Сказка-быль. На Байкале. Амар

Ольга Пинаева
Посвящается прадедушке Басалаеву Фёдору  Фёдоровичу,помощнику капитана парохода «Байкал», и прабабушке Ольге Степановне.
В сказке используются басни Пинаева А.К. и стихи Пинаевой Н.П.(http:  //apinaev.ru/)
                Автор Пинаева О.А.
                На Байкале.               
                Амар.
                (Сказка-быль)
               
            Была середина лета, и на Байкале уже давно стояла жаркая погода, но от горячих солнечных лучей жителей лиственной рощи защищали деревья, кустарники да высокая трава.  Родник стал излюбленным местом для зверей, изнывающих от жары. Здесь они наслаждались студёной прозрачной водой, нежились в тени акации, багульника и вели неспешные беседы.   Неугомонная ребятня плескалась тут же, доставляя радость родителям своими милыми забавами. Но неожиданно их приятное и беззаботное времяпровождение было прервано: из тайги донёсся запах дыма.  «Лес горит!» – закричали все разом. Взрослые сразу же поняли, какая опасность грозит им, если не пойдут дожди: начавшийся в хвойном лесу пожар быстро доберётся до их рощи. К счастью, ветер переменился, и к вечеру небо затянуло тучами.  Первые капли дождя, запрыгавшие по зелёным листочкам, вызвали бурную радость лесных обитателей.  Дождь, превратившийся в ливень, напоил высохшую землю, принёс прохладу  и погасил огонь, но выжженная тайга не мог уже служить домом для зверей, они бежали в поисках других земель, где можно было бы прокормить себя и своих детей.
С утра лиственная роща была наполнена заплаканными, голодными, уставшими и испуганными переселенцами. Но их было так много, что местные обитатели  испугались, что они съедят  их запасы, и то, что ещё должно вырасти. «Уходите! Здесь мало места для всех нас!» - закричали они, прогоняя несчастных. Возмущённый  увиденным  Мудрый Олень поспешил вмешаться:
- В Библии сказано: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Чего не хочешь себе, того не делай другим. Зло для тебя - зло и для ближнего твоего.  Святитель Иоанн Златоуст предупреждал, что нельзя проходить мимо бедняка с протянутой рукой, хотя бы во имя того, что эту руку протягивает в его лице Сам Господь. «Ты принял Меня, - говорит Иисус Христос, - в жилище свое, Я приму тебя в Царство Отца Моего. Ты избавил Меня от голода, Я избавлю тебя от грехов. Ты приютил Меня, странника, Я сделаю тебя гражданином Неба. Ты подал Мне хлеба, Я дам тебе все Царство в наследие и обладание». Мы должны так заботиться друг о друге, как заботимся о себе самих, и щадить ближних так же, как и нас Бог.
Учёный Ёж поддержал Мудрого Оленя:
- Я читал труды Святителя Тихона Задонского, в которых он пишет, что всё созданное Богом всем равно служит. Солнце, луна, звезды всех равно освещают; воздух всем равно сохраняет жизнь; земля всех равно содержит и питает; вода всех равно содержит и напояет - всех, то есть богатого и нищего, славного и неславного. Это учит нас, что и блага наши, данные нам от Бога, должны стать общими для нас и ближних наших. Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить - и не будет услышан. Хорь Иваныч Домосед, прочитайте нам басню о том, что все народы на планете Земля должны жить в мире и дружбе между собой,  помогая и сострадая друг  другу, соблюдая нравственные законы.
                Красавица.
Однажды в теплый летний вечер
Луна взошла на небосвод.
Она спокойно и беспечно
Собой прикрыла массу Звезд.
И стало Звездам вдруг обидно,
Что эта круглая Луна
Закрыла их - Земли не видно, -
Маячит желтая спина.
— Луна! Послушай нас! Мы тоже
Всю Землю любим, как и ты.
Конечно, ты с Землею схожа,
Не лишена и красоты,
Но мы красивей и прекрасней,
И наше место впереди.
— Друзья! Вы спорите напрасно,-
Им Соловей сказал. - Свои
Пою о вас, о Звездах песни,
И о Луне, и о любви.
И вы прекрасны только вместе
До самой утренней зари.
                ***
Где дружба - там хороший мир,
Любовь - ее большой кумир.
