Рассказ. Чудесное исцеление

Ольга Пинаева
                Чудесное исцеление.
               Рассказ основан на реальных событиях.
               
    В рассказе  используются материалы из  «Летописи Серафимо-Дивеевского  монастыря»,  составленной священномучеником  С. Чичаговым.
                Автор Пинаева  О.А.
               С незапамятных времён вокруг Сарова стояли дремучие леса, около которых выросла небольшая деревенька, состоящая из нескольких дворов. Сельчане жили дружно, во всём помогая друг другу.  И сено вместе косили, и дрова сообща на зиму заготавливали, и в тайгу по грибы, ягоды весёлой компанией ходили.
Однажды тёплым июльским днём пошли девушки за дарами природы в лес, разбрелись, песни поют, аукают, маслята да рыжики в корзиночки складывают.  Одну из них звали Настенька, была она добрая, ласковая, как солнышко в ясный день, глаза синие-синие, как васильки в поле,  волосы цвета спелой пшеницы в косу уложены. Присела Настенька под раскидистой елью на травку отдохнуть, а заодно и венок из полевых цветов сплести. Вдруг откуда ни возьмись, опираясь на палочку, идёт бабушка с узелочком,  с серпом на плече. Настенька сразу её узнала, удивилась, откуда она здесь, но виду не подала, встала, поклонилась блаженной: «Спаси Вас Христос, Прасковья Ивановна, присядьте, отдохните, подкрепитесь хлебушком, испейте водицы».
            Это была Паша Саровская. Она потому и называлась Саровская, что 30 лет спасалась в Саровском лесу. Духовные отцы в Киеве благословили ее на юродство ради Христа, и она приняла тайный постриг с именем Параскева.
В непроходимом лесу она жила в пещере, которую сама себе вырыла. Круглый год  соседями у неё были дикие звери да вековые сосны. Ходила она временами в Саров, в Дивеево,  на мельницу, где работала на живущих там монахов. Во время своего житья в Саровском лесу, длительного постничества Паша стала выглядеть как Мария Египетская. Худая, высокая, сожженная солнцем, босая, в мужской монашеской рубашке, свитке, расстегнутой на груди, со строгим взглядом, она приходила в монастырь и наводила страх на всех, не знающих ее. Последние годы она стала жить в Дивеевском монастыре, но часто путешествовала, а слава о её прозорливости разнеслась далеко по Руси, и сотни страждущих стекались в Дивеевскую обитель, надеясь на её помощь и молитвы.
Посмотрела блаженная чудными голубыми глазами на девушку и присела рядом. «Посещаю родные места», - отвечая на мысли девушки произнесла странница. Прасковья развязала свой узелок, в котором лежали тряпочки, крестики, травки, детские рукавички, корочки, положила туда кусочек хлеба, затем достала из-за пазухи куколку, уложила её и говорит: «Поспешай обратно, больная у тебя дома, веди её к Серафиму водицы испить из источника, да не забудь про «второго Серафима», поклонись ему на могилке, помощи попроси». Тут блаженная встала и пошла по тропинке. Настенька ничего не поняла, но запомнила каждое слово, и, попрощавшись с подружками, побежала домой.
            Ещё за околицей услышала девушка громкий плач тётушек, суетившихся возле матушки, лежавшей во дворе без сознания. С ней впервые случился внезапный припадок: она корчилась и кричала страшным голосом: «Сожжёт, сожжёт!», а потом лишилась чувств. Все ожидали  отца Настеньки, Петра, и священника Василия, за которыми сразу же послали соседских мальчишек. При виде Отца Василия, нёсшего икону и святую воду, к тому времени уже пришедшая в себя Матрёна, снова впала в неистовство и забилась в судорогах. Больную отнесли на кровать, где она забылась тяжёлым сном, прерываемым периодическими криками. Тогда Настенька поведала присутствующим о встрече в лесу с прорицательницей и её словах, значение которых она попросила объяснить. Расстроенный священник оживился, услышав совет блаженной  Паши, и с воодушевлением стал рассказывать:
- Преподобный Серафим Саровский, великий Угодник Божий, по данной ему от Господа благодати имел дары прозорливости и чудотворения, дивные дела совершал через него Господь, исцеляя людей от тяжких недугов и приводя к покаянию и глубокой вере. По молитвам чудотворца вода в источнике стала целительной от недугов, и даже после его смерти продолжает исцелять  болящих.
- А кто же тогда «второй Серафим»? - полюбопытствовала Настенька.
- После смерти Преподобного Серафима Саровского оберегать монахинь молитвами стала юродивая Христа ради Пелагея Ивановна, её и стали называть «Серафимов Серафим».  Когда же её упокоил Господь, молиться за живущих в монастыре пришла очередь Паше Саровской.
