Добромир из Китеж-града. Сценарий мультфильма

Андрей Турапин 3
мультфильм, сказка, былина

По одноимённой былинной сказке Инны Фидяниной-Зубковой

Оригинал: https://innazubkoa.blogspot.ru/2017/07/blog-post.html

1. НАТ. ОКРЕСТНОСТИ ГРАДА КИТЕЖА - УТРО

Солнце ещё не встаёт над лесами и полями. Первые всполохи играют на воде озера. Первые птицы пробуждаются в чащобах лесных.

Голос диктора зачитывает текст титров, что плывут, подобно утреннему туману над чистой озёрной гладью.

ТИТР:

«О запустении града того рассказывают отцы, а слышали они от прежних отцов, живших после разорения града и сто лет спустя после нечестивого, безбожного царя Батыя, ибо тот разорил ту землю заузольскую, а сёла да деревни огнём пожёг. С того времени невидим стал град тот и монастыри его. Сию книгу-летопись написали мы в год 6759 (1251 от Рождества Христова)»

Титры тают, и в водах озёра становится виден смутный силуэт древнерусского города Китежа.

ТИТР:

ДОБРОМИР ИЗ КИТЕЖ-ГРАДА

2. НАТ. ДЕРЕВЕНЬКА В ОКРЕСТНОСТЯХ КИТЕЖА. СТО ЛЕТ СПУСТЯ - ВЕЧЕР

Солнце садится за околицу. Поздняя осень на дворе, свобода для крестьянского люда, только что окончившего дела свои в полях. Из дверей покосившейся избёнки выходит старец МАКАР, древний, как и сама эта деревенька.

Посмотрев из-под ладони на уходящее ко сну светило, он, опираясь на узловатый посох, тяжело опускается на потемневшую от времени скамейку, смеживает морщинистые веки.

Но отдохнуть старцу не приходится: к нему уже бежит ватага ребятишек в ожидании очередной былины.

ДЕТИ
Дед Макар, дед Макар! Не засыпай, сказку обещал намедни, слово держать надо!

Дед Макар хитро прищуривается, словно бы ещё спит, но на колени ему уже громоздится первый карапуз. Он обхватывает деда ручками за ещё прочную шею, заглядывает ему в глаза.

КАРАПУЗ
Деду, деду, не притворяйся!
(остальным)
Да он не спит! Сказку!

ДЕТИ
Сказку, дедушка, хотим сказку!

Дед Макар разлепляет свои глаза, смотрит на детей с весёлой бесинкой в глазах. Поправляет на коленях Карапуза.

ДЕД МАКАР
Ну ладно, ладно, непоседы. Сказка так сказка. О чём сказывать прикажете?

КАРАПУЗ
Так, деду, про Китеж ты намедни обещал.

ДЕТИ
Про Китеж! Про Китеж!

Дед Макар, кряхтя, поднимается, осторожно ссаживая с колен Карапуза, распрямляется. Стан его словно по молодости становится ровным, как крепкий дуб в роще. Он задумчиво смотрит на недалёкую озёрную гладь.

ДЕД МАКАР
О славном Китеж-граде много было сказано, да не всё выговорено.

Дети смотрят на него, раскрыв в любопытстве рты. Дед Макар усмехается, гладит Карапуза по головке, обнимает за плечи другого мальчика в потёртом армячке.

ДЕД МАКАР
От сиянья куполов каждый китежец готов свои глазоньки тереть да о мирной жизни петь.

3. НАТ. КИТЕЖ-ГРАД. ЯРМАРОЧНАЯ ПЛОЩАДЬ - ДЕНЬ

Толпа горожан собралась вокруг скоморохов, которые жонглируют яркими яблоками, пляшут и поют.

СКОМОРОХИ
Ай ты, бог всех миров, всех церквей и городов, защити и обогрей, отведи врагов, зверей, нечисть тоже уведи да во дальние земли!

4. НАТ. КИТЕЖ-ГРАД. БЕРЕГ ОЗЕРА СВЕТЛОЯР - ДЕНЬ

Девушки в длинных белых рубахах входят по щиколотки в светлые озёрные воды и пускают на чистую гладь озера венки, сплетённые из полевых цветов.

