Сказка-быль. На Байкале. Ярмарка

Ольга Пинаева
В сказке используются басни Пинаева А.К. и стихи Пинаевой Н.П. (http:  //apinaev.ru/)
                На Байкале.               
                Ярмарка.
               
                Автор Пинаева О.А.
                Летнее солнышко каждое утро будило своими ласковыми лучиками обитателей лиственной рощи возле возле небольшого посёлка Листвянка, напоминая им, что наступает новый день и пора приниматься за работу: запасаться кормом на зиму, подновлять жилища, учить деток лесным премудростям, добывать пропитание на день насущный.  Но однажды этот порядок был нарушен громким уханьем птенцов ушастой совы, которые своей ссорой и дракой разбудили всех в округе:
- Не дам! Это моя еда!
- Я нашёл, значит, моя,  не отдам!
Мама птенцов, сгорая от стыда из-за своих детей, не знала, как успокоить и разнять разошедшихся драчунов и нарушителей спокойствия, и громко всхлипывала. Собравшиеся звери пришли на помощь ушастой сове, отведя в разные стороны горластых совят. Мудрый Олень, недовольно качая головой, стал объяснять  маленьким забиякам: «Вы же братья, должны помогать друг другу, делиться всем, что у вас есть со всеми нуждающимися, а не только  между собой.  Преподобный Макарий Оптинский предупреждал, что мир  составляют страсти, и особенно три главные: славолюбие, сластолюбие (желание наслаждений, чревоугодие, объедение) и сребролюбие (стремление наживать богатство, жадность). Если против них не вооружаемся, то неминуемо впадаем в гнев, зависть, ненависть. Жадность помрачает даже  добрые качества души, заставляя  ненавидеть брата и принуждая отнять у него что-нибудь. Нужно бороться с греховными пристрастиями»...
Осмелев, пристыженные совята робко спросили: «Как же нам бороться с  плохими мыслями и поступками?» Учёный Ёж не спеша проговорил: «Борьба с этими страстями заключается в том, чтобы взращивать в себе добродетели, противоположные им: милосердие к нуждающимся,  щедрость,  воздержание от излишков пищи,  труд,  усердие ко всякому доброму делу, любовь к  ближним».
«Нужно гнать от себя плохие мысли сразу же, как только они приходят в голову»,- выкрикнула нетерпеливая синичка, но тут же, смутившись от своей несдержанности, попросила прощения.
Откашлявшись, Хорь Иваныч Домосед попросил слова:
- Жадность ослепляет ум, делает человека немилосердным, жестоким.  Я хочу прочитать вам басню о хозяине, который пожалел кусок хлеба для своей собаки, служившей ему верой и правдой много лет, охраняя его имущество от воров, а скот от волков.
              Бездушный
Жил во дворе обычный Пёс, -
Стерёг хозяйское добро.
И днём, и ночью, в зной, мороз
Он охранял всё как своё.
За много лет он постарел,
Ослабли быстро зоркость, слух, -
И он остался не у дел.
Хозяин был с ним груб и сух.
Сказал он как-то в зимний день:
- Бездушный пёс! Давно пора уж
Проучить тебя за лень!
И пса прогнал прочь со двора.
***
Легко сказать: «бездушный пёс».
Но кто бездушней? - Вот вопрос!
«Вот до какой  чёрствости  может дойти  человек, потакающий  своим страстям!»-  грустно воскликнула быстрая белочка.
Весёлые и неугомонные зайчата с недоумением поинтересовались:
- Кто же для нас ближний? Как надо его любить?
             Беляночка, маленькая девочка, живущая недалеко, в селе Листвянка, и  навещающая своих знакомых в лиственной роще, присев на пенёк и посадив на колени зайчишек,  стала рассказывать:
- В Библии записаны Заповеди, оставленные нам Иисусом Христом, и одна из них: люби ближнего твоего, как самого себя. Однажды некий человек спросил Иисуса: «Кто мой ближний?» В ответ на вопрос Христос рассказал Притчу. Шёл путник из Иерусалима в другой город и попался разбойникам, которые  сняли с него одежду, избили и ушли, оставив едва живым. Мимо проходил той же дорогой  человек. Он посмотрел на несчастного и прошёл дальше. Так же поступил и второй прохожий. Но некий самарянин, увидев  раненого, сжалился над ним. Он перевязал его раны, посадил на осла и привёз в гостиницу, хозяину которой дал деньги, попросив позаботиться о больном. Окончив Притчу, Иисус спросил: «Кто из этих троих был ближним пострадавшему от рук разбойников?» «Оказавший ему милость»,-  ответил слушавший.
