Часть Четвёртая, Нижний Новгород

Константин Жибуртович
Я, конечно, понимаю (как в известном анекдоте про туризм и эмиграцию) что невозможно составить полное и, тем более, объективное впечатление о городах и посёлках, где я побывал с 4 по 7 сентября со стоянкой не более пяти часов. Посему, ниже - нечто вроде субъективных заметок расслабленного путешественника "с корабля на бал". На какую-либо "истину" мои мысли не претендуют и каждый (даже в точности проплыв-пройдя-проехав по моим маршрутам) увидит всё иначе. Быть может, единственное, что оправдывает эти заметки в глазах читателя - любовь автора к родному Поволжью во всём его разнообразии - культурном, архитектурном, географическом и этническом - в том числе.



***


НИЖНИЙ НОВГОРОД


Нижний Новгород (утром 6 сентября) стал крайней точкой нашего сентябрьского путешествия (Свияжск и Макарьевск мы проплывали в ночное время и заглянули туда уже на обратном пути).

В своих предыдущих заметках я вольно использовал эпитет БГ "Господин Великий Новгород", адресовав его нижегородцам, а не новгородчанам. А родился он сразу после часового паломничества близ древних стен и внутри нижегородского Кремля. А затем укрепился в сознании уже после прекрасной экскурсии с филологом и басистом Дмитрием Смирновым.

Нижний Новгород, как известно, располагается в живописном месте на стрелке слияния Волги и Оки, разделяясь на две части - Нагорную и Заречную. Конечно, почти все туристические маршруты проходят по исторической части города - Кремль, Чкаловская Лестница, Арбат, площадь Минина и Пожарского, Невский Собор.

Уже с первых секунд на суше, невзирая на отсутствие Речного Вокзала (кроме Самары я его нигде так и не встретил) и сомнительную "набережную", я беззвучно радуюсь, что стоянка здесь (как и в Казани) - рекордные для теплохода 5 часов. Это очень древний град, что я чую моментально ещё без каких-либо доказательств.

Моя супруга здесь уже в третий раз и прекрасный проводник - во всяком случае, до появления истинного лицензированного гида :)

- По Чкаловской Лестнице в Кремль не пойдём - заговорщически произносит она - проникнем туда через боковой вход правее. Я молча киваю. Вообще, все 5 часов экскурсии по Нижнему мне хочется помалкивать, рассматривать, внимать и вставлять лишь отдельные реплики.

Минуя памятник Петру Великому с указом об основании Нижегородской Губернии, мы вскоре поднимаемся по узкой лесенке всё выше и выше. Даже моросящий дождичек дополняет колорит этого утра. У древних стен я ахаю и трогаю рукой поросший 500-летним мхом памятник русского зодчества.

Конечно, я никоим образом не знаток и не ценитель архитектуры, в отличие от одного из моих дедушек. Сужу о ней по плосковатой шкале "нравится/не нравится". И, тем не менее... Казанский Кремль с идеально выбеленными стенами напоминает слегка бутафорское строение, эдакий памятник культуры со стилизацией под старину. Кремль московский с раннего детства меня не трогал - абсолютно. А тут всё - настоящее. Подлинное.*** Я уже не хоббит, покинувший свой Шир ради свежих ощущений. Тут я - потомок Арагорна, явившийся на Совет у Гэндальфа. Кажется, вот-вот наткнёшься на утренний патруль, который спросит заветный пароль. Oh, My God! Мне впервые хочется взяться за исторический роман-беллетристику, подобно любимому с детства Сабатини. Скоро начну проповедовать об Империи :)

Только сейчас замечаю, на какую головокружительную высоту мы поднялись по узкой лесенке. Панорамы города от стен Кремля изумительны. Фото на память. Потом - ещё одно. "Потомок Арагорна" на фоне красот внизу вдохновлён не меньше, нежели когда получается стих или рассказ.

- За 500 с лишним лет Кремль так никто и не взял - отмечает чуть позже Дима Смирнов.

