Undying. Жуть и ужас моего детства

Дмитрий Безматерных
Хотите читать обзоры на кино и музыку раньше остальных? Тогда подписывайтесь на группу ВКонтакте - https://vk.com/neskromnye_mysli, там все обзоры публикуются на день раньше. Да-да, на новинки тоже.

Автор просто высказывает свои личные мысли и впечатления, и не стремится обидеть или задеть чьи-то чувства, не навязывает никому своего мнения, не преследует рекламных или антирекламных целей.
Данный текст одобрен Силами Света и Силами Тьмы, а также не убиваемыми скелетами.



Я вас решительно приветствую! В недавнем обзоре на шикарный фильм "Оно" я говорил о бесполезных потугах напугать зрителя страшными картинками и что не на этом строится хороший ужастик. Но еще меньше, чем фильмы, это понимают компьютерные игры. Точнее, дело даже не столько в этом, а в том, что все-таки двухчасовое кинематографическое произведение создать несколько легче, чем десятичасовое (в среднем) интерактивное. Из более-менее удачных проектов я могу вспомнить несколько первых "Сайлент-Хиллов", относительно недавний "The evil within", да отличную инди-игру "The Path" 2009 года, о которой знают три с половиной человека (себя я, если что, считаю за половину). Ну и, конечно, шедевральную "Clive Barker. Undying", которая в свое время заставила меня отложить немало кирпичей.

Для начала стоит немного поговорить о сценаристе игры, недаром ведь его имя красуется в заголовке. Клайв Баркер - личность в мире хоррор-индустрии культовая. Писатель, сценарист, художник, режиссер, актер. Он написал десятки романов и рассказов, режиссировал шесть и написал сценарии к восьми кинокартинам, а также четырем играм. Достаточно сказать хотя бы то, что именно Клайв Баркер был режиссером и сценаристом "Восставшего из ада" 1987 года. В его арсенале несколько престижных премий и еще больше номинаций.

Однако, я вот с творчеством Баркера знаком не так чтобы уж очень плотно. Книг не читал (может, многое упустил, но что поделать), из фильмов видел "Восставшего из ада", "Кэндимена" и "Книгу крови". Из игр играл в "Undying" и "Jericho", но вторая зацепила не особо. А вот первая...

Действие разворачивается осенью 1923 года. Главный герой, ирландец Патрик Гэллуэй, был много лет назад изгнан из родной страны. За прошедшие годы он успел прославиться как знаток оккультных наук и удачливый борец с потусторонними явлениями. Однажды, вернувшись после долгой отлучки домой, он находит уже полгода дожидающееся его письмо. Писал ему прежний командир времён Первой мировой войны и старый друг Иеремия Ковенант — владелец большого поместья в Ирландии. Ранее Иеремия спас Патрика во время нападения группы бандитов Трсанти на отряд английской армии. С тех пор главный герой получил странный предмет — Камень Гельзиабара. Иеремия просит Патрика как можно скорее приехать и помочь ему, не вдаваясь при этом в подробности.
Патрик застаёт Иеремию умирающим и выясняет, что тот волнуется о родовом проклятии, с давних пор преследующим его семью. В детстве он вместе с четырьмя младшими братьями и сёстрами отыскал в отцовской библиотеке древнюю книгу, и, забавляясь, прочитал заклинание из неё на Острове Камней, древнем памятнике кельтской культуры, расположенном недалеко от поместья. После этого все пятеро детей, ещё начиная с детского возраста подверглись воздействию некого злого рока. Иеремия считает, что души его братьев и сестёр не упокоены и просит Патрика разобраться в происходящем.

Геймплейно данный продукт представляет собой смесь экшна и шутера от первого лица. Ходим по локациям, убиваем врагов, ищем ключи, решаем головоломки (когда простые, а когда не очень). Все просто. У героя есть две руки (вот это поворот!) - одной он использует различное оружие - от обычного револьвера и двустволки до совсем уж футуристических штук типа ледяной пушки, первобытных арбалетов и яиц Феникса. Не тех, о которых вы подумали, грязные извращенцы! На вторую руку подвешены заклинания. Их арсенал довольно разнообразен, но вот вам подсказка - "Эктоплазма" решает. Везде и всегда. А уж в сочетании с камнем Гельзиабара или той самой ледяной пушкой вообще становится оружием тотального экстерминатуса. Кельтской косой, как бы ее не расхваливали, имеет смысл пользоваться только на боссах и то, лишь потому, что их без нее не убьешь. Три уровня сложности, все как у всех. Короче говоря, по геймплею "Проклятые" довольно разнообразны, но не в нем основная фишка игры.

Как и не в графоне. Даже для 2001 года игра выглядела не очень. Серьезно, если сравнивать, то в этом же году, к примеру, вышел первый "Крутой Сэм", а он выглядел куда лучше. Но, как уже было сказано, не в графоне дело. А что касается локаций - они разнообразны, красочны и интересны по дизайну. Тут вам и особняк, и сады, и древний монастырь, подземелья и иные миры, короче - практически на любой вкус. Правда, в детстве я мог в этих самых локациях заблудиться, ибо карты нет, но это, скорее, я тупой, чем левел-дизайн.

Сценарий. Вот тут все шикарно. История завораживает, каким-то мистическим образом притягивает к себе от пролога и не отпускает до самого конца. Каждый из персонажей по своему интересен, имеет характер, мотивы и предысторию. А уж главный герой мне в детстве нравился куда больше того же Индианы Джонса (но Хана Соло переплюнуть так и не смог, если вы понимаете, о чем я). Повествование пропитано тайной, которую одновременно хочется и не хочется разгадывать. Хочется - потому что интересно. А не хочется потому, что...

СЦЫКОТНО, МАТЬ ВАШУ! Вот эта игра реально пробирает до мурашек. Она не просто атмосферная, она жуткая и одновременно очень притягательная. Я не могу вспомнить больше ни одной игры, которая бы меня по-настоящему пугала. В детстве, конечно, но и сейчас, играя в нее, можно отложить пару-другую кирпичиков. Будучи ребенком я так и не прошел "Проклятых". Не из-за сложности, а из-за той самой пугающей атмосферы. Вспомнил об игре я лет в 14 и тогда уже одолел ее, но тоже с трудом. До сих пор не представляю, как создателям удалось добиться такого эффекта. Тут все идет одно к одному - сценарий, дизайн, саундтрек (да вы послушайте только тему главного меню и все поймете), антураж, диалоги, монстры... Может, у "Проклятых" не ахти дела с графон, может, геймплей ничем особым не удивит прожженного геймера, но, поверьте, эта игра - настоящий шедевр, повторить который, увы, вряд ли удастся.

Знаете, начиная писать эту статью, я думал, что большая ее часть уйдет как раз на описание того, почему же данная игра такая жуткая и атмосферная. Думал, что буду описывать свои впечатления от разных локаций, событий и всего такого. В итоге, все получилось совсем не так, но оно и к лучшему. Потому что это не стоит описывать, это нужно испытать самим. Если вы еще не играли в "Клайв Баркер: Проклятые", то обязательно поиграйте. Оно того стоит. ЕЩЕ КАК, БЛИН, СТОИТ! Лично для меня эта игра занимает и будет занимать очень значимое место в списке вещей, которые впечатлили и повлияли на меня. Надеюсь, что и для вас она не является или не станет пустым местом.

На этом у меня все, спасибо за прочтение! Подпишитесь на группу ВКонтакте - https://vk.com/neskromnye_mysli и поставьте лайк, если хотите еще статей о компьютерных (и не только) играх. Всем пока, не поддавайтесь своим страхам и играйте в хорошие игры! ;)