Внимание вниманию. Часть 2

Елена Гвозденко
Мы сетуем на недостаток внимания, жалуемся, что нам трудно концентрироваться, упрекаем в невнимательности детей, клиентов, коллег. Все чаще слышим понятия: «дефицит внимания», «гиперактивность», «клиповое восприятие». Оказывается, это психическое свойство и до сих пор вызывает споры профессионалов-ученых. Умение сосредоточиться на определенном объекте уже не определяют как сопутствующую характеристику иных психических функций, а  оценивают как самый значимый критерий. Сложность определений и бытовая распространённость понятия вносят  путаницу. 

Помните героя известного стихотворения Самуила Маршака «Вот какой рассеянный»?

«Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки
Оказалось, это брюки».

Казалось бы, рассеянность мы используем исключительно как синоним невнимательности, как неспособность сосредоточиться на чем-либо, слабости концентрации. Но представьте, что этот «человек рассеянный» - писатель, обдумывающий сюжет книги или ученый, разрабатывающий новую теорию. Сосредоточенность настолько высока, что остальные объекты не кажутся актуальными. Подумаешь, сковорода вместо шляпы.

Для того чтобы понять, что же такое внимание, надо разобраться в его свойствах.

Основные свойства внимания

Когда мы говорим о внимании, чаще всего говорим о таком его свойстве, как сосредоточенность.
Удержание внимания на одном объекте при отвлечении от остальных раздражителей и есть сосредоточенность. Сила сосредоточенности измеряется в концентрации или интенсивности. Ребенок увлечен новой игрушкой. Его зовут гулять, кушать, он не реагирует. В этом случае, можно говорить о высокой концентрации на игрушке, интенсивности, которая не позволяет реагировать на  иные раздражители.

Устойчивость и колебания внимания.

Устойчивость характеризуется длительным удержанием на определенном объекте. Это свойство – основа успешного выполнения любой деятельности. Неустойчивое, колеблющееся внимание – постоянное переключение с одного предмета на другой.

Устойчивость внимания индивидуальна, но и у одного человека разные объекты, виды деятельности, вызывают разную степень устойчивости. Она напрямую связана с интересом, с волевыми характеристиками, с особенностями предмета. Известно, что неподвижные, «скудные объекты», к примеру, геометрическая фигура на листе, не способствуют устойчивости внимания, в отличие, скажем, от живописной картины.

Объем внимания

Сколько объектов мы можем одновременно удерживать в своем восприятии? Как оформить рекламный слоган, чтобы он не вызвал трудности восприятия? Как рассчитать оптимальное количество участников переговоров? Зная особенности такого свойства внимания, как его объем, можно легко ответить на все эти вопросы.

Объем внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) — от 2 до 5 объектов.
Разумеется, это средние показатели, но зная эти показатели, профессиональные создатели рекламы не используют больше 6 слов в тексте. Если это сложно, то в тексте выделяют другим цветом  слова-акценты, так же не более 6.

Распределение внимания

По известной легенде, Юлий Цезарь мог делать одновременно семь дел, не связанных между собой. Подобной способностью обладали Петр I и Наполеон.
Распределение внимания —  умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание. Это свойство развивается со временем, ученикам начальной школы, к примеру, очень сложно выполнять два дела одновременно.

Переключение внимания – это способность переходить от одной деятельности к другой. Переключение нельзя путать с отвлекаемостью, в случае переключения срабатывает фактор сознательности. Переключение всегда сопровождается некоторым напряжением, усилием воли.

Можно ли корректировать, развивать эти свойства? Можно и нужно.  Существуют несколько известных методик диагностики и развития.

Таблицы Шульте
Таблицы Шульте представляют собой набор цифр (от 1 до 25), расположенных в клетках таблицы в случайном порядке. Нужно как можно быстрее показать и назвать от единицы до двадцати пяти все цифры. Можно фиксировать цифры только взглядом или с помощью ручки, но меток не оставлять.

Если на выполнение задания уходит 40 секунд и менее – концентрация внимания на хорошем уровне.
От 40 до 50 секунд – средний показатель.
Свыше 50 секунд – слабая концентрация.
Для детей можно изменить тест, приготовив две карточки. В одной будет заполненная таблица Шульте, в другой пустые клеточки. Надо переписать числа по мере возрастания, начиная с верхней левой клетки.

Методика Мюнстерберга (и ее модификации)

Суть этой методики в вычленении слов из случайно подборки букв. Задания ограничивают временем и количеством спрятанных слов.

Тестовый материал.





Тест Бурдона

Тест проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

Перепутанные линии, лабиринт

Возможные модификации лабиринта. Можно использовать карточки с перепутанными линиями, соединяющие числа. Результатом игры должны стать записанные пары чисел.

Увеличение объема внимания и кратковременной памяти

Метод Айвазовского
За ограниченное время стараться запомнить как можно больше объектов в ограниченном пространстве, чтобы позже воспроизвести их по памяти.

Как вариант игра «Ищи безостановочно». В течение 10—15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.)

Игра «Заметь все». Раскладываются в ряд 7—10 предметов (можно выставлять картинки с изображением предметов), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили, последовательность размещения. Картинки или предметы убираются или меняются местами. После 10-секундного просмотра, предлагается определить, что изменилось.

Тренировка переключения внимания

Ограниченное время концентрировать внимание на стекле окна, затем перевести взгляд на вид улицы. Постараться запомнить как можно больше объектов. Через 10 секунд вновь переключиться на стекло.

Переключение с подвижного, наполненного объекта на неподвижное стекло потребует у вас усилия воли.

Тренировка распределения внимания

Предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий. К примеру, правой рукой надо поглаживать, а левой стучать по поверхности. Справляетесь легко? Тогда подключайте покачивание левой ноги.

Действия с помехой. Считаем вслух от 1 до 20, а на бумаге записываем обратный счет. Читаем книгу и выстукиваем определенный ритм. Слушаем аудиокнигу и вычеркиваем определенные слова (буквы, сочетания букв) из текста, выполняем другие задания, к примеру, находим различия картинок.

От степени развития внимания зависит успешность любой деятельности. Характеристики внимания корректируются систематическими упражнениями.


***

Иллюстрация - таблицы Шульте