Отшельник

Клименко Галина
-   Бабуль, а как вы с дедушкой познакомились?  -  выпытывала десятилетняя Алёнка у своей бабушки.

-   Ой, детка, у нас необычное знакомство было.  -  Нина Ивановна вытирала о фартук мокрые руки. Она только что справилась с приготовлением завтрака для внучат. Пятилетний Антошка ушёл с дедушкой на рыбалку, Алёнка уже попила чаю с блинцами, вот теперь можно и отдохнуть за двором на лавочке.

-   Почему же, необычное?  -  настаивала девочка. Ей было любопытно узнать о этой взрослой жизни. Вот, например, в их дворе живёт мальчик, он на два года старше Алёнки, но не гордится этим, а наоборот, провожает девчушку со школы и носит её портфель. А одноклассница Алёнки, Юлька Акимова, стала дразниться, мол, тили-тили тесто, жених и невеста. И по всему классу однажды разнесла, что у Алёнки и Валеры, так зовут того пацана, любовь.

Но какая такая любовь? Она спрашивала у мамы, что значит, любить? И та, хоть сначала и пожурила, что мала ещё о таком интересоваться, но всё же объяснила. И как правильно поняла Алёнка, что влюблённые просто жить не могут друг без друга. Но она-то может без Валеры? Он почти две недели болел и она совершенно о нём не вспоминала и не скучала, и сейчас, их с братом родители привезли в деревню к дедушке и бабушке, так Алёнка и думать забыла за того, кто носил её тяжеленный рюкзак.

-   Ну потому, внученька, что порядочные люди знакомятся в клубе или транспорте каком, а у нас всё было, как-то не по-человечески.

-   Почему не по-человечески? Бабуль, расскажи!

*****
Нина обожала лес и ни капельки не трусила туда ходить одна. Ещё матушка ей говорила, что надо бояться людей, а лес - это их кормилец.
Правда, там живут разные звери, но ни разу не было случаев, чтобы они бросались на местных жителей или кого задрали. Раньше всё обходилось без беды, ну и слава Богу.
Пока задождило и в поле делать нечего, какая работа по такой слякоти, девушка решила провести день с пользой.
Недавно они с девчатами принесли домой по полному лукошку упругих опяток, Нина нанизала их на капроновую ниточку и развесила в веранде сушиться. А запах какой от них! Закроешь глаза и вроде ты на природе.

Сегодня подруги в райцентр уехали, за покупками после получки: кому сапоги, а кому и шубку в зиму. У Нины всё это есть, а вот грибочков надо бы ещё подсобирать, чтобы засолить их в небольшие деревянные кадки.
Девушка знала одно местечко, где иногда, в плодородный год, столько опят вылазит из-под сухой, сопревшей листвы, что только успевай им шляпки ножом срезать. Там и лисички можно встретить, и белый грибок.

Только полянка та, почти рядом с болотом, гущина непролазная и здешние стороной обходят те насаждения. А Нина и рада тому, значит, первая снимет тот урожай. Но к её удивлению, она обнаружила, что кто-то здесь уже побывал до неё и девушка, тяжко вздохнув, что напрасно одолела столько километров да ещё по такой чащобе, уже хотела развернуться и идти назад. Что сделаешь, кушать-то всем надобно. Но тут до неё донеслось глухое покашливание и она резко обернулась на звук. Перед ней стоял заросший мужчина в разодранной одежде и не спускал с неё глаз. Сердце девушки так и провалилось куда-то вниз.

"Ну вот, сейчас снасильничает и утопит в болоте, что никто меня и не найдёт. Ведь никому не говорила, что нынче пойду сюда."

Незнакомец, как будто прочитал её мысли.

-   Не робей, я и пальцем тебя не трону.  -  немного помявшись, спросил:

-   Ты за грибами? Это я их собрал. На вот, возьми.  -  он нагнулся и одной рукой поднял корзину, наспех сделанную из прутьев. Она была наполнена сыроежками и подберёзовиками.

-   А вам?  -  в горле пересохло от страха и оттого голос её казался хриплым.

-   Да у меня их много, уже насушил целый воз. Засолить бы ещё, так соли у меня тут нету.

-   А вы что, живёте на болотах?

Он неохотно кивнул.

"Как же так?  -  подумала девушка.  -  Что заставило этого человека скитаться по лесам? В наше время у всех есть крыша над головой, пусть соломенная, поросшая мхом, или из камыша, но все люди имеют свои хатки, а он..."  -  Нина во все глаза смотрела на странного незнакомца. Страшным он уже не казался.

