Уметь прощать

Ольга Фокина Усть-Илимск
Семья Никитиных всегда была образцовой. Дочка – умница, красавица. Сын – гордость семьи. И сами Сергей и Вероника: он – высококвалифицированный хирург от Бога, который спас тысячи людей, она – учитель начальных классов, дающая хорошее воспитание и достойное будущее своим ученикам. И вроде душа в душу, рука в руке, плечо о плечо.. и так много лет минуло со дня свадьбы. Да только грусть в глазах выдает, что что-то не так в их показательно-образцовой семье, какие-то скелетики припрятались в их семейном шкафу. Хотя и так давно всем известно. Сергей по уши влюбился в молоденькую медсестру, с ней и на дежурства ночные оставался, практикой занимался. Дозанимался… Пришло время уходить из семьи – пятимесячную беременность молодой медсестры уже не скроешь. И разговор предстоит серьезный.
В потертом углу сидела маленькая от жалости, заплаканная, сухонькая от семейной жизни высохшая, Вероника. Она прятала лицо в подол обшарпанного халатика.
-Ой, стыд-то какой… что скажут-то.. – с досадой стенала жена, когда-то любимая, а ныне не милая.
-Не реви – обрубал вечно сердитый и грозный Сергей, - самому тошно.
Сашка, их сын, плод их некогда былой любви, вбежал в дом и кинулся на отца:
-Ты что, ты зачем мать обижаешь? Мало она за тобой ходила, всё прощала. Ты зачем ее стыдишь перед всей деревней. В нее же пальцем тычут.
-А ну угомонись! – прикрикнул отец на сына и оттолкнул его в сторону. – Сегодня всё закончится. Ухожу я. Помогать буду…
От этой фразы мать и сын округли и без того огромные глаза. Как уйдет? Куда уйдет? А что же дальше будет? Как прокормить и поставить на ноги вечно-болезненную Соньку? Да и совсем что ли стыд потерял? Здесь семья, а там всё не серьезно!
Сергей схватил сына и крепко обнял со словами:
-Сашка, поймешь ты меня когда-нибудь! Да поймешь! Влюбишься, так что тошно без нее будет, так что жизни без нее не надо, и тогда поймешь!!!
Сашка вырвался из объятий отца и оттолкнул его, закричав:
-Никогда я тебя не пойму!!! Ни-ког-даааа!!!!
Сашка выбежал из дома под крики отца:
-А я желаю тебе понять меня, желаю полюбить…
Сергей встал на колени и обхватил Веронику. Оба они всё понимали, и слёзы застилали воспоминания былых дней, в которых всякое было: и счастье, и радость, и любовь, и боль, и отчаяние, и борьба за тяжелобольную дочку, и ошибки, и потери. Всё на двоих. Всё вместе.
А Сашка бежал. Бежал из дома, в котором сплошная разруха, скандалы и развод родителей, в котором боль от воспоминаний. Бежал от детских обид, что не может помочь матери, что не может понять отца, что не может спасти сестру. Бежал во взрослую жизнь. Он понимал, теперь семья на нем. На учительскую зарплату матери не прожить.
Началась взрослая жизнь. Покинул Сашка деревню. Сначала интернат, заработки, чтобы последние копейки отправить матери и сестре. Отец, конечно, сдержал слово, и помогал, чем мог. Но у него родились сын и дочь, которым тоже нужны были деньги и помощь. И Сонька стала не на первом месте. Все эти мысли не покидали голову. А Сашка ехал и ехал прочь. Он вырос, стал взрослым, скопил на машину, как на необходимое средство передвижения. И едет на собеседование. Устраивается на новую работу и желательно с хорошей оплатой. Едет не один. С семьей – беременной женой и малышкой. Нельзя назвать их брак счастливым и по любви. Так сложились обстоятельства. Ну не жить же в одиночестве. Да и потом Сашка безумно любит дочку и будущего сынишку. Да и жена у него хорошая, добрая, отзывчивая. Но это не любовь, а может и любовь, ну кто ее знает, какая она…
Мысли, мысли, мысли… Потом яркий свет, сигнал машин, визг тормозов… Саша едва успел свернуть и закрыть голову руками.  По встречной полосе, на полном ходу, мчался шикарный автомобиль. Удар, еще удар. Внезапно машина понеслась в обрыв, но Саша успел завернуть. Машины заглохли.