ДЕД МАКАР
И чтоб эта песня казалась интересней, в Светлояр венки кидали. Венки плыли, и звучало: «Динь-дон! Динь-дон!» - колокольный перезвон.

Из-под сияющих «луковок» церквей действительно разносится звон колоколов. Стар и млад ломают шапки, крестятся на золотые купола церквей.

5. ИНТ. ИЗБА АМЕЛФИИ - НОЧЬ

Амелфия лежит в окружении повивальных бабок, лицо в поту, сама изгибается дугой, рот перекошен в криках от боли, потом на лицо ниспадает успокоение, Амелфия обессиленно улыбается.

6. НАТ. ПОДЛЕ ДОМА АМЕЛФИИ - НОЧЬ

На фоне громадной луны виднеется силуэт избы Амелфии с одиноко светящимся окном… Ночную тишину оглашает первый крик младенца.

ДЕД МАКАР
Ну, то что Бог услышал похвальбу жителей славного града Китежа, сомневаться нет причины, но понял он её, однако, по-своему: у доброй матери Амелфии Несказанной народилось дитятко богатырское.

7. ИНТ. ИЗБА АМЕЛФИИ - НОЧЬ

Бабка подаёт Амелфии завёрнутого в кружевную пелёнку младенца. Амелфия счастливо улыбается, смотрит на сбитенького карапуза - своего сына.

ДЕД МАКАР
Личиком аки Солнце ясное, и на третий день жизни он уже был, как семилеточка!

8. НАТ. ВОЗЛЕ ДОМА АМЕЛФИИ - УТРО

Маленький ДОБРОМИР выскакивает из дома и, сбивая утреннюю росу, бежит к ближайшему перелеску.

ДЕД МАКАР
Ходили люди дивиться на младенца невиданного.

За плетнём гомонят собравшиеся поглазеть на маленького богатыря люди.

СЕЛЯНЕ
Добрый мир при нём будет! Добрый!

ДЕД МАКАР
Так и назвали богатыря: Добромиром.

9. НАТ. ВОДЛЕ ДОМА АМЕЛФИИ - ДЕНЬ

Добромир на глазах растёт: вот он едва несёт одно ведро воды, а вот уже на своём могучем плече бадью тащит. Дрова колит, а мать нарадоваться не может его силушке.

Соседскую подводу по зиме из сугроба вытаскивает, взяв лошадь на руки.

По три рыбацкие лодки зараз волоком за цепи на берег вытаскивает.


10. ИНТ. ИЗБА АМЕЛФИИ - НОЧЬ

А по ночам при лучине читает Добромир свитки старинные, грамоту изучает.

ДЕД МАКАР
Не успела луна обновиться, как парень уже и в совершеннолетие вошёл, наукам разным обучился: письму да чтению.

Отложив свиток, Добромир откидывается на лавку, заложив руки за голову, мечтательно смотрит в закопчённый потолок.

Видится ему дружина богатырская, примерно так, как Васнецов изображал трёх богатырей… Вот богатырь налетает на всадника монгольского и сшибает его с седла копьём своим, конь под ним на дыбы встаёт.

ДЕД МАКАР
И науки те ему впрок пошли. А начитавшись о подвигах небывалых сильных, могучих богатырей русских, заскучала наша дитятка, затосковала.

Добромир подходит к окну, смотрит на залитый лунным светом двор, в сердцах задёргивает занавесочку, снова бросается на лавку, закрывает голову подушкой.

ДЕД МАКАР
Добромиру дома сидеть было плохо, о «Вавиле и Скоморохах» читать уже надоело.

11. ИНТ. ИЗБА АМЕЛФИИ - УТРО

Добромир просыпается, смотрит на разбросанные по горнице свитки, мотает головой.

ДОБРОМИР
(с досадой)
Не наше бы это дело: махать кулаками без толку… Но если только на рать, пока не умолкнет!

В сердцах отбрасывает свиток и выбегает на улицу.



12. НАТ. ВОДЛЕ ДОМА АМЕЛФИИ. ДВОР - ДЕНЬ

Добромир оглядывается в поисках того, как бы силушку свою приложить, видит колун, воткнутый в колоду и гору дров. Хватает колун, с размаху лупит по полену, летят щепки… Добромир колет истово, но тут над его левым плечом вырисовывается голова Богатыря, и словно шепчет на ухо.

