5. ВПК

Валерий Горелик
За изготовление и хранение орудий убийства полагается наказание... во всех случаях, кроме тех, когда эти орудия производят в промышленных масштабах. Тогда производителей оружия не осуждают, а награждают и позволяют создавать специальные объединения, чье влияние на политику страны оказывается сопоставимым с возможностями правительства. К 1917 году в России хорошо знали, что такое ВПК, но за этой аббревиатурой скрывался не "военно-промышленный" или "оборонно-промышленный" комплекс, а "военно-промышленные комитеты".

Эти объединения фабрикантов возникли в мае 1915 года, когда стало ясно, что правительство не в состоянии обеспечить армию всем необходимым для затянувшейся войны. Был создан и Центральный военно-промышленный комитет (ЦВПК), который возглавил А.И.Гучков.

Как сказал председатель II cъезда ВПК А.И.Коновалов: "В общенациональной борьбе с врагом, поднявшей и сплотившей все живые силы страны, на долю военно-промышленных комитетов выпал тяжелый и ответственный труд прийти на помощь государственной власти в осуществлении задачи мобилизации наших промышленных сил."

Помощь со стороны ВПК была небескорыстной. Выполнение военных заказов приносило немалые барыши, открывая доступ к казенным кормушкам. Кроме того, в обмен на свои услуги руководители ВПК хотели бы участвовать в формировании правительства, ответственного перед Государственной думой. Но правительство было не склонно доверять рычаги управления думскому большинству, предпочитая осуществлять военное строительство с помощью "особых совещаний". Подспудно нарастало недоверие между верхушкой промышленников и царем.

В сентябре 1916 года Гучков принял участие в совещании, на котором решался вопрос о возможных действиях в случае начала революции. Бывший глава ЦВПК в 1932 году вспоминал:

"Там был поставлен вопрос о тревожном положении, очень ясно определившейся линии развития событий в сторону какого-нибудь большого народного движения, уличного бунта. Затем вопрос был поставлен не о том, нужно ли мешать этому либо содействовать. Предполагалось, что эти события пройдут независимо от воли и желания собравшейся группы, они сами собой разовьются. Вопрос был поставлен: что нам делать, когда это все наступит. С другой стороны, было ясно: правительство, к которому мы все относились очень пренебрежительно (потому что чувствовалось какое-то отсутствие воли, разума, убеждения в своей правоте), не в состоянии будет дать отпор и подавить это движение, и произойдет одно из двух.

Либо это движение будет иметь успех и власть свалится, либо правительство в своей беспомощности обратится к общественным кругам, у которых есть известный авторитет, которые готовы взять на себя [ответственность] и справиться с этим кризисом. Обратится к нам, к людям, которые в составе законодательных учреждений выделялись.

И было решено, как нам отнестись к этому моменту. Поскольку мы беспомощны в этой подготовительной стадии, стоим в стороне, все наши предположения не приняты в расчет, остановить это движение мы не можем, а присоединиться не хотим.

Но когда это все совершится, мы не можем оставаться в стороне." Показательно, что группа октябристов и кадетов участвовавшая в этом совещании, призналась в своей неготовности к "большому народному движению". При этом "общественные круги" заранее согласились войти в правительство, если их об этом попросят. Сам Гучков надеялся предотвратить революцию с помощью дворцового переворота, планирование которого так и не продвинулось дальше переговоров с отдельными офицерами.

                Список литературы.

1. С.Л.Сергеева, Г.Г.Касаров. Военно–промышленные комитеты в годы первой мировой войны. М. Московский государственный автомобильно-дорожный институт. 1996. 141 с.

2. Р.В.Голубин. Деятельность региональных военно-промышленных комитетов России в годы Первой мировой войны. Вестник ННГУ, Сер. История. Политология. Международные отношения. 2003. Вып. 1. С. 49–53.

3. Р.В.Голубин, Д.А.Николаев. Процесс ликвидации военно-промышленных комитетов Нижегородской губернии в контексте мероприятий Советской власти в 1918 году. Вестник ННГУ. 2015. № 1. С. 48–53.

4. А.Л.Сидоров. Экономическое положение России в годы Первой мировой войны. М. Высшая школа, 1973. 305 с.

5. Г.И.Шигалин. Военная экономика в Первую мировую войну. М. Наука, 1956. 245 с.

6. К.Н.Тарновский. Формирование государственно-монополистического капитализма в России в годы Первой мировой войны. М. Наука, 1958. 289 с.

7. В.Я.Лаверычев  Военный государственно-монополистический капитализм в России. М., Наука, 1988. 336 с.

8. Военная промышленность России в начале XX века 1900-1917. Сборник документов. "Новый хронограф". М. 2004, С. 607-608.

9. С.В.Воронкова. Заводское строительство в России в годы Первой мировой войны (к проблеме развития промышленного потенциала). Экономический журнал. 2002, № 2 (5).

10. В.В.Поликарпов. Русская военно-промышленная политика. 1914-1917. Государственные задачи и частные интересы. М. Центрполиграф. 2015. 383 с.

11. В.С.Дякин. Русская буржуазия и царизм в годы первой мировой войны (1914-1917). Л. 1967.

12. Второй Всероссийский съезд Военно-промышленных комитетов 26-29 февраля 1916 г. Пгр. 1916. 19 с.

13. А.С.Сенин. Александр Иванович Гучков. Вопросы истории. 1993. № 7. С. 69-88.

14. А.И.Гучков. Речи по вопросам государственной обороны и об общей политике. 1908-1917. Пг. 1917. 130 с.