Исцеление ханши Тайдулы

Виктор Еремин
В самом конце 1312 г. умер восьмой хан Золотой Орды Тохта. На престол должен был взойти его сын Ильбасмыш, но о вакантном месте повелителя Орды стало известно в далёком Хорезме. Молодой властолюбивый племянник покойного хана по имени Узбек* поспешил из Хорезма в Орду, дабы высказать слова утешения наследнику Тохты. Во время поминального застолья он собственноручно зарезал Илбасмыша, был убит и главный визирь его — эмир Кадак, а Узбека провозгласили ханом. На свою беду золотоордынская знать признала узурпатора, поскольку в Орде уже более пятидесяти лет шла смута, и многим он казался далеко не худшим кандидатом на верховную власть.
______________________
* Узбек переводится с древнетюркского как «истинный правитель». Узбек был сыном Тогрула, младшего брата хана Тохты. Если верить «Чингиз-наме», став ханом, Тохта приказал убить всех своих братьев и других кровных родичей хана Батыя. В живых оставили только сына Тохты — Эль-Басара. Но Эль-Басар умер раньше отца. Тогда византийская царевна Келин-Байалин, бывшая вдовой Тогрула и согласно законам орды ставшая женой Тохты, призналась, что укрыла от погибели своего четырнадцатилетнего сына Узбека в Черкесских горах. Восемь лет скрывался парень от жестокого дяди не то на Кавказе, не то в Хорезме, где и принял ислам. По имени великого хана Золотой Орды Узбека получил своё название народ узбеки.

И правда, в историю Узбек вошёл вторым по значению и величию после Батыя ханом Золотой Орды. Он по сей день особо почитаем в татарском мире, считается справедливым и благородным властителем. Поясню. Ещё в 1240-х гг. внук Чингисхана Берке принял ислам, но когда в 1257 г. он стал ханом, то принуждать татар отказаться от язычества не посчитал нужным. Это сделал в 1313 г. хан Узбек при активной поддержке мусульман из Хорезма. Муллы убедили властителя, что в сильном государстве должно быть единобожие. Само собой разумеется, для хорезмского двора альтернативы Аллаху не было.

Едва Узбек укрепился во власти, как сразу повелел татарам принять мусульманство. В ответ против хана восстала высшая знать Орды. Расправа последовала незамедлительно — чуть ли не в один день по приказу Узбека были вырезаны почти все эмиры и царевичи Золотой Орды, в их числе 120 потомков Чингисхана младших родов. С этого времени татары стали мусульманами, а хан Узбек занял в судьбе татарского народа такое же место, что и равноапостольный св. князь Владимир — в русской истории.

Сторонник единобожия, Узбек весьма благосклонно относился к православию и к русским князьям. Причём будучи хитрым, коварным политиком, хан всё же явно предпочитал москвичей, особенно Ивана Калиту, и был жесток с их соперниками — великими князьями тверскими.

Надо отдать должное московским великим князьям — бессильные одолеть коварного Узбека, они всесторонне использовали его расположение для поэтапного собирания русских земель под своею рукою. Заодно москвичи решительно расправлялись с тверичами. Их интригами в ставке хана были изуверски замучены свв. князья тверские — сперва Михаил Ярославич (в 1318 г.), а позже его сын Александр Михайлович и внук Фёдор Александрович (1339 г.). Роковую роль в судьбе последних сыграл Ивана Калита. Московскому князю даже удалось пересилить старшую и любимую жену хана Узбека — ханшу Тайдулу, которая пыталась защитить тверских князей.

В доме чингизидов ханши всегда играли значительную роль. Повелось это ещё со времён матери Чингисхана — Оэлун, в одиночку воспитавшей великого завоевателя и всю жизнь глубоко почитавшейся сыном. В дальнейшем ханши не раз оказывались в центре самых изощрённых интриг монгольской верхушки. В литературе часто рассказывают, как ханша Туракине, мать хана Монгольской империи Гуюка, лично отравила отца Александра Невского — великого князя Ярослава Всеволодовича.

Ханша Тайдула стала любимою женою Узбека в 1323 г., и с этого времени её политическая роль в Золотой Орде только возрастала. В целом ханша благоволила к православию и русским князьям. В любом случае, некоторые историки считают, что именно с Тайдулы в Золотой Орде повелась традиция, когда ханши покровительствовали Руси.

Стремясь к объединению страны, Иван Калита вознамерился перенести в Москву кафедру митрополита Киевского и всея Руси. Мало кто знает, что прославленный храмовый комплекс московского Кремля был задуман великим князем как сложнейшая интрига. Со второй половины 1320-х гг. началось строительство Успенского и Архангельского соборов, а также церкви во имя Иоанна Лествичника (ныне на этом месте высится колокольня Ивана Великого).

Назначенный Константинополем в 1328 г. новый митрополит Киевский и всея Руси св. Феогност оказался столь прельщён замыслами Калиты, что в том же году перенёс кафедру в его город. Благодаря этому Москва навечно стала главным центром русского православного мира, а Феогноста впоследствии канонизировали.

Однако приняв столь поспешное решение, митрополит фактически оказался в ситуации, когда не мог исполнять поставленную перед ним константинопольским патриархом задачу — блюсти нейтралитет в княжеской усобице. По этой причине Феогност поддерживал ровные, но очень осторожные отношения с Калитой. Когда же в 1341 г. на московский великокняжеский престол взошёл Симеон Гордый, началась открытая конфронтация.

