Таймыр уходящий

Виталий Борисович Иванов
Впервые на самый северный полуостров Евразии я попал в 1978 году. Потом, с 1984-го по 1988 год, я здесь жил и работал, в 90-е регулярно бывал в командировках. Но на стыке веков приезжал на Таймыр только дважды: первый раз на инаугурацию избранного губернатора Александра Хлопонина, второй раз прилетал на праздник оленеводов в поселок Носок. Потом был большой перерыв вплоть до 2015 года, когда я вновь приехал в Дудинку. Но уже не в командировку, а опять на работу.
Эти заметки сделаны на основе многочисленных поездок и встреч, которые были у меня в это время. А работал я в Таймырском Долгано-Ненецком районном Совете депутатов с 23 марта 2015 года по 28 августа 2017 года. Согласитесь, что у меня было время присмотреться к изменениям, произошедшим здесь.
В 2005 году в Красноярском крае, на Таймыре и в Эвенкии прошел референдум по объединению трех субъектов в один. В результате добровольного волеизъявления сибиряков на административной карте России вместо трех регионов появился один. А Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район стал самым большим районом страны. Причем, северным районом.
По большому счету так уже было в истории. И было несколько раз. До 1917 года Таймыр и Эвенкия были в составе Енисейской губернии (административный предшественник края), во времена Советского Союза – входили в состав Красноярского края в качестве автономных округов. Тогда в составе Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа было три района: Диксонский с центром в поселке городского типа Диксон, Усть-Енисейский с центром в поселке Караул и Хатангский, «столицей» которого была, естественно, Хатанга. В составе округа были еще поселки Дудинского городского Совета. Это Потапово, Хантайское Озеро, Усть-Авам, Волочанка, Левинские Пески и Тухард. Всего в округе тогда было более 25 населенных пунктов.
Позже округа выделились из состава края, но сохранили свое внутреннее административно-территориальное деление. И такая ситуация, казалось, устраивала всех, в том числе и тогдашних губернаторов края, Таймыра и Эвенкии, о чем они многократно заявляли журналистам разных уровней. Однако где-то в 2003 году их взгляды резко и синхронно изменились. И вот уже Александр Хлопонин (тогда уже губернатор Красноярского края), Борис Золотарев (губернатор Эвенкии) и Олег Бударгин (губернатор Таймыра) стали говорить о необходимости объединения и, засучив рукава, взялись активно готовить референдум.
А после его проведения началось:
«МОСКВА, 28 апр. РИА "Новости". Новый субъект федерации – объединенный Красноярский край – появится на карте России 1 января 2007 года. Об этом в четверг на пресс-конференции в РИА "Новости" заявил губернатор края Александр Хлопонин.
Губернатор отметил, что он бы "объединительный процесс не затягивал, но существует законодательство, и объединение трех регионов пройдет в соответствии с процедурой". По его словам, уже летом, в июне-июле, должен быть принят федеральный конституционный закон, закрепляющий итоги прошедшего 17 апреля референдума об объединении Красноярского края, Таймыра и Эвенкии.
Как сказал губернатор, после создания нового субъекта федерации в январе 2007 года губернаторы Таймыра и Эвенкии должны будут сложить свои полномочия и делегировать их губернатору Красноярского края. Законодательные собрания этих двух регионов до апреля того же года должны будут сложить свои полномочия, а в апреле будут избраны депутаты законодательного собрания нового региона. "После выбора регионального парламента президент предложит депутатам на утверждение кандидатуру нового губернатора", - пояснил Хлопонин, отказавшийся комментировать свои шансы стать губернатором объединенного края.
Он подчеркнул, что объединение трех регионов позволит значительно увеличить инвестиции в экономику края, а также создать 45 тысяч рабочих мест.
Хлопонин считает объединение "знаковым событием не только для края, но и для всей России". При этом он подчеркнул, что "объединение регионов – это не самоцель, поскольку союз нищих ни к чему качественному не приведет". Красноярский губернатор полагает, что объединение регионов будет успешным лишь в том случае, если оно приведет к улучшению жизни людей и даст толчок развитию экономики».
