Вера и религия

Геннадий Константинов
Понятие «вера» в подавляющем большинстве случаев ассоциируется людьми с верой в высшие силы, на самом деле оно куда более емко. Вера, это становой хребет любого сознательного существа. Будь ты атеист, буддист или просто человек, не обремененный социальным клеймом, каждый твой осмысленный шаг планируется и приводится в жизнь исключительно на основе веры. «Пойду в магазин, куплю пельменей и устрою себе праздник живота» - размышляет некий человек. Гарантии, что он выполнит свою немудрящую задумку, никакой. Нет гарантии, что этот человек на первом же шаге не растянет связки и идти никуда не сможет. Нет гарантии, что в доме не отключат газ, электричество или того хуже, не начнется пожар и тогда уже будет не до пельменей.

Все то, что человек думает и делает, нанизывается на веру, причем на веру в положительный результат, который он полагает добром. В конечном итоге так оно и есть, вера ведет к единственному результату - к любви, не смотря на то, что дорога порой бывает тернистой, извилистой, почти непроходимой. Вера всеобъемлюща, огромна и самостоятельна, ей не нужны подпорки в виде демонстраций, величественных строений или любой другой поддержки. Не обязательно даже знать, что она есть на белом свете, это не мешает ей поселиться в голове каждого мыслящего существа.

С религией все обстоит с точностью до наоборот. Религии придумали люди. Основная цель любой религии держать своих адептов в повиновении. Инструментом здесь выступает страх – нарушил некое религиозное правило, значит все, крах всем надеждам на комфорт в загробной жизни или в следующем воплощении. Как там, у В. С. Высоцкого – … родишься баобабом,  и будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь.
Религиозному человеку постоянно приходится бороться за стяжание божьей милости, однако религиозные правила устроены так, что как ни бейся, а все равно остаешься виноват. Любая религия рассыпается, если убрать из нее понятие вины.

 Справедливости ради необходимо отметить, что религиозные кодексы зиждутся на высоких духовных идеалах и некоторая часть прихожан, приблизившись к ним, стремится сделать их повседневной нормой жизни. Такое стремление, само по себе, является подвижничеством, а люди праведниками, сама же  религия, институт государства (чтобы там не говорили о самостоятельности церкви), высокие духовные заветы она только декларирует, а поступает, так как этого требует ситуация. Помнится у Гашека, ксендзы противоборствующих сторон проводили молебны одному и тому же богу о ниспослании победы над противником. Религии необходим антураж, отсюда величественные храмы, торжественные обряды и завораживающие действа. Вера и религия очень тесно переплетены друг с другом, но это не мешает им быть понятиями очень разного порядка.