Кн. 1 том 4 часть 7 память

Дудко 3
В  ЗЕРКАЛЕ  ВРЕМЕНИ  -  «ВОДА  ЖИВАЯ»

Кадр из фильма «Роль», 2013 год. Сцена с арестом батюшки для режиссера личная. Его деда-священника репрессировали в 1937 году.

Журнал: № 1 (январь) 2014 Автор: Елена Миловидова Фотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 21 января 2014

Отрывки из её интервью с автором фильма «РОЛЬ» Константином Лопушанским.

Его авторские фильмы собрали свыше тридцати наград престижных кинофестивалей мира, но явно недооценены российской публикой. Он верующий человек, но сознательно не доводит своих героев до Церкви…

Какой зритель легко прочитывает «православный код» кинокартин Константина Лопушанского, почему он избегает декларативности в вопросах веры и о чем будет его новый фильм — в интервью, в нашем разговоре «по душам».

Второе рождение

— Константин Сергеевич, в сознании многих людей кино на религиозные темы ассоциируется с экранизацией библейских сюжетов или наличием в центре повествования героя — активного носителя веры. Судя по вашим картинам, у вас другое мнение?

— И да, и нет. Вера — это нечто глубоко интимное, то, что внутри человека. Поэтому, о чем бы ни был фильм, позиция автора не может не быть христианской, если он — христианин.

-------------------------------

— Есть свидетельства близких Тарковскому людей, что позже, в эмиграции, он регулярно посещал службы, а перед смертью причастился…

— Уверен, так оно и было...  И вот мой приятель, кинокритик Андрей Бессмертный повез меня к отцу Александру Меню в Новую Деревню под Москвой. А вокруг отца Александра евангелизация шла постоянно, несмотря на то, что он существовал в статусе диссидента. От той встречи у меня осталось очень глубокое впечатление. Такое глубокое, что через некоторое время я к нему приехал и сказал, что хочу креститься. Он назначил на 12 июня — а это мой день рождения. Я сказал ему об этом, а он в ответ: «Ну, очень хорошо, будет второе рождение»… Так началась моя духовная жизнь.

-------------------------------

— Вас называют режиссером-апокалиптиком. В «Письмах мертвого человека» показаны жалкие остатки человечества после ядерной катастрофы, в «Посетителе музея» — после экологической, в «Русской симфонии» происходит какой-то фантасмагорический Страшный суд на руинах советской империи. Откуда такое тяготение к эсхатологии?

— Почему мне это близко? В детстве, когда я жил у дедушки с бабушкой на Украине, рядом с домом был парк, в нем — подземное хранилище кинопленки. Местные ребята, играя, зажгли его. Вырвался страшный огненный взрыв, и огромный черный гриб поднялся над городом. Все решили, что вот оно, началось… Потому, что все подсознательно были уверены, что ядерного апокалипсиса не избежать, он будет рано или поздно… Мое поколение и люди чуть помоложе или постарше — все росли под страхом этой темы. Я не знаю человека, которому бы не снились в то время сны про атомную войну. Это висело в сознании и потом преломилось в «Письма мертвого человека». Но если взять шире — это ведь апокалиптические сны. Так что, наверное, время определило тему.

-------------------------

— Ваш новый, недавно вышедший на экран фильм «Роль» — об актере, который из эмиграции возвращается в Петроград 20 х годов, чтобы не на сцене, но в жизни, как того требовали модные идеи Серебряного века, сыграть красного комиссара, используя удивительное внешнее сходство. Играя роль до конца, он погибает. Что стоит за этой необычной судьбой?

— В картине звучит глубоко русская тема, потому что через актерство, через мастерство, которое дано этому герою, через чужую душу, войдя в нее, он познает катастрофу, произошедшую с Россией. О трагедии, разыгравшейся в России, в фильме говорится не только через героя, но и впрямую: показан арест священника Никольской церкви, в финале виден поруганный храм, на фоне которого герой уходит в степь… Эти образы понятны, но это скорее от меня, автора, в фильме присутствует, потому что история не об этом. Искать герою свой религиозный путь не надо, мы видим как он, решаясь на этот странный эксперимент, снимает крестик, оставляет его дома…

--------------------------------

— Сцена с арестом священника для вас личная?