Ещё бы! Возьмёшь такую махину... Низкорослым татарам, степному народу, надо взбираться по лестнице на стены, откуда сыплются камни, летят стрелы и льётся раскалённая смола. Взять можно только на измор - реформами и санкциями :)

Час спустя, слегка ошарашенный от исторического паломничества, возвращаюсь к цивилизации - выхожу на площадь Минина и Пожарского. Потом мы гуляем по Арбату, где я радостно присаживаюсь рядом с Евгением Евстигнеевым и пристаю к кокетке, вечно глядящей в зеркало. Небольшое чаепитие - и в конце Арбата нас подбирает подлинный проводник, Дмитрий Смирнов. У него - чёткий и внятный столичный прононс :) Мы, самарцы, любим неспешный говор с растягиванием окончаний :)

С появлением Дмитрия набор затёртых банальностей из репертуара экскурсоводов (взгляните на... а теперь пройдём к... памятник установлен в честь...) упраздняется. Только коренной житель (да ещё с авто) способен показать те места, которые не посетит ни одна теплоходная экскурсия. Тем паче - рассказать о них. А в улочках, площадях и достопримечательностях города Дмитрий ориентируется лучше, чем я - в дискографии Маккартни :)

В Нижнем достаточно много (по моим ощущениям) исторических названий улиц, не тронутых революционными переименованиями. Никаких "пионерской", "комсомольской" и "коммунистической". Как и в исторической части Самары, вижу множество уникальных зданий - например, дворянские и купеческие строения вековой давности. 

- Город "синих заборов" - слегка усмехается Дима. - Повсюду - хозяйственно-имущественные споры за землю. Речной Вокзал продан ещё в середине 90-х и от него осталось лишь название. А вот - экспозиция "Жюль Верн" в честь обанкротившегося жилого комплекса. Фирма - канула, а классик - остался :)

Мы едем в каком-то сомнительном месте посреди хибар - и вдруг попадаем на изумительную панораму. Волга, Ока, нижегородские мосты и Заречная часть города - как на ладони.

- Сладкий кусочек для риэлторов и застройщиков. Но в каждой хибаре прописано по сто человек - улыбается Дима.

Самару называют "городом контрастов" оттого, что рядом с Макдоналдсом на улице Полевой наталкиваешься на деревянную избушку и колонку с водой во дворе. Но (по мне) - подлинные контрасты - именно в Нижнем. Проехав по узкой дореволюционной улочке, вскоре попадаешь на шикарный проспект. А потом переносишься в Кремль времён ополченцев Минина и Пожарского. И снова - к благам цивилизации. Кстати, нижегородский стадион в живописнейшем месте тоже (как и самарская арена) безбожно отстаёт по срокам сдачи в эксплуатацию. Но в городе никого эта красота особо не радует: здесь нет команды уровня премьер-лиги и поддержание сего роскошества после Мундиаля-2018 будет обходиться нижегородцам один миллион рублей в сутки. Я уже экономлю эмоции на личное удивление. Молчу и пишу всё увиденное на жёсткий диск памяти :)

В самом конце экскурсии посещаем т.н. "нижегородский пляж" близ волнореза. Это, пожалуй, единственное разочарование от местного колорита - площадь катастрофически мала, пространство не слишком ухожено, а местная "набережная" вызывает у меня ироничную улыбку - даже с учётом всех грядущих реконструкций. Тут я впервые (за почти 5 часов) хочу в Самару. У нас многокилометровый пляж от Речного Вокзала до Кинапа, усыпанный девушками в купальниках и частично - бикини :)

К полудню дождь прекращается, а на карту приходят, наконец, отпускные. В отличие от Казани, здесь no problem с безналичным расчётом и магазинами близ пристани.

До свидания, Господин Великий Новгород. Именно так...



Примечание***

Впрочем, каждый видит то, что пожелает. Один из туристов описал мне Кремль так: заплесневелые стены, внутри которых злые тётки торгуют пирожками и сувенирами :)


На фото: рок-н-ролльно-филологическое братство с лучшим гидом по Нижнему Дмитрием Смирновым