Архимандрит Иоанн Крестьянкин считает, что милосердный - это добрый человек, который всех жалеет, к каждому  относится, как к родному, к своему ближнему. Вот как мы должны поступать друг с другом!
Маленькие совятки не знали, куда деваться от стыда за своё поведение, и под пристальным взглядом присутствующих  решили просить прощения и у мамы, и у лесных обитателей, и, конечно же, у своей любимой Беляночки. Радость, мир и спокойствие сразу же  воцарились на полянке в роще.
«Беляночка, пожалуйста, расскажи нам об Иисусе Христе», - робко проговорил самый маленький бельчонок, прыгнув к ней на плечо. Его просьбу подхватила вся детвора. Девочка с радостью согласилась:
- Рождение Иисуса Христа произошло в небольшом иудейском городке Вифлееме. До тридцатилетнего возраста Иисус жил вместе с Матерью, Девой Марией,  в доме Иосифа, плотника, воспитавшего Иисуса Христа как родного сына. На 30-м году жизни Иисус Христос принял от пророка Иоанна крещение в реке Иордане и стал проповедовать учение о Царстве Божием, путешествуя вместе со своими учениками по Святой Земле. Он совершил множество чудес и пророчеств, проникнутых состраданием и любовью к людям: воскрешал мёртвых и исцелял больных. За шесть дней до Пасхи, Иисус Христос, окружённый народом, торжественно вошел в Иерусалим.  Первосвященники, книжники и фарисеи не приняли Его учение и искали случая убить. Наконец, такая возможность им представилась. В среду один из двенадцати учеников, Иуда Искариот, предложил членам синедриона тайно передать своего Учителя за тридцать серебряных монет. Христос предвидел его предательство; Он не один раз обличал и предостерегал Иуду об опасности страстей. Иисус Христос был распят на кресте и умер, но воскрес на третий день. Величайшим чудом Спасителя было Его собственное воскресение из мёртвых, которым Он победил власть смерти над людьми и положил начало нашему воскресению из мёртвых.
Учёный Ёж, жалея распятого Иисуса Христа, со вздохом вымолвил: «Святитель Тихон Задонский считал, что Иуда не ужаснулся продать за такую малую цену своего Благодетеля и Учителя, и так купил себе вечную гибель. То же предстоит и прочим жадным сребролюбцам, которые не ужасаются делать всякое зло, чтобы обогатиться».
В наступившей тишине слова Мудрого Оленя прозвучали как строгое предостережение всем присутствующим:
 - Святые Отцы говорили, что при жадности, пристрастии к деньгам не может быть любви к ближнему.  В Библии сказано, что никто не может служить одновременно Богу и маммоне (богатству). Из-за любви к деньгам извращены законы родства, потрясены уставы природы... Из-за любви к деньгам вражда, драки, войны; из-за нее убийства, разбои, клевета; из-за нее страны дышат кровью!
При этих словах все с ужасом подумали: «А не пролезла ли в моё сердце змея корыстолюбия? Смогу ли я любить ближнего, быть к нему милосердным?»
Любимец девочки, заяц-беляк Шустрик, попросил с волнением: «Беляночка, напиши, пожалуйста, письмо Коле, предупреди его об этой опасной страсти».
          Коля, двоюродный  брат Беляночки, живший в селе  Голоустном, в это утро рано проснулся. Закрыв глаза, он слушал, как мама тихонько поёт, укачивая маленькую сестрёнку:
Звёзды-сёстры молодые
Важно встали хороводом,
Завладели небосводом,
Спутник юный, долгожданный,
В гости к ним явился званный.
Но гостил совсем немного,
Заглянул лишь по дороге,
Полетел в други просторы
Открывать вселенной створы.
Тёплый летний ветерок приносил запахи трав и цветов в открытое окно,  Коля, вдыхая луговые ароматы, думал о том, что у него сегодня день рождения.  Он давно просил отца подарить ему щенков породы хаски, ездовых собак, которые самой природой предназначены быть и другом, и помощником, и охранником человека, следовать за ним на охоту, на упряжках перевозить грузы, снаряжение. На Севере без таких отважных и выносливых собак охотники не смогли бы выжить.