1-Й БОГАТЫРЬ
Выйдем, мечами помашем, домой поедем с поклажей.

Голова второго богатыря появляется над его правым плечом.

2-Й БОГАТЫРЬ
Копий наберём бранных, одёж поснимаем тканных с убиенной нами дружины…

1-Й БОГАТЫРЬ
Хошь - и тебе половину?

Добромир мотает головой, видения исчезают.

1-Й И 2-1 БОГАТЫРИ
(голоса затихают)
Дома тебе не сидится? Не сидится - бери дубину, и про тебя напишут былину!

ДЕД МАКАР
(за кадром)
Эх, за обидушку, за злобушку пробрало младшего сына Добромира от сих намёков воинственных! И побрёл он к матушке своей Амелфии Несказанной да стал жалиться.

13. ИНТ. ИЗБА АМЕЛФИИ. ГОРНИЦА - ДЕНЬ

Амелфия сидит на лавке, прядёт пряжу, когда распахивается дверь, и вваливается Добромир. Неуклюже поклонившись матушке, он бухается перед ней на колени.

ДОБРОМИР
Матушка, прости, невмоготу терпеть далее! Хочу наукам воинским обучаться, удалью молодецкой хвастаться!
(ДАЛЬШЕ)


ДОБРОМИР (ПРОД.)
Не к лицу добру молодцу сидеть взаперти в светлой горенке, на свет зрить сквозь письмена заветные.

Мать откладывает пряжу, встаёт, подходит к сыну, гладит его по непокорным кудрям.

АМЕЛФИЯ
Не кручинься, соколёнок мой ясный, пойду я к посаднику княжескому просить за тебя, а там уж как Бог даст.

Добромир смотрит на матушку с надеждою, глаза его разгораются.

14. ИНТ. КИТЕЖ. ПАЛАТЫ КНЯЖЕСКОГО ПОСАДНИКА - ДЕНЬ

Евлампий Златович, посадник княжеский, восседает на высоком стуле, на возвышении, окрест него стоят бояре в одеждах парадных. Распахиваются двери, входит Амелфия, подходит к посаднику, кланяется в пол.

АМЕЛФИЯ
Гой еси, отец ты наш, Евлампий Златович! Не вели со двора гнать, дозволь слово молвить. За чадо своё ненаглядное, младого Добромира, единственного богатыря во всём великом граде Китеже. Нынче свет ему стал не мил без дела ратного, дела славного! Отправь-ка ты его на год-другой в стольный Киев-град, на заставушку богатырскую военному делу обучаться у тех богатырских воеводушек, что на весь честной мир славятся подвигами своими да делами ратными…

Ничего не отвечает Евлампий Златович Амелфии, а спускается к ней, берёт за плечи, утешает, увещевает. Провожает сам до двери. Смотрит ей вслед.

А бояре гомонят у трона, волнительно им.

1-Й БОЯРИН
Не спеши с решением, посадник-батюшка! А ну как Добромирушку переманят богатыри киевские к себе в дружинушку.

2-Й БОЯРИН
Ага, жди-пожди, ищи-свищи его опосля, пропадай святой град Китеж без защитушки!

Евлампий Златович крепко задумывается, к окну подходит, смотрит в окно, видит, как голуби кружат над голубятней. Лицо его светлеет.

Он пишет грамоту до князя Киевского, слуги приносят почтовую голубицу, привязывают письмо к её лапке и выпускают в окно…

Посадник с надеждой смотрит ей вслед.

15. НАТ. ПРОСТОРЫ РУСИ-МАТУШКИ - ДЕНЬ

Голубица летит над полями и реками, лесами и озёрами. День сменяется ночью и снова днём.

И вот уже на горизонте выступают золотые купола Софии Киевской, а там недалеко и до заставы богатырской.

16. НАТ. ОКРЕСТНОСТИ КИЕВА. БОГАТЫРСКАЯ ЗАСТАВА - ДЕНЬ

Илья Муромец в сопровождении ещё пары богатырей завершают обход земель киевских, кони идут устало, хотят в стойла.

В этот момент голубица, спустившись с небес, садится прямо на шелом Ильи Муромца. Богатырь этого не замечает, но его товарищи видят голубицу и от души веселятся.