Саша выбрался, с трудом остановил попутный транспорт, попросил, чтобы жену и дочь отвезли в ближайшую больницу и добрался до виновника столкновения. Саша дошел до машины, чтобы попытаться вытащить человека. Виновником стала девушка. Никто из водителей, проезжающих мимо авто, так и не остановился, чтобы помочь ей. Она была одна и потеряла сознание. Дорогая машина, дорогая одежда, драгоценности. Непростая девушка. И это видно сразу. Но при чем тут это? Сашу воспитали так, что нельзя оставлять других в беде, даже если они сами виноваты в этом. Он бережно вытащил ее, вызвал «скорую», подъехали сотрудники ГИБДД. После всех разбирательств Сашу отвезли в больницу, ту самую, где уже обследовали его беременную жену и малышку.
Саша лежал в палате. Внезапно открылась дверь, и вошел солидный человек с какой-то толпой охранников. Он хмуро посмотрел на парня и недовольно отошел в сторону.
-Так значит это ты… - загадочно произнес Андрей Владимирович, тот самый солидный мужчина.
Саша не сразу понял, в чем дело. Но мужчина строго продолжил:
-Значит это ты. – мрачно подтвердил он и отошел к окну. Продолжил, не глядя на него:
-Ты понимаешь, что ты натворил? Тебе жизни не хватит рассчитаться за эту машину, а главное за мою дочь. Ты понимаешь, что я могу с тобой сделать?
Андрей Владимирович говорил сдержанно, тихо, но четко и строго. Он не кричал. Он никогда не кричал, но смотрел и говорил, как удав, устрашающе и доходчиво. Саша побледнел. Получается, что за то, что он спас его дочь, ему же и придется расплачиваться, а не спасал бы, бросил ее там, как все, то обошлось бы. Так что ли? Какой бред – мелькало в голове. Ну это же бред. За добро приходится платить…
-Сколько? – процедил парень.
Мужчина повернулся и удивленно посмотрел:
-А у тебя есть чем расплатиться? Интересуешься суммой? Да тебе и не снилось. Отработаешь натурой.
Сказал, как отрезал Андрей Владимирович и резко вышел.
Слово «натурой» перепугано звучало в голове Саши. Что он имел ввиду? Что придется делать? Какие еще испытания готовит непредсказуемая жизнь? А разве есть выбор, ведь в больнице жена и дочь, и им нужна помощь.
Через несколько дней Сашу выписали из больницы, ссадины и ушибы зажили, а серьезных травм не было. Жену оставили на сохранение, дочка тоже осталась под наблюдением врачей.
У входа в больницу Сашу встречали крепкие парни из охраны Андрея Владимировича. Он понял, что шутить с ними не стоит, и покорно отправился с ними в машину. Везли долго. И молча. Никто ничего не говорил. Подъехали к большому особняку. Саша вышел. Его повели в кабинет Андрея Владимировича.
Неизвестность уже не пугала. На Сашу смотрели большие, глубокие, чистые глаза уже не настолько сурового мужчины. Андрей Владимирович смотрел в упор на Сашу и бросался фразами из биографии парнишки:
-Интернат. Служба по контракту. Горячие точки. Хорошая подготовка. И биография вполне чистая. Предлагаю тебе отработать свой долг у меня на службе в охране. Тем более,что твоя семья нуждается в финансовой помощи.
Саша молчал. Он понимал, что выбора нет.
Саша остался работать на этого серьезного, делового человека. И общий язык они нашли практически сразу. Со временем Андрей Владимирович стал относиться к Саше как к родному сыну. Про долг забыли, появилась прибыль. Но были две проблемы. Сестра Саши нуждалась в срочной операции. Нужны были деньги. А дочь Андрея Владимировича, Аня – девушка со сложным характером.
Первая встреча Саши и Анны Андреевны (а иначе ее никто не называл еще с детства) была напряженной. Напыщенная, эгоистичная, своенравная и вспыльчивая Аня сразу показала пылкий характер. А Саша был нанят ее телохранителем и водителем. У Андрея Владимировича были проблемы в бизнесе, было много желающих отнять у него всё и даже родную дочь, единственную дочь, которую он любил больше жизни. Саша был единственным человеком, которому он доверял Аню. Аня, конечно, злилась, что у нее есть няньки, телохранители и надзиратели. Свобода для нее превыше всего. Дерзкая и немного дикая. Саша безропотно выполнял всё, что говорила Аня, терпел все ее приказы и указания, прощал ее характер. Невольно он стал осознавать, что терпит ее шалости и грубости не от безысходности и финансовой зависимости ее отца, а от того, что больше не представляет жизни без нее. Он с ужасом и сладкой болью понимал, что пророчество отца сбывается, и роковой строкой отзывалась в сердце прощальная фраза отца: «Влюбишься, так что тошно без нее будет, так что жизни без нее не надо». Нет, он еще не понял и не простил отца. Отец счастлив в браке с той, которая разбила его семью, но подарила много очаровательных детей и настоящее счастье. Да и мать обрела счастье в другом браке, и даже родила. Но внутри этот камень обиды по-прежнему давил Сашку. Он не общался с отцом. Отец переживал. А как хотелось поделиться этой немой дрожью первых шагов сильного чувства, посоветоваться, поговорить. Но как простить этой взбалмошной девчонке, что она чуть не убила его жену и детей?