«Ты должен доказать, что стал взрослым и ответственным, - вспомнились ему слова отца.  -  У  тебя не будет выходных дней, так  как  ежедневно ты  должен будешь дрессировать щенков, ухаживать за ними, чтобы вырастить сильных, преданных, годных для ездовой службы собак,  ведущих упряжку по твоей команде. Тогда в экстремальной ситуации, когда ты попадёшь в беду, они спасут тебе жизнь: зимой в непогоду, в пургу, когда заметает все пути-дороги и не видно ничего вокруг, хорошо выученные передовые собаки, ориентируясь на своё чутьё и различая давно занесенную снегом дорогу, вывозят нарты к дому, спасая жизнь своему хозяину».
«Доказал ли я, что справлюсь?» - с надеждой задавался мальчик вопросом. Услышав стук топора за окном, Коля вышел на крыльцо. Отец что-то мастерил, вытирая пот со лба и напевая вполголоса. А по двору бегали пушистые и пока неуклюжие, один краше другого,  щенки породы хаски.
Николай уже знал, как надо дрессировать собак:  за чашкой чая вечерами заводили  разговоры о собаках, об их повадках, о лучших ездоках,  о воспитании в них послушания.
С радостью  Николай начал обучать своих пушистых непосед. Он приучал их к  выполнению различных  команд, к  движению в паре, перевозке нарты с грузом. Тренировки  он  проводил каждый день, невзирая на погоду. Усилия и труды мальчика были не напрасны: его подопечные, встречая хозяина с бурной радостью, отлично работали в упряжке, которую вёл вожак. Главное требование к ездовым собакам - полное послушание. После дрессировки он с вожаком, по имени Верный, с удовольствием отправлялся на прогулку в лес или к Байкалу. За короткое время мальчик так полюбил четвероногого друга, что почти не расставался с ним, и уже зимой, во время поездки с отцом по ледовой дороге на другой берег Байкала, на ярмарку, в Кяхту, хотел поставить его во главе упряжки.
Коля каждый день бегал на берег моря смотреть, не встал ли лёд: с наступлением морозов начинают появляться тонкие льдинки, их становится всё больше, они заполоняют всё пространство, теснятся, толкаются и, наконец, сплотившись, дружно встают и сковывают море, а при толщине льда 16 сантиметров открывается конное движение. Образовавшийся тонкий ледок начинает утолщаться и со временем достигает 100 сантиметров и более.
Как ни сопротивлялась желтоволосая красавица-осень, пришлось ей уступить своё место новой хозяйке - зиме. Заботливо окинула она взглядом леса и укутала озябшие деревья в тёплые шубки, прибралась: замела тропинки и полянки белым снежком, поменяла осенние наряды на тёплые, зимние у зайчат и лисят, а потом прикрыла ледяным покрывалом непокорный Байкал: поспи немного, отдохни, неугомонный. Задремало успокоенное матушкой-зимой море, только раскатисто похрапывало, пугая уханьем и грохотом незваных гостей. Коля, не помня себя от радости, после уроков и обучающих занятий с собаками, катался по озеру на санках вместе со своим любимцем Верным.
Условия Севера требуют, чтобы каждый житель был одновременно каюром,  рыбаком, охотником, астрономом, так как в  дальней,  трудной, смертельно опасной дороге может случиться всё, что угодно: Байкал движет свои воды подо льдом, происходят трещины и провалы, куски льда отламываются, выдавливаются вертикально и образуют преграды, частоколы из удивительных и труднопреодолимых торосов. Метели заметают дорогу, а морозы изнуряют, выматывая путников. Лёд на Байкале трескается в течение всей зимы; постоянно слышен шум от образующихся трещин во льду, которые  расширяются до 1,5 метров, имея в длину около 10 метров. Широкая часть постепенно суживается  с обеих сторон в узкие, обыкновенные щели в длину до 100 метров.  Тишина взрывается грохотом, переходящим в раскатистый гром, теряющийся в отдалении, то слышатся глухие аханья, уханья, то треск,  то пушечное бабаханье - и все это сливается и обрушивается на желающих пересечь Байкал.
