4. Петроградская конференция

Валерий Горелик
Государственные мужи привыкли ставить перед собой масштабные цели, не всегда заботясь об их достижении. Конференции стран Антанты часто начинались планированием глобальных перемен, которые так и не наступали ввиду сопротивления противника. Силы стран Согласия росли, но до победы было еще далеко. 19 января (1 февраля) 1917 года в Петрограде открылась конференция стран Антанты, на которой должны были согласовать военно-политические планы на ближайшую перспективу.

В конференции со стороны России участвовали министр иностранных дел Н.Н.Покровский, военный министр М.А.Беляев, министр финансов П.Л.Барк; инспектор артиллерии великий князь Сергей Михайлович, морской министр адмирал И.И.Григорович и генерал Гурко; со стороны Англии - лорд Милнер (Мильнер), лорд Ревелток, посол Бьюкенен и генерал Вильсон, со стороны Франции - министр колоний Гастон Думер (Думерг), генерал Кастельно и посол Морис Палеолог; со стороны Италии - министр Шалойа, маркиз Карлотти и генерал Рудженери. Румынских делегатов допустили к некоторым заседаниям только в качестве гостей.

Русский военный представитель генерал Гурко, исполнявший обязанности начальника штаба Верховного Главнокомандующего вместо Алексеева, лечившегося в Крыму, воспротивился попыткам вовлечь русскую армию в масштабные операции без значительного пополнения. Французские представители, планировавшие крупное весеннее наступление, потребовали от Николая II более весомого участия в предстоящей кампании. Царь спорить с "партнерами" не стал. Без серьезных возражений он согласился с французскими претензиями на левый берег Рейна.

27 января (9 февраля) французский представитель Думер на банкете в московском ресторане "Прага" заявил: "С тех пор, как мы приехали в Россию, каждый день, каждый час в нас всё более укрепляется вера в то, что воля русского народа довести войну до победного конца останется непоколебленной." Это он, конечно, погорячился. Заседания конференции проходили настолько малорезультативно, что уже на первом этапе лорд Милнер недовольно ворчал: "We are wasting time!" ("Мы теряем время").

7 (20) февраля участники конференции закончили работу с ничтожными результатами, не сумев договориться ни о вовлечении в войну США и Греции, ни об активизации участия Японии, ни о восстановлении румынской армии. Не было принято конкретных решений о будущих военных операциях. Союзники договорились о поставке в течение года в Россию орудий, снарядов, железнодорожного оборудования, металлов, проволоки, угля общим весом 4250 тысяч тонн.

Если представители Российской империи предполагали создать выгодное впечатление о перспективах развития своей страны и мощи русского оружия, то они просчитались. Перед отъездом делегатов посол Франции Морис Палеолог просил Думера передать президенту свои опасения: "В России готовится революционный кризис; он чуть было не разразился пять недель тому назад; он только отложен. С каждым днем русский народ все больше утрачивает интерес к войне, и анархистский дух распространяется во всех классах, даже в армии."

Глава французской делегации полностью согласился с выводами посла. В британском "Отчете о миссии в Россию", написанном 10 марта 1917 года говорилось: "Правда заключается в том, что широкие задачи и цели союзников в войне несовместимы с идеями, лежащими в основе системы управления в России."

Накануне конференции британский посол Бьюкенен попробовал напомнить царю о нарастании внутренних противоречий в России, но тут же получил от Николая II недвусмысленный ответ: "Вы мне говорите, господин посол, что я должен заслужить доверие моего народа. Не следует ли скорее народу заслужить мое доверие?" Для "помазанника божия" такой ответ был логичен, но политик мог бы понять, что в его доверии народ меньше всего нуждается.

                Список литературы.

1. M.M.Карлинер. Англия и Петроград. конференция Антанты. В сб.: Международные отношения. Политика и дипломатия 16-20 веков. М. 1964.

2. А.Б.Давидсон. Февраль 1917 года. Политическая жизнь Петрограда глазами союзников. "Новая и новейшая история", 2007, № 1.  С. 181-197.

3. Р.И.Харитонов. Смертный приговор русской монархии. Научный корреспондент.

4. С.В.Холяев. Россия и страны Запада накануне революции 1917 года. "Новая и новейшая история", 2012, № 3, с. 230-234.

5. С.Н.Ланцев. Британская дипломатия в России накануне свержения самодержавия. Вестник Брянского государственного университета. 2012. С. 51-58.

6. Морис Палеолог. Царская Россия накануне революции. М., Международные отношения, 1991, 336 с.

7. М.М.Карлинер. Англия и Петроградская конференция Антанты. Международные отношения, политика, дипломатия XVI-XX века. Сборник статей к 80-летию академика И.М.Майского. М., 1964. 557 с.

8. И.В.Алексеева. "Миссия Мильнера". Вопросы истории. 1989. № 10. С. 145-146.

9. Lockhart R.H.B. Retreat from Glory. London, 1934.

10. Конференция союзников в Петрограде в 1917 г. Красный архив. 1927. № 1.

11. Экономическое положение России накануне Великой Октябрьской социалистической революции. Ч. 2 - М.-Л.: 1957 С. 441-448.

12. А.В.Игнатьев. Русско-английские отношения накануне Октябрьской революции. М., 1966.