Ледовая разведка

Анатолий Сэт
     Тем,  кому  доводилось  работать  в  Арктике,  нет  необходимости  объяснять,  что  такое  ледовая  разведка .  Всем  остальным  требуются  некоторые  пояснения.
     Справка.    "Ледовая разведка — инструментальное и визуальное наблюдение за ледовой обстановкой. Разведка проводится с помощью вертолётов, самолетов, искусственных спутников Земли, судов, наземных гидрометеостанций, дрейфующих радиометеостанций.
Данные ледовой разведки используется для разработки ледовых прогнозов и обеспечения дрейфующих станций в Арктике, проводки судов во льдах, выбора пунктов высадки десанта и грузов на лед и т. д."
     Примерно  до  середины  80-х  годов  прошлого  века  воздушная  ледовая  разведка  очень  часто  проводилась   на  самолёте  ИЛ-14.  Этот  поршневой  самолёт,  созданный  в  начале  50-х  годов прошлого  века  в  ОКБ  С.В.Ильюшина,  очень  полюбился  полярным  лётчикам  за  надёжность,  неприхотливость,  за  способность  длительное  время  находиться  в  воздухе  и  за  возможность  произвести  посадку  на  неподготовленную  площадку  (чаще  на  льдину),  которую  подбирали  визуально  с  воздуха.  Замечательный  это   был  самолёт!
     Но  последняя  машина  была  выпущена  в  1959  году,   а  имевшийся  самолётный  парк  этих  выдающихся  машин  сокращался  с  каждым  годом  и  к  середине  80-х  в  ледовой  разведке  практически  не  осталось  ни  одного  самолёта  ИЛ-14.  А  замены  ему  фактически-то  и  не  было.   Пассажирский  Ан-24  и  его  грузовой  вариант  Ан-26  считались    самолётами  одного  класса  с  Ил-14,  но  были  тяжелее,  гораздо  сложнее  в  эксплуатации,  требовали  подготовленных  взлётно-посадочных  полос.  Ко  всему  ещё  и  полоса  для  взлёта  им  требовалась  почти  в  два  раза  длиннее.  Да  и  стоимость  лётного  часа  в  те  времена  у  Ан-24  была  куда  как  выше  в  сравнении  с  Ил-14,  лётный  час  которого  стоил  тогда  560  рублей.   Для  сравнения,  лётный  час  вертолёта  Ми-8   составлял  850  рублей,  а  лётный  час  «кукурузника»  Ан-2  200  рублей.
Но  при  полёте  на  предельный  радиус,  вертолёт  Ми-8  мог  взять  на  борт  всего  200  кг  полезной  загрузки,  а  Ан-2  имел  всего  один  двигатель,  при  отказе  которого…   Лучше  и  не  говорить  об  этом!
     Такое  длинное  вступление   объясняет,  в  какое  тяжёлое  положение  попали  ледовые  разведчики  региональных  управлений  гидрометеослужбы.  Но  работу  как-то  нужно  было  делать  и  для  ледовой  разведки  стали  привлекать,  несмотря  на  немалый  риск,  биплан   Ан-2.

     После  своего  законного  отпуска  я  получил  назначение  на  другую  полярную  станцию  и  в  ожидании  оказии  слонялся  по  Управлению,  нарушая  ритм  трудового  процесса.    
     В  один  из  дней  в  коридоре  Управлении   я  столкнулся  с   Алексеем,  который  тоже  вернулся  из  отпуска.   Алексей  был  начальником  одной  из  полярных  станций  и  по  стечению  обстоятельств  мы  часто  встречались  в  Управлении,  куда  нас  иногда  вызывали  по  разным  вопросам.
        Узнав  о  моём  новом  назначении,  Алексей  на  минуту   задумался,  а  затем  неожиданно  предложил  мне  ехать  с  ним.  Из  штатного  расписания  его  станции  исключили  должность  инженера-гидролога,  но  гидрологическую  программу  сокращать  не  стали.  Я  же  собирался  ехать  на  другую  станцию  в  качестве  радиста.  А  у  Алексея   как  раз   освободилось  место  старшего  радиотехника.
      «Будешь  заниматься  своей  гидрологией  и  иногда  подменишь  кого-нибудь  из  радистов» - резюмировал  Алексей. 
     На  это  неожиданное  предложение  я  с  радостью  согласился.
     В  отделе  кадров  тоже  легко  согласились  с  новым  моим  назначением,  и  мы  отправились  в  гидропартию   узнать  о  возможной  оказии.
     В  гидропартии    уже  четыре  дня  ждали   вылета  самолёта  как  раз  в  тот  район,  где  располагалась    станция,  но  по  погоде  вылет  всё  откладывался  и  откладывался. 