Зимний путь через Байкал осваивался давно, а навыки и опыт зимнего переезда через Байкал передавались из поколения в поколение. Ещё И. Идес в «Записках о русском посольстве в Китай» писал: «Езда по озеру опасна, если путешественников в крепкие морозы застанет буран. Запряженные в сани лошади должны иметь очень острые подковы, так как лед очень скользкий, а снега не найти даже на земле: его тут же уносит ветер. Имеется также много незамерзших полыней, опасных для путешественников, если они попадают в сильную бурю. Коней, если у них нет острых подков, несет ветром с такой силой, что они скользя и падая на этом гладком льду иногда попадают в полынью с санями. Так гибнут часто и лошади, и люди». Через Байкал с помощью базлыков перебирались караваны верблюдов, быки и кони с обозами,  собаки, везущие нарты. Для животных делали специальные кожаные башмаки, которые подбивали острыми шипами. Особенно были незаменимы собаки в пургу, когда заметает дорогу, так как они безошибочно везут нарты по заданному маршруту.
Отец рассказывал Николаю, что за хороших передовых собак предлагают большие деньги, но ни один хозяин не продаст вожака. Но однажды человек, в сердце которого закралась язва жадности, любви к деньгам, договорился с купцом, что довезёт его за очень большие деньги на ярмарку (на которую тот опаздывал) вовремя.  Ослеплённый жаждой наживы каюр гнал собак изо всех сил, гнал, зная, что верные и послушные хаски при этом выбиваются из сил и после такой бешеной дороги погибнут! Собаки, слушая хозяина, бежали день и ночь, теряя силы, жадно хватая снег на бегу, без отдыха, навстречу гибели. Деньги возница получил, но своих преданных друзей и  помощников, которые ему жизнь не раз спасали, загнал. Ведь покорная собака все с нартами идет и идет, пока не упадет…
Получив письмо от Беляночки, в котором сестра предупреждала его о корыстолюбии, Коля вспомнил случай о замученных из-за денег собаках. «Неужели этот грех так опасен?» - удивлённо спросил  мальчик отца. Тот тяжело вздохнул:
- Послушай, сынок, люди, заразившись сребролюбием на ярмарке жизни, мечтая о деньгах, забывают  о милосердии,  попадают в беду сами и приносят её окружающим. Иоанн Златоуст предостерегал, что богатство не только неспособно насадить или взрастить что-нибудь доброе, но даже если найдет добро, то повреждает, иссушает его, а иное и вовсе истребляет и вносит противоположное - непристойную раздражительность, несправедливый гнев, гордость, надменность, безумие.
Хотя прошло много лет, но на Байкале помнят события, произошедшие в Култуке. К тому времени   в селе проживало около двухсот человек, жители занимались рыбной ловлей,  охотой, а также сбором кедровых орехов, грибов, ягод, держали скотину, выращивали овощи на огороде, работали ямщиками.
В селе была церковь, почтовая станция Кругобайкальского тракта, идущего из Иркутска.  Однажды, поздним вечером, под самый Новый год, внезапно, как чёрт из табакерки, обрушился на жителей села начальник почты с царским обозом на семи телегах и вооружённой охраной. Заведующий всеми станциями Кругобайкальской  дороги  держал в своих руках представителей власти Култука, он потребовал запрячь свежих лошадей и как можно скорее трогаться в путь через Байкал на зимнюю ярмарку в Кяхту, куда он должен был доставить для продажи китайским и монгольским тор¬говцам царскую казну в виде серебряных монет. Кяхтинское купечество обещало ему большую премию за своевременную доставку  обоза с деньгами, поэтому чиновник торопился к началу ярмарки, ничто не должно было помешать ему получить огромную сумму денег. Люди умоляли не губить их, пытались объяснить, что лёд тонкий, так как в этом году осень была тёплая и затяжная, не выдержит тяжёлого обоза, молили хотя бы дождаться рассвета, не ехать по опасной дороге в полной темноте. Но начальник был непреклонен и не слушал никаких доводов, жажда денег ослепила его и помрачила способность рассуждать здраво.  Гневаясь и угрожая, он велел погрузить все деньги на последний обоз, принадлежащий местному ямщику. Семь троек лошадей зимней ночью, в непроглядной тьме тронулись в путь, подстерегающий путников трещинами, полыньями, неокрепшим льдом! Проехав метров сто, тяжёлая телега выехала на неокрепший лёд и в одно мгновенье со страшным грохотом провалилась в ледяную бездну.  Ямщик, лошади, ценный груз ушли на дно, на глубину нескольких сотен метров.  Беда пришла в дома култукчан: теперь они должны были возмещать ущерб казне своим имуществом.  Чиновник был признан виновным в трагедии и наказан, но он принёс  горе в мирную жизнь сельчан, разорил их, заставив многие годы выплачивать огромный штраф за потопленные  по его вине деньги.