БОГАТЫРИ
Эко диво: чи Илья сидит перед нами, чи голубятня? Не поймём никак! А дружинушка-то наша это зрит-видат?

Илья усмехается в бороду и осторожно снимает голубицу, видит свиток. Качает головой, глядя на веселящуюся дружину. Разворачивает свиток.

17. НАТ. ДЕРЕВЕНЬКА В ОКРЕСТНОСТЯХ КИТЕЖА. СТО ЛЕТ СПУСТЯ - ВЕЧЕР

Дети смотрят в рот деду Макару. А того уже понесло.

ДЕД МАКАР
(весело)
Ну, нам-то их смех по боку, мы и не такое видали!
(поёт)
Ходят слухи по Руси: на Луну летали Баба-Яга да три разбойника, и гуляли там преспокойненько!
(строго мальцу)
Но это уже из другой сказки. А ты, Егор, раскрой-ка глазки и слухай далее про Китеж-град. Что-то ты не очень рад?

Малец весело мотает головой.

ДЕД МАКАР
То-то же. Ну, так или иначе, но посочувствовали киевляне горожанам китежским, да стали решать, кого на выручку спровадить.

18. НАТ. КИЕВ. ВОРОТА ГОРОДСКИЕ - ДЕНЬ

Из ворот, сопровождаемые народом, выезжают на конях богатырских Добрыня Никитич и Балдак Борисьевич. Балдак помоложе, с виду - одногодок Добромира.

ДЕД МАКАР
Жребий пал на Добрыню Никитича и на младшого Балдака Борисьевича, сами лет от роду, чтобы, значитца, Добрыня зря времени не терял, а зараз двух мальцов обучал.

19. НАТ. ПРОСТОРЫ РУСИ-МАТУШКИ - ДЕНЬ

Кони богатырские несут своих хозяев над лесами и полями, через луга и перелески, озёра и реки под собой оставляют.

Вот уже впереди и красавец Китеж.

Спустились богатыри на землю, приблизились к городу, а там  ярмарка на площади: ряженые, скоморохи, народ честной гуляет, торгуется. Но увидев двух статных богатырей, рванули мужики кто куда в страхе.

МУЖИКИ
(кричат наперебой)
Велканы-буяны! Велканы-буяны! Сзывайте войско охранное, бегите за головой городскою.

20. ИНТ. КИТЕЖ. ПАЛАТЫ КНЯЖЕСКОГО ПОСАДНИКА - ДЕНЬ

Распахивается дверь, и в залу вваливается служка, падает перед Евлампием Златовичем ниц.

СЛУЖКА
Велканы неведомые на город напали! Спасайся, надёжа государь!

Евлампий Златович спускается с трона, переступает через распростёртого на полу служку, смотрит в окно.

ЕВЛАМПИЙ ЗЛАТОВИЧ
Похоже, энто засланцы к нам прибыли, богатыри киевские. Научать нашего Драгомирушку вести бои оборонные, свят град от ворогов защищать.
(поднимает служку за шкирку)
А то вон, орёте, как оглашенные: войско сзывай. Ан нет у меня войска оборонного! Зато таперича будет.

Он толкает служку в сторону дверей, тот пулей вылетает из палат.

21. НАТ. КИТЕЖ-ГРАД. ЯРМАРОЧНАЯ ПЛОЩАДЬ - ДЕНЬ

Народ смотрит, как мимо проезжают в сторону посадского дома богатыри. Навстречу им выбегает Добромир, богатыри, спустившись с коней, обнимают его, хлопают его по плечу. Добромир светится от счастья.

Мужики чешут затылки. Вперёд высовывается МУЖИЧОК-БЕДОВИЧОК.

МУЖИЧОК-БЕДОВИЧОК
(причитает)
От таперича задача новая: как прокормить нам такое вот убожище громадное: всех троих богатырей, в общем?

Он хитро оглядывает сборище, мужики озадаченно молчат.

22. НАТ. ОКРЕСТНОСТИ ГРАДА КИТЕЖА. ЗАСТАВА БОГАТЫРСКАЯ - ДЕНЬ

И тянутся к заставе богатырской подводы с хлебами и мясом, овощами и фруктами.

А богатыри, после забав молодецких, кушают на славу, уплетая курочек целиком, а уж телят по половинке зараз.

