несерьёззный серьёзный человеек

Серхио Николаефф
РОМАН-МЕДИТАЦИЯ.приключения ((сюрреализзм*))
..думается задумывается как роман..

----
фрагмент:
|_K
=========================================

 »Asia. Несерьёзный серьёзный человек«


I. «На базаре два дурака: один продаёт, другой- покупает»

--

Сиродж был продавцом всякой утвари домашней. Покупал, перепродовал. Начал он в детстве, лет так в 13-14, когда отец его отправлял с тележкой в виде скелета от разобранной детской коляски без кабины. Туда он навьючивал сумку большую с сантехникой, посудой, инструментами, светильниками, одеждой, книгами. По началу он с неохотой шёл на «работу», как на каторгу скорее.

Дело было и в лени, но больше всего в стыде перед знакомыми которые могут встретиться по пути на базар. Это не особо престижно на первый взгляд, - продавать скарб секонд-хэнд. Встретить кого-то по пути -это одно испытание, второе – нарваться на знакомых сидя за импровизированным прилавком-скатерью растеляной на земле.

Хотя потом Сиродж понял что если они там ходят то и они сопричастны к этому процессу и тоже в какой-то степени должны опустить градус снобизма и признать демократичность ситуации в контексте человеческой природы и экзистенциальности жизни вообще; без предрассудков, штампов, цинизма и лицемерства. Есть такая поговорка: «на базаре два дурака, один продаёт, другой- покупает».

Конечно с точки зрения вертикали он, тобишь покупатель как бы якобы выше по статусу, ведь он с деньгами, соответственно и круче. Но с другой стороны -ты обладатель товара, а позже и его этих денег. И окончательная уравниловка происходит на этапе осознания что он готов заплатить и купить товар, следовательно этот мой товар его устраивает и соответствует его потребности, а значит и косвенно его статусу.

Такая мысль – оправдание и утешение его скорбным неловким ущербным состояниям и ощущениям начального периода торгашества-барышничества пришла со временем. В общем психологически Сиродж себя реабилитировал уже через месяц регулярного паломничества на базар по выходным. 

Иногда он приходил на свою «работу» только аж чуть ли не к полудню, когда «настоящие» профессиональные торгаши» уже собирались и «сворачивали свои удочки» и «улов». Т.к. многие из них приходили, приезжали (а может и «приплывали») чуть ли не в 3-4 утра или ночи, чтобы занять место «по жирнее», «по глубжее», по тенее, по солнечнее, в общем по удачнее на их каждый свой субъективный «рыбацкий» взгляд. Тогда он просто вставал где соблагорассудится вздумается, «забрасывал разбрасывал» сети» и «ждал клёва»..Солнышко, сидишь, загораешь, рассматриваешь народ, знакомишься, общаешься, выпиваешь, читаешь, размышляешь.. Народ разный, контингент соответствующий, а иной раз и явно выходящий за рамки всяких рамок.

Так «наудившись» (нематериально чаще всего) за пару часов, или если хватит терпения и до полдника дотянумши, Сиродж начинал потихоньку «сворачивать удочки». Тяжёлое вниз, лёгкое-вверх, стекло-наверх, тряпки-поверху; грубое-изнутри, нежное-снаружи..стульчик, скатерть и попутный ветер до дому через пекарню.
..
----
..

-Сколько стоит грузовик Катерпиллар?
-Я отправил 3-4 афёрты по разным дилерам и дистрибуторам по всему миру
-Прайсы пришли от них?
-Пока только два, по вентафаксу вчера вечером.
-Завтра жду полный консалтинговый отчёт по ним.
-Хорошо.

Маркетингово-консалтерская (или консалтинговая) фирма занималась анализом и консультированием в области экспортно-импортных операций при Министерстве внешне-экономической деятельности (МИДе). Ферхатт был принят на должность сначала ведущего специалиста, а потом переведён с повышением на исполняющего обязанности директора ООО «Инкомэкспоцентра»..карьеристом он был не отменным и даже почти некудышным скорей всех.. клерком как бы вовсе и не первородным как будто совсем даже..  далеко не первоклассным.. Ему было 20лет и шёл 2002 год.

