. Мой? - спрашиваю у бармена. Да, «кен» - отвечает. Почему? За что? Если я свой разлил, то их же вины в этом нет! Почему они должны мне восполнять? Нет, но тут так принято. Конечно, законов экономики никто не отменял: в цену — а она высокая — закладываются усушка, утруска, разливы, рассыпы и т.п. Но продумано умно: у того, кто обратился, должно остаться хорошее впечатление. Чтобы уходя он не плюнул в сердцах: "Ноги моей здесь больше не будет!"
Ты скажешь, что всё это - там купил, тут покушал - мелочи. Но из таких повседневных мелочей складывается наше впечатление о конкретном человеке, окружающих людях и стране в целом.
Хочешь что-нибудь посущественнее?  Пожалуйста.
Когда я приехал уже окончательно, то не успел сойти с трапа самолёта, как начал (так же, как и другие прилетевшие со мной рейсом) безвозвратно получать немалые суммы подъёмных — сначала наличными в аэропорту, а затем ежемесячно на банковский счёт; и это при том, что ни дня не работал в этой стране. А когда я практически подтвердил перед комиссией свою профессиональную квалификацию, то мне выделили весьма приличную сумму для расходов на вхождение в профессию. Я уже не говорю, что через год, как положено, стали поступать ещё и деньги в помощь на аренду жилья (так называемые «квартирные»). Есть и бесплатное обучение, и разные льготы, поддержка от разных ведомств. Причём, всё это совершается без бюрократической волокиты, своевременно и без моих заявлений: у всех государственных служб уже есть вся необходимая для этого информация. Всё это в целом рождает спокойную уверенность, что здесь не будешь обделён в том, что для тебя жизненно важно. И если обществу не жалко давать человеку, то и человеку не жалко отдавать такому обществу.
P.S. Вчера я получил письмо из Пенсионного фонда России. Месяц назад я, как законопослушный гражданин, имел несчастье проинформировать российское консульство в Тель-Авиве о том, что нахожусь в живых: на предмет продолжения получения в России пенсии. Вчера пришло письмо, в котором мне сообщается, что я вообще должен был ещё до отъезда поставить Пенсионный фонд в известность об этом, а теперь с момента получения этого письма я в течение короткого времени должен в  Пенсионный фонд России лично! (из-за границы?) представить переведённые на русский язык и заверенные апостилем  документы об источнике моих здесь доходов. Иначе выработанную мной в России мизерную пенсию мне приостановят, а затем и вовсе прекратят выплачивать.
Как говорится в одной телепрограмме, "выводы делать только вам".
Для себя я сделал вывод такой: не хочу возвращаться в прошлое".