Иерусалимская пророчица Олдама (известна также и под именем Хулда или Хульда) — библейский персонаж времени правления царя Иосии (649–609 гг. до Рождества Христова). Она — современница других известных пророков Иеремии и Софония. Согласно израильским источникам, Олдама (Хулда) была известной и любимой в народе пророчицей. В Православной церкви Олдама почитается как "праматарь", и ее память совершается 10/23 апреля. Олдама (Хулда) погребена в Иерусалиме, однако относительно точного места ее захоронения существуют разные мнения. По одной из версий, изложенной в книге "Седер hа Дорот 3280" ("Хроника поколений"), местом ее захоронения была Масличная гора. Здесь это могла быть глубокая пещера, расположенная у древней часовни Вознесения и на территории, примыкающей к мечети Рабин аль-Аадвия. В этой же пещере, где по преданию, значительно позже– в IV столетии была погребена преподобная Пелагия Антиохийская. Ныне эта пещера очень перестроена, и, вероятно, ее формы и глубина в ветхозаветные времена были совершенно другими. Имеются сведения о том, что эта пещера во времена пророчицы вела в сторону Кедронской долины.
Согласно израильским источникам, Олдама (Хулда) была известной и любимой в народе пророчицей. Существует и другая версия раввинов о месте ее захоронения. При жизни пророчица Олдама (Хулда) пользовалась уважением в народе, поэтому после смерти её удостоили чести погребения рядом с Храмовой горой, в стенах самого Иерусалима. Память о пророчице сохранилась в названии одних из храмовых ворот Иерусалима — «Ворота Хулды». Ныне их фрагменты находятся в Мусульманском квартале Старого города. Некогда через эти ворота паломники входили во двор Храма. Именно возле них под пальмой якобы и любила сидеть пророчица. По другому преданию, пророчица принимала людей в особом пределе Храма, который стали называть «предел Хулды». Бог избрал Олдаму (Хулду), чтобы через нее сообщать людям Свою волю. Ее пророчество было совсем не ремеслом, а даром Божиим. Она была удостоена этого дара в заслугу дел милосердия, совершаемых ее мужем Шалумом бен Тиква — праведным человеком. Олдама (Хулда) созерцала окружающий мир глазами Бога, и для людей пророчица была Его устами. Вещунью воспринимали в Иерусалиме как бы посредницей, сообщающей народу слово Бога.
Она не только предвещала события, но и проповедовала приходившим к ней женщинам (Плач Р. 26:129) и говорила им о важности скромного поведения и соблюдения чистоты семьи. Провидица Олдама (Хулда) обучала мудрецов Израиля тайнам познания «Книги завета». У нее просили совета не только простые люди, но и священники.
Так, именно к ней обратились за советом по поводу найденной в 622 г. до РХ священником Хелкия при очищении Храма свитка Закона Божия. Царь Иосий хотел слышать ее пророческое слово о том, можно ли и каким путем отвратить грядущие на Иудею кары и бедствия Суда Божия за нарушение Закона Божия. Группа посланцев царя во главе с первосвященником обратилась за этим не к современным пророкам Иеремии и Софонию, которые, возможно, в это время отсутствовали в Иеруслиме. Посланцы Иосия направилась к Олдаме (Хулде), предсказавшей им гибель Иудеи, свершение кары, которую Бог наведет на народ Израиля. И эта кара свершится лишь после смерти царя Иосия, которого Бог избавит от бедствий за его смирение и покаяние.
Библейское изложение этого пророчества изложено в Четвертой книге Царств (4 Цар. 22:14–20):«... И пошел Хелкия священник, и Ахикам, и Ахбор, и Шафан, и Асаия к Олдаме пророчице, жене Шаллума, сына Тиквы, сына Хархаса, хранителя одежд,– жила же она в Иерусалиме, во второй части,– и говорили с нею. И она сказала им: так говорит Господь, Бог Израилев: скажите человеку, который послал вас ко мне: так говорит Господь: наведу зло на место сие и на жителей его,– все слова книги, которую читал царь Иудейский. За то, что оставили Меня, и кадят другим богам, чтобы раздражать Меня всеми делами рук своих, воспылал гнев Мой на место сие, и не погаснет. А царю Иудейскому, пославшему вас вопросить Господа, скажите: так говорит Господь Бог Израилев, о словах, которые ты слышал: так как смягчилось сердце твое, и ты смирился пред Господом, услышав то, что Я изрек на место сие и на жителей его, что они будут предметом ужаса и проклятия, и ты разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, то и Я услышал тебя, говорит Господь. За это, вот, Я приложу тебя к отцам твоим, и ты положен будешь в гробницу твою в мире, и не увидят глаза твои всего того бедствия, которое Я наведу на место сие. И принесли царю ответ...»
Об этом пророчестве Олдамы можно прочитать и во Второй книге Паралипоменон (2 Пар.34, 22– 28).
Большим вкладом пророчицы Олдамы (Хулды) в становление веры Израиля было не новое откровение о Боге, а призыв вернуться к нему покаяться и исполнять то, что Он заповедал ранее.