16. Кронштадт, Гельсингфорс, далее - везде

Валерий Горелик
Если бы восстание против самодержавия не поднял петроградский гарнизон, его вполне могли бы совершить моряки Балтийского флота. Генерал-губернатор Кронштадта адмирал Р.Н.Вирен в сентябре 1916 года докладывал в Главный морской штаб: "Достаточно одного толчка из Петрограда, и Кронштадт вместе с судами, находящимися сейчас в кронштадтском порту, выступит против меня, офицерства, правительства, кого хотите. Крепость - форменный пороховой погреб, в котором догорает фитиль - через минуту раздастся взрыв. Мы судим, уличенных ссылаем, расстреливаем их, но это не достигает цели. 80 тысяч под суд не отдашь."

Вирен не ошибся. Командование Кронштадтского порта старательно скрывало информацию о Петроградском восстании. В Кронштадте слышали выстрелы со стороны Ораниенбаума, но причины этого переполоха никто не понимал. Тем не менее, 28 февраля первые питерские издания с описанием восстания попали на остров Котлин.

После коротких дискуссий в кубриках и казармах гарнизон Кронштадта заявил о поддержке восставшего Петрограда. Сначала на улицы вышел Первый Балтийский флотский экипаж. К нему присоединился Второй крепостной артиллерийский полк вместе с командиром. Если в Петрограде основные события начались утром, то в Кронштадте гарнизон выступил в ночь на 1 марта. По темным улицам маршировали колонны с оркестрами, исполнявшими "Марсельезу".

Утром дошла очередь до адмирала Вирена. Генерал-губернатора встретила возле его дома толпа матросов. Вирена повели на Якорную площадь, где он был расстрелян, несмотря на мольбы о пощаде. Там же был убит начальник штаба Кронштадтского порта контр-адмирал А.Г.Бутаков, сын знаменитого адмирала Г.И.Бутакова. Смерть ждала командиров 1-го и 2-го Балтийских флотских экипажей Стронского и Гирса. Всего в Кронштадте матросы расправились с 24 морскими и 12 сухопутными офицерами. Кроме них, 4 офицера покончили с собой и 11 человек пропало без вести. Командующим морскими силами Кронштадта стал старший лейтенант П.Н.Ламанов.

Но Балтийский флот не был привязан к одной, пусть даже и легендарной базе. Главные силы флота были сосредоточены в районе Гельсингфорса и Ревеля, где располагались 1-я и 2-я бригады линкоров, 2-я бригада крейсеров. Командующий Балтийским флотом адмирал А.И.Непенин, находившийся в Гельсингфорсе, делал все возможное, чтобы скрыть от матросов сведения о событиях в Петрограде, надеясь предотвратить восстание в Финляндии. Но так долго продолжаться не могло.

3 марта о революции стало известно в Гельсингфорсе и на кораблях. Матросам потребовалась совсем немного времени, чтобы решить вопрос о восстании. В 20.00 по сигналу боевой тревоги матросы линкора "Император Павел I" выбежали на палубу и захватили корабль, убив сопротивлявшихся офицеров. Одновременно был захвачен линкор "Андрей Первозванный". Командир линкора "Гангут" капитан 1 ранга П.П.Палецкий поспешил заявить о поддержке Временного правительства и Петроградского совета. На большинстве кораблей были подняты красные флаги и зажжены красные огни на клотиках.

Адмирал Непенин сообщил о признании Временного правительства, но это его не спасло. Штаб командующего флотом получил телефонограмму с линкора "Император Павел I": "Все команды судов, потерявшие к вам доверие, требуют временного прекращения издания ваших приказов и телефонограмм, которые будут только ухудшать создавшееся положение. У команды временно организуется комитет, который и будет управлять впредь до установления полного порядка". Непенин попробовал возражать, но был арестован и при выходе с территории Гельсингфорсского порта застрелен. Освободившийся пост командующего флотом занял вице-адмирал А.С.Максимов.

Восстания произошли также на кораблях, стоявших в Ревеле, Або, Аренсбурге, а также на береговых батареях. Балтийский флот перестал подчиняться отрёкшемуся царю. Обычно после смены власти военные быстро подчиняются новому правительству. Балтийский флот в 1917 году превратился в морскую республику, которая признавала произошедшие перемены, но подчинялась далеко не всегда.

                Список литературы.

1. И.Ф.Цветков, Д.А.Бажанов. Дредноуты Балтики. 1914–1922 гг. Самара. ИСТФЛОТ. 2009. 200 с.

2. М.А.Елизаров. Причины левого экстремизма на флоте в период революционных событий 1917 года и Гражданской войны. СПб. Издание СПб ВМИ. 2001.

3. М.А.Елизаров. Левый экстремизм на флоте в период революции 1917 года и гражданской войны: февраль 1917 - март 1921 гг. Диссертация. СПб. 2007.

4. М.А.Елизаров. Убийства флотских офицеров в период февральской революции 1917 г. Военно-исторический журнал. 2014. № 5.

5. В.В.Никулин. "Революционная стихия": массовое девиантное поведение в российских революциях 1917 года. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и  искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов. Грамота. 2016. № 8 (70). C. 154.

6. Н.А.Монастырев. Гибель царского флота. СПб. Облик. 1995. 128 с.

7. С.Ф.Найда. Революционное движение в царском флоте. М.-Л. 1948. С. 576.

8. В.Пошехов. Ночь на 1-е марта 1917 г. в Кронштадте. Красный балтиец. 1920. № 1. С. 33.

9. Кронштадтский совет в 1917 году. Протоколы и постановления. Т. 1. Март-июнь. (Опыт подготовки документальной публикации). СПб. 2017.

10. Ф.Ф.Раскольников. Кронштадт и Питер в 1917 году. Второе издание. М. Политиздат. 1990. 319 с.

11. Д.А.Бажанов. Судовые комитеты как институт власти весной-осенью 1917 года (на материале 1-й бригады линейных кораблей Балтийского флота). Известия Уральского федерального университета. Т. 85. 2010, № 6-2, с. 300-308.

12. Б.П.Дудоров. Адмирал Непенин. СПб. "Облик", "Вита". 1993. 280 с.