-   У вас правда нету своего жилья?  -  вновь спросила она, проникаясь к нему нестерпимой жалостью. А чтобы он был более разговорчив, она сделала несколько шагов к нему и взяла из его рук "подарок". Мол, я тебе доверяю, доверься и ты мне.  -  и тут же уселась на высокий пенёк, облепленный поганками и мухоморами. Спохватившись, Нина, вдруг задала ещё один вопрос:

-   Вы кушать хотите? У меня тут хлеб, картошка и яйца. А ещё малосольные огурчики.

Он пожал плечами, но Нина видела, как мужчина сглотнул слюну.

-   Да вы не стесняйтесь, я же от всей души! - и девушка положила гостинец в траву.

Тогда он присел на корточки и развязал тряпочную сумочку, в которой и лежала вся снедь.
Мужчина очень старался выглядеть прилично, но голод не давал ему такой возможности. Хлеб он откусывал большими порциями, тут же засовывая в рот - то яйцо, то огурец, то картофелину.

-   Вы не думайте,  -  сказал он в перерыве между жеванием. -  у меня тут и мясо есть, я и рыбу ловлю. Ягод полно, грибов, орехов. Вот за домашней едой сильно соскучился, потому и не мог удержаться.

-   Да вы ешьте, ешьте! Пусть на здоровье вам.

И всё же, девушке не терпелось узнать, почему это молодой мужчина, вдруг поселился в глуши отшельником? Но снова спрашивать было неудобно, видно же, что эта тема для него запретная и он не очень-то готов перед нею изливать свою душу. Нина молчала, а он, насытившись, собрал языком с газетки последние крошки хлеба и съел их, ревниво следя, чтобы ни одна не упала наземь.

-   Я заметил, что вы девушка добрая и раз уж у нас произошла эта неожиданная встреча, то я вынужден вам открыться. Только, пожалуйста, о том, что вы меня тут обнаружили, никому ни слова, хорошо?

-   Хорошо.  -  согласилась Нина.

-   Я убил человека.  -  вдруг резко, чтобы не передумать, скороговоркой выпалил он.  -  Нина изменилась в лице.

"Зачем пообещала ему - никому о нём ни слова? А он убийца... Вот так ситуация..."

-   За что?  -  почти шёпотом спросила девушка.

-   Нас с братом бабуня воспитывала, родители давно поумирали.  -  вновь с неохотой продолжил он.  -  А когда и бабуни не стало, то я остался в её домике, а брат перебрался в родительский, а это в соседней деревне.
К нам туда часто приезжали отдыхающие, у нас красиво. Так вот, как-то шёл я с клуба и услышал в кустах девичьи крики. Один из приезжих над девочкой несовершеннолетней надругался, а я его и стукнул палкой по голове.

-   И убил?

-   Ну да. Но я не имел право. Надо было его к участковому притащить, но уж больно я разозлился. А сидеть кому охота? Вот и подался в леса.

-   Постой, это, случаем, не в Выселковском районе произошло?

-   Да, а ты откуда знаешь? Это же далеко.  -  незаметно они оба перешли на "ты".

-   Так, я же оттуда!  -  радостно закричала Нина.  -  Я тут новенькая. Тётя у меня тут померла, а родители мне и подарили этот домик. Но не в этом дело. Ты никого тогда не убил. Он очухался, его в больнице подлечили и в тюрьму посадили. Тебя искали, чтобы выразить благодарность, что задержал преступника, но нигде не нашли. Глупый! Ты никого не убивал!  -  повторила девушка, а он впервые улыбнулся, а на глазах блеснули слёзы.

-   Вот, значит, как... А я уже три года тут, в землянке...

-   Да то ничего, зато правду теперь знаешь. Поднимайся, пошли ко мне! Вымоешься, приведёшь себя в порядок, а я тебя обстираю, выглажу, а после и поедешь к себе домой. Я дам тебе денег на дорогу, всё будет хорошо.

*****

-   Вот так, внученька, мы и познакомились с твоим дедом.  -  улыбнулась Нина Ивановна.

-   Ой, и правда необычно.  -  удивлялась Алёнка.  -  Ну, зато вы дружно всю жизнь прожили и четверых детей на ноги поставили.

-   Это верно. Мы и до сих пор друг без друга не можем, если приходится разлучаться на день или два. Вот уеду к вам, а он по мне тоскует.

-   Тогда вместе приезжайте!

-   Нельзя, Алёнушка, а на хозяйстве кто останется?

Вдруг, за двор выскочил шустрый дошкольник и громко обратился к ним:

-   Алёнка, бабуля! Мы с дедом целое ведро карасей принесли, а вы тут расселись. А чистить кто будет? Вам налови, ещё и почисти, да?

-   Идём, родимый, идём!  -  засмеялась Нина Ивановна, пытаясь притянуть к себе внука и расцеловать.  -  Конечно, мы почистим, кто же ещё? Раз вы трудились, ловили, то и нам пора подниматься. Айда, Алёнушка, мужиков наших кормить.