Аутогенная тренировка и культурно-исторический мет

Николай Бойков
Рассуждение о началах и первоначале как философской категории бытия является самым продуктивным и необходимым для любой области человеческой жизни. От рассуждений о началах появляются научные методы, такие как культурологический, исторический и культурно-исторический, что связано в данном тексте с последующим рассуждением о такой тренировке души, духа и тела как аутогенная тренировка.

Исторический метод можно рассматривать отдельно от культурологического. Исторический метод определяет актуальное начало культурного или иного явления и прослеживает его развитие во времени. В биологии важно также правильно применить это метод прослеживания природного явления от начала до его смерти, называя его  эволюцией. Но для эволюционного исследования берется уже сформировавшееся явление или вид, которое имеет начало как бы в себе и оно берет начало в другом виде. Дарвин занимался именно таким исследованием изменчивости видов. Появляется новый вид – появляется новое название и новое начало, хотя для природы оно совсем не новое явление и не первоначало.

При культурно-историческом подходе к изучению первоначала человека род и вид человеческий принимается в бытии как факт. Он появляется по воле божьей или в ходе эволюции от близкого вида, а потом как бы происходит развитие от первобытного состояния к современной жизни. Священные писания  придерживаются в описании человеческого общества исторического метода, представляя развитие от простого к сложному. Культурологический метод в поиске начал отличается от исторического. Этот метод предполагает, что человеческая культура подобна природному существованию, которое можно уподобить круговому вращению.  Смена времен года, круговое вращение стихий, которые существовали всегда и такими же были в самом начале. Узнав то , какой является природа сама по себе сейчас, можно познать какой она была в самом начале.  Исторический метод представлен очень просто в Библии, в которой описывается развитие мира и явлений от  зарождения до возможного конца. То есть исторический метод в отличии от культурологического линейный, а не вечно-возвратный. Для познания всего сущего и рассмотрения явлений со всех сторон нужно совместить два метода в один культурно-исторический метод. Чтобы представить как работает этот метод можно обратиться к вечным книгам Библии. К Ветхому Завету мы обращались, чтобы представить зачатки исторического метода отдельно от культурологического, теперь стоит обратить внимание на некоторые положения Нового Завета. Старозаветным положениям о мщении Новый Завет противопоставил христианские заповеди о любви к ближнему, о неприятии прелюбодеяния и неприкосновенности чужого и т.д. Но все эти кодексы человеческого бытия были и до появления новозаветных заповедей. Только в Новом Завете человека призывает не просто возлюбить ближнего, что находится рядом, но возлюбить человека самого по себе и относиться к нему так, как хотели бы, чтобы он относился к вам. Это положение соотносится с ветхозаветной заповедью «не убий» и дополняется новозаветным призывом «возлюби». Христианская культура и цивилизация шагнула далеко вперед благодаря такому прогрессивному призыву: возлюбить ближнего, который находиться рядом, как самого себя. Но бывают такие люди и моменты в их жизни, когда они не просто не любят, а ненавидят себя больше всего на свете, отчего и ближнего могут возлюбить такой же ненавистью. Преодолеть этот парадокс не удалось в иудейской и в христианской культуре. Культурно-исторический метод предполагает, что можно найти выход и дополнение к ветхозаветным и новозаветным положениям.

Это уже будет гуманитарный, научный подход к взаимоотношениям между людьми. То есть сейчас пишется новый завет с помощью нового культурно-исторического метода. Этот метод применим и при рассмотрении других положений ветхого и нового заветов. Если в ветхом завете призывают не желать жены ближнего, то Христос призывал не прелюбодействовать в своей душе, то есть даже не воображать отношения с чужой женой, а лучше вообще не вступать в какие – либо отношения, которые могут затронуть половую сферу другого человека. Во что вылилось христианское толкование половой любви в современном глобальном мире всем хорошо известно. Либо полное воздержание, либо разврат духовный и физический. Призыв христиан к всеобщему равенству и отрицанию воровства породили коммунистические и социалистические теории, которые так и остались на бумаге, так как не до конца были поняты и исполнены первые христианские заповеди. Все следующие за первыми заповеди можно осуществить при помощи такой физической, духовной и психологической тренировки как аутогенная.

Речь о ней и тем, что с ней связано , пойдет ниже.
 
Врачебная специальность существует также давно, как и многие другие древние профессии, такие , как охотник или земледелец. Люди, помогающие другим , часто обожествлялись, так как они помогали избавиться от боли, что было под силу божественной силе в природе. Сразу же первые врачи и жрецы стали вырабатывать методы лечения, инструменты для хирургического вмешательства и изготавливать лекарства для облегчения болезненного состояния пациентов. Для облегчения страданий нужны были всё новые и новые средства и инструменты. Схожие случаи лечения похожих болезней записывали. Кто обладал медицинскими знаниями и имел опыт применения лекарств, умел делать операции с помощью инструментов, тот назывался врачевателем.