Откашлявшись, Ушастая Сова обратилась к присутствующим словами Святителя Григория Нисского:
- «Но вы скажете: «Я беден». Пусть так, давай, что имеешь: Бог не требует больше возможного. Ты дашь хлеб, другой чашу, иной одежду и таким образом уничтожится несчастье одного».
Пристыженные обитатели лиственной рощи извинились перед погорельцами и пригласили их в свои жилища.
       Нетерпеливая синичка принесла новость о переселении пострадавших зверей Беляночке, маленькой девочке, жившей в селе Листвянка, находившемся рядом с рощей.  Девочка сразу же поспешила на помощь к потерпевшим бедствие, с собой она позвала своего друга Амара,  приезжавшего каждое лето на пароходе «Байкал» в гости к родственникам. Они  прихватили с собой кедровые шишки, сушёные грибы и яблоки, погрузили всё на огненно-красного коня, с которым Амар не расставался, и отправились в путь. По дороге мальчик с восторгом рассказывал, как он плыл по озеру на огромном корабле «Байкал», а дедушка Беляночки, помощник капитана парохода, Фёдор Фёдорович, узнав друга своей внучки, показал ему корабль. Они встретились на третьей палубе, предназначенной для прогулки пассажиров, в хорошую по¬году она обычно заполнялась людьми. Размеры парохода ошеломляли: длина его  достигала почти 90 м, а ширина - 15 м, на нём находились каюты для 200 пассажиров, отделанные дорогим деревом-тиком,  в носовой части судна имелся богато обставленный салон для царя с ванной комнатой, в котором всё было продумано для удобства царских особ, в том числе и позолоченная посуда,  комфортабельная мебель на объёмных, мощных бронзовых ножках, прикрепленных к  полу,  шкафы, встроенные в стены. Всего на борту обычно перевозилось до 500 пассажиров, около 160 лошадей, на трех железнодорожных путях парома размещались  25 вагонов с грузом и паровоз, в трюмах до 800 т. груза. На судне было установлено 16 паровых котлов, 4 кочегарки, и на вахту заступали сразу 16 кочегаров.  Пароход мог взламывать 1,5 метровый лед, в военное же время на ледоколе перевозили одновременно 2500 человек и 250 лошадей.  200 человек команды носили железнодорожную форму, каждый чётко выполнял свои обязанности и соблюдал правила поведения,  установленные уставом, капитаном и помощником капитана. На пароходе была строгая дисциплина, сплочённость и взаимовыручка, доброжелательность и отзывчивость. Матросы знали,  что капитан  удалит с корабля того, кто будет изрыгать из себя проклятия и бранные слова, так как слово должно нести благодать - благие дары, добро, мир, любовь, радость, надежду, утешение, приближать к Богу, а не удалять от Него,  а тот, кто сквернословит, использует особый дар слова для проявления своей внутренней нечистоты, изливает через него из себя грязь. Православная Церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие, бранные выражения, так как считалось, что ими  приглашаются к человеку бесовские силы, и постепенно они притянут к  грешнику другие пороки души: эгоизм, гнев, тщеславие, ярость, злобу. Сквернословием сеется тьма. Если в душе потёмки, как можно в экстремальной ситуации, когда от действий каждого члена команды зависит жизнь пассажиров, положиться на такого гневного матроса, который в первую очередь будет думать не о спасении ближнего, а о своём, посеет панику, не выполнит свои обязанности  и распоряжения капитана! Так на ледоколе подбиралась и крепла команда, дух русского пароходства! 
       Заслушавшись, Беляночка и не заметила, как они добрались до рощи. Лесные жители так были заняты благоустройством переселенцев, что не сразу увидели гостей. С радостью и благодарностью они приняли помощь от них, вспомнив, как Мудрый Олень приводил слова Игнатия Брянчанинова: «Если будешь сострадать ближним, то получишь помощь, если же удержишь себя от сострадания, то знай, что потеряешь и то, что имеешь».  Окружив детей, довольные и счастливые обитатели лиственной рощи расселись на полянке. Многие из них стали перешёптываться: «Неужели это тот самый Амар, чудом избежавший гибели  в  прошлом году в страшной катастрофе, благодаря находчивости и смелости рыбака, который, жертвуя собой, спас  корабль с людьми от неминуемой гибели?» Осмелев, заяц Шустрик, робко попросил опровергнуть или подтвердить их предположения. Получив утвердительный ответ, все звери стали умолять мальчика рассказать эту историю. Но Беляночка дала понять, что Амару тяжело вспоминать об этой трагедии, в которой погибли  люди, в том числе и его друзья, обещая рассказать её в следующий раз.
