Тайна слова Диканька

Машин
Есть такое всемирно известное благодаря Николаю Васильевичу Гоголю место на Земле – Диканька. Его «Вечерами на хуторе близ Диканьки» кто только не зачитывался в школьные годы? Я – зачитывался. Кузнец Вакула был одним из моих самых любимых героев, а про чёрта, про Солоху, про Оксану и других персонажей повествования я, кажется, наизусть всё знал …
Много воды утекло с тех юных лет. Тогда я увлечённо занимался топонимикой, искал переводы географических названий. И казалось мне, что с Диканькой в этом смысле всё просто. Буквально недавно ещё раз прочитал об этом: «Есть несколько версий происхождения названия посёлка. Одни связывают его с наличием здесь когда-то густых диких лесных массивов, другие — с фамилией Дикань, которая будто бы была у первопоселенца. Такая фамилия, и в самом деле, по сей день очень распространена в округе».
А сегодня некие обстоятельства внезапно изменили угол моего зрения на перевод слова «Диканька». Дело в том, что сегодня к вечеру я, наконец, узнал, как называется то место, где я буду ночевать через неделю, если Бог даст. Место это называется «Диканька». Я еду в Диканьку! Не в Украине, жаль. Есть такое место и на Кубани!
И тут выясняется, что происходит это слово совсем не от чего-то «дикого», а от слова «дукан». Гласные звуки, как известно из употребления устной речи, очень часто произносятся и воспринимаются людьми по-разному. Не «Диканька» она была изначально, а «Дуканка» - то есть, харчевня, трактир, мелочная лавка. Вот что говорит об этом украинский словарь…
Дукан - тип торговельної крамниці на мусульманському Сході, виконаний яквидовжене приміщення, чільний бік якого вирішувався у вигляді великого прорізу зі ставнею. Її верхня частинавдень підіймалася вгору і слугувала навісом, а нижня ставала прилавком. Для складу товарів призначаласязадня частина приміщення.
В некоторых странах это место называют «дукан», в других – «духан». Управляет им духанщик, а если женщина, то духанщица. Но могли слово «духанщица» произносить как «духанка» или само заведение называть «духанкой». Это же было в средние века. Уже в 17 веке село стало называться Диканькой, а впоследствии о том, что начиналось оно с одинокого трактира (дукана) на дороге – забылось. Посмотрел на карту окрестностей. На ней помимо славянских есть и тюркские наименования.  Так что, на мой взгляд, подобное вполне возможно.