Деловые свидания, переговоры, командировки – если всё это казённое, то не приносит истинного удовлетворения,- максимум ситуативные удовольствия..Но и это тоже ничего,- на худой конец. Стабильность определённая, соцпакет, зарплата, бонусы и отпуск.. Работаешь – жить некогда, не работаешь – жить не на что.. Вот и выкручивайся, крутись-вертись. Между неприятностями и скукою. А где «золотая середина»?? В голове, душе или ещё где??l По крайней мере те деловые сношения не всегда приносили истинного удовлетворения..

Ферхату нравились девушки которым он нравился, но всё же хотелось взаимности. А получалось либо он любит, либо его. Так чтобы воедино-никак. Прискорбно и досадно, но ничего не поделаешь. Оставалась надежда..Был случай когда ему показалось что это та самая взаимность. Но через год-полтора она растворилась как будто бы. Рассеялась как туман. Опять обидно, толи на судьбу-злодейку пенять, толи на ещё что-нибудь или кого-нибудь. А пока надо продолжать жить стараться.

Однажды он прогуливался по городу и встретил знакомого, который рассказал что некто уехал в Америку якобы и живёт  там вроде прилично вполне себе ничего. Он задумался о далёкой стране с её необъятными перспективами горизонтами возможностей всяческих исключительнейших. Об экзотике и красивой жизни. «Надо чаще путешествовать»- подумалось ему как-то тогда. А то за последних 10 лет и ни туды и ни сюды. Ничего толком не видел.

Фера  повстречался с Мари, она была со странностями, но доступною для эротических приставаний. Не совсем дурнушка, можно было отыскать в ней черты эротизма и желания. На базаре они познакомились и чаще всего там и общались, лишь изредка, по случаю «заплывая за буйки»..Этот «служебный роман» длился пару лет, а затем они потеряли друг друга из виду. Кажется она уехала. Вообще в тот период юношества у него было связей, не говоря об отношениях, даже меньше чем в раннем детсадовском возрасте. Потом чуть позже он немножко наверстал в этой амурной статистике в количественных показателях.
Однако любви большой как таковой случилось только лишь полторы максимум (до 35 лет).

Фера съездил в очередную командировку, было там и интересное кое-что.. В том числе знакомство с партнёрами-индусами. Особенно, кажется его в тот раз впечатлили жирные, сочные пёстрые галстуки и умные красивые толи дипломатические, толи экономические словечки, словеса..
..
----
..

Сироджиддин привёз свою тележку на баззар, разложил товар, попросил соседа присмотреть за ними, а сам пошёл прогуляться по рядам коллег-конкурентов – развеяться, потусоваться. Вообще с некоторых пор у него стали проявляться некоторые творческие способности, точнее позиция свободного художника: хочу – делаю, не хочу – нет; больше нравился сам процесс, чем результат и прочие медитативные роскоши, которые мотивировали больше чем сам итог какой бы то ни было деятельности. Будь то торговля, где конечный итог получение денег или пр..

Большее удовлетворение он получал от нахождения решения сложных задач и помощи людям, пусть даже и крохотной, такой например как добрая улыбка. Будучи абсолютно уверенным что подобная бескорыстная «помощь» самая ценная и дорогая, какая может быть. Искренне в это верил. Цена такой помощи – грош, а ценность – самая великая из всех, близкая к любви, гуманности. Именно это чувство заставляет, побуждает и помогает всем художникам творить свои «бескорыстные» труды. Вера в то, что доброта спасёт мир.

А доброта – это и красота и сила и всё самое ценное и одновременно бесценное, не коррелирующее с контекстом денежных измерений, систем координат, как бы выходя за их пределы и упускающаяся в соответствующих финансовых статьях. Покупается лишь то, что нельзя получить даром. А доброта априори по своей природе – бесплатна. Парадокс, но выходит что самое ценное в этом мире – бесплатно. А покупается и продаётся – вторичное.