Выслушав отца, Коля решил, что он будет бороться со страстями, постарается никого не обижать, и  всегда будет заботиться не только о своих родных и друзьях (в том числе о четвероногих питомцах), но и о тех, кто его окружает. С любовью смотрел он на свою семью: отца, игравшего с маленькой Неллечкой, маму, шившую базлыки собакам, чтобы их лапки не скользили по льду, когда они поедут на ярмарку. 
Отец уже подготовился к дальней поездке: вернувшись с осенней путины, с наступлением морозов ловил рыбу подлёдным способом: на поверхности льда прорубают широкие отверстия, из одной проруби к другой просовывают палку, называемую норилом.  К норилу прикрепляют невод, и  подо льдом приводят в движение.  Добытую таким образом рыбу вытаскивают на лед и замораживают. В один улов добывают от 50 до 200 пудов рыбы. На вырученные от продажи рыбы деньги отец хотел приобрести на ярмарке необходимые для жизни товары, а заодно подработать ямщиком (перевести через Байкал купцов), так как за переправу в период ледостава платили большие деньги.
Дорога на ярмарку была дальняя и опасная: через весь Байкал, и дальше  в Бурятию, к самой границе  Монголии,  в Кяхту, которая в XVIII-XIX веке была центром русской торговли с Китаем. Через Кяхту в Россию начинали ввозить большие партии чая ещё при царе Михаиле Федоровиче (1596-1645). Чайный путь начинался в Китае, где формировались караваны, которые разгружались на гостином дворе в Кяхте. Ящики с чаем осматривались и зашивались в сырые бычьи шкуры шерстью вовнутрь. Зашитые тюки грузились на телеги или сани и отправлялись дальше. От Кяхты до Иркутска шли  трактом через станцию Мысовая, откуда грузы через озеро Байкал перевозились на пароходе до порта Листвиничное. Зимой на этом участке прокладывалась железная дорога. Главной трудностью в создании рельсового пути по льду озера были трещины, которые постоянно образовывались. Устанавливали места, где трещины возникали наиболее часто. Рабочие перекрывали  их длинными, не скрепленными между собой брёвнами, которые при движении льда сужались или расходились, предохраняя рельсовый путь от разрушения. Затем укладывали шпалы и рельсы. Вагоны в движение  приводили верблюдами, быками или конями. Но многие предпочитали передвигаться по льду старым способом, прибегая к услугам ямщиков, которые за долгие годы хорошо изучили ледовую дорогу и были готовы к препятствиям и сложностям в пути. Даже при образовании трещин находчивые извозчики гнали лошадей так, что они перепрыгивали через щели, а когда это было невозможно, при помощи досок или куска льдины сооружали  подобие моста.
В этом году при переправе через Байкал отец Коли решил за конным обозом поставить нарту с грузом, запряжённую ездовыми собаками, которых так долго обучал его сын.
