Кн. 1 Том 4 Часть 1 Биография

Дудко 3
ПАМЯТНИК  В  БУЗУЛУКЕ, установлен в 2012 году
ЗЕМЛЯКАМ  - ЖЕРТВАМ   ПОЛИТИЧЕСКИХ  РЕПРЕССИЙ

Papggating.livejoumal


КНИГА 1  РОДОСЛОВНОЕ   ДРЕВО   СЕМЬИ   ДУДКО
ТОМ 4  ДЕТИ   АНАНИЯ   ИОННОВИЧА   ПОКРОВСКОВСКОГО - ВЕНИДИКТ
ЧАСТЬ 1   БИОГРАФИЯ   ВЕНЕДИКТА   АНАНЬЕВИЧА   ПОКРОВСКОГО

Покровский Венедикт Ананьевич Год рождения 1870.  День рождения - 7 марта.   

Место рождения Самарская губерния, Бугурусланский уезд, с. Стюхино.

Венедикт родился в семье священника Анания Ивановича Покровского (1843–1903гг.) и его жены – Евгении Матвеевны, урождённой – Зефировой, дочки священника. (1849 – 1909 г.г.)

О месте рождения Венедикта – селе Стюхино,  мы уже упоминали, когда рассказывали об отце Венедикта – Анании Иоанновиче Покровском.

Село СТЮХИНО возникло примерно в 1731 —1743 годах. Некоторые переселенцы-чуваши перебрались из деревни СТЮХИНО Симбирского уезда, сохранив название своей бывшей деревни, а часть чувашей прибыла из Верхней Туармы.

В сентябре  1971 году Ананий Иоаннович был переведён по службе в церковь села Саврушино, куда и переехал со всей своей семьёй.

Так что, в селе Стюхино Венедикт прожил всего полтора года. И это село для него осталось только – в документах, как память о Малой Родине.

Место для Саврухи было выбрано удачно – в живописном уголке на плодородных землях, омываемых небольшой, но незамерзающей и зимой на быстринах речкой. Слобода получила название по имени этой речки. Дословно с чувашского переводится как «кругокрутка». Окрестности богаты лесами и озерами, обширными лугами и пастбищами.

Спискам населенных мест Самарской губернии» на 1859 год Саврушская слобода находилась в 1-м стане Бугурусланского уезда на правой стороне торгового тракта из города Бугуруслана в город Самару. Слобода находилась при реке Большой Кинель и речке Саврухе. От уездного города Бугуруслана она находилсь в пятидесяти верстах. В слободе было 423 двора с населением 2578 человек (1346 мужчин и 1532 женщин).

При разделении уездов на волости Саврушская слобода вошла в Сарбайскую волость. В1889 году в слободе было 689 дворов с населением 3891 человек (из них мужчин по последней переписи было1458).

Слобода была казенная (государственная). В ней проживали русские крестьяне, православные и раскольники (сектанты). В их пользовании находилось 14499 десятин земли. Население занималось, в основном,  земледелием и рыболовством.

Для православных крестьян в слободе имелась церковь, а для раскольников – молитвенный дом. Церковь перестроена прихожанами в 1877 году, каменная с колокольней, холодная. Престол в честь трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Возводили ее всем миром, собирая по копейке и рублю. В1932 году церковь была разрушена большевиками. В конце трудных 90 –х годов XX века для возрождения и укрепления христианской веры церковь вновь была восстановлена на народные средства.

В день Святой Троицы в слободе устраивались ярмарки, на которые с товарами заглядывали бугурусланские и самарские купцы.

В Саврухе располагалась земская станция, имелись 4 водяные мельницы.

1876 год. Самарским епатриархальным начальством 26 июля священник села Савруши Бугуруславского уезда Ананий Покровский перемещён по прошению на священническое место в село ПРОНЬКИНО того же уезда.
(Самарские епатриархальные ведомости, часть официальная, № 17, 1 сентября 1876 года, стр. 432.)

Так что на этот раз, Венедикт прожил в семье уже почти пять лет. А этот возраст определяет период  «босоногого и бесштанного» деревенского детства. Но – не беззаботного…

Венедикту выпала роль - быть старшим в семье. А младший - Аристарх родился в 1891 году. Разница – 21 год. А это означает, что при 9 детях, матушка рожала в среднем - каждые два с половиной года.

Со старшего всегда большой спрос. И Венедикту сызмальства приходилось помогать матери: и люльку качать, и за малышами присматривать…

В наши прошедшие советские времена в семьях было обычно 2-3 ребёнка.