— Да, мой дедушка по отцу — Тимофей Петрович Лопушанский — был священником. В 37 м году его арестовали и потом расстреляли…

-------------------------------

Беседовала Елена Миловидова
Aquaviva.ru


КНИГА 1  РОДОСЛОВНОЕ  ДРЕВО  СЕМЬИ   ДУДКО
ТОМ 4  ДЕТИ   АНАНИЯ   ИОННОВИЧА   ПОКРОВСКОВСКОГО  - ВЕНИДИКТ
ЧАСТЬ 7 ПАМЯТЬ

ПАМЯТЬ... Нет других слов, которыми можно было бы назвать завершающую часть этой Главы по другому.

Написав о терроре, находимся под впечатлением написанного.

Страшные года..  Несчастные люди, пострадавшие от террора…

Память им светлая, вечная!

А как назвать тех, кто творил этот ужас? Наверное – нелюдями…

Ни тех, ни других давно уже нет на этой нашей грешной земле.

А как же  в потусторонних мирах -  они продолжают свои кровавые разборки?

И души их, те, которые вернулись на землю – какие они? Они ходят и живут рядом с нами…

Одни – творят добро, другие, по прежнему – зло? Или в своём новом воскрешении они искупают прежние грехи?

Возможно ли это? Или всё-таки между добром и злом всегда царит равновесие?

Не оставляет чувство, что чего-то мы не договорили, не дописали…

Раздумывая над этими скорбными темами - перебираю снимки в интернете, набрав в «поиске» ключевые слова: - Террор …1937 год… Репрессии… Расстрел священников…

И вдруг замираю от неожиданности, увидев в окне компьютера застывший кадр из фильма «РОЛЬ»…

Вот же он передо мной - Венедикт. Он не молодой. В 1937 году ему уже было 67 лет.

Куда его ведут? Наверное, это ещё только момент ареста. Свидетелей на расстреле не бывало…

Смотрю на этот снимок. И мне страшно. И слёзы комом подкатили к горлу и не выливаясь, застилают свет перед глазами…

Опомнившись, я прочитала – кто на снимке?

И сам автор ответил мне словами, сказанными в интервью:

«О трагедии, разыгравшейся в России, в фильме говорится не только через героя, но и впрямую: показан арест священника Никольской церкви…»

Совпадение?

Это опять одно из маленьких чудес, которые свершаются, помогая мне писать воспоминания о прошлом, и не только – моём…

И я поняла, что смущало меня, чего не дописали мы в предыдущей части…

За громадой проблем всей России, за страданиями сотен тысяч пострадавших, мы потеряли нить и  не вспомнили про конкретно - нашего репрессированного и расстрелянного в 1937 году Венедикта Иоанновича Покровского.

Раньше, в этой Главе мы писали в основном только о наших прямых предках, да о сёлах и церквях, в которых они служили. И ничего не писали о других священниках.

Пожалуй правильно, если мы здесь сейчас поместим отрывок из статьи СЕРГЕЯ КОЛЫЧЕВА, к.и.н. – «БУЗУЛУКСКИЕ  ЕПИСКОПЫ»

 Бузулук
Декабрь 2011 года.


БУЗУЛУКСКИЕ  ЕПИСКОПЫ     РУССКАЯ  ПРАВОСЛАВНАЯ  ЦЕРКОВЬ

бузулукская-епархия.рф

Учреждение Святейшим Синодом Бузулукской епархии в Западном Оренбуржье обращает нас к истории XX века, когда в Бузулуке было викариатство, прекратившее свое существование (но не отмененное)  в ходе гонений на Русскую Православную Церковь в годы Советской власти.