Приближался  долгожданный день отъезда в Кяхту. Накануне Колина семья сходила в церковь, чтобы помолиться о здравии и благополучии в пути. Наконец, обоз тронулся в путь! Волнение, радость охватили мальчика:  он  катится на нартах, управляет своими сибирскими хаски, его любимец Верный ведёт упряжку, понимая команды с полуслова. Теперь от его поведения зависит жизнь мальчика. Месяцы тренировок не прошли впустую: из маленького неопытного несмышлёного щенка Верный вырос в обученную послушную ездовую собаку, везущую нарты, в вожака собачьей стаи. Коля не мог нарадоваться на него! Праздничное настроение мальчика усиливалось от дивных красот зимнего Байкала. С нескрываемым восторгом любовался он вековыми елями и лиственницами-великанами, несущими  стражу на крутых берегах озера и охраняющими покой и зимний сон батюшки-Байкала,  прозрачными льдинами, выдавленными из замороженного моря, высотою до 7  метров, торосы казались ему дремучим ледяным лесом, солнце, отражаясь от них, искрилось и сверкало всеми цветами радуги; а чистота льда под ногами позволяла заглянуть в самую глубину моря, живущего своей тайной жизнью. Световые лучи преломлялись в потоках воздуха и приобретали формы сказочного замка, нависшего над людьми (на Байкале их называют миражами). Коля как будто бы попал в волшебную страну. Это ощущение не покидало его всю дорогу, а когда они подъехали после нескольких дней пути к сибирскому городку на юге Бурятии, и божественный звон колоколов недалеко стоящих друг от друга храмов  наполнил всё пространство невероятною мелодией, оно только усилилось. Коля с удивлением разглядывал каменные здания, хрустальные колонны Воскресенского храма, деревянные тротуары, горящие фонари по обеим сторонам улицы,  выкрашенные и побеленные деревянные дома.  Его не покидало ощущение, что он в сказочном городе.  Гостиный двор всегда был открыт для приезжих. Не зря Кяхту называли «второй столицей»,  здешний городок был самым богатым в России. А чего только не было на торговой площади!
Торговали в  Кяхте  тростниковым сахаром, рисом, шерстью, фруктами, пряностями, рисом, пшеницей, просом, чаем, скотом, табаком, каменным углём, лесом, фарфором, писчей бумагой, вином, тканями и т.д.
Коля с отцом подъехали к торговому ряду со всевозможной снедью, чтобы подкрепиться. Глаза разбегались от выставленных на прилавках красочных леденцов, петушков на палочках, ватрушек, пышных булочек, ароматных горячих пирожков. Раздумывая, чем бы порадовать себя, мальчик заметил недалеко стоящую девочку, смотревшую большими грустными  глазами на это изобилие.
Личико у незнакомки было худенькое и бледненькое, поэтому так выделялись её необыкновенно печальные, синие, как глубокое озеро, глаза. Коля сразу же понял, что она голодна. В глаза ему бросилось, что одета малышка  не  по  погоде:  короткое тоненькое осеннее пальтишко не могло согреть её зимой, рукавичек не было, и ручки покраснели от мороза, крошка пыталась согреть их своим дыханием. Волна жалости захлестнула мальчика, торопливо он купил самый большой кусок пирога и протянул незнакомке, прошептав: «Возьми, пожалуйста». Таким радостным и благодарным взглядом одарила его девочка, что Коля почувствовал себя самым счастливым человеком на свете! Он в ту же минуту понял, что  приобретёт на деньги, заработанные им во время весенней путины, куда он ездил на сезонные работы вместе с отцом: тёплую одежду для замерзающей малышки. Узнав о решении сына, отец погладил Колю по голове и, взяв детей за руки, повёл к торговым рядам, а позднее, они с Машей  пошли к гостиному двору, где она жила вместе с дедушкой, который работал тут же ширейщиком, зашивающим чай в тюки из бычьих шкур. Когда приходили караваны из Китая, ему приходилось трудиться от зари до зари, а если требовалось отправить груз чая как можно быстрее, ширейщики шили и в ночное время при свете свечей, совершенно изматывая себя непосильным трудом, подрывая своё здоровье. Рабочие знали Машу, они и рассказали, что родители девочки погибли в катастрофе на Байкале, а дедушка заболел и умер несколько дней назад, а как быть с его внучкой, они не решили. Так Маша осталась с Колей, который с радостью стал её знакомить со своими четвероногими друзьями, и, конечно же, с вожаком маленькой стаи, своим другом, Верным.  Вскоре были сделаны все покупки, и обоз тронулся в обратный путь.
Но теперь с ними ехало на одного человека больше. Машенька сидела вместе с Колей, в собачьей упряжке, в тёплой шубке, громко и радостно смеясь, так как никогда раньше не ездила на санках, запряжённых ездовыми собаками. Малышка  благодарила Пресвятую Богородицу за неожиданное счастье и ехала навстречу новой жизни. У всех на душе было покойно, тепло и светло.
               Отец улыбался, глядя на счастливых детей, сердца которых были чисты и не изъедены грехом сребролюбия, ему вспомнились слова Преподобного  Аввы Дорофея: «Помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Это и значит возлюбить ближнего твоего, как самого себя».