Врачи начали понимать, что тело другого человека может вылечить как инородные средства, так и воздействие того же тела на себя, ибо врачеватели могли лечить себя. Лечили себя не только с помощью внешних средств и инструментов, но и внушением позитивных мыслей. Если нужно было расслабить или анестезировать тело другого или свое применяли чаще всего словесные формулы. Язык был подсобным терапевтическим средством облегчения боли. Проще всего было внушить другому нужное отношение к своему телу со стороны врача. Многие верили в существование божественного вне своего тела и ожидали спасения со стороны. Многие не знали слова внушения для воздействия на свое тело. Тут необходимы были помощники со стороны. Ими были врачеватели, чья жизнь проходила около врачебных инструментов. Многие врачи прославились как философы, так как могли творить лечебные чудеса, но и обосновывали существование мира в целом, рассказывая о своей концепции всем и в первую очередь своим детям и ученикам. Врачебное искусство передавалось по наследству , через обучение и лечебную практику. С первых дней обучения врачеванию ученикам внушалось, что тело может быть восстановлено в нормальное состояние как с внешней помощью, так как и с помощью самого этого тела. Для этого нужно знать особую методику врачевания и познания себя. Вначале нужно было познать себя, а потом сравнить с другим. Поняв себя, можно было узнать как устроен весь мир. Древние врачи так и говорили: познай себя и ты познаешь Вселенную. Познание себя и Вселенной проходило всю жизнь. В то же время познающие философы занимались врачеванием других , лечили своих коллег и своё тело. Лечение своего тела греки называли аутолечение. То есть, так называемая аутогенная тренировка тела практиковалась и в древности, но ей занимались чаще только сами врачи . Они лечили сами себя с помощью словесных воздействий и внушений, считая, что нужно очистить душу, дух, чтобы очистилось тело. Врачи могли облегчить внушением другому и себе боль, могли ее и усилить, могли усилить частоту пульса и дыхания, создать внушением бодрость духа и придать телу усталость. Самовнушение мало отличается от воздействия на психику другого. И этим стали пользоваться психотерапевты.

Считается , что первым стал широко практиковать аутогенную тренировку немецкий врач Иоганн Генрих Шульц. Он разработал методику и комплекс специальных упражнений для лечения неврозов. Для профилактики и лечения тела использовалось само тело практикующего аутогенную тренировку. В книге «Аутогенная тренировка» Шульц в 1908 году представляет свой метод аутогенной тренировки, с помощью которого практикующий может регулировать дыхание и изменять напряженность мускулатуры, что прямо влияет на кровоток и режим работы сердца, других органов тела. С помощью языка, сознательного внушения можно увеличить кровоток в той или иной части тела, а значит поднять температуру этой части или расслабить ее. С помощью расслабления мышц и организма в целом можно регулировать физиологические процессы. Такими же практиками занимались древние терапевты, религиозные деятели Ближнего и Дальнего Востока. Аутогенные практики применялись не только для регулирования физиологических функций организма и устранения неврозов, но и для укрепления воли, улучшения душевного состояния. Аутогенная тренировка помогает  в саморегуляции психофизиологических и вегетативных функций тренированного организма. Такая тренировка как часть общего тренировочного процесса применяется спортсменами, педагогами , инженерами и актерами. Специалисты разных профессий могут употреблять разные методы и способы повышения своего опыта. Аутогенная тренировка является одним из методов для подстройки тела для правильного выполнения той или иной работы, исполнения необходимых трудовых движений, будут ли эти действия слаженными с коллективным и общественным развитием или с работой машин и механизмов. В самом начале общественной эволюции телам необходимы была гармоничная связь с другими телами и со всем социумом, потом стали появляться всё более сложные механизмы и машины, для связи с которыми стали необходимы новые навыки. Эти навыки вырабатывались постепенно с помощью обучения и опытным  взаимодействием с этими машинами. Есть большая разница во взаимодействии тела с другими телами: с живыми телами нужна одна подстройка, а с неживыми - другая. При аутогенной психофизиологической тренировке происходит подстройка организма к изменяющейся окружающейся обстановке.

Аутогенная тренировка схожа с восточными практиками самоисцеления души и тела. Другого человечество пока ничего не придумало, хотя нарождается комплекс мер по спасению духовной основы человека на основе взаимодействий тела с многочисленными электронными машинами и иной техникой оздоровления. Человечество пробует разные возможности продления жизни и психологического очищения .