Святые апостолы получили благодать Святого Духа, в день Пятидесятницы, когда Он в виде огненных языков сошел на учеников Христа. Проповедуя по всему известному им тогда миру, они оставляли в новых христианских общинах своих учеников, а на самых достойных из них возлагали руки, передавая полученную ими благодать, и назначали этих учеников епископами. После того, как апостолы завершили свой земной путь, для поставления нового иерарха назначаемо было собрание епископов, которые, также возлагая руки, принимали в свое сообщество новых собратьев.

Прошло уже две тысячи лет, но этот порядок, эта преемственность с апостольских времен осталась неизменной.

После образования Бузулукской крепости в 1736 году, приходы Бузулукского края подчинялись главному священнику Оренбургской экспедиции, а после Казанскому митрополиту, с 1799 года Оренбургскому и Уфимскому архиерею.

Когда же в 1851 году Бузулукский уезд вошел в состав Самарской губернии, то в церковно-административном отношении, все монастыри и приходы уезда стали относиться к Самарской епархии, которую возглавлял епископ Самарский и Ставропольский.

Ставрополем (городом Святого Креста) на Волге был город, который известен нам сегодня как Тольятти.

После событий 1917 года отношения государства и Церкви резко изменились.

С одной стороны, Церковь, освободившись от государственной опеки, которая осуществлялась через гражданского чиновника во главе Св. Синода, впервые после петровских преобразований избрала патриарха.

С другой стороны, богоборческая власть всеми мерами пыталась поставить Церковь вне закона, силовыми методами выводя ее из правового поля, проводя репрессии и провоцируя расколы.

Для православных людей начались практически апокалипсические времена.

Главный удар был направлен против архиереев. Нести архиерейское служение в те времена было смертельно опасно. Собственно гонения начались с епископата.

Первым священномучеником стал митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский), которого в 1918 году в Киево-Печерской Лавре жестоко убили красногвардейцы.

Бузулучане знали и любили митрополита Владимира, который бывал у нас в Бузулуке.

В 1891 году он был Самарским епископом и по своему положению встречался летом того же года на перроне бузулукского вокзала с будущим императором Николаем II, который возвращался из путешествия по Дальнему Востоку. Надо сказать, это была их первая встреча.

27 февраля 1898 года в связи с назначением экзарха Грузии, Высокопреосвященнейшего Владимира митрополитом Московским, общество г. Бузулука в лице своих представителей – уездного предводителя дворянства, председателя уездной земской управы, соборного протоиерея, городского головы – направило экзарху в Тифлис поздравительную телеграмму (Самарская газета 1898 год, 6 марта) Самарская губерния. День за днем… (1896-1900 гг.). Хроника событий. Стр. 67.

Митрополит Владимир был почетным председателем Поместного Собора РПЦ, проходившего в Москве в 1917-1918 гг., при его непосредственном участии принимались важнейшие решения.

2 (15) апреля 1918 года Собор вынес «Определение о викарных епископах». Его принципиальная новизна заключалась в том, что в ведение викарных епископов предполагалось выделить части епархии и установить для них местопребывание в городах, по которым они титуловались. Издание этого «Определения» было продиктовано насущной потребностью в увеличении числа епархий и мыслилось как первый шаг в этом направлении.

Так что исторические решения Св. Синода от 2011 года отнюдь не новы. Таким образом, появилось и Бузулукское викариатство.

Но по тому грозному времени наш первый епископ Павел (Гальковский, 1864-1937 гг.) прибыл в Бузулук только в 1921 году. Как раз во времена страшного голода в Поволжье…

Что представлял собой Бузулукский уезд к 1921 году? Это была большая территория с центром в городе Бузулуке.

В исторических границах уезда современные Бузулукский, Грачевский, Курманаевский, Красногвардейский, Тоцкий, Сорочинский, Новосергиевский районы Оренбуржья, а также Богатовский, Борский, Алексеевский и Нефтегорский районы Самарской области.

В уездном городе действовало пять приходских храмов (и три монастырских), а на сельской территории – более 200 церквей.

Монастырская жизнь протекала в пяти монастырях, которые были известны далеко за пределами губернии.