      Ждать  погоды  пришлось  неделю.
       Наконец,   в  один  из  дней,   «добро»  на  вылет  было  получено,  и  утром  следующего  дня  мы  помогали  ледовым  разведчикам  грузить  их  имущество  в  ждавший  нас  АН-2.  Среди  прочего   на  борт  АН-2  погрузили  газовый  баллон  и  газовую  двухконфорочную   плиту.
        Бортмеханик  закрыл  дверь,   заработал  двигатель  и  АН-2  на  лыжном  шасси  пошёл  на  взлёт.
         Едва  успели  взлететь,  как  ребята  зажгли  конфорку  и  водрузили    на  плиту  здоровенную  кастрюлю  с  водой.   На  мой  немой  вопрос  пояснили,  что  будут  варить  «быдло»  -  их  фирменное  блюдо.  «Быдло»  готовилось  очень  просто  -  в  кипящую  воду  последовательно  кидали  всё,  что  было  под  рукой:  картошку,  макароны, крупу,  мясо,  рыбу…
     Если  свежего  мяса  и  рыбы  не  было,  то  их  заменяли  тушёнкой  и  консервами.  Финальным  аккордом  была  заправка  зажаркой,  состоявшей  из  обжаренного  в  масле  с  добавлением  томата  лука.  И  не  беда,  если  какой-либо  компонент  этого  экзотического  блюда  отсутствовал,  поскольку  его   отсутствие  компенсировалась  добавлением  другого  компонента  бывшего  на  момент  приготовления  в  избытке.  Получалось  и  вкусно  и  питательно.
       В  приготовлении  «быдла»  не  было  бы ничего  необычного,  не  происходи  это  на  борту  одномоторного  полуфанерного  самолёта   с  полотняной  обшивкой.  И  я  с  опаской  посматривал  на  дверь  пилотской  кабины:  а  ну,  как  выйдет  кто-нибудь  из  экипажа  и  увидит  это  вопиющее  безобразие?  -  то-то  шуму  будет!
       И,  действительно,  дверь  кабины  открылась,  и  появился  кто-то  из  экипажа.  Увидев,  чем  занят  народ,  он  вместо  ожидаемого  разноса   одобрительно  произнёс:  «Обед  уже  готовите?  Молодцы!»  и  скрылся  в  кабине.
       При  подлёте  к  месту  посадки  «быдло»  было  готово  и  газовую  конфорку  потушили.
       Снова  открылась  дверь  пилотской  кабины  и  лётчик,  предупредив,  что  сейчас  пойдём  на  посадку,  сказал  очень  строго:  «Обед  не  переверните!».
        Кастрюлю  с  обедом  плотно  закрыли  крышкой,  бережно  сняли  с  плиты   и  двое  разведчиков  держали  её  на  весу,  имитируя  карданный  подвес.
        Я  посмотрел  в  иллюминатор.  Под  крылом    расстилалась  снежная  равнина,  покрывавшая  ледовый  покров  замёрзшей  реки.  Там,  где  снег  был  выдут,  темнели  пятна  речного  льда. Промелькнули  домики  полярной  станции .
        Сделав  пару  кругов,  пилоты  убрали  обороты  мотора  и  скоро  АН-2  заскользил    на  лыжах,  слегка  покачиваясь  на  мелких  застругах.  Наконец,  самолёт  остановился  и   двигатель  замолк.   Прибыли!
       Кастрюлю  торжественно  поставили  на  середину ,   открыли  крышку  и  пространство  самолёта  наполнилось  ароматом  «быдла».   Из  своей  кабины  вышли  лётчики.  Все  расселись  вокруг  кастрюли.  Достали  посуду  и  наш  шеф-повар  стал  разливать  «быдло»  по  мискам.
       Алексей  сказал,  что  могли  бы  и  на  станции  пообедать,  но  ему  ответили,  что  традицию  нарушать  нельзя,  коль  нормально  сели,  а  нас  из  самолёта  выпустят  не  раньше,  чем  мы  съедим  свой  обед…
       В  девяностые  годы  в  наши  высокие  широты  зачастили  иностранные  специалисты,  среди  которых  были  и  коллеги  ледовых  разведчиков.  Они  пришли  в  ужас,  узнав  на  чём  летают  у  нас  на  ледовую  разведку.  От  всех   приглашений  полетать  вместе,  они  решительно  отказывались,    заявляя,  что  они   не  самоубийцы.  И  вообще,  так  работать  могут   только  «these abnormal Russians»  - эти  ненормальные  русские!