Сейчас, в XXI веке опять не являются редкостью – многодетные семьи. Причём,  чаще всего, это семьи, берущие на воспитание не родных детей…

А что заставляло в те далёкие века рожать по 10, а то и больше - собственных  детей?

Конечно, причиной была не только всепоглощающая любовь к детям, но и  большей частью – Указы, запрещающие аборты.

Тема, конечно, интересная. Мы никогда не задумывались над историей этих проблемных запретов. А, ведь, именно они являлись основными регуляторами рождаемости, а, следовательно, и численности населения в мире,  в том числе и в  России…

В России XV - XVIII веков за вытравление плода зельем или с помощью бабки-повитухи священник накладывал на женщину епитимью сроком от 5 до 15 лет.

Во второй половине XVII века специальным законом, принятым царем Алексеем Михайловичем Романовым, за искусственное прерывание беременности как мера наказания была установлена смертная казнь.

В 1715 году Петр I своим указом смягчил это наказание, отменив смертную казнь.

По положению о наказаниях 1845 года аборт приравнивался к умышленному детоубийству. Вина за это преступление возлагалась как на людей, осуществлявших изгнание плода, так и на самих женщин. Аборт карался каторжными работами от 4 до 10 лет для врача и ссылкой в Сибирь или пребыванием в исправительном учреждении от 4 до 6 лет для самой женщины.

Согласно статье 1462 "Уложения о наказаниях", виновные в "преступном плодоизгнании" подвергались, если операция прошла успешно, "лишению всех прав состояния и ссылке на поселение в отдаленнейших местах Сибири".
Если аборт наносил вред здоровью женщины, то виновному грозило шесть-восемь лет каторги. Причем,  наличие у производящего аборт медицинского образования рассматривалось как отягчающее вину обстоятельство.

Более поздний законопроект российского министерства юстиции грозил матери, виновной в умерщвлении плода, заключением в исправительном доме сроком до 3 лет.

После революции ситуация изменилась. Свободная любовь начала восприниматься как условие раскрепощения женщины. В сочетании с отсутствием противозачаточных средств это вело к стремительному росту числа внебрачных детей.

Постановлением Народного комиссариата здравоохранения и Народного комиссариата юстиции от 16 ноября 1920 года "Об искусственном прерывании беременности» аборты  в Советской России были легализованы. Желающим предоставлялась возможность сделать операцию по искусственному прерыванию беременности в специальном медицинском учреждении бесплатно.
Советская республика стала первой в мире страной, узаконившей прерывание беременности по желанию женщины.

В 1925 году на 1000 жителей крупных городов приходилось, примерно, 6 случаев искусственного прерывания беременности. Преимуществами на аборт вне очереди пользовались фабрично-заводские работницы.
Однако, эра легальных абортов оказалась недолгой. Государство постепенно брало под контроль едва ли не все сферы жизни своих граждан  и в 1930-е годы очередь дошла до деторождения.

В 1926 году в России были полностью запрещены аборты впервые забеременевших женщин, а также делавших эту операцию менее полугода назад.

С 1930 года операция по искусственному прерыванию беременности стала платной. В 1931 году она стоила примерно 18-20 рублей, в 1933 - от 2 до 60, а в 1935 - от 25 до 300 рублей, в 1970-1980-х годах, получая в среднем 80-100 рублей, женщина за аборт платила 50. Бесплатно прерывали беременность больным туберкулезом, эпилепсией, шизофренией и страдающим врожденным пороком сердца.

Рост числа абортов в довоенной России происходил параллельно со стремительным снижением рождаемости. Уже через 4-5 лет после легализации абортов уровень рождаемости начал активно снижаться.

В 1936 году, в связи со сложной демографической ситуацией, операции по искусственному прерыванию беременности вновь были запрещены под страхом уголовной ответственности (Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г.)

Закон о запрете абортов действовал в СССР до 1955 года. 23 ноября 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР "Об отмене запрещения абортов" производство операции искусственного прерывания беременности было разрешено всем женщинам при отсутствии медицинских противопоказаний.
Указ разрешал проведение абортов в стенах специализированных медицинских учреждений. Аборт на дому по-прежнему оставался  уголовно наказуемым. Врачу, в этом случае,  грозило тюремное заключение до одного года, а в случае смерти пациентки - до восьми лет.

Российское законодательство об абортах до сих пор считается одним из самых либеральных в мире.

