Штрих 15. О страхе

Анатолий Емельяшин
                Штрих 15. О страхе

         В избушке, приютившейся вблизи тропы, отогреваемся у печурки в относительном тепле. Меня «колотит». Полчаса назад я сорвался на крутом склоне цирка – зубья кошек соскользнули на участке натёчного льда.  Задержался сразу же, но пришлось подъём прекратить, спускаться.
         «Колотит» не от пережитого страха, а скорее всего от чрезмерного физического напряжения – ходить в кошках случается редко. Это не моё, я не альпинист. Да и испытывал ли я страх там на склоне? И что такое страх?
   
          Осторожность,  боязнь, трусость, страх, ужас…. Что скрывается за столь разными и в то же время эмоционально близкими понятиями? И за антонимами им: смелость,  храбрость, отвага, героизм?   Каждое из этих понятий, конечно, имеет своё толкование, свой смысл и видимо существует ещё немало слов обозначающих эти же понятия.
         Скрывается ли за этими понятиями безусловный рефлекс на опасность, генетически присущий всем живым существам, или у человека это носит другую основу, чем у животных?  И почему у разных людей эти эмоции проявляются по-разному: одни бледнеют и застывают в ступоре, другие – наливаются кровью и лезут вперёд напролом?

         «Гарун бежал быстрее лани,/ быстрей чем заяц от орла;/ бежал он в страхе с места брани/...» Какое слово применить для раскрытия его состояния в момент побега?  Каким словом обозначить сущность этого состояния? И можно ли чувство самосохранения  обозначить одним из этих понятий? М.Ю.Лермонтов нашёл это слово – страх. 

         Это литература. А если проследить все эти понятия по случаям из своей жизни? С детства и до этих дней? Тогда нужно понять, почему в детстве я боялся тёмной комнаты, и спать залезал под одеяло с головой. Был ли это генетическая боязнь темноты, переданная далёкими предками или  результат детских впечатлений от сказок? И почему с возрастом это прошло,  причём так, что я и не заметил когда? И как эту детскую боязнь осмыслить сейчас?

         Много моментов было в жизни, когда меня охватывало неприятное и унизительное чувство страха. Но было не меньше случаев, когда я лез навстречу опасности, как предполагаемой, так и явной, осязаемой.
         Почему в одних случаях я бывал смел, а в других явно праздновал труса?
         Знаю, что в некоторых случаях я успевал не только осознать, но и осмыслить опасность, понять необходимость борьбы с ней.
         Понимание  неизбежности опасности вызывало присутствие духа и настрой на действие, на преодоление её. Или на желание как-то обойти её, избежать и не рисковать, что в принципе называется осторожностью, но не трусостью.

         Видимо страх вызывает неосознанная опасность. Когда что-то висит над тобой, а что? – непонятно. И не понимаешь от чего оберегаться.
         А ужас вызывает опасность свалившаяся внезапно. И скорее всего неопознанная.
Об ужасе сужу предположительно, сам этого чувства не испытывал.