Диалоги с внучкой. О прошлом, настоящем и будущем

Тимофей Зубцов
        - Дедушка, вот что сейчас, именно-именно сейчас? Настоящее? Прошлое? Будущее?
        - Ты знаешь, сегодня не просто ответить на этот вопрос. Ведь банальное «было», «есть» или «будет» - это ведь о том, чего просто не существует. Ученые говорят «не существует физически», ну то есть то, чего нельзя потрогать рукой. Мне кажется, что ты рассуждаешь просто: если ты была в школе, когда часы показывали, к примеру 10, то сейчас, когда на часах 15, занятия в школе были в прошлом, ты рядом со мной в настоящем, ну и что-то там, что произойдет вечером, будет в будущем?
        - Да, то, что будет в 22 часа – сейчас это будущее.
        - Сейчас, это когда говорю я или говорила ты?
        - Получается, что мы оба уже говорили в прошлом…
        - Немного не так. Не следует смотреть на часы. Поверь мне, это пустое занятие. Не они определяют время. Слышала, наверное, как по радио говорят: «В Москве 12 часов, во Владивостоке 19». Это в один и тот же миг. Получается, что не часы вовсе определяют время. Как ты понимаешь, когда-то давно часов просто не было, их еще не изобрели. Так что, давным-давно и времени не было? Без них мы просто бы запутались в событиях, происходящих в нашей жизни. Вот они и делят прожитое нами на отрезки. С 9 до 13 ты в школе, чуть больше 15 – мы разговариваем с тобой.
        - Да ну тебя, так не честно. Я маленькая девочка, а ты большой дедушка… - повторив про себя сказанное, она слегка улыбнулась. – Ты меня запутал. Я только и поняла, что, по-твоему, времени нет. А тогда что есть?
        - «Есть только миг между прошлым и будущим». Такие слова есть в одной старой песне. Но это все равно только песня, красивые слова. В действительности есть одно единственное – это жизнь. Кто-то живет прошлым, кто-то настоящим, некоторые надеются пожить в будущем.
        - То есть незачем ее мерить на часы и годы?
        - Вообще не стоит на них обращать внимания. Это всего лишь вешки, столбики на жизненном пути: во столько-то встать, тогда-то пойти по делам, в таком-то часу лечь спать. Вот и все. Да и то, о чем ты спросила, не существует само по себе. Нет самих по себе прошлого, настоящего или будущего. Есть только наше ощущение, когда мы живем.
        - И когда живешь ты? Я правильно спросила?
        - Да вот я начинаю сомневаться, кто из нас маленький, а кто большой. А если серьезно, я стараюсь не оставаться ни в настоящем, ни в прошлом. На мой взгляд, каждый кусочек жизни важен. Да, у некоторых, к примеру, от молодых лет остались замечательные воспоминания, вот они ими и живут, без устали повторяя: «Как тогда было хорошо!» О таких говорят, что они живут прошлым. По-моему, они просто несчастные люди. Бываю такие, которые всю свою молодость карабкаются по служебной лестнице, погружены в работу. При этом приговаривают себе: «Ничего, вот заработаю денег, получу хорошую должность, стану большим начальником, вот тогда и заживу». Таких людей я понимаю и, как это не странно, нисколько не осуждаю. Не все родились, как говорится в известной английской поговорке «To be born with a silver spoon (in one’s mouth)», с серебряной ложкой во рту, то есть в достатке и богатстве.
        - А я с чем во рту родилась?
        - Ты родилась с мамой, папой, бабушкой и дедушкой. И мы верим в одну древнюю китайскую пословицу: «Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание на день, научите его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь».  Примерно так это звучит. Надеюсь, к тому времени, когда тебе необходимо будет жить самостоятельно, ты научишься многому. Ну а там все будет зависеть только лишь от тебя.
        - А мне можно будет приходить к вам? У мамы такие вкусные пирожки…
        - А вот это называется жить будущим. Конечно, можно. Так что не торопись все съесть сейчас, да побольше. Будешь потом, как мама, охать переде зеркалом, не понимая, почему ты стала такой кругленькой.
        - Не правда, мама у нас очень стройная. Иногда ее брюки от стирки становятся узкими, но это ведь может быть?
        - Конечно бывает! Сейчас вообще не понятно, из чего их шьют.
        - А говоришь, что прошлым не живешь. А это как называется?
        - Я стараюсь жить всегда: и когда был молодым, и когда был уже в зрелом возрасте, и сегодня, да и в будущее смотрю с надеждой. Я всегда стараюсь быть молодым.
        - Это как?
        - Это когда живут не в соответствии со своим возрастом, а всегда сегодня. Без сожаления и ностальгии по тому, что было в прошлом. Было всякое: и хорошее, и плохое, забывать об этом я не собираюсь, но и долгими вечерами перелистывать старые альбомы с фотками тоже не хочу. Одна ты вон столько нащелкала на папин смартфон, что он уже его прятать начинает потихоньку. Сегодняшнюю жизнь принимают такой, какая она есть, радуясь каждому прожитому дню, да и от будущего ждут только хорошего. Думаю, что у меня именно так.
        - Ну вот. Сам ведь говорил, что новых друзей не появляется, старые потихоньку уходят.
        - И это правда. Ну да, кто-то не очень захотел со мной дружить. Надеюсь, что у них все прекрасно. Верю, что они счастливы, у них много друзей. Таких, которые им нужны. И отношусь я к ним по-прежнему с теплотой и пониманием. Не беда, у меня нашлись другие. Бывает всякое и это ведь не причина перестать жить. Как думаешь?
        - Думаю, что кое-чего я поняла. Да и на крайний случай у тебя есть я…
        - Не поверишь, ты мое все. И не сбывшееся прошлое, и прекрасное настоящее, да и будущее такое, что аж дух захватывает!

        *****

        Когда внучка ушла, дедушка откинулся в кресле, снял очки и закрыл глаза.
        «Да, сказочник из тебя вышел еще тот. Ладно, придет время, сама поймет, как это жить на всю катушку. Будет думать, что именно так и надо – и то хорошо. А жизнь… Жизнь она расставит все по местам…»