Согласно «Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года, каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве.
Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям – при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины – независимо от срока беременности.
РИА Новости https://ria.ru/spravka/

Отношение Православной Церкви к аборту весьма однозначно. Аборт - это убийство.
http://www.fun4child.ru/

Особенно,  эта проблема касалась семей священников. Всегда и во всём они должны были быть примером для людей верующих и не верующих, и – проповедовать Закон Божий и Заповеди, по которым должны  жить все остальные люди…

Поэтому в семьях священников не удивительным  было увидеть и 10, а то и больше детей. Причём, возраст между старшим и младшим в семье,  обычно равнялся 20 с небольшим лет.

В семье Анания Иоанновича было 9 детей. Венедикт был старшим ребёнком.

На его долю с раннего детства выпали обязанности ухода за своими младшими братьями и сёстрами. А их, кроме него, в семье было ещё восемь.

Да, и после смерти отца, в 1903 году,  братья - Венидикт, Николай и Константин–  взяли  на себя обязанности за содержание всей большой семьи, оставшейся без отца – кормильца и наставника…

Это всё – потом…  А пока Венедикт вместе с родителями и всей семьёй переезжает из Саврушей  в следующее село – Пронькино.

1876 год. Священник Ананий Покровский переезжает со всем своим семейством, включающим дочь Антонину и трёх сыновей: Венедикта (1870 года рождения), Николая (1872 г.) и Константина (1873 г. рождения) в село Пронькино.

Матушка рожала – каждый год. Таких детей принято называть  – погодки.

Венедикт подрос.  Кроме обязанностей в семье, неразлучная троица - Венедикт, Николай и Константин большую часть времени проводил в церкви, которая стала их вторым домом.  Поэтому уже с раннего детства отправление церковных служб было знакомо в мелочах. А когда по каким-либо причинам дьякон отсутствовал или просто не мог выполнять своих обязанностей, например, по причине нездоровья, мальчики выполняли обязанности пономаря, которого в штате церкви не было.

Пономарь не является священнослужителем. Он – церковнослужитель. Между этими двумя понятиями разница состоит в том, что первый посвящен в сан через Таинство Хиротонии, второй же нет. Он не имеет права совершать богослужения самостоятельно, прикасаться к Престолу и жертвеннику.

Но функцию пономаря также умалять нельзя. В книге, представляющей собой руководство для священников «Учительное известие», написано, что священник не имеет права совершать Литургию, если в алтаре нет лица мужского пола, помогающего ему.

Мальчики выполняли так называемую – материально-техническую часть:
возжигание лампад, разжигание кадила, приготовления просфор, воды и вина и т. д., для того, чтобы душа священника смогла всецело предаться молитве и творить ее с Божьей помощью для спасения вверенных ему людей.
Потому, конечно же, пономарь (мужчина ли, отрок ли, дитя), углубляясь в Церковь, углубляясь в алтарь, несет равноангельское служение, помогающее творить самое важное дело на Земле – святую Литургию – Таинство, освящающее,обожающее нас и служащее для нашего спасения.

Православный храм - средоточие всего самого прекрасного на земле.

Ну и самое главное, мальчики, познавая порядок церковных служений, впитывали в себя почитание и уважение ко всему, что слушали и видели в церкви во время  богослужений.

Православный храм: его устройство, утварь, иконы, росписи - несут на себе особую печать благодати Божией, и печать этой благодати неизгладима. Все в храме имеет свой глубокий смысл и литургическое значение.
С момента своего освящения храм (дом Божий) становится особым местом присутствия Бога.

Мальчики невольно готовили себя к поступлению в духовную гимназию и затем – в семинарию, что, собственно, и происходило по мере наступления соответствующего этому возраста.

Поскольку в селе Пронькино духовного училища не было, пришлось поступать в Бугурусланское духовное училищ. Расстояние  от села Пронькина до Бугуруслана – 151 км. Так как в этом училище ученики почти все были из таких же дальних сёл, учащимся предоставлялись – проживание и питание.

1881. Венедикт Покровский окончил первый класс Бугурусланского духовного училища. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 14, 15 июля 1881 года, стр. 245.

1882. Венедикт Покровский окончил второй класс Бугурусланского духовного училища. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 14, 15 июля 1882 года, стр. 264.

1883. Венедикт Покровский окончил третий класс Бугурусланского духовного училища. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 14, 15 июля 1883 года, стр. 310.

1884. Венeдикт Покровский окончил четвёртый класс Бугурусланского духовного училища. Выпущенн из училища 14 номером. Первые 13 выпускников переведены в первый класс духовной семинарии. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 14, 15 июля 1884 года, стр. 333.