Средства как и сами такие цели опосредованы и носят поверхностный характер, некий игровой, несерьёзный. Скорее всего всё же ошибаются, заблуждаются те, кто воспринимает всё ж эти блага за первую инстанцию. Они подобны слепым котятам или неразумным детям которые принимают вторичное за истину первой инстанции. В иллюзии пребывая таким образом пока не прозреют и не помудреют. «Игра в бисер» - вот пожалуй одно из названий такой игре. Компромисс, когда не хватает ни сил, не энтузиазма для перехода на следующий уровень бытия. Каждому своё. Счастлив и несчастлив каждый по-своему..

Такая наивность была присуща Сироджу и он действительно увлекался самим процессом игры, а не результатами. Увлекающаяся натура. Большой ребёнок. Творческая личность (как минимум творческий потенциал).
Он прошёлся по рядам, расширил свой кругозор и вернулся на своё место, где как раз стоял потенциальный покупатель что-то рассматривающий и приценивающий. 

-Салам алейкум, - поприветствовал он.
-Алейкум асалом, - ответил покупатель.
И сразу добавил – это ваше?
-Да, дружище, моё.
-Сколько просите?
-3тысячи400  сум;
-ой, как дорого, друг, это же «барахолка», блошиный рынок, а не супермаркет?!
-вещь того стоит, качественная, не Китай, советская, делалась на века;
-сколько скинешь, окончательная цена,орзон булди, канча оконча; ??*
-3200;

-------------------------------------------------------

*- на востоке принято торговаться, это часть менталитета, -традиций и обычаев из покон веков. Принято делать скидку, тогда торговля считается правильной. А если как в магазине цены фиксированные, то это не считается правильным и воспринимается как неуважение и даже личная обида (чуть ли не оскорбление). Таковы особенности восточн.ментал.;

; сум – местная среднеазиатская валюта ~ 1cent US =..;
; орзон булди, канча оконча – перевод с араб.= сколько скидка, сколько оконч.
------------------------------------------------------

-2000 и по рукам??
-нее, хотя бы за 3000, за меньше не отдам.
-ээээх, упрямый урусс;, ..  есть 2500 больше нет..;
-ладно так и быть уговорил, ни тебе ни мне чтобы просто лень тащить обратно домой его так и быть просто срочно нужны деньги поэтому только тебе могу отдать всего за 2800;
-2700.. !!?
-2750!
-нууу и хитрый!! Ладно, 2750!! Всегда хочешь чтобы последнее слово было за тобой??
-..

..

Оттого что вещи были ретро-стиля (советского времени) хоть и в хорошем состоянии, то они автоматически воспринимались и относились к категории «секонд-хэнд». Однако выходило так что на том же базаре «сэконд хэнд» эти вещи воспринимались как дорогие. Т.к. частенько ожидания покупателей и ценовые прежде всего (а товарные – двоякие: хотелось поновее, но подешевлее)  были заниженными по сравнению с тем ассортиментом что мог предложить отец Сироджа.

Связано это с психологией человека, что если он рассчитывает купить за бесценок какую-то вещь, то цена –бюджет который он закладывает упрямо стремится к нулю. И что самое интересное, что находятся такие предложения крайне демпинговые когда продают за бесценок и даже нормальную вещь (толи из-за безвыходности, толи из-за спешки, срочности или излишеств). Кстати такая же ситуация и на рынке труда, особенно заметно в сферах творческих (например в киноиндустрии или т.п.) когда цены на труд людей спускается до нуля. Несправедливость, нездоровость ситуации на лицо, но поделать, изменить что-то в одночасье нереально..

--------------------------------------------------------
;  урус - перевод с араб.= русский.
--------------------------------------------------------

Поэтому было логичным и тактически более грамотным маркетинговым ходом переместиться именно на рынок новых вещей. Т.к. там у людей финансовые ожидания выше и им проще принять решение в пользу более низкой цены, пускай и за счёт неновизны товара. По крайней мере надо было попробовать.

И однажды отец его «сосватал» на новый базар, который позиционировался как престижный, с новыми вещами из столицы и из-за границы. По началу Сироджиддин чувствовал себя несколько неуверенно и неловковато.. Т.к. во-первых там были только локалы;, среди которых он чувствовал себя некоей «белою вороною», «беляком», «бледнолицым» и пр. сравнительные эпитеты, характеризующие внешний контраст и внутренний ментальный диссонанс.