После прихода к власти большевиков на Церковь начались гонения. Было убито несколько священников: в 1918 году «отличились» командиры и бойцы Чапаевской дивизии, которые расправились со священником села Борского (в совр. Самарской области) и священником села Логачевка (в совр. Тоцком районе).

У монастырей реквизировались земли, имущество и т.д. Ситуация была крайне напряженной.

Хиротония (возведение в сан) Павла (Гальковского) состоялась 18 июля 1921 г.
До прибытия в 1922 г. в Самарскую епархию архиепископа Анатолия (Грисюка), он временно управлял ею.

По решению ОГПУ 24 февр. 1923 г. епископ Павел был выслан из губернии, но оставался Бузулукским викарием до 15 сент. 1923 г.

Осенью 1927 г., то есть спустя четыре года, на Бузулукскую кафедру был назначен епископ Сергий (Никольский), возглавлявший викариатство до сент. 1929 г., то есть до времени своего ареста.

В 1930 г. на кафедру по возвращении из ссылки в Казахстане был назначен епископ Митрофан (Поликарпов), но в управление ею не вступил.

В том же 1930 г. в Бузулук был назначен епископ Сергий (Куминский), который был арестован 23 ноября и в 1931-1934 гг. пребывал в ссылке в Северном крае, а по возвращении возглавлял викариатство до 5 декабря 1934 г.

После 1934 г. епископы на Бузулукскую кафедру не назначались, а вскоре Бузулук и район были переведены в административный состав Чкаловской области и, соответственно, епархии.

Такова вкратце история викариатства.

В 1937 году расстреляли многих из оставшихся в живых верных членов Церкви.
Их выискивали везде: на свободе, в лагерях и тюрьмах, в подпольных монастырях.

В Бузулуке было уничтожено больше сотни церковнослужителей, которые попали в поле зрения НКВД, среди них и слепой старец Максим.

В Бузулуке была закрыта последняя церковь. Впервые за двести лет истории города в нем не совершалось официальных богослужений. И тогда в условии строжайшей конспирации в частных домах и квартирах стали проводиться тайные службы.

Но, как бы это не звучало парадоксально, общую ситуацию это уже не смогло изменить.

В том же 1937 году в СССР была проведена Всесоюзная перепись населения.

По личному указанию Сталина туда была введена графа о вероисповедании. Результаты переписи оказались ошеломляющими: около 2/3 населения страны назвали себя верующими людьми. Самый высокий процент верующих был отмечен среди грамотных людей.

В 1943 году Сталин разрешил провести выборы Патриарха, в стране открывались церкви. Переживая величайшее испытание Отечественной войной, люди потянулись в храмы.

В Бузулуке при активном участии Оренбургского епископа Мануила (Лемешевского, †1968, на Оренбургской кафедре был в 1945-1948 гг.) была открыта Петропавловская церковь, где начал свое первоначальное церковное служение пономарем будущий митрополит Иоанн (Снычев, †1995).

Епископы вместе со священнослужителями и народом выстояли в кровавых гонениях. Большинство православных архиереев было расстреляно, но ценой своей крови они сумели передать преемство апостольской благодати, что в конечном итоге послужило возрождению Русской Православной Церкви в конце XX века.

Свою лепту в это возрождение внесли и Бузулукские епископы. Все они в трагическое для Церкви время были призваны на епископское служение и оказались достойными этого выбора.

Напомню их имена: Павел (Гальковский), Сергий (Никольский) и Сергий (Куминский).

А мы добавляем сюда имена наших любимых предков – ВНЕДИКТА и НИКОЛАЯ, разделивших участь сотен других расстрелянных в Бузулуке священников.

Семьи их считались – роднёй врагов народа и несли на себе всю тяжесть этого «клейма».
 
После реабилитации погибшиеони были причислены к новомученикам и исповедникам Русской Православной церкви ХХ века.

Владимир Николаевич Покровский – внук Константина Ананьевича Покровского  на свой запрос о двоюродном деде – Венедикте Ананьевиче Покровском получил следующий ответ…

Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
(с) Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт (с) Братство во Имя Всемилостивого Спаса

Покровский Венедикт Ананьевич
Год рождения 1870
День рождения 7
Месяц рождения 3

Место рождения Самарская губ., Бугурусланский у., с. Стюхино
священник.

