Об одной странной эзотерической идее

Евгений Терещенко
Не однажды мне приходилось читать или слышать одну странную для меня мысль, которая встречается у разных восточных мастеров, а также у западных мыслителей эзотерического направления. Эту мысль можно сформулировать так: если нам не нравятся в других людях какие-то качества, значит эти качества присущи и нам самим. Я не могу судить, насколько эта мысль применима к большинству людей, но лично ко мне она неприменима совершенно. У меня все обстоит с точностью до наоборот.

Будучи человеком дисциплинированным, я не люблю разгильдяев.
Будучи человеком пунктуальным, я не люблю людей, которых приходится ждать.
Будучи человеком ответственным, я не люблю людей, которые не держат слова.

Я никогда не брошу на дорогу даже самую маленькую бумажку и буду таскать ее, при отсутствии урны, пока не принесу домой, и мне противны люди, которые сорят где попало.
Я бережно отношусь к природе и ненавижу людей, которые гадят на природе, ломают ветки на деревьях и опаливают их, жаря себе шашлыки.
Считаясь с чувствами других людей, я не люблю людей бестактных, грубых, способных чувствовать только за себя.
И так далее, и так далее.

Вопреки идее, которую я назвал странной, меня не раздражают люди, имеющие пороки, сходными с моими, что легко понять и объяснить. Если я осознаю в себе эти пороки, как я могу осуждать за них других? Быть может, мыслители, о которых идёт речь, имеют в виду людей, неспособных к рефлексии, плохо знающих себя, свой внутренний мир, свои недостатки? Может быть. Но если так, незачем делать столь широкое обобщение и придавать своей мысли всеобщее значение.

Зададимся еще одним интересным вопросом: а какие люди вызывают у нас наибольшую симпатию? Ж.Лабрюйер писал в своих "Характерах": "Чем больше другие люди похожи на нас, тем больше они нам нравятся". Трудно с этим не согласиться, но лично меня восхищают также люди, обладающие достоинствами, отсутствующими у меня, например, доктор Равик из знаменитого романа Ремарка - "Триумфальная арка". Хотелось бы мне походить на этого героя, да куда там.... Опять же, наверное, любое обобщение, при ответе на поставленный вопрос, будет ошибочным для определенной категории людей.

("Я", "мне", "меня" - не очень красиво жонглировать такими местоимениями, но' увы, иногда никак не получается обойтись без них).