Репу чешут мужики, чувствуют: придётся им пояса покрепче затянуть.

23. ИНТ. КИТЕЖ. ПАЛАТЫ КНЯЖЕСКОГО ПОСАДНИКА - ДЕНЬ

Евлампий Златович читает княжеский указ, когда в двери палаты, растолкав стражников, вваливается Мужичок-бедовичок, плюхается перед ним на колени.

МУЖИЧОК-БЕДОВИЧОК
(истерично)
Ни день, ни два! Не желают боле крестьяне такой доли! Отправляй, царь-батюшка, богатырей обоих в обратушку!

ЕВЛАМПИЙ ЗЛАТОВИЧ
(сурово, кричит)
Гыть, проклятый! Ни одной доброй вести не принёс ты мне за всю жизнь свою горемычную! Пошёл вон из града, с глаз моих долой. Иди-ка ты в малый Китеж-град, там и шляйся, ищи-свищи себе ново позорище на свою буйну голову.

Опомнившиеся стражники хватают Мужичка-бедовичка под белы рученьки и выволакивают из палат.

Посадник долго смотрит ему вслед, слышит, как стихают вдали его вопли.

24. НАТ. КИТЕЖ-ГРАД. ГОРОДСКИЕ ВОРОТА - ДЕНЬ

Ворота распахиваются, стражники выталкивают в придорожную пыль Мужичка-бедовичка. Он поднимается, стряхивает пыль с шапки, нахлобучивает её на голову и погрозив куполам городским сухоньким кулачком, бредёт прочь от города.

А городские купола вдруг темнеют, словно на солнце нашла туча.
Монахи по верёвкам лезут на луковки церквей, трут их истово, но всё без толку. Нет былого сияния на них, потускнела позолота, как предвестник грядущей беды.

С тоской смотрит на купола церквей игумен Апанасий, снимает шапку, истово крестится.

25. ИНТ. КИТЕЖ. ПАЛАТЫ КНЯЖЕСКОГО ПОСАДНИКА - НОЧЬ

Тускло светит свеча, освещая стол заваленный бумагами. За столом сидит посадник, в тоске подперев голову рукой. Иногда сон всё-таки одолевает его, и голова норовит упасть на стол, тогда Евлампий Златович встряхивается, протирает глаза и снова углубляется в бумаги.

ЕВЛАМПИЙ ЗЛАТОВИЧ
(про себя)
То-то и оно: мужик стонет да пашет. Но и мужика, как не крути, жалко. Опять же, казна городская пустеет. Что ж мне делать с богатырями энтими? Не спровадить ли их обратно в Киев-град, народу на радость?

Вдруг ветер распахивает ставни окон, в палаты влетает БЕЛАЯ БАБА, подплывает по воздуху к посаднику, остолбеневшему от страха, опускается подле него на пол, сидится рядом на лавочку, берёт его руки в свои.

БЕЛАЯ БАБА
Погоди, не спеши, милый князь, решать судьбу града Китежа. Не пущай богатырей в родную сторонушку. Я сама пришла за ними, яки смертушка, яки воля-волюшка. Коль оставишь их при себе ещё на год-другой, то отойдут они со мной в мир иной на бытие вечное, нечеловечное. А коль отправишь их обратно на заставушку, так не видать тебе Большого Китежа: сбегёшь вслед за Мужичком-бедовичком ты в малый град, да там и сгинешь навеки вечные.

Смеётся Белая Баба, встаёт с лавки и исчезает.

Посадник валится на пол и подвывая, ползёт в угол к святой иконочке.
Бьёт челом и неистово крестится.

ЕВЛАМПИЙ ЗЛАТОВИЧ
Нежить треклятая!

26. НАТ. КИТЕЖ-ГРАД. ЯРМАРОЧНАЯ ПЛОЩАДЬ - ДЕНЬ

На ярмарочной площади появляется посадский глашатай. Вскарабкавшись на ближайшую подводу, он разворачивает свиток и читает.

ГЛАШАТАЙ
Народ! С Добрыни и Балдака слазь! Велено кормить, кормите. И, энто… Боле не ропщите!

Гонец спрыгивает с подводы и гордо шествует к посадским палатам. Мужики натягивают шапки, с тоской смотрят ему вслед. Потом расходятся, махнув рукой, мол, супротив посадника всё равно не попрёшь.