1885. В состав первого класса Самарской духовной семинарии в начале 1884/5 учебного года принят ... ученик Бугурусланского духовного училища Венедикт Покровский. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 21, 1 ноября 1885 года, стр. 458.

 1885 год. Самарским епархиальным начальством священник села Пронькина, Бугурусланского уезда Ананий Покровский перемещён, по прошению, на первое священническое место в село Ибряйкино того же уезда.
(Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 17, 1 сентября 1885 года, стр. 300.)

1886. После годичных испытаний учеников Самарской духовной семинарии в конце истекшего 1885/6 учебного года ... класс первый, отделение второе: Венедикт Покровский причислен ко второму разряду. Переводится во второй класс. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 13, 1 июля 1886 года, стр. 270.

1887. После годичных испытаний учеников Самарской духовной семинарии в конце истекшего 1886/7 учебного года ... класс второй, паралледьное отделение: Венедикт Покровский причислен ко второму разряду. Переводится в третий класс . Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 13, 1 июля 1887 года, стр. 291.

1888. После годичных испытаний учеников Самарской духовной семинарии в конце истекшего 1887/8 учебного года ... класс третий: Венедикт Покровский причислен ко второму разряду. Переводится в четвёртый класс . Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 13, 1 июля 1888 года, стр. 379.

1889. После годичных испытаний учеников Самарской духовной семинарии в конце истекшего 1888/9 учебного года ... класс четвёртый: Венедикт Покровский причислен ко второму разряду. Переводится в пятый класс . Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 13, 1 июля 1889 года, стр. 384.

1890. По разрядным спискам учеников Самарской духовной семинарии, составленных по результатам годичных испытаний, происходивших в конце 1889/90 учебного года. класс пятый, разряд второй, Венедикт Покровский переводится в шестой класс . Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 13, 1 июля 1890 года, стр. 416.

1891. По разрядным спискам учеников Самарской духовной семинарии, составленных по результатам годичных испытаний, происходивших в конце 1890/91 учебного года. класс шестой, Окончил полный курс и выпущен из семинарии с установленными свидетельствами Венедикт Покровский по второму разряду . Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 13, 1 июля 1891 года, стр. 403.


1891. Назначен на место псалмщика: 23 июля в с. Исаково, Бугурусланского уезда окончивший курс духовной семинарии Венедикт Покровский. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 17, 1 сентября 1891 года, стр. 525.


1892. Назначен на место диакона: 10 сентября в с. Хилково, Самарского уезда псалмщик с. Исакова, Бугурусланского уезда Венедикт Покровский. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 21, 1 ноября 1892 года, стр. 950.


1893. Преосвященным Гурием, епископом Самарским и Ставропльским Венедикт Покровский рукоположен во священника и определен к Николаевской Церкви Слободы Нижней Кармалки, Бугульминского уезда 28 февраля 1893 года (по клировой записи).

1895. Епархиальным Начальством за весьма хорошее поведение и ревностное служение церкви Божией награждается набедренником священник Нижней Кармалки, Бугульминского уезда Венедикт Покровский 22 октября 1895 года (по клировой записи).

1898. Самарским епархиальным начальством священник с. Нижней Кармалы, Бугульминского уезда Венедикт Покровский перемещён в с. Конауровку, Бузулукского уезда, 15 июня. Самарские епархиальные ведомости, часть официальная, № 16, 15 августа 1898 года, стр. 322.


1901. Епархиальным Начальством за весьма хорошее поведение и ревностную службу церкви Божией награждается скуфьею фиолетового цвета священник Венедикт Покровский 6 февраля 1901 года (по клировой записи).


1909. Из клировой ведомости Николаевской церкви села Кандауровка, Бузулукского уезда, Самарскрй епархии за 1909 год:

В семействе у него -- жена Екатерина Димитриевна, родилась 2 ноября 1873 года Дети: Антонина родилась 25 май 1893 года; Лидия родилась 12 января 1897 года; Николай родился 5 сентября 1898 года

До ареста занимался сельск. хоз-вом. Проживал: Курманаевский р-н, с. Кандауровка. Приговорен тройкой при УНКВД по Оренб. обл. 27 августа 1937 г. к высшей мере наказания. Реабилитирован 1 августа 1989 г. Источник: Книга памяти Оренбургской обл.

Эдесь мы привели очень кратко биографию Венедикта Ананьевича Покровского.
В следующих частях этой 5-й Главы постараемся развить отдельные моменты приведённой здесь биографии…

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