Скрипка Ротшильда-3

Сестры Ивенс
С полной решимостью Лиза взялась за преобразование своей личности, держа в уме недостатки Якова и надеясь избежать такого же печального осознания бесполезности своей жизни. Но дело не заладилось.

Вариантов перемен собственной натуры  неожиданно оказалось много. Потому, видно, как много оказалось и недостатков, которые нашла в себе Лиза, глядя на Якова.

- Вот, Яков – эгоист. Если бы он осознал свой недостаток и стал «работать над собой» … заботиться о своей жене … учитывать ее интересы … делать «добрые дела» …, то ... наделал бы такого, что страшно представить! Нет, что-то не то.

Мысленно прорабатывая пути своего исправления, Лиза неизменно попадала в лабиринты своего мышления и там бесследно пропадала.

Наконец, она поняла причину своих неудач: да она разливает свои идеи в чужую тару! И помог ей случай из ее школьной жизни.

На уроке рисования ученики рисовали классную комнату. У Лизы , сидящей в крайнем ряду, особенно хорошо получился учительский стол. Прямо загляденье! Но учитель вдруг оказался недоволен, подчеркнул ножки стола красным карандашом и сказал: "Стол нарисован неправильно!" "Почему?" - удивилась Лиза.

«Потому что ты ЗНАЕШЬ, что ножки у стола параллельны, но ВИДИШЬ их ты совсем по-другому. Художник должен рисовать так, как он видит!»

- Ой, его слова долго оставались для Лизы загадкой. Пока она не увидела «Стул Ван Гога». Это было открытие: так вот, как художник видит ножки стола! Но сколько лет Лиза ни глядела на ножки разной мебели, кривыми она их не видела НИКОГДА! Но девушка оказалась умна. История «с ножками» научила ее смотреть на мир СВОИМИ ГЛАЗАМИ и рассуждать о любом предмете не со слов авторитетов, а от личного впечатления от ПЕРВОИСТОЧНИКА.
 
Поэтому Лиза вновь обратилась к тексту рассказа Чехова «Скрипка Ротшильда».

- Чехов написал всего одну строку, которая меня так зацепила: «Яков никогда не бывал в хорошем расположении духа …». Я тоже часто бываю не в духе. В чем причина?
 
- Почему я решила, что это от недостатка денег? Да, Якову хотелось зарабатывать больше денег, и он знал, как это сделать. Но сами-то деньги ему были не нужны, потому что он не знал, что с ними делать. Так и зачем они ему? И мне тоже.
ДА, хотелось бы, конечно, зарабатывать больше денег. Но зачем?  Нет ответа. Значит, причина неудовлетворенности жизнью ВОВСЕ НЕ В ДЕНЬГАХ.
 
- А в чем? Чехов пишет: «… в воскресенья и праздники грешно было работать, понедельник — тяжелый день, и таким образом в году набиралось около двухсот дней, когда поневоле приходилось сидеть сложа руки».  Так вот же! Причина в том, что приходилось «сидеть сложа руки». Значит, БЕЗДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СКУКА  сгубили Якова!  … И меня сгубят.

- А отчего же бездеятельность? Целыми днями сидишь СЛОЖА РУКИ? И знаешь, что надо делать, и дела зовут, а сидишь сиднем, словно буйный больной в смирительной рубашке с завязанными за спиной руками.
 
Лизе вспомнилось: «Суждены им благие порывы, а свершить ничего не дано». А кто связал руки? Может, БОЛЕЗНЬ какая?

продолжение следует...