Феогносту не повезло: в этом противостоянии ханша Тайдула поддержала Симеона. К тому времени она достигла пика своего могущества, поскольку в 1342 г. умер Узбек, и ханом Золотой Орды стал его старший сын от Тайдулы Тинибек. Правда, менее чем через год он был свергнут и убит родным братом Джанибеком, но привилегированное положение ханши при этом не изменилось.

Хан Джанибек, скорее всего с согласия матери, уже в 1343 г. призвал к себе в ставку митрополита Феогноста и подверг его унижениям и мучениям, требуя от православной церкви уплаты ежегодной дани. Заодно хан значительно урезал церковникам многочисленные льготы, дарованные Узбеком.

Феогност заподозрил в причастности к случившемуся Симеона Гордого и в отместку попытался воспрепятствовать его браку с Марией Тверской. Великий князь с лёгкостью обошёл митрополита, испросив разрешение на женитьбу у константинопольского патриарха.

Св. Феогност скончался в 1353 г. Хотя его вскоре затем канонизировали, но великие князья приложили огромные усилия к тому, чтобы церковь как можно реже поминала о «вредном» митрополите, отчего Феогност даже прозван ныне «забытым чудотворцем».

Тяжело больной старец сам выбрал себе преемника — своего владимирского наместника епископа Алексия, в миру Алферия Бяконта. Отец Алферия входил в число десяти самых знатных московских бояр, а крёстным отцом его был сам Иван Калита.

Чувствуя приближение смерти, Феогност лично готовил посольство в Константинополь с просьбою рукоположить Алексия в митрополиты всея Руси. Негласно эту кандидатуру поддерживали хан Джанибек и Тайдула. Расчёт татар был сложен, но верен. Орда опасалась объединения всей Руси. Поскольку в середине XIV в. (уже после погрома Твери) выделились два претендента на роль её объединителя — Великое княжество Московское и Великое княжество Литовское, назначение митрополита-москвича могло привести к церковному расколу и ослаблению русского мира. Так оно впоследствии и случилось.

Когда русское посольство прибыло летом 1353 г. в Константинополь, императорский и патриарший дворы были охвачены борьбою между императором Иоанном Кантакузеном и его соперником Иоанном Палеологом. Патриарх Каллист поддерживал Палеолога. Одновременно на Византию надвигались турки-османы, в борьбе против которых византийцы рассматривали Русь как разменную карту. Так что назначать нового митрополита, да ещё москвича, никто не спешил. Лишь через год Алексий получил желаемое и отправился принимать дела в Киев…

Недолго он торжествовал! Летом 1355 г. патриарх Каллист поставил на Русь ещё одного митрополита — тверича Романа с кафедрой в Новогородке-Волынском. Этого потребовал великий князь литовский Ольгерд, который угрожал в противном случае перейти в католичество.

Осенью 1356 г. тяжело заболела глазами, почти ослепла ханша Тайдула и пожелала, чтобы лечил её своими молитвами митрополит Алексий. Старец явился на зов, и в кратчайшие сроки неведомым чудом ханша выздоровела. Однако следом смертельно занемог хан Джанибек. Сын его Бердибек не стал дожидаться естественной кончины отца, убил его и взошёл на престол. Опасаясь соперничества, он приказал прикончить всех остававшихся в живых чингизидов старших линий, причём собственноручно размозжил о землю своего восьмимесячного брата. Тайдула же осталась в фаворе при любимом внуке.

Алексия татарская междоусобица не затронула, и он поспешно убыл в Константинополь, чтобы вступить в борьбу с Романом за Киев. Митрополиты-конкуренты раздали византийцам огромные взятки, но остались ни с чем: патриарх обоих утвердил так, что каждый мог претендовать на киевскую кафедру.

Едва Алексий, несолоно хлебавши, вернулся на Русь, его срочно вытребовали в Орду. Там старца ожидал приятный сюрприз: за излечение ханши Тайдулы Бердибек даровал ярлык, освобождавший русскую церковь от любых даней и поборов. Умиротворенный митрополит вернулся в Киев, где в начале 1359 г. был схвачен по приказу великого князя Ольгерта и заточён в Литве в темницу.

Помочь Алексию могла только Тайдула, но на беду в Золотой Орде назревала «великая замятня». Осенью 1359 г. в ходе заговора был убит Бердибек, и пресеклась династия хана Узбека. Новым ханом стал самозванец Кульпа. Тайдула на время утратила любое политическое влияние. Узурпатор перебил большинство эмиров Бердибека, но не сумел одолеть зятя свергнутого хана — молодого эмира Мамая. Война хана и эмиров привела к развалу Орды на несколько частей.


В январе 1360 г. Кульпу и его сыновей убили, а новый хан Науруз под приглядом Тайдулы попытался вернуться к политике Узбека. Как раз этого татарская олигархия и боялась больше всего. В июне 1360 г. Науруз и его жена-покровительница были свергнуты и казнены очередным узурпатором — ханом Хызром.

Русь потеряла свою защитницу, но сохранила память о ней — в честь ханши Тайдулы назван город Тула. О ханских заговорах и излечении ханши Тайдулы митрополитом Алексием в 2012 г. режиссер А.А. Прошкин снял очень сильный фильм «Орда».

Стареющая Тайдула не собиралась расставаться с властью, к которой привыкла за долгие годы. Неожиданно она вышла замуж за представителя одной из младших ветвей чингизидов Базарджи (тронное имя Науруз). Этим браком, заключённым ради удовлетворения личных амбиций, ханша развязала «великую замятню» — смуту, в итоге прекратившую существование Золотой Орды: многочисленные чингизиды младших ветвей получили легитимность в своих притязаниях на ханский престол и разодрали государство в клочья.