С другой стороны - страх перед администрацией базара, представители которой могли требовать сбор за пользование торговым прилавком. Отец успокаивал Сироджа тем, что даже если они и прогонят с этого места, - то просто соберёшь все вещи и покинешь сие место. Но сначала предложишь им 100 сум например, или и того меньше сначала, а потом если они будут настаивать - повысишь до 100..  Такие сборщики однако, как оказалось не такие уж и частые гости на этой площадке.

А когда они всё же являлись то даже и не прикапывались особо. Он объяснял что вместо кого-то временно тут на один день в выходные просто воспользоваться этим пустующим вакантным местом на полдня..; и они толи не понимали толи прощали и закрывали глаза, в общем не приставали особо и не донимали,  не прогоняли..

Особенно неуютно было в первые раза 3три-4етыре. Затем адаптационный период сменился более уверенным поведением и отношением к этой новой площадке.
Далее он уже спокойно относился к своей работе и взаимодействиям с другими участниками сего процесса. Старался проводить время, коротать за чтением книг.


-------------------------------------------------------
; локалы – (англицизм) =местные жители.(неологизм(?))
-------------------------------------------------------

Но оставался ещё один скрытый «внутренний зверёк» - комочек психологического мякиша, который находился где-то внутри и мешал спокойно себя чувствовать, расслабиться полностью. Это был страх и стыд, что я могу встретить кого-то из знакомых или знакомых знакомых и они могут как-то косо на меня посмотреть, осудить, пристыдить, надсмеяться что мол вот тут барыжничает с малолетства нищеброд и т.п.
Что родители не могут обеспечить и приходится бедному ребёнку ходить на баззар и зарабатывать свой кусок хлеба.

Страх быть осуждённым такими косыми взглядами и пересудами, перешептываниями за глаза, сплетнями - был тем предметом, той дисциплиною над которой пришлось ещё долго работать (если не сказать что до сих пор чуть-чуть)..Начиная с соседей и одноклассников, однокашников и кончая коллегами и сослуживцами. Особенно, как показала жизнь, от представительниц слабого пола такие «психологические удары» наиболее болючие и колючие. Правда зависит от опыта «боксирования» и чем больше опыт – тем соответственно и иммунитет против боли и дискомфорта сильнее и крепче. Вырабатывается психологическая устойчивость и уверенность.

Возможно цель отца Сироджа, пусть и подспудная и была в выработке, закаливании характера сына; в прохождении некоей «школы жиззни», своеобразной универсальной «армии» (на гражданке) в мирное время, в обычной жизни..
Так или иначе, через сопротивления и даже психологические ломки внутри, дискомфорт прошёл он эти «испытания», «тренажёры духа».

И через немалое время мог сказать, что он стал устойчив к «общественному мнению» окружающих, соседей, и пр. И более он не пленник этих цепей, которые в действительности в самом человеке. Но нужно поработать над собою, чтобы эти оковы, кандалы снять и избавиться от пут этих пороков и грехов: деструктивных эмоций и мыслей, которые путают и затуманивают ясность и чистоту осознания реальности. Можно сказать это зло есть и внутри и снаружи, надо его побороть, растворить сначала в себе, а потом и потихоньку работать снаружи.. Свобода придёт изнутри. 

Так он, преодолев это «психологическое препятствие»  стал чуточку мудрее и свободнее, зрелее и сильнее.
К нему на базар даже стали временами наведываться его родственники ближайшие: мама с сестрёнкою и приносить ему обед. Хотя для мамы это тоже был своеобразный «шаг-подвиг», т.к. она также боялась этих сплетен и пр. издержек «общественного мнения»;   она старалась и иногда получалось его побеждать. Трудно сделать первые шаги; но путь, дорогу – осилит идущий (делающий)..

Родители Сироджиддина стали всерьёз думать о поездке и переезде в Россию, как минимум его туда «забросить», а самим решать пока вопросы на месте.

..

------------

========================
..
|_K
----------------------конецц фрагментаа---------