27. НАТ. ДЕРЕВЕНЬКА В ОКРЕСТНОСТЯХ КИТЕЖА. СТО ЛЕТ СПУСТЯ - ВЕЧЕР

Малышня слушает деда Макара раскрыв рты.

ДЕД МАКАР
Проходит год, проходит два в крестьянских трудах тяжких! А ироды былинные на выдумки спорые, принудили они народец китежский не токмо себя кормить, а ещё и заставушки богатырские у стен городских поставить. А сами забавляются в боях потешных, перекрёстных, да мечи куют, мужикам раздают, те их в руки брать отказываются: мол, господь нам и без того завсегда поможет!

28. НАТ. ОКРЕСТНОСТИ ГРАДА КИТЕЖА. БОГАТЫРСКАЯ ЗАСТАВА - УТРО

Добрыня Никитич смотрит вслед уходящим, оглядывающимся мужикам, и сдвигает на затылок шелом.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ
(горько)
На Русь печальную насмотрелся я да с такой горечью, что не утешиться. Сколько ж ворогом народу топтано, и не счесть ужо даже Господу! Эх, на своём веку нагляделся я на самых на дурных дуралеев, но таких, как вы, по всей сырой земле ни сыскать, ни отыскать, ни умом не понять!

БАЛДАК БОРИСЬЕВИЧ
Да уж, энто, бишь, чудной народец, блаженный: разумом то как дитя, а мыслями где-то там, в сторонке. Лишь Евлампий Златович и Добромир понятие имеют, ну им и положено по чину да по званию.

29. НАТ. МОНГОЛЬСКАЯ СТЕПЬ. ЛАГЕРЬ ХАНА БАТЫЯ - ДЕНЬ

К шатрам из степи подлетают несколько всадников, стремительно входят, спешившись, в самый богатый шатёр - ханский.

ДЕД МАКАР
(за кадром)
Вот ту пору тяжкую и прознал злой хан Батый о златых куполах церквей в граде великом Китеже, и послал он в Малый Китеж трёх воинов всё покрепче разузнать. А как гонцы возвратилисьсь, то докладывают: дескать, богатств там немерено, но укреплён град заставушкой, в которой три сильных русских могучих богатыря службу несут, в чисто поле зорко глядят. И пообещал Батый трёх богатырей на одну ладошку положить, а другой прихлопнуть, как мух. И повёл на Большой Китеж огромное войско.



Хан Батый выходит из шатра вслед за пятящимися гонцами, усмехается в длинные усы. Достаёт из кармана халата парчового три орешка, кладёт на одну ладонь, резко бьёт другой.

Гонцы заворожено смотрят. Захохотав, Батый швыряет ореховые крошки в пыль и указывает рукой на запад.

Срывается в чахлых деревьев вороньё, сопровождающее монгольское войско в поисках падали, и закрывает небо громадной тучей.

Тот час тысячи всадников вскакивают на коней и пускаются в степь. Начинается великий поход.

30. НАТ. ОКРЕСТНОСТИ КИЕВА. БОГАТЫРСКАЯ ЗАСТАВА - ДЕНЬ

На высоком помосте сторожевой башни караул несёт сам Добромир. Он зорко всматривается в синюю даль и мурлычет себе под нос богатырскую песенку.

ДОБРОМИР
(напевает)
Мы душою не свербели, мы зубами не скрипели, и уста не сжимали, да глаза не смыкали, караулили, не за зайцами смотрели, не за гулями, мы врага-вражину высматривали, да коней и кобыл выглядывали: не идут ли враги, не скачут, копья, стрелы за спинами прячут, не чернеет ли поле далече? Так и стоим, глаза наши — свечи. Караул, караул, караулит: не на зайцев глядит, не на гулей, а чёрных ворогов примечает и первой кровью (своею) встречает.

Тут Добромир видит над горизонтом тучу чёрную — это вороны спешат впереди войска Батыева. И затем уже видны и тысячи всадников на монгольских низкорослых лошадках, поднимающие стену рыжей пыли.

ДЕД МАКАР
(за кадром)
Сила чёрная надвигается, сердце воина, нет, не мается, а биться перестаёт. Добромир приказ отдаёт.


