Страх смерти и самадхи. Сон разума рождает чудовищ

Юлия Вер
Есть два больших страха.
Один страх относится к смерти: мы видим, как умирают другие, и знаем, что они уже никогда не вернутся обратно. Мы их не увидим живыми, не услышим — то есть наши органы чувств больше не встретятся с ними… И нет никакой уверенности в том, что все известное нам из различных историй и писаний о жизни после смерти — действительно реально.
Точные знания, ясное понимание, опыт могут избавить от страхов, наполнить уверенностью. Там, где нет подобной уверенности — присутствует  страх.
Еще один страх возникает в медитации, когда мы переживаем на разных ступенях самадхи опыт, похожий на смерть. Органы чувств перестают связывать нас с физическим и тонкими мирами, теряется ощущение своей личности и всего, что с ней связано, мы становимся никем и ничем… Что известно нам о том, что последует за этим опытом? Мы слышали, что где-то там, за его пределами, открывается яркий свет, обретается всезнание, наивысшее счастье и свобода. Однако в этом нет никакой уверенности, иначе не было бы страха. Страх — от возможности потерять то малое счастье, которое у нас уже есть, и не получить взамен нечто большего.
Темы смерти и самадхи окутаны тайной, на них всегда присутствует налёт мистики….
Понимание, ясность, точные знания, опыт освобождают от всех страхов.
Например, с чего начинается самадхи? С развития способности быть осознанным без каких-либо объектов (внешних и внутренних). И в таком состоянии нет и не может быть никакого страха. Нечего бояться, ведь нет никаких объектов, способных этот страх вызвать. Ум не цепляется за вритти, возникающие на экране читты.
Натренировавшись в такой осознанности, мы сможем даже в самое глубокое состояние самадхи входить без страха, как в сон. Разница лишь в том, что, засыпая, мы переходим в самадхи четвёртого уровня, турия, бессознательно, естественным образом, но возможно научиться совершать этот переход по собственному желанию, осознанно.
Тут можно привести аллегорию с зерном. Пока зерно зреет, оно не может существовать без дерева. Но после созревания — дерево ему уже не нужно, оно способно оставаться и без него. «Созревшее» сознание может существовать и без этого мира. И естественным образом входить в самадхи без объектов.
Пустота не страшна, страшны наши фантазии на основе того, что мы когда-либо слышали о пути к ней. Не так страшна и смерть, пугающими являются лишь наши мысли-образы, связанные с ней.
Но это — всего лишь

«El sueno de la razon produce monstruos»

«Сон разума рождает чудовищ» (испанская пословица)…