Псков и его святые. часть 3

Елена Соловьева 6
Прп. Корнилий Палеостровский Олонецкий, игумен  Палеостровского  Олонецкого монастыря  на острове Палей  в Онежском озере. Родился  и принял иночество в г. Пскове.В зрелом возрасте  принял иноческий сан , странствовал по всем монастырям  и , наконец , ища уединения , избрал себе на Онежском озере  остров Палей , иначе Вспалье, и поставил хижину. Несмотря на  уединенность острова , к нему вскоре собралась братия. Красота  местоположения и благочестивая жизнь отшельника  првлекали к нему  многих посетителей , из которых многие поселились на острове. Преподобный устороил им кельи и построил  церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и трапезный храм в честь святого пророка Илии. Это было началом Палеостровского  Рождественского монастыря. Преп. Корнилий , управляя обителью , часто  отходил для  уединенного моления в устроенную  самой природою пещеру  у подошвы горы на том же острове.Последние  годы жизни  преподобный  проводил в пещере , в полуверсте  от обители , пребывая  в постоянной молитве. Свой подвиг  подвижник усугублял  ношением тяжелых вериг. В молитве и посте  кончил он свои дни.Монастырь  существовал до  уже в конце  16 столетия . После преп. Корнилия  начальником обители был его ученик , преп. Авраамий  Палеостровский . При Авраамии перенесено  из пещеры тело Корнилия  в монастырь. Умер  около 1420 г. Память  празднуется  19 мая.( ст. ст.)
Прп. Мартирий Зеленецкий Великолуцкий. Скончался в 1603 г. Память празднуется   1 марта и 11 ноября (ст. ст.).
Св. блгв. князь Мстислав  Храбрый . Новгородский. Участвовал в победе  русских князей  над половцами. Разгромил  чудь и  поставил  наместником  в Псков  своего племянника  Бориса Романовича. Умер 14 июня 1180 г.
Иосиф Псковский , пресвитер , сщмч.., умер в  1299  , день памяти 17.03.
Памфил Спасо- Елеазаровский , преподобный  , умер  в 15 в , день памяти  28 мая.
Судислав ( в крещении Георгий) , князь , затворник , умер в 1063г. Сообщения о появлении княжеского стола во Пскове связаны с именем князя Судислава – одного из сыновей Владимира Святославовича, внука святой княгини Ольги. Как явствует из Новгородской Четвертой летописи под 988 годом (крещения Руси), “въ Плескове” (Пскове) Владимир посадил своего сына Судислава. Более достоверным представляется время 1010 – 1015 (год смерти Владимира). Судислав был псковским князем около 25 лет. В 1036 году Судислав был заточен Ярославом (братом), а затем и вовсе лишен активности путем пострижения в 1059 г. в монахи. Судислав скончался в 1063 году; его “погребоша въ церкви Святого Георгия”, в Киеве. По властному желанию Киева и Новгорода (братьями Судислава) княжеский стол во Пскове был ликвидирован. В псковском летописании сохранилась память о князе Судиславе, – к сим временам псковичи возводили начало самобытного существования своей земли.
Св. блгв. князь Судислав. в крещении Георгий. Первый князь Псковский, племянник великого князя Владимира. Умер в 1063г.



Тимофей Вороничский , Христа ради юродивый , умер после  1563 г. , память 30.07.
Блж. Тимофей Святогорский. Чудесным образом обрел иконы Божией Матери Умиления и Одигитрии на Синичьей горе, ставшей в 1569 г. местом сооружения Свято-горского монастыря с главным храмом Успения Богородицы.
 


Харалампий  Спасоелеазаровский , умер  в 15 в ., память 28 мая.
Харитон Кудинский , преподобный  , умер в 16 в.
Прп. Харитон Кудинский. игумен и строитель Кудина монастыря на оз. Кудине близ Торопца (XVI в.).


Святитель Григорий  , архиепископ  Новгородский  и Псковский ,( раньше это была одна епархия).
В миру Гавриил , родной брат  архиепископа  Иоанна ( память 7 сентября) , вместе с ним  подвизался в 1179 г. при построении на озере Мячине Благовещенского монастыря ,
 употребляя  на то и  свою собственность . Когда святой Иоанн  решился отказаться от кафедры для уединенного приготовления   себя к вечности  , то назначил  в преемники  себе  блаженного Гавриила , и он , приняв  с иночеством  имя Григория  , в 1187 г. посвящен был в  сан архиепископа  Новгородского. Преставился  24 мая 1193 г. / Новг. I и I I  летопись  под 6701 годом/ и погребен подле  великого брата в северном пределе Софийского собора , где ныне  Предтеченский предел /.  На гробнице его , к которой спускаются по лестнице  с соборного помоста  , как бы в пещеру , положено  изображение святителя в рост . Пещера , в которой  находится  рака  святителя Григория  , в древних актах называется «темницею».
В летописи значится , что однажды , во время  крестногохода из собора  святой Софии в собор  архангела Гавриила , ударил  страшный гром , и молния зажгла деревянную церковь Архистратига , но Господь  соблюл невредимыми угодника своего  и паству его ; все спаслись от пламени и уцелела  сама церковь .Свт. Симон (Тодорский), архиеп. Псковский. Скончался 22 февраля 1754 г., погребен в соборе Св. Троицы.
Монахиня или схимонахиня Снандулия, келейница прп. Евпраксии (княгини Евфросиньи), возможно из княжеского рода. Похоронена в храме Иоанно-Предтеченского монастыря (XIII в.). Память празднуется 8 ноября.
Схимонахиня Наталия, блгв. княгиня Псковская