Молчание клоуна

Олег Аникиенко
         Привет! Я – Сима.  Забавный, как отмечают многие, индивидуум  женского пола. Мне двадцать семь и не горю желанием  предаться  семейному быту.  Вообще, мне нужен  творческий друг,   но  таковых мало.  Судачат  о моей  сексуальности, -  ведь я  живу с подругой. Но не с предками же  тусить в мои годы! К тому же внешность у меня  своеобразная. Короткая стрижка, плечи...  Но не буду об этом.   Я не из тех, кто пялит свои тряпки.
       Мне интересно жить, общаться. Интересно с собой, с людьми. Среди моих знакомых много творческих. Сама я тоже изобретатель, - рисую, пишу, бренчу на гитаре…
       Моя фишка – раздача идей.   Выдаю их  бесплатно и  тем, кому они нужны.
      -  Типичная  «водолейка», – изрек обо мне  звездочет  Лунный. – Самобытная бунтарка, раздает идеи, не желая сама ими пользоваться.   И правда, не люблю долго возиться над проектами. Обожаю наброски, эскизы, недосказанность. Заканчивать работу   для меня – проблема.
         Приходит ко мне творец чего-то. Или встречаемся у  знакомых. Так, мол, и так, говорит, работаю, но буксует  сюжет. Я  вникаю и – как вспышка – всплывает  сюжет романа. Излагаю создателю. Он – в шоке. А через несколько дней звонит. – Симочка,   беру!    Художественно, правдиво». Тащит потом бутылку…
        Или художник в творческом застое. Общаемся. «Вхожу» в его прежние картины.  И – внезапно -  идея куда идти.  Мне это интересно. Не было, что б соврала!  Вывожу из тупиков, даю  пинок под творческий зад. Дальше летят сами…
       Узнали о моем даре  писатели.   Один седой дядечка пришел, вежливый. Мне он даже понравился. Написал он книжку рассказов о провинциальных жителях, которые не прижились в нынешнем времени.  Как бы не приняли нутром воздух лжи и наживы. Кто в криминал ушел, кто спился, кто грибы-ягоды, - в мирок обывателя…
       Просмотрела. Знаете, говорю –  этот рассказец не вписывается в морду лица.  А тот – легковесен, уберите. И не хватает пары концептуальных вещей  для образа  книги. Какие области жизни вам интересны? Спорт?  Он говорит – «цирк». Собирает  материал о клоунах.
       Я просияла!  Люблю клоунаду. И часто размышляю о таланте комическом… - Знаете, - говорю, - напишите о клоуне, который замолчал…
      Сказала и вижу –  есть попадание!  Задела  его идея. -  Как вы это представляете?
      Не надо придумывать,  – отвечаю. - Начните так:
     «Малоизвестный, точнее забытый артист цирка, бывший клоун Мотя (Юрий Матюшин)) прилетел в городок своей юности ночью с двумя сумками нехитрого скарба.  Ему исполнилось пятьдесят пять, и он с удовольствием вышел на пенсию.
     Еще в салоне самолета он думал,  нанимать ли такси или дойти до гостиницы пешком. Он сомневался, найдет ли в сумраке безошибочно дорогу. За три десятка лет город изменился, и гостиница могла перестроиться или даже сгореть.
     Поколебавшись, он, все же, вызвал такси. -  Привет!  Вот и я! – сказал он  себе. Успею нагуляться.  Впереди –  жизнь!  Теперь я –   Юрий Иванович, отставной козы…»
      Смотрю, писатель задумался.  « Да, - говорит. -  В девяностых годах московский клоун Мотя добровольно подал заявление на перевод  в униформисты. Подметать навоз… Был он  в расцвете лет, программа  накатана. Как вы узнали?»
      В том и оно, – продолжаю я.  Не знала я. – Но дело не во мне.  Никто не понял его поступка.  Разочаровался? Остыл к цирку? Но Мотя честно подметал арену до своего выхода на пенсию. И – молчал.
     Нет, он, конечно, разговаривал, даже шутил. Но почему бросил клоунаду,  не объяснял. Уходил от ответа… Со временем от него отстали. Тем более, что  новые обязанности он выполнял…»

         Ушел писатель, а мне - неспокойно. Запорет идею!  Начнет философствовать, налепит  психологизмов… Не все ведь умолкают в такие времена. Многие, напротив, -  расцветают. В зомбоящике кривляются каждый день.  Камеди – клабы, юмор ниже пупа, пошлость… Бабки не пахнут! Шоупупсы, - герои эпохи…
        Вопрос не в теории,  а в умении  показать клоуна, как человека. Почему эта личность не захотела смешить в наступившие годы новой, рыночной страны… Дать  не выводы надуманные, а – неповторимую душу честного и умного комика…
        А природа смеха жива. Смех – из разряда  принципов существования. Смех, как истину – не подделать. Он – атом,  первокирпич жизни. Смех и  обман – несовместны.  Смех – не профессия за доллары, а состояние души. Выражение глубины сердечной, как и любовь.
       Вспомнились последние выступления Николая Задорнова. Известный сатирик уже болел, говорил с трудом.  И  не хохмил над американским образом жизни. Говорил, как в последний раз, о наших людях, о ценностях человеческих… И страшно было, - словно оставлял он завещание  идущему на смену  поколению…
      А я, Сима – водолей, тоже люблю юмор.  Но радость мою, не показную,   составляют  идеи, которыми я полезна людям. И хватит об этом.  Зацепили за живое…