Императрица-модница

Ольга Балашева
Елизавета Петровна – императрица-модница.

Годы правления Анны Иоанновны были самыми тяжелыми в жизни Елизаветы Петровны. Молодая цесаревна оказалась в крайне стесненном финансовом положении. Новая императрица опиралась на старые боярские и дворянские фамилии, при ней вновь обрели силу Лопухины, родственники первой жены Петра I Евдокии Лопухиной. Однажды Елизавета прибыла на бал к известной красавице Наталье Лопухиной и увидела, что все стены в бальных залах обтянуты такой же тканью, из которой было сшито ее бальное платье. Хозяйке, которая была лучшей подругой Анна Иоанновны, это показалось весьма забавной шуткой. Елизавета затаила обиду. Во время царствования Елизаветы Наталья Лопухина была обвинена в государственной измене и сослана в Сибирь.
1741 год стал поворотным годом судьбе Елизаветы Петровны, в результате очередного дворцового переворота дочь Петра Первого стала российской императрицей Елизаветой. С этого момента уже никто не мог запретить этой красавице, тратить значительные суммы на дорогие платья и прочие туалетные принадлежности.
Закупка модных тканей и прочих сопутствующих товаров стала обязанностью всех аккредитованных при иностранных дворах русских посланников. Особенно тяжело приходилось русским дипломатам в Париже. В столице был заведен порядок, по которому ни один купец, прибывший из Европы с модными товарами, не имел права начинать торговлю до тех пор, пока императрица лично не приобретет у него понравившиеся ей товары. Иногда после таких визитов она покупала весь товар.
При помощи указов императрица-модница определяла фасоны и цвета для нарядов своих подданных, в первую очередь это касалось платьев и причесок придворных дам. Будущая императрица Екатерина II вспоминает такой случай: однажды все придворные дамы получили приказ обрить головы, вместе с ним они получили черные отвратительного качества парики, которые им предписывалось носить, до того момента пока не отрастут их волосы. Вслед за придворными подобный указ получили все городские дамы принадлежавшие тогда к высшему свету. Весь этот переполох был вызван тем, что в результате очередного окрашивания волос Елизавета вынуждена была с ними расстаться.
Елизавета считала, что у нее очень красивые ноги, поэтому в годы ее правления проходили специальные маскарады,  на которые женщины приходили в мужских костюмах, а мужчины соответственно в женских платьях. Появляться в свете два раза в одном платье во все времена считалось дурным тоном, но во времена Елизаветы этот правило было возведено в абсолют. Она могла поставить государственную печать на платье своей фрейлины, если видела ее в этом наряде второй раз. Платьев императрица- модница имела великое множество, она могла в течение одного бала трижды поменять свой наряд. При этом она строго следила, чтобы придворные дамы все последние модные новинки использовали только после того, как это сделала сама императрица.
Были случаи, когда Елизавета прямо на балу срезала с костюма своих придворных дам слишком модные украшения, а некоторых из них отправляла вообще переодеваться. Об этом пишет в своих записках Екатерина II. Ее внешний вид тоже  находился под пристальным вниманием императрицы, но по отношению к ней Елизавета не позволяла себе таких вольностей как с прочими придворными дамами.
Императрица модница имела невероятно обширный гардероб. В 1753 году в одном из московских дворцов сгорело четыре тысячи платьев принадлежавших Елизавете, а после ее смерти осталось 15 тысяч платьев и два сундука с шелковыми чулками, большое количество обуви и отрезов дорогих французских тканей. Среди этих платьев не было тех, что Елизавета носила до того, как она стала императрицей. Если эти 19 тысяч платьев поделить на двадцать лет правления то получиться по 950 платьев в год, или почти по три платья на один день. Среди ее нарядов было еще значительное количество мужских костюмов, в которых Елизавета посещала маскарады.
Прежде чем осуждать Елизавету за ее расточительность, стоит вспомнить, что она была не только российской императрицей, но и женщиной, при чем женщиной одинокой. Многочисленные придворные  неустанно напоминали ей о ее красоте и поддерживали чрезмерное тщеславие императрицы, прибавим сюда еще безграничную власть российских монархов … Кто бы из нас устоял в такой ситуации …