- Как это - юродивая? – не поняла Настя.
- Юродство Христа ради - это очень редкий и трудный христианский подвиг, на который призываются Господом только особенные избранники.
Это подвижники, одушевляемые пламенною любовью к Богу, живущие для Него, чтобы быть орудием воли Божией. Они добровольно отказываются не только от всех удобств и благ жизни земной, от родства, но даже отрекаются от обычного употребления разума, добровольно принимая на себя вид безумного. Получая от Господа дар предсказывать будущее, они молитвами своими избавляют сограждан от грозивших им бедствий, отвращают гнев Божий от своих современников, у которых находятся большею частью в  презрении.
Принять на себя вид безумного - жертва великая. Живя среди общества, юродивые сознательно исключают себя из него; душа их закрыта для всех, они не имеют возможности обмениваться мыслями и выказывать свои чувства, что так естественно для человека. Они терпят самые обидные для человека упреки в безумии. Но такими «странными» юродивые являются только по отношению к внешней жизни, но в душе своей, наедине, они являются более разумными, чем те, которые считают их безумными.
- Расскажите нам о «втором Серафиме», - попросил Пётр.
- 19-летнюю Пелагею, против её воли, родители выдали замуж. С молодости она с молитвенными подвигами стала соединять и подвиг юродства Христа ради и как бы потеряла рассудок, пренебрегая и богатством земным, и счастьем семейным, и всеми благами мира сего. Муж ее, не понимавший великого пути жены, начал ее страшно бить. Однажды, Серебренников, обезумевший от ярости, насильно привёл ее в полицию и попросил городничего высечь Пелагею. Начальник велел привязать ее к скамейке и выпороть без сожаления,  после наказания клочьями свисала кожа с  тела ее, а кровь заливала всю комнату. Ночью городничий увидел во сне котел с адским огнем, и услышал голос, который сообщил ему, что этот горящий чан приготовлен для него за жестокое истязание рабы Христовой. Городничий в ужасе проснулся от этого страшного зрелища, рассказал о нем и запретил по всему городу не только обижать, но и трогать безумную.
Но муж не унимался и заказал для жены, как для зверя, железную цепь и своими руками заковал в нее Пелагею Ивановну, издеваясь над нею. Иногда несчастная женщина, оборвавши цепь, вырывалась из своего дома и, полураздетая, бегала по улицам города, наводя на всех ужас. Каждый боялся приютить ее, помочь как-нибудь, обогреть или накормить,  защитить от мужа. И  бедняжка снова попадала в руки деспота и должна была терпеть новые тяжкие мученья. Много страданий вынесла блаженная, пока семья наконец-то осознала, что надо дать ей свободу. Освободившись, Пелагея почти все ночи проводила на погосте Напольной арзамасской церкви. Ее видели здесь молящейся Богу со слезами, под открытым небом, с поднятыми вверх руками, и зимой, и летом. Днем же она юродствовала, бегала по улицам в лохмотьях, босая, без куска хлеба, голодная и холодная. Милостыню, которую ей давали, раздавала нищим.
И лишь через  четыре года проезжавшие по Арзамасу Дивеевские монахини забрали Пелагею с собой.
Пелагия Ивановна удостоилась от Господа дара небесных видений, прозорливости и чудотворения, старица имела дивные посещения. К ней приходил из лучшего мира преподобный  Серафим,  подолгу  беседуя  с  ней,   бывали  и  другие  посещения,
свидетелем которых стала монахиня, Анна Герасимовна, присматривающая за Пелагеей. Многих излечила старица от паралича и других недугов, многим пересказала такие подробности из их жизни, о которых не знал никто, кроме самого посетителя: ведь то, что можно спрятать от людских глаз, невозможно скрыть от Господа. Встретившись с чудом, просители в благоговейном страхе падали на колени и навсегда отвращались от злых помыслов, становясь на праведную дорогу. И в настоящее время по молитвам к святой совершаются чудеса исцеления. Память блаженной Пелагеи Ивановны свято чтится в Дивееве.
Надо везти нашу Матрёну в Дивеевский монастырь, - подытожил священник.
            Отец Настеньки, испросив благословения, стал собираться в дорогу, с ними решили ехать тётушки и священник. Погрузив больную на телегу, все тронулись в путь. Матрёна почти всю дорогу дремала. Они ехали сначала лесом, затем просека привела их в деревню, где и решено было заночевать.