          Через несколько дней, навестив  сгорающих от любопытства обитателей рощи, она сдержала своё обещание.
«Недалеко от озера Байкал, - начала она своё повествование, - раскинулась Кударинская степь-красавица. Зелёные луга с душистыми травами, от аромата которых кругом идёт голова, белые берёзки с кудрявой листвой, позволяющие укрыться в их тени жарким летним днём,  журчащие хрустально-чистые воды речки Харауз, утоляющие жажду и притягивающие путников и пастухов, создавали незабываемый  сказочный уголок рая на земле. С одной стороны степь обрамлялась горными хребтами,  зелёной тайгой, в которой  водилось множество зверей, с другой - на несколько километров растянулся залив Провал. Реки и залив изобиловали рыбой и водоплавающей птицей.
Маленький Амар жил со своими родителями в зимнее время в селе Кудара, куда его дедушка с бабушкой переселились после землетрясения 1861 года.
Сначала им пришлось тесниться в землянке, а позднее они решили окончательно обосноваться в этом месте, приняли христианство и построили большой деревянный дом, по русскому образцу. Рядом стояли дома тётушек, дядюшек Амара и других родственников. Летом они кочевали вместе со стадом коней и овец на пастбища, где устанавливали лёгкие сборные юрты из деревянных реек, обтянутых войлоком. Мясо овец они употребляли в пищу, из овчины шили одежду, а из шерсти изготовляли войлок. Юрта - лучшее жильё, придуманное кочевником. Она лёгкая, имеет круглое основание, покатую крышу, быстро обогревается и собирается. Посреди юрты находится большой очаг и над ним - чугунный котел. Амар любил смотреть, как горит огонь, отбрасывая замысловатые тени, а дым поднимается вверх и выходит через отверстие в потолке.  На стенах висели сбруя, орудия труда и оружие его предков, о которых рассказывала ему бабушка.  Вечерами она медленно и задушевно пела о своих родителях, о родине, о любви. Амару нравилось слушать её песни и разглядывать прадедушкины вещи, которые передавались из поколения в поколение,  играть с ними,  надевать охотничье снаряжение, брать в руки лук и стрелы, представляя себя то охотником, то воином, а иногда забираться в шкуру рыси или волка, изображая диких зверей.
Буряты - превосходные охотники. Он различал следы зверей, даже оставленные на траве, мог сказать, давно ли прошёл этот хищник, по запаху почувствовать его присутствие и, проходив несколько дней в непролазной чаще, выйти точно к своим юртам с добычей. Своё умение, опыт и знания отец передавал сыну,  с малолетства обучая охотничьим премудростям.
Родные в Амаре не чаяли души, также как и в его братьях и сёстрах, любовью и заботой были окружены дети с рождения. Никогда никто не кричал и не гневался на них, ведь они были смыслом жизни и продолжателями рода. Но все взрослые требовали беспрекословного послушания. Дед, патриарх, обладал неоспоримой властью и решал все сам, родители Амара, несмотря на свой возраст, также подчинялись ему. Спорить со старшими, пререкаться, не слушаться, тем более грубить было запрещено категорически. В присутствии старших ни Амар, ни другие дети громко не разговаривали, не кричали, не вмешивались в разговор. Некрасивым считалось шаркать ногами, топать, стучать, плеваться. Каждый ребёнок должен был знать по именам своих прадедушек и прабабушек, живших триста лет назад, а также родовые легенды, предания и песни.
Дети с малых лет участвовали в жизни взрослых, негласным законом которой было: твори добро, не жалей добрых слов,  не завидуй, не гневайся, не говори плохо о людях, уважай старость, подай нуждающемуся, приюти путника,  тогда и дети твои, продолжая твои дела, будут нести  в мир добро.
Гостеприимство бурят поражало многих путешественников, которые оставляли в своих заметках полные восторга и уважения слова об этом народе, почитающем за честь принять у себя абсолютно незнакомого человека, зарезать в его честь овцу, козу или барана, сделать ему подарок, от чистого сердца пожелать счастья и проводить до соседнего селения.