ДОБРОМИР
(кричит)
Скачи, Балдак свет Борисьевич, к воротам городским, стучись что есть мочи, кричи зычным голосом: пришла беда откуда не ждали, магол прёт — берегов не видать!

Балдак Борисьевич прыгает на коня вороного, даёт ему шенкеля, гонит к Китеж-граду.

Но косоглазый воин уже натягивает тугой лук из воловьих жил, чёрная стрела срывается с тетивы и пронесясь подобно молнии чёрной, вонзается в спину Балдаку Борисьевичу, сбросив его с коня возле самых ворот.

Но успевает он произнести подоспевшим мужикам слова горькие.

БАЛДАК БОРИСЬЕВИЧ
Тянет рать Батый сюда, закрывай ворота держи оборону, коль не хочешь полону!

Глаза богатыря закрываются, он повисает на руках мужиков замертво.

ДЕД МАКАР
(за кадром)
Павши замертво, не ходи гулять, тебе мёртвому не примять, обнять зелену траву — ту ковылушку. Не смотри с небес на кобылушку ты ни ласково, ни со злобою, не простит тебя конь убогого. Ой святая Русь — то проста земля, хороша не хороша, а огнём пошла!

А перед глазами воина уже бегут белые лошадки. И является ему Белая баба такая красивая, что глаз не отвести. Хохочет она и манит, манит за собой дитятку богатырскую. Встаёт Балдак и идёт Балдак за ней следом, кликнув своего Бурушку верного, но тот фыркает, копытом бьёт, стоймя стоит, тело хозяина оплакивает.





ДЕД МАКАР
Вот так и ушёл былинничек в страну былинную, туда где сбудутся все его мечты отроческие о странах заморских…

А мужики ворота запирают на тяжёлый запор и падают на колени, защиты у бога просить.

31. НАТ. ОКРЕСТНОСТИ КИЕВА. БОГАТЫРСКАЯ ЗАСТАВА - ДЕНЬ

А в ту пору богатырь киевский Добрыня Никитич и богатырь китежский Добромир бьются, силу чёрную раскидывают: махнут налево — улица, махнут направо — переулочек, а как прямо взмахнут, так дорожка прямоезжая из тел монгольских выстилается.

Но ворогов меньше не становится, они всё прибывают и прибывают!

Вдруг небо тучей застилает, а солнце красное к закату идёт, уж плохо видят наши витязи. Одолевает их сила чёрная. Падают, лежат два воина, не шелохнутся, калёны стрелы из груди торчат.

А над ними уже баба Белая летает, усмехается, чарами полонит, с земли-матушки поднимает и уводит их вдаль не на посмешище, а в легенды.

32. НАТ. КИТЕЖ-ГРАД. ЯРМАРОЧНАЯ ПЛОЩАДЬ - ВЕЧЕР

Мужики и бабы на площади молятся, лбы о землю разбивают вместо того, чтобы мечи в руки взять… Но тем временем первые стрелы Батыевы уже звенят по тусклым куполам церковным, разят первых жителей града Китежа прямо на площади.

СКОМОРОХ
(окровавленный, со стрелой в плече)
Эге-гей, где же, мужики, ваши дубинушки, мечи булатные да копья вострые? Лежат наши защитнички, истёкши кровушкой, и больше помочи нам ждати нечега.

Он падает и дёрнувшись пару раз, тихо умирает. Народ расступается, ошалело глядя на него и уже понимая, что пощады им не будет. А стрелы летят, летят: разят и стар, и млад.

И тут зазвонили все колокола в городе.
ДЕД МАКАР
Но вдруг накрыло покрывалом то ли белым, то ли алым: Светлояр с брегов ушёл — Китеж под воду вошёл, и трезвон колоколов лишил монголов дара слов.

33. НАТ. ОКРЕСТНОСТИ ГРАДА КИТЕЖА - ВЕЧЕР

Войско Батыево резко замирает на месте. Сам Батый аж привстаёт в седле.

Купола Китежа снова сияют первозданным золотом, но сам град, под колокольный перезвон начинает опускаться в пучину озера Светлояр.

Исчезают под водой золотые купола, но долго ещё слышится в окрестностях колокольный перезвон.

Завывая от страха, монголы бросаются врассыпную.