Но жизнь противоречива и порой преподносит жестокие уроки. Сынишка Саши родился совсем слабеньким и недоношенным… Аню эта весть встряхнула. Она замкнулась и изменила свое отношение к жизни, стала себя винить в том, что произошло. Стала раскрывать свою человечность в бесконечных диалогах с Сашей, которые спасали их обоих. Она привыкла к его дочери, помогала с сыном, подружилась с сестрой и мамой. Она вписалась в его жизнь прочно. Оставить жену он не мог, она была очень слаба. Но понимал, что именно Аня должна быть с ним всю жизнь. Она повзрослела, перестала быть эгоисткой. Она могла бы стать хорошей женой и мамой. Но жизнь всё время пытается нас чему-то научить. И ничего не предвещало трагедии.
Был обычный солнечный день. Разве кто-то может предположить, что в один из солнечных дней его не станет? Разве люди задумываются об этом? Всё происходит внезапно. После той роковой аварии Аня была внимательна за рулем, не спешила да и правила не нарушала. Это стало уроком. Тем более, сейчас ее смыслом жизни стал Саша и его маленькие дети. Она понимала, что лишняя в его семье, но чувствам не прикажешь. Внезапный удар оборвал ее размышления. Темнота в глазах, гул машин, и ее автомобиль уносит в сторону. И больше ничего… Совсем ничего…
Андрей Владимирович поднял все свои связи, чтобы спасти дочь, но никто не оставлял шансов на ее жизнь. Саша метался как раненый зверь. Это будто наказание за его отношение к жене. Это возмездие – у него забирают самое дорогое в его жизни. Он понял, что обиды прошлого и гордыню нужно оставить ради спасения Ани. Он понимал, что отец – лучший хирург, и только он сможет спасти ее.
Каково было удивление отца, когда сын впервые за много лет стоял на пороге его дома. Бледный, уставший и такой беззащитный.
-Что случилось?- взволнованно сорвалось с губ отца.
Саша растерянно лепетал на пороге о своей проблеме:
-Только ты можешь помочь мне. Спаси ее, она моя жизнь… тошно без нее, и жизни без нее не надо… спаси…. батя…
Отец строго посмотрел на сына, отвернулся, отошел в сторону, и ушел в дом. Быстро накинул на себя куртку, взял с собой жену. И они поехали. Поехали в больницу. Без лишних слов и эмоций. Эмоции были внутри, и они разрывали душу.
Операция длилась долго. И казалось, целую вечность. Отец вышел с операционной мокрый, уставший,серьезный. Саша взволнованно подошел. Андрей Владимирович встал рядом.
-Ну что ж, - начал отец.- Всё, что могли сделали. Девочка крепкая, восстановится, но нужен уход и никаких потрясений. Будет ли она ходить, пока сложно сказать. Будут ли дети, пока тоже не ясно. Главное, она дышит сама, сердце бьется, мозг функционирует, а за остальное постепенно будем бороться. Вместе.
На слове «вместе» он сделал акцент и посмотрел на сына. Отвел его в сторону.
Сын и отец стояли у окна.
-Знаешь, - начал Саша, -а ведь я, кажется, стал тебя понимать, папа.
Услышав «папа» отец отвел взгляд и слегка мокрые глаза.
А Саша продолжал говорить. Он рассказал о той, без которой тошно и жизни не надо, о жене, которая ни в чем не виновата и нуждается в помощи, о детях, что останутся без отца. Он говорил о своей жизни. И они говорили долго, очень долго. И Саша простил и понял отца. Как важно вовремя суметь понять и простить, не нести груз в своем сердце, иначе жизнь сама преподнесет урок, научит прощать и понимать, подтолкнет к такой же ситуации. Жизнь расставит всё и всех на свои места. И Сашу с Аней расставила. Он смог поговорить с женой и максимально безболезненно развестись. Вскоре она нашла своего человека. Дети продолжали расти в любви и матери, и отца. А Аня подарила Саше долгожданную дочку. В ее глазах и ее улыбке Саша обрел счастье. А разве счастье живет там, где есть обиды на прошлое или негатив к другим людям?