Друг друга же братские всегда поддерживали, помогали в строительстве, катании войлока, заготовке сена, уборке урожая, давали бедному имущество и скот, чтобы он поправил свои дела. Только никогда не дарили и не продавали своего любимого коня, так как конь - самый преданный и верный друг, он  будет с тобой и в радости, и в беде. Буряты ценили коней, с раннего детства уже приучая детей сидеть в седле, при этом ребёнок должен был вести себя спокойно, последовательно, чтобы вызывать доверие у животных. Когда Амару исполнилось четыре года, ему подарили маленького жеребёночка, и отец  учил сына держаться в седле. Так как конь был огненно-рыжий, красно-гнедой масти, то и назвали его Алый. Подрастал Амар, вместе с ним рос и его друг, с которым он проводил много времени,  заботился о нём, учился чистить, мыть, подкармливать,  запрягать и распрягать. К 9 годам мальчик отлично держался в седле и как ветер носился по степи верхом, любуясь своим красавцем, от которого глаз невозможно было отвести, а потом оба с удовольствием купались в реке.  Алый разделял полностью восторг своего маленького хозяина, который превосходно плавал и был как рыба в воде. С детства Амар научился стрелять из лука, сделанного из рога; к тому же, будучи пастухом, терпел все тяготы пастушьей жизни: вместе с отцом охранял стада от диких зверей, ночевал под открытым небом, учился переносить холод.
                Бабушка часто увещевала Амара: «Возлюби Господа Бога всем сердцем, и возлюби ближнего твоего, как самого себя. Твоё имя означает мир, ты должен нести мир и любовь людям». «А как их нести, бабушка?» - удивлялся мальчик. Тогда она напутствовала его:
- Не греши, живи по Заповедям, они помогут тебе не сбиться с пути и  отличить добро от зла. Святые отцы говорят, что добро любит, зло ненавидит. Добро побеждает добром, зло силой. Добро мирно, зло враждебно. Добро спокойно, зло раздражается. Добро прощает, зло злопамятно. Добро порождает добро, а зло разрушает все и в итоге  само себя.
Амар не унимался:
- А что такое грех?
- Грех - это нарушение Заповеди Божьей.  Ещё Феодосий Печерский предупреждал, что если какая-либо страна согрешает, Бог наказывает ее смертью, голодом, пожарами, или нашествием иноплеменников, или стихийными бедствиями (пожарами, наводнениями, землетрясениями) и  другими различными казнями. Так за грехи был наведен на древнее человечество Всемирный Потоп.
- Расскажи, бабушка, о Потопе.
Они сидели возле костра в степи.  Тёмно-синее вечернее небо со сверкающими звёздами накрыло их, словно шатром; лёгкий ветерок играл с высокой травою, которая, шелестя, смеялась без умолку, и доносил до них ароматы полей, кружащие голову; кузнечики не умолкали ни на минуту, видимо, торопясь передать друг другу услышанное; изредка слышалось ржанье пасшихся рядом коней и блеянье овец. Костёр горел ярким факелом, вознося искры ввысь. Подбросив хвороста в костёр, бабушка стала рассказывать:
- В Библии написано, что увидел Бог, как велико развращение людей на земле, и что все мысли и помышления сердец их были злобны; и раскаялся Господь, что создал человека на земле. Но жил в те времена праведник Ной, которому Бог сказал построить ковчег из дерева, взять от всякого зверя и птицы по одной паре и укрыться в нём до окончания Потопа.  Когда корабль был готов, звери вошли в него, вошёл и Ной со своей семьёй, и через семь дней излился дождь на землю. «Разверзлись все источники  великой бездны, и окна небесные отворились», - говорит нам Библия. Небо затянуло тёмными грозовыми тучами, а дождь превратился в нескончаемый ливень. Вода прибывала из-под земли и с небес, затопляя сушу, и лишилось жизни всякое существо, остался только Ной и те, кто был с ним.  По истечении  150 дней вода стала убывать, показалась верхушка горы, на которую и вышли уцелевшие.
- Бабушка, а другой потоп, который  уничтожил Цаганскую степь, был такой же страшный?  Почему такие прекрасные земли были затоплены водой?