34. НАТ. ДЕРЕВЕНЬКА В ОКРЕСТНОСТЯХ КИТЕЖА. СТО ЛЕТ СПУСТЯ - НОЧЬ

Дети прижимаются к деду Макару, тот обнимает их за плечи, словно стараясь согреть.

КАРАПУЗ
Деду, а дальше-то что с градом тем стало?

ДЕД МАКАР
(усмехаясь)
А святой Китеж зажил своей прежней жизнью, только уже под водой: купцы торговали, скоморохи плясали, крестьяне сеяли да жали, попы венчали, отпевали, а Евлампий Златович за всеми зорко следил, указы всякие разные подписывал, баловней на кол пытался сажать, но не получалось что-то. Говорили… нет, ничего не говорили, больше молчали — трудности в воде с разговорами.

Подводный город в ряби воды. Там всё по-прежнему: ярмарка на площади, ряженые, скоморохи, народ честной гуляет да торгуется. Пузырьки воздуха поднимаются мимо домов к поверхности…

Лишь маковки церквей так и остались потускневшими. Игумен Апанасий трёт их тряпкой да всё без толку!

На крыльце своего терема стоит растолстевший Евлампий Златович, чешет пузо и разговаривает с проплывающими мимо рыбами. Изо рта его тянется цепочка воздушных пузырьков.

35. НАТ. ОКРЕСТНОСТИ ГРАДА КИТЕЖА. ОПУШКА ЛЕСА - ВЕЧЕР

ДЕД МАКАР
Только матерь безутешная Амелфия Несказанная всё слёзы лила по сыну убиенному богатырю русскому Добромиру Китежскому. И наплакала она целый святой источник, который до сих пор из-под земли бьёт.

Амелфия сидит на поваленном стволе дерева и смотрит на бьющий из земли ключ. В воде ключевой ей видится такое родное лицо сына любимого, Добромира… Она поправляет на голове тёмный платок, осторожно касается воды рукой… Поверхность воды подёргивается рябью. Лицо исчезает…

АМЕЛФИЯ
Вот и я скоро сгину. Ну что же вы в горе, мужчины? Не плачьте по сотоварищам мёртвым, они рядком стоят плотным на небушке синем-синем, и их доспехи горят красивым ярким солнечным светом! Оттуда Добрыня с приветом, Вавила и Скоморохи. И тебе, Добромир, неплохо стоится там в общем строю. А я про тебя спою.


Она поднимается, идёт в сторону леса и постепенно растворяется в его предночной синеве.

36. НАТ. ДЕРЕВЕНЬКА В ОКРЕСТНОСТЯХ КИТЕЖА. СТО ЛЕТ СПУСТЯ - НОЧЬ

Дед Макар поднимается, ребятишки держат его за руки, не отпуская… Но тут в ночи раздаются голоса: «Акимка, домой пора!» «Егорушка, где ты, сынок?» «Пелагея, уже поздно, вертайся до дому!»

ДЕД МАКАР
Бегите, пострелята. Завтра будет вам другая сказка.

Дети разбегаются, Макар смотрит им вслед, потом переводит взгляд на небо. В последних лучах солнца видятся ему силуэты колоколен святого града Китежа.

ТИТР:

Год 2017 от Рождества Христова. Одно из сёл вблизи Городца (Малый Китеж)

37. ИНТ. СЕЛЬСКИЙ МАГАЗИН - УТРО

Полуспящая продавщица встряхивается, когда в магазин важно входит старик с окладистой бородой, в суконной рубахе, таких же портках и лаптях.

Ткнув сучковатым пальцем в буханку хлеба, он высыпает на прилавок кучу старых монгольских монет - дихрем.

МУЖИЧОК-БЕДОВИЧОК
Ты энто, молодуха, дай-ка мне вон ту краюху.

Ошеломлённая продавщица протягивает ему буханку. Сунув её в полотняную торбу, Мужичок-бедовичок усмехается.

МУЖИЧОК-БЕДОВИЧОК
Как сейчас на Руси? Не пора ли восстать граду Китежу?

Подмигивает продавщице и выходит на улицу. Дверь захлопывается.

ЗАТЕМНЕНИЕ

ТИТР:

КОНЕЦ ФИЛЬМА