Воспоминания жителя блокадного Ленинграда Часть 6

Ирина Раевская
               
Воспоминания жителя блокадного Ленинграда Дины Семеновны Федюниной (Плескачевской)
(Рукопись не редактировалась)


Часть 6.

     Особенно интересно вела уроки учительница по математике. За время урока она не только успевала научить нас понимать задачу и решать ее, но и учила нас умению самим составлять аналогичные задачи и решать их. Урок физкультуры почти всегда проходил на улице, на нем мы проходили военное дело. Учили строевому построению, ползать по-пластунски, пользоваться гранатой и бросать ее в цель, преодолевать препятствия и стрелять из автомата.
Мы умели разбирать и собирать автомат на время, называя его части. Учили оказанию первой помощи, правилам наложения жгута и повязок. Всему этому нас учили очень серьезно, потому что шла война. Были также внеклассные занятия по стрельбе из пистолета. Я с удовольствие ходила на эти занятия. Я быстро усвоила все правила стрельбы, инструктор меня похвалил и сказал, что из меня может получиться хороший снайпер. В школе мне все нравилось, я училась с удовольствием. Еще в школе нас кормили два раза: завтраком до занятий и обедом. Нормы были приличные, хватало. Я питалась бесплатно как сирота.
Почти весь день проводили в школе, старались там же выполнить домашнее задание, так как дома не всегда было электричество. По субботам наш класс пилил дрова для кухни, а колол их рабочий. По радио передавали хорошие известия, наши войска успешно продвигались вперед.  Это вселяло в нас крепкую надежду на победу!
Приближался Новый год . Накануне нас учителя очень удивили. Они устроили нам, ученицам, настоящий бал-маскарад. Взяли на прокат нам девчатам костюмы и маски для бала и пригласили танцующих военных. Это был незабываемый вечер, было очень весело. Встречали Новый 1944 с родными вместе: две тети, нас три сестры и брат. Была маленькая елочка с горящими  свечами и праздничный стол. Каша пшенная с кусочками американской тушенки и бутерброды с сыром, к чаю были фруктовые конфеты. По радио передавали наилучшие пожелания, ленинградские писатели читали свои лучшие произведения, звучала музыка. На душе становилось спокойнее, мы  увереннее смотрели в будущее.
     27 января с города сняли блокаду! Нет больше блокады! Мы выстояли, продержались всем чертям назло! Правда, не раз бывало очень страшно, не раз приходилось смотреть смерти прямо в глаза. Но мы победили! Человек не знает своих возможностей, надо только очень сильно захотеть хорошего и не опускать своих рук, стойко держаться, и победа придет!
Салют был такой, что земля дрожала! ..
     В эти дни на фронте погиб мой папа...
     В городе за годы войны на улицах стало больше крыс. Борьба с ними велась усиленная. Кошек и собак в городе не осталось. А для крыс еды было достаточно. Семья крыс поселилась и у нас в квартире. На кухню без света войти было невозможно. Крыса могла броситься прямо на ноги. Еды мы им не оставляли, но они портили наши вещи. Брат решил сразиться с крысой.  Закрыл кухню, заложил дырку поленьями и начал сражение. Крыса чуть живая, но сумела раскрыть дырку и ушла в нее. С зимы до весны было все спокойно.
Весной рано утром я проснулась от крика. Брат был весь в крови. Он почувствовал, как кто-то прыгнул на него, махнул рукой, и вместо шеи крыса впилась ему в подбородок. Я моментально обработала рану. И мы пошли в госпиталь. Ему оказали помощь и назначили 40 уколов. В этот день вся крысиная семья исчезла из квартиры.
     Жизнь в городе понемногу налаживалась. Люди стали возвращаться домой. Я успешно сдала экзамены за седьмой класс, дальше учиться пока не могла. Надо было учить брата. Еще шла жестокая война, и время было трудное. Мы с братом вдвоем. Когда я получила аттестат об окончании школы завуч посоветовала мне идти в РОНО, там требовались грамотные работники.  В РОНО меня отправили работать воспитателем в детский сад. Со мной устроилась на работу и моя сестра, нас отправили трудиться в 9 детский сад при фабрике «Красный Маяк», наше здание было занято детским домом, нам временно выделили две комнаты для приема детей. Назначили в придачу еще и медсестру. И мы начали принимать детей.  Было очень неудобно. Еду для детей приносили из столовой. Директор фабрики очень любил детей и знал, что когда спокойны родители, то они будут хорошо работать. Он очень торопил освобождение здания детского сада.

http://www.proza.ru/2017/09/12/1426