- «Мы часто дивимся, отчего Бог не слушает молитв наших? Оттого что бывали, верно, случаи, когда мы затыкали уши свои от речей, которыми умаливал нас нуждающийся»,- говорил  Святитель Феофан Затворник.  Бог дал людям закон и запретил делать зло ближним, повелев любить их, как самого себя. Мы нарушили этот закон. Наступили времена, когда Цаганская степь стала землёй раздоров и ссор. Несмотря на то, что веками жили наши предки на земле от Байкала до самой монгольской границы, пасли скот, ловили рыбу и охотились, монгольские воины стали нападать на нас, грабить, разорять наши жилища, уводить коней. В это  же  время вольные поселенцы и землепроходцы направлялись в Забайкалье как в землю, богатую пушниной, золотыми и серебряными рудами, через которую шли торговые пути в Китай и другие восточные страны.  Русские крестьяне, стрельцы, казаки, беглые также возводили здесь дома, занимая всё больше и больше земли. Но многие воеводы, призванные следить за порядком, стали совершать бесчинства, если буряты не могли вовремя заплатить налог в царскую казну, они заключали должника или его семью  под стражу, заложниками. Мы хотели положить конец беззакониям и захвату нашей земли, и старейшинами было принято решение направить за помощью делегацию к царю Петру Первому.
Путь их был долгий, трудный, опасный и лежал через  необозримую Сибирь, через Уральские горы, по незнакомым для них местам.  Больше года добирались они на лошадях до царя земли русской. Самые храбрые и смелые отправились в этот поход, так как по дорогам гуляли разбойники, а в лесах их поджидали хищные звери, по морям плавали пираты, мечтавшие завладеть чужим добром.  Буряты везли ценные подарки царю, и для многих грабителей обоз был лакомым куском. В непогоду и зимнюю стужу двигался караван. Путь им преграждали снежные лавины, труднопроходимые перевалы и горные обвалы, а туманы скрывали пропасти и расщелины. Но  посланцы продвигались вперёд, и, наконец, они добрались до столицы и попали на приём к царю, который издал указ о запрете самовольного захвата бурятской земли русскими.  Царь запретил воеводам творить беззаконие и применять силу, а также приказал исконные земли для бурят освободить, снести возведенные в Цаганской степи селения казаков и крестьян и впредь туда русских поселенцев не пускать. Сколько слёз было пролито выселенными людьми, которые потеряли кров и враз оказались нищими, для многих было не по силам построить новое жильё взамен снесённого! Из столицы были направлены представители царя, чтобы проследить за исполнением Указа. Мы, к несчастью, спасая свой народ, причинили много горя  ни в чём не повинным людям, обосновавшимся на этой прекрасной земле.
- Бабушка, неужели нельзя было жить мирно и дружно на таких огромных просторах?
- Преподобный Исаак Сирин советовал: «Не променяй любви к ближнему на любовь к какой-нибудь вещи, потому что, любя ближнего, ты приобретаешь в себе Того, Кто драгоценнее всего в мире». Возможность считать земли своими заглушила голос совести и сострадание к выселенцам.  Иоанн Златоуст предостерегал, что  мы дадим отчет и за праздное слово, и за злоречие, а тем более за нарушение Заповедей.  А в добрых делах получим награду за чашу студеной воды, за ласковое слово, за сочувствие и помощь. Так и случилось. Однажды зимой, в конце декабря, из-под земли раздался страшный гул, от которого леденела кровь и страх сковывал тело: «У-у-у».  То, что мы увидели потом, потрясло нас всех. Земля стала трескаться, и из неё через щели полилась вода, несмотря на то, что стояла зима и вокруг лежали большие сугробы снега. Дома зашатались, издавая страшный треск, удержаться на ногах было трудно: земля заходила ходуном, церковные колокола зазвонили сами собой, испуганные животные затряслись мелкой дрожью, а парализованные ужасом местные жители увидели, что вода с огромной силой начала выплёскиваться из колодцев. В это время сломало лёд на Байкале, и большая волна накрыла часть Цаганской степи, когда-то ставшей землёй слёз. В русских селениях, выстроенных  недалеко от бурятской степи, из православных церквей священники вынесли иконы и на улице стали служить молебен, потрясённые и объятые страхом люди прибежали к храмам, на которых не переставая звонили колокола, попадали на колени и, повторяя слова молитвы и плача навзрыд, умоляли Господа простить им прегрешения. А тем временем в бурятских улусах вода постепенно прибывала, и братские, парализованные от страха и потерявшие дар речи, сидели оцепеневшие на крышах юрт, не желая покидать свои жилища, другие, также пребывающие в стрессовом состоянии, на лодках поплыли на возвышенность (лодки есть в каждой бурятской семье, а зимой они лежат во дворах). Имущество, которое накапливалось и передавалось из поколения в поколение, скот увезти было невозможно, многие животные завязли в грунте, брошенные стада долго кричали, надрывая сердце людям, которые ничем не могли им помочь. Сутки постепенно прибывала вода и опускалась земля, как бы давая возможность бурятам уйти. Тысячи семей покинули родные места, они спаслись,  но среди зимы остались без крова, без имущества, без запасов муки и зерна, без скота, без средств к существованию. Под воду ушла вся Цаганская степь площадью около 200 квадратных километров, все обжитые земли, дома и постройки, скот и имущество - всё оказалось под водами Байкала. Русские деревни, находившиеся  недалеко, на границе степной зоны, не подверглись затоплению, и их жители оказали помощь пострадавшим, дали кров, приютили их в своих домах. Одни буряты  переселились в отдалённые места, стали осваивать новые земли, но многие остались жить в русских селениях и приняли христианство, строя дома, как у русских. Так и наша семья осталась жить в этом селе. «Когда Бог, в страх и наказание грешникам, несколько нарушит стройный порядок или наводнением моря, или землетрясением, или необыкновенными дождями, тогда нестроение и страх разливаются на все, и среди смятения открывается, сколь благодетелен мир», - утешал Святитель Григорий Богослов. Скоро мы поедем навестить мою сестру, переехавшую после землетрясения жить в Нижнеангарск, и ты увидишь, как прекрасен мир, созданный Богом для блага народа своего.

Амар редко плавал на кораблях, и был в полном восторге от предстоящей поездки.
Ему сразу же вспомнились стихи Беляночки:
Гулкий рокот прибоя -
В беге быстром волна,
Это сердце морское
Бьётся жизнью сполна.
Бьётся пылким порывом,
Страстью дышит живой,
То в разбеге игривом,
То застонет со мной.
Вечно сердце живое
Будет биться со мной-
Это сердце морское,
Моря бурный прибой!
Всю дорогу бабушка с внуком восхищались удивительным мастерством художницы-волшебницы Осени. С какой любовью она преобразила и украсила землю по берегам Байкала: золотые, ярко-красные платья подарила она похорошевшим деревьям, позолотила и посеребрила полевые травы, порадовала изумительными плодами людей и зверей.  Не тронула кистью только пихты,  лиственницы и кедры, окружавшие Байкал и Верхнюю Ангару - реку, впадающую в озеро, оставив их в неприкосновенном великолепии. В это время стада омулей уже пошли для метания икры вверх по рекам Селенге, Баргузин и Верхней Ангаре, а оттуда, выпустив всю икру, поздней осенью, вернутся обратно в Байкал. Наступило  время осенней путины.
      Посёлок, построенный вдоль притока Верхней Ангары, встретил их тысячами людей, собравшихся здесь на ловлю рыбы, несмотря на суровые условия и неустроенный быт. По берегу реки был построен навес, под ним - большие ящики, в которые сваливалась добытая рыба, за ними ставились бочонки с рыбой и икрой, там же их заколачивали. Рядом находилась хлебопекарня и чайная, которая представляла собой  сарайчик с отверстием в крыше. Посреди земляного пола днем горел костер, и над ним в большом котле постоянно кипел чай. Все желающие в любое время заглядывали сюда, садились на лавочку и пили горячий напиток.  Дальше стояли ветхие домишки, чёрные от старости, со щелями, со встроенными нарами вместо мебели, с разбитыми маленькими окошечками, из-за чего внутри было всегда темно. За ними стояли амбары, бани, столярни, кузница. В посёлке   находилась еще небольшая церковь, больница, жилые дома местных жителей.
Для ловли омуля неводом мужчины собирались в артели по 15-20 человек с башлыком во главе, которому они беспрекословно подчинялись.  Это были жители из разных волостей, работали здесь и бывшие каторжане, и мещане, и крестьяне, и отпускные солдаты, и отставные офицеры, и разорившиеся дворяне, и чиновники. Многие первый раз были  на рыбном промысле, многие приехали сюда ещё детьми и продолжали приезжать до старости. В конце путины они получали заработок. Бабушка стала помогать сестре вести хозяйство, управляться с детьми, так как женщины работали на промысле "чищалками". В их обязанности входило потрошение омуля и его засолка.
Амар,  выросший в степи,  целыми днями пропадал на берегу, с интересом знакомясь с особенностями неводной ловли, с рыбаками, их суровой жизнью. Время пролетело незаметно.  Октябрь принёс пронизывающий ветер, все сразу ощутили суровое дыхание приближающейся зимы. В воздухе закружились снежинки, холодная вода, в которой рыбакам часами предстояло стоять, 2-3 раза в сутки вытаскивая и забрасывая невод, стала ледяной, морозный воздух пробирал до костей. Ранняя зима подходила, сковывая реки и озёра, покрывая снегом и льдом дорогу. В выстроенных на берегу из жердей балаганах, крытых корой, стало холодно, хотя в середине и разводили костер, возле которого рабочие грелись и сушили одежду.  Питались  рыбаки чёрным  хлебом да выловленной рыбой. Все мечтали о сытной пище, об оставленном тёплом доме, куда они скоро поплывут, так как путина подходила к концу. По окончании рыбной ловли пароходство отправляло корабль, вёзший заработанные деньги,  он же должен был отбуксировать на трёх судах рабочих и бочки с рыбой в Листвянку. В этот год за рыбаками пароходство отправило самый старый, неустойчивый, слабосильный пароход «Яков», видимо, решив сэкономить.
      Гудок и клубы дыма приближающегося корабля возвестили об окончании тяжёлых работ. Ликующие и оживлённые люди, довольные большим заработком, полные надежд и планов, с удвоенной силой грузили бочки, неводы и инвентарь в трюмы на баржи. Радостное чувство охватило всех, под играющую гармонь они плясали и пели, никого не тревожило, что присланный пароход был старый,  со слабой тягой. Три  баржи с рыбой и три бурятские лодки канатами прикрепили к маломощному пароходу «Яков» и поплыли навстречу новой жизни. Амар любовался ласковым морем, легко покачивающим плывущие корабли, оно переливалось изумрудно-зелёными оттенками на осеннем солнце, прорвавшемся сквозь кучевые облака, похожие на овечек. Солнышко разливалось яркими лучами по синей глади, отражаясь в ней яркими огнями. В «Кочерьках», куда пароход пристал, чтобы загрузить дров и дождаться рассвета, праздничное настроение не покидало путинцев.  С первыми лучами солнца на кроваво-красном небе караван судов продолжил путь, хотя быстрое падение барометра, неустойчивый ветер, кружащиеся возле берега птицы, - все эти признаки, говорившие об изменении погоды и  предвещавшие бурю, должны были насторожить капитана и заставить его перенести поездку, но он, понадеявшись на свой опыт и знания, пренебрёг предупреждениями. Преподобный  Исидор Пелусиот говорил: «Не вдавайся в гордыню потому, что дела идут у тебя успешно, как будто не можешь потерпеть чего-либо худого; напротив, помни, что обстоятельства часто меняются; правосудие наблюдает дела наши; возмечтавших о себе, что они уже не подлежат наказанию, оно доводит до наказания тем способом, которым они думают избежать его». Внезапно налетевший холодный шквальный ветер закружил посыпавшийся с небес снег, закрутил в огромные спирали морские воды, затянул тёмными тучами небо, слившееся с беснующейся морской бездной, температура упала до 17 градусов мороза.  В один миг спокойное море стало свирепым, матери изо всех сил прижали к себе детей, чтобы злая волна не вырвала и не унесла их в бушующую стихию. Старенький «Яков», тянувший суда на буксирах, как раз доплыл до самого опасного места: узкой полоски моря, окружённой отвесными острыми скалами и высоким каменистым утёсом. Ураган, крепчавший с каждой минутой, бросал пароход и судна то на один бок, то на другой, волны захлёстывали их, заливая ледяной водой. «Яков»  из последних сил пытался пройти скалы, чтобы причалить к спасительному берегу, но было уже поздно: буря набрала силу, волны, высотой до 7 метров, сталкиваясь и разрушаясь, производили впечатление оглушающего взрыва, не пуская пароход вперёд, зажав его между скалами, уложив на один бок с поднятым вхолостую работающим колесом. Паника охватила обезумевших людей, житейская суета перед лицом Бога и Вечности исчезла, страшные ворота преисподней отворились. 
Капитан, видя неминуемую гибель «Якова» и невозможность спасения каравана, дал приказ обрубить канаты, державшие баржи и три бурятские лодки.   Буря тотчас же подхватила первое отпущенное судно и понесла его прямо на скалистый утёс. Люди, объятые ужасом и страхом, готовились к смерти, молили Бога и Николая Чудотворца помиловать их. Внезапно барголь на железной цепи зацепился за дно, остановив и удержав судно в 60 метрах от острой скалы!  Второе судно Могилёвой, на котором плыл Амар, также помчалось навстречу гибели, но и оно было остановлено и встало на якоре. Однако, не выдержав натиска разрывающих его свирепых волн, стало разламываться. Страшный треск разрушающейся баржи не оставлял несчастным никакой надежды. Люди, неустанно молившиеся, вдруг увидели бурята, с риском для жизни взобравшегося на якорь и принявшегося его рубить. Валы воды обрушивались на него, пытаясь опрокинуть в ледяные беснующиеся воды, но он каким-то непостижимым образом держался и не сдавался. Опытный рыбак, с отличной памятью, хорошо знающий эти места, он не потерял голову в экстремальной ситуации и вычислил, что именно  в этом месте возможно спасение, и если сейчас обрубить якорь, то приближающаяся волна выбросит корабль не на скалы, а на песчаную отмель. Отважный бурят спасал жизни рыбаков, их жён и детей. Кто защищает ближнего, тот защитником себе обретает Бога. Обрубленный нечеловеческими усилиями якорь освободил судно, и сразу же огромная волна, высотою с дом, подняла баржу вверх как игрушку, положив её на бок под душераздирающие крики людей, скатившихся к борту и державшихся из последних сил, и помчала к спасительному берегу. И в этот решающий миг Амар выпал из накренившегося корабля, оказавшись в морозной воде всего в нескольких метрах от берега. Бушующее море сковывало холодом движения мальчика, судороги обездвиживали ноги, не давая ему плыть. И тут он увидел спешащего к нему верного своего огненно-рыжего коня, преданного друга, любимца Алого. Со слезами на глазах ребёнок ухватился за шею своего спасителя, и сильный конь, борясь со стихией, поплыл к берегу. Коснувшись ногами земли, Амар зарыдал от переполнявшей его благодарности и любви к своему другу. Баржа, выброшенная на песок, разбилась, но все были живы, и на помощь им спешили  жители улуса, приютившие пострадавших в своих юртах.  В это же время бурятские лодки  были выброшены на пологий берег, из них одну разбило в щепки, но  буряты были невредимы.
Освобождённое судно «Потапов» волны-людоеды в мгновение ока промчали всего в нескольких метрах мимо баржи Шипунова, стоящей на якорях, и с неистовой силой бросили на ледяные скалы. В живых не осталось никого.
Пароход  «Яков» продолжал ещё сутки пробиваться к берегу.               
                Находясь в тёплой юрте после катастрофы, окружённый заботой и вниманием совершенно незнакомых  людей, Амар понимал, как права была его бабушка, говоря, что любовь спасёт  мир: его она точно спасла!  Обнимая  внука, бабушка продолжила его мысли:
- Святые отцы вразумляют нас:  «Оказывай любовь просто, без всякой задней мысли, без всяких корыстных расчетов, помня, что Бог - это любовь. Помни, что Он видит все твои мысли и движения сердца. Будь смел и решителен на всякое добро, на слова ласки и участия, особенно - на дела сострадания и помощи. Старайся иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа.  Да, мир со всеми: с родными, братьями и сестрами, друзьями, соседями, со всеми людьми, и с теми, которые нас понимают и не понимают. Помни слова Иисуса Христа: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас»».
       Умиротворённые и полные решимости жить по Заповедям, жители лиственной рощи и Беляночка возвращались к своим повседневным делам.