Местный крестьянин, Николай, охотно пустил паломников в дом, предоставив им горницу. За вечерним чаем завели разговоры об юродивых, получивших удивительные  чудесные дары от Господа. Пелагею Ивановну и Пашу Саровскую все в деревне знали и теперь охотно делились новостями с приезжими. Хозяева рассказали, как их неверующий племянник, проживающий в городе с родителями, вместе с товарищем,  атеистом,  не уважающим старших, поехал в Дивееский монастырь «поразвлечься»: друзья зашли в келью к блаженной Паше и стали глумиться над старицей. Вдоволь насмеявшись над сидевшей в уголке безмолвствующей юродивой, они вышли во двор, как вдруг услышали из её окна крик: «Скорей беги! Скорей беги! Беги с ведром, заливай свой дом! Дома не зальешь, а в тюрьму попадешь». Усмехнулись насмешники и дальше пошли. Каково же было потрясение молодых людей, когда у одного из них сгорел дом, а сам потешник был арестован по ложному доносу! Теперь он пишет письма из тюрьмы в монастырь с извинениями, просит прощения у Прасковьи Ивановны и собирается после освобождения сразу же приехать в обитель замаливать свои грехи.
Разговорившись, Николай рассказал и о себе. Родители его были крепостными у помещика Михаила Васильевича Мантурова в Нижегородской губернии в селе Нуча.
            Много лет у Михаила Васильевича болели ноги, причиняя ему мучения, самые лучшие врачи не могли ему помочь: неизлечимая болезнь прогрессировала, и бедняга уже не мог ходить самостоятельно. В это время слава о чудотворце Серафиме Саровском облетела уже всю Россию, и Мантуров решил поехать к нему.
Несколько крепостных с трудом ввели его в келью к старцу. Страдалец  упал  в ноги преподобному Серафиму и стал со слезами на глазах просить исцелить его от страшной хвори.
Отец Серафим долго молился, затем помазал елеем ноги Михаилу Васильевичу, вынес из кельи большое количество сухарей, высыпал их ему во фрак и приказал отнести в монастырскую гостиницу, чтобы раздать постояльцам. Помещик сначала оторопел, но затем со страхом встал на ноги и, почувствовав себя абсолютно здоровым, крепким и полным сил, понял, что с ним произошло чудо! Он пришёл в неописуемый восторг и одновременно в трепетный страх. В радости счастливец бросился целовать ноги отцу Серафиму, благодаря за исцеление, но великий старец приподнял Михаила Васильевича и строго сказал: «Разве Серафимово дело мертвить и живить, низводить во ад и возводить? Что ты, батюшка! Это дело единого Господа, Который творит волю боящихся Его и молитву их слушает! Господу всемогущему да Пречистой Его Матери даждь благодарение!»
По благословению батюшки Михаил Васильевич Мантуров принял на себя добровольно нищету: продал свое имение, дал свободу крепостным людям и купил в селе Дивееве землю, на которой спустя несколько лет будет построена монастырская обитель. Так он отблагодарил Господа и Богородицу за своё исцеление.
Вот поэтому-то наша семья и получила свободу, мы переехали к родственникам, но каждый год посещаем могилки отца Серафима и «Серафимова Серафима» - Пелагеи Ивановны, так как после смерти старца она своими молитвами оберегала монахинь и страждущих. Завтра с вами поедет мой сын, Иван, чтобы поклониться святым мощам и привезти целебной воды из источника.
             С рассветом паломники тронулись в путь и к вечеру добрались до монастырской гостиницы, где переночевали. Рано утром все уже были на службе, кроме матушки и Настеньки, присматривающей за ней. Когда же повели Матрёну к источнику, она стала упираться и кричать. Пришлось мужчинам вести её силой. Перед источником матушка упала без чувств, её искупали в освящённой воде, силой влили в рот несколько капель святой воды, и присутствующие увидели, что в ту же минуту из ее рта вылетело как бы дымное облако. Затем священник прочитал над ней молитву, оградил ее крестным знамением, и бесноватая очнулась и сама начала молиться. Радость и благоговейный трепет охватили присутствующих! Помолившись на могилке отца Серафима и Пелагеи, поблагодарив Господа и святых, счастливые паломники отправились  с цветами к  Паше Саровской.
Блаженная сидела в келье в уголочке. Увидев посетителей, она подошла к кровати, где были разложены куколки, взяла одну, одетую в белое свадебное платье, и показала Настеньке: «Это ты».  Отцу Василию она велела искать кормилицу, чем его очень сильно огорчила, так как его жена должна была скоро родить. Священник отправился в обратный путь со слезами на глазах.
               Прошло совсем немного времени. Матрёна поправилась окончательно и чувствовала себя хорошо.  Жена священника действительно умерла при родах, и ему пришлось брать кормилицу. А к Настеньке приехали сваты – родители Ивана, старые их знакомые Николай с женой. Решено было после свадьбы поехать в Дивеево, чтобы возблагодарить Господа за выздоровление и нечаянное счастье, данное через Святых, ставших орудием Его Божественной воли.