Родился в семье священника Анания Ивановича Покровского (1843–1903 гг.) и его жены Евгении Матвеевны, урожденной Зефировой (1849-ок.1909гг.), дочери священника.

В их семье, кроме Венедикта, были дети: Николай (1872г.р.), Константин (1874–1912 гг.),
Антонина (1875 г.р.), Алексей (1879 г.р.), Александра (1882 г.р.), Григорий (1885 г.р.).

Николай и Константин, как и Венедикт,  стали священниками

Родство
брат священника
Покровский Николай Ананьевич

ВЕНЕДИКТ

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ[до 1892г.] [1892-1893гг.] [1893-1937гг.]
Образование
Бугурусланское духовное училище
Год поступления 1880
Год окончания 1884

В 1884г. после окончания четвертого класса духовного училища в числе лучших
учеников был переведен в первый класс Самарской Духовной Семинарии

Самарская Духовная Семинария
Год поступления 1884
Год окончания 1891
Окончил полный курс Духовной Семинарии по второму разряду

Служение
Самарская губ., Бугурусланский у., с.Исаково
Должность псаломщик
Год начала 1891
День начала 23
Месяц начала 7
Год окончания 1892

Женился на Екатерине Дмитриевне (родилась 2 ноября 1873г.)

Рукоположение
диакон
1892
День 10
Месяц 9

Служение
Самарская губ., Самарский у., с. Хилково
диакон
Год начала 1892
День начала 10
Месяц начала 9
Год окончания 1893
Месяц окончания 2

Рукоположение
священник
1893
День 28
Месяц 2
Кто рукоположил - епископ Самарский и Ставропольский Гурий
Был рукоположен во священника к Николаевской церкви слоб. Нижняя Кармалка

Служение
Самарская губ., Бугульминский у., слоб. Нижняя Кармалка, Николаевская церковь
священник
Год начала 1893
День начала 28
Месяц начала 2
Год окончания 1898
День окончания 14
Месяц окончания 6

Самарская губ., Бузулукский у., с. Кандауровка, Николаевская церковь
священник
Год начала 1898
День начала 15
Месяц начала 6

В 1909 г. у о. Венедикта и матушки Екатерины было трое детей:
Антонина (родилась 25.05.1893г.), Лидия (родилась 12.01.1897г.), Николай (родился 05.09.1898 г.)

Места проживания
Самарская губ., Бузулукский у. (Оренбургская о., Курманаевский р.), с. Кандауровка
Год начала 1898
Год окончания 1937

На момент ареста в 1937г. в церкви не служил, занимался сельским хозяйством

Награды
скуфья фиолетового цвета
Год награждения 1901
День 6
Месяц 2
Был награжден за весьма хорошее поведение и ревностную службу

Аресты
Оренбургская о., Курманаевский р., с. Кандауровка
Год ареста 1937

Осуждения
тройка при УНКВД по Оренбургской обл.
27/08/1937
Приговор = высшая мера наказания — расстрел

Кончина
1937
расстрел

Реабилитация
Дата 1989 08 01
Кем реабилитирован Оренбургский облсуд
По году репрессий 1937

Публикации
http://www.pokrov20.narod.ru (cайт Владимира Николаевича Покровского).

Заявители
Покровский Владимир Николаевич
внучатный  племянник.
(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ

--------------------------------------

Где-то живут внуки и правнуки ВЕНЕДИКТА АНАНЬЕВИЧА ПОКРОВСКОГО.
Может быть, они прочитают наши воспоминания о своём отце, деде и прадеде и тоже подадут нам весточку.

Ведь семья его жила в Бузулуке.

Нашла же нас совсем недавно родственница по лини Николая  Ананьевича, проживающая в Бузулуке.

Так что – будем ждать…

А поминать наших предков будем не только в положенные дни.

Они всегда будут жить в нашей памяти…

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