 «НОВОСИБИРСК, 9 сен. РИА "Новости", Яна Рябинская. Полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе (СФО) Анатолий Квашнин считает, что объединение регионов необходимо для создания нормальных условий развития общества.
"Объединение регионов необходимо для создания нормальных социально-экономических условий развития общества", - заявил полпред в ходе рабочей поездки в Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, сообщили РИА "Новости" в пятницу в окружном информационном центре "Сибирь".
По мнению Анатолия Квашнина, объединение "позволит оптимизировать расходы на управление, добиться его эффективности".
"В одном регионе население может составлять четыре миллиона человек, в другом - 16 тысяч, а структура управления – одинаковая. Это расточительно", - отметил полномочный представитель.
Полпред отметил, что при объединении должны учитываться социальные и культурные особенности территорий.
"Мы живем в одном государстве и едином обществе, и не важно, кто какой национальности. Нельзя замыкаться в своей "скорлупе", – подчеркнул он. – В то же время мы не можем потерять ни одного этноса".
При этом Анатолий Квашнин добавил, что процедура объединения субъектов Федерации определена законом, и решение об объединении принимается только на референдуме, сообщили в окружном информационном центре».
«МОСКВА, 14 окт. РИА Новости. Владимир Путин подписал закон о создании нового субъекта федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов. Об этом РИА Новости сообщили в пресс-службе президента России.
Федеральный конституционный закон "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа" был одобрен Госдумой 22 сентября, Советом Федерации – 5 октября.
Согласно закону, вместо трех этих субъектов федерации с 1 января 2007 года в России появляется новый – Красноярский край.
Закон предусматривает основные условия, процедуру и срок образования нового субъекта, его статус и границы, срок прекращения существования Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского АО.
С 1 января и не позднее 31 декабря 2007 года вводится переходный период, в течение которого должно быть завершено формирование органов государственной власти нового субъекта федерации.
Законом регулируются особенности организации местного самоуправления на территории нового субъекта и другие вопросы, связанные с его образованием».

И это только малая часть той «барабанной дроби», которая прошла в средствах массовой информации страны в те, уже далекие, годы. Ну, а что дальше? Практически через десять лет, в декабре 2015 года, депутаты Законодательного собрания Красноярского края приняли Закон об особом статусе Таймыра и Эвенкии.
«КРАСНОЯРСК, 25 декабря, РИА ФедералПресс. Эвенкийский и Таймырский Долгано-Ненецкий районы Красноярского края получили статус особых территорий. Такое решение было принято краевым Законодательным собранием.
Как отмечается на официальном портале ЭМР, в этом плане региональные законодатели опередили федеральных: на уровне РФ до сих пор нет четкого определения тому, что же такое особый статус территорий и какие преимущества он дает. Однако краевой закон отныне регулирует особое правовое положение Эвенкии и Таймыра.
Согласно документу эти муниципальные образования могут быть представлены большим числом депутатов в заксобрании, чем остальные территории края. При губернаторе региона будет, кроме того, создан совет представителей Таймырского и Эвенкийского районов. Этот институт наделяется особыми полномочиями по работе с нормативно-правовыми актами, связанными с развитием северных территорий.
Особый статус предусматривает также предоставление жителям районов преференций при получении госуслуг, а также проведение исключительных мероприятий по сохранению и развитию национальной самобытности коренных народов, живущих на Таймыре и в Эвенкии.
Документ вступает в силу с 2016 года».
Нечего сказать, «оперативно» сработали. Однако даже этот факт не смог коренным образом изменить экономическое и социальное развитие Таймыра в лучшую сторону. В результате как реакция на несбывшиеся надежды весной 2017 года в ряде краевых, а позже и федеральных средств массовой информации появились сообщения о том, что в Дудинке создана инициативная группа по проведению референдума: активисты хотят восстановить статус Таймыра как автономного округа в составе Красноярского края.
Об отделении речь в тот момент не шла. И это важно. Начиная «борьбу» за референдум, члены группы отдавали себе отчет, что в 2018 году пройдут выборы Президента России (весной) и депутатов Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета (осенью). И поднятая тема крайне неудобна, хотя во втором случае на ней можно будет получить определенный политический вес и на этой волне войти в новый состав районного совета. Теперь, когда чиновники в Дудинке заводят речь об активистах инициативной группы, то объясняют ее появление исключительно политическими амбициями, а не желанием добиться изменений в жизни района. Естественно, что и в Красноярске инициатива дудинцев восторга не вызвала. Иначе и быть не могло – замахнулись-то они на святое! Были даже обвинения в сепаратизме.
Сразу после появления в апреле 2017 г. первых сообщений о деятельности сторонников проведения референдума прошло заседание президиума Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета. На нем депутаты решили обратиться к главам поселений с просьбой рассказать о том, как изменилась жизнь северян после объединения.
И главы ответили…
Тут необходимо сделать одно пояснение. Повторюсь, сегодня Таймыр один из муниципальных районов Красноярского края. Его площадь – почти 880 тысяч квадратных километров, т.е. его территория больше любой европейской страны. При этом население здесь чуть более 30 тысяч человек, а плотность его составляет только 0,04 человека на один квадратный километр.
Разве есть в стране еще один муниципальный район с такой территорией и такой плотностью населения? При этом на территории Таймыра находятся три арктических морских порта (Дудинка, Диксон, Хатанга), причем два из них работают в круглогодичном режиме; три полноценных аэропорта с бетонными взлетно-посадочными полосами (Норильск, Хатанга, Диксон), два из которых могут принимать любые типы воздушных судов, и аэропорт Дудинка, где снято около 300 метров бетонных плит, и он теперь не может использоваться. Автомобильных федеральных дорог в районе не более ста километров. Основной транспорт здесь – авиация. Более того, она представлена вертолетом Ми-8, стоимость летного часа которого составляет от 170 до 250 тысяч рублей.
Сегодня на Таймыре только четыре поселения: сельские – Караул и Хатанга, городские – Дудинка и Диксон. Норильск, находящийся на полуострове, является городом краевого подчинения. В состав муниципального района он не входит, хотя вреда экологии приносит немало. Но это отдельная тема.
А дальше, и на это надо обратить внимание особо, каждое поселение состоит из поселков, между которыми иногда сотни километров.
Скажем, сельское поселение Караул. В его состав входят некогда самостоятельные поселки Носок, Усть-Порт, Воронцово, Байкаловск и Тухард. Между самыми отдаленными более двухсот километров бездорожной тундры.
Или сельское поселение Хатанга. Теперь в ее составе Жданиха, Катырык, Кресты, Новая, Новорыбная, Попигай, Сындасско и Хета. Для понимания расстояний скажу, что из Хатанги до Попигая вертолет Ми-8,  скорость которого чуть меньше 200 километров в час, летит около полутора часов. Посчитайте, сколько нужно времени и денег рядовому жителю, чтобы при необходимости съездить, допустим, в представительство Роспотребнадзора, которое ныне находится в… Норильске.
Аналогичная ситуация и с целым рядом других государственных структур, которые закрылись в бывших районных центрах и переместились даже не в Дудинку, а все в тот же Норильск – «жемчужину Заполярья», не имеющую к району никакого административно-территориального отношения.
Повторюсь, когда Таймыр был округом, в его составе были три района и город. А это значит, были три районные больницы, три отдела образования, три отдела милиции, три суда, три прокуратуры, три районных узла связи, три отдела культуры, три управления социальной защиты населения, три налоговых инспекции… И их услуги были более доступны для населения. И плюс в Дудинке были вышестоящие, окружные, инстанции. Ныне они переместились в Красноярск. А это около 2000 километров.
 Теперь вернусь к ответам глав поселений. Во многом они похожи, ведь прописанные в них беды теперь одинаковы.
Вот фрагмент самого лаконичного письма, из Хатанги: «…направляю информацию о проблемах, возникших у населения в период времени, прошедший с момента объединения трех субъектов – Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов.
Для начала особо подчеркну, что большинство этих проблем связаны с транспортной изолированностью территории и чрезмерно высокой стоимостью для населения авиационных билетов за ее пределы (авиация – единственный вид транспорта, связывающий поселение и районный центр) (Дудинка – В.И.).
Для жителей отдаленных поселков, входящих в состав поселения, нет возможности обратиться в значительное количество государственных структур в связи с тем, что им никто не обеспечил транспортную доступность даже в недельный срок. Фактически все государственные структуры выведены за пределы поселения, а некоторые и за пределы муниципального района. Уровень обеспеченности поселения электронной связью, в частности возможностью доступа к сети Интернет для получения государственных услуг в электронном виде, – по сути нулевой…»
И далее в письме рассказывается, что в Хатанге есть только один специалист, консультирующий односельчан по налоговым вопросам. Именно консультирующий, так как представителя налоговой инспекции в поселении нет, а ближайшая находится в Норильске!
К примеру, скажем, в поселке Попигай человек, скажем, промысловик, откликнувшись на призыв Президента России и Председателя Правительства, решил «развивать малый бизнес». Для того чтобы зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, ему вертолетом надо прилететь в Хатангу, затем самолетом добраться до Норильска, там решить все вопросы, и лишь затем вернуться в родной поселок. Получается, что надо преодолеть по воздуху около полутора тысяч километров и потратить на это около 60 тысяч собственных рублей. В прежние годы для этого достаточно было прилететь в Хатангу. Эту экономику для рядовых граждан инициаторы объединения просчитывали?
При этом надо учесть, что воздушные суда между Норильском, Хатангой и Попигаем летают один-два раза в неделю. Следовательно, гражданину придется потратиться на гостиницу, которая в северном городе весьма недешева. Можно сделать еще и поправку на изменчивую северную погоду, которая временами вынуждает таймырцев по несколько суток ожидать летной погоды…
Ну, и во что человеку обойдется желание стать индивидуальным предпринимателем? Скорее всего, он не станет регистрировать свой бизнес, а будет работать «в черную», не платя налогов.
Много проблем создала ликвидация в селе районного подразделения полиции. Из письма: «Есть огромная проблема с проведением экспертизы трупов (судебно-медицинская экспертиза). Жители сельского поселения Хатанга, проживающие в отдаленных населенных пунктах, сталкиваются с проблемой захоронения умерших. Работники правоохранительных органов законно требуют провести судебную экспертизу трупа, но учреждение судмедэкспертизы находится только в селе Хатанга, до которого от наиболее отдаленных поселков более 250 километров при полном отсутствии дорог. Вопрос перевозки покойных не решен – труп должен перевозиться отдельно от пассажиров, и авиаперевозчики, осуществляющие рейсы на вертолетах Ми-8, просто не готовы к решению таких задач».
Поясню проще. Хоронить без вскрытия нельзя. Доставить покойного в Хатангу тоже случается не быстро. В результате умершего кладут в «мерзлотник», где усопший и «ждет» транспортной оказии или приезда патологоанатома. «Мерзлотников» для покойных в поселках нет. Есть «мерзлотники», где хранят мясо и рыбу…
А ведь когда-то Хатанга была заметным поселением на экономической карте СССР. Здесь работала Полярная геологоразведочная экспедиция, занимавшаяся разведкой, добычей и обработкой алмазов. Была нефтегазоразведочная экспедиция, результатами работы которой ныне пользуются Роснефть и Лукойл. В аэропорту базировалось свое авиапредприятие с вертолетами Ми-8, самолетами Ан-2. Была и своя ремонтная база авиационной техники. Ежедневно летал самолет в Красноярск и в Норильск. Выполнялись рейсы Хатанга – Москва. Раз в неделю, но были.
В Хатанге располагались дирекция биосферного заповедника «Таймырский», гидрографическая база и рыбозавод. Была своя районная больница. В усеченном виде она существует и сегодня.
О проблемах в здравоохранении пишут практически все главы поселений. Острая нехватка специалистов, износ оборудования, проблемы с поставками медикаментов... В последние двадцать лет на Таймыре практически полностью ликвидированы все строительные, авиационные, геологоразведочные и сельскохозяйственные предприятия. Доходы населения резко сократились.
В июле 2017 года Губернатор края проводил специальное совещание по вопросам развития Таймыра и Эвенкии. В очередной раз на нем говорили и о здравоохранении в северных районах, и о совершенствовании мер государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера, направленных на сохранение традиций и улучшение качества жизни.
Что изменится после него, покажет время. А пока точно известно: молодые специалисты любой профессии не едут работать на Север, в первую очередь, из-за низких заработных плат.
Кстати, вопросы формирования зарплат тоже вызывают определенные нарекания северян. Скажем, заместитель главы городского поселения Диксон после выработки полного (!) северного стажа будет получать только 43 405 рублей, без стажа – 30 050 рублей. А ведь в Диксоне минимальный продуктовый набор стоит около 20 000 рублей, услуги ЖКХ – около 11 000 рублей. Это касается не только заместителей главы, но и учителей, врачей, работников культуры... Ну, и кто сюда поедет?
В свое время Диксон был своеобразным центром Советской Арктики. Здесь работала гидрографическая база, которая обеспечивала уверенное судоходство на вверенном ей участке трассы Северного морского пути и в Енисейском заливе. Было крупнейшее в стране управление по гидрометеорологии и контролю природной среды, в составе которого находилось более трех десятков полярных станций. Ныне Диксон – полярная станция, подчиненная Архангельску.
Далее. В Диксоне есть аэропорт, где прежде базировалась своя эскадрилья вертолетов Ми-8. Теперь эскадрильи нет. Вообще на острове Диксон ныне никто не живет. Он брошен. Была здесь и своя районная больница, трехэтажное здание которой бережно сохраняют жители арктического поселка, надеясь, видимо, что когда-то оно вновь будет востребовано. К слову, я жил в Диксоне и знаю высочайший уровень медиков, трудившихся здесь до развала СССР.
И последнее. Когда-то в Диксоне проживало около 5000 человек. Сегодня, без учета вахтовиков, менее пятисот. Народ с Севера бежит. А что его тут может удержать?
Правда, в окрестностях Диксона начали разработку месторождения коксующегося угля. Говорят, что он исключительного качества. Но ставку угольщики делают на вахтовиков. Оно и понятно: им не надо платить так называемые «полярки». Иными словами, оплачивать годы жизни в Арктике.
Глава города Дудинка в своем ответе сетует на слабую медицинскую базу в отдаленных поселках, острую нехватку специалистов и другие проблемы: «Жилищный фонд поселков в основном состоит из одноэтажных 2-4- квартирных деревянных домов постройки 40-60-х годов прошлого века. 80% из них можно признать непригодными для проживания и подлежащими сносу. Ежегодно в летний период времени в рамках муниципальной программы «Поселок – наш дом» осуществляется частичный ремонт зданий, однако это незначительная часть того, что требуется для приведения жилых домов в надлежащее санитарно-техническое состояние. Для строительства жилья, в том числе и для молодых специалистов, в которых поселки остро нуждаются (врачи, учителя), требуются долгосрочные государственные программы. Проблема не может быть решена путем переселения жителей поселка в город Дудинку, т.к. большинство из них представители КМНС (коренные малочисленные народы Севера – В.И.), которые поколениями занимаются традиционными видами хозяйствования, и ликвидация таким способом поселков, многим из которых несколько сотен лет, недопустима».
Отдельными пунктами мэр Дудинки пишет о той же судебно-медицинской экспертизе, о полноценной службе судебных приставов и Роспотребнадзора и о системе обращения с коммунальными отходами.
Теперь Караул – бывший административный центр Усть-Енисейского района. Население района в первую очередь занято рыбалкой и оленеводством, хотя когда-то здесь были и зверофермы, и рыбозаводы... Работники Таймырского краеведческого музея рассказывают о том, что в годы войны в поселке Усть-Порт изготавливали для фронта великолепную тушенку из оленины.
Сегодня ничего этого нет: «За последние годы рыночных и политических преобразований с территории муниципального образования ушли кредитные организации (филиалы Сбербанка РФ), которые раньше были во всех населенных пунктах. Соответственно, на территории муниципального образования «Сельское поселение Караул» не обеспечено соблюдение социального банковского стандарта. В связи с отсутствием минимальной обеспеченности банковскими услугами предпринимателям, крестьянско-фермерским хозяйствам, населению муниципального образования «Сельское поселение Караул» оказались недоступны современные банковские услуги по хранению денежных средств, размещению их на депозитных счетах, использование банковских карточек, осуществление переводов в другие районы России, оплата налогов, кредитов, ипотеки, государственной пошлины и т.д. Часть денежных операций производится через отделения связи, но и там свои трудности.
Отсутствие кредитной организации на территории муниципального образования «Сельское поселение Караул» создает массу проблем и для коренных малочисленных народов. Население из тундры не имеет возможности выезжать в г. Дудинку для решения финансовых вопросов».
А далее опять про здравоохранение: «После объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов возникли проблемы с медицинским обслуживанием населения. В больнице в селе Караул перестали делать операции, производить диспансеризацию и медицинские осмотры, закрыто родильное отделение. В поселках Байкаловск, Воронцово, Усть-Порт остались фельдшерские пункты. В настоящее время в больнице в нашем селе работает только один врач – терапевт. Оборудование в поликлинике практически отсутствует. Отсутствие врачей в нашей сельской больнице объясняется тем, что проходит реформа системы здравоохранения Российской Федерации, установлены жесткие нормативы на введение ставок специалистов в зависимости от количества населения, а также отсутствием кадров. Реформы в сфере медицинского обслуживания привели к абсолютному отсутствию медицинских услуг.
Учитывая отдаленность всех поселков от г. Дудинки, население, а особенно коренное население, не имеет возможности обращаться за квалифицированной медицинской помощью, так как для этого необходимы денежные средства на транспортные расходы, на проживание и питание в г. Дудинка. Фактически данная проблема ведет к развитию алкоголизма, безработице и повышению уровня смертности».
Странно, я не организатор здравоохранения, но даже мне, журналисту, понятно: то, что применимо к любому южному району, неприемлемо к северным территориям. Повторюсь, здесь нет дорог, но есть огромные расстояния. Здесь нет малой, а значит более дешевой, авиации. Здесь за одним больным летает вертолет Ми-8, себестоимость часа которого, как я уже говорил выше, составляет от 170 до 250 тысяч рублей и который способен взять на борт 15 человек. Малой и всепогодной санитарной авиации на Таймыре нет.
Ну, а дальше в письме опять про полицию, миграционную службу, Роспотребнадзор, строительство нового жилья, школ, детских садов и домов культуры, и прочая, прочая, прочая…
Какой-то театр абсурда. Полагаю, что тот, кто придумал объединение территорий, рассчитывал на лучшее и не подозревал о возможных многочисленных проблемах.
А ведь рядом с Таймыром находится Ямало-Ненецкий автономный округ, который не объединялся с Тюменской областью. Северные народы, занятые кочевьем, общаются между собой. Им есть с чем сравнивать свое житье-бытье. И поверьте, оно не в пользу объединенного Красноярского края.
Надо ли было соединять территории? Конечно, надо. Так управлять проще. Но при этом необходимо было учитывать некие особенности жизни в северных территориях России. Здесь жизнь совсем иная. Понимать это надо.
На мой взгляд, именно отсутствие понимания привело к появлению той самой инициативной группы. Скорее всего, провести референдум им не позволят. И самое ужасное, что активисты это понимают. Но лично я благодарен этим людям уже за то, что они сумели привлечь к Таймыру внимание далекого Красноярска и очень далекой Москвы.
Кто знает, быть может когда-то и здесь, за Полярным кругом, жизнь станет прекрасной. Как и должно быть в XXI веке. В конечном итоге, живущие здесь достойны этого.
Виталий ИВАНОВ
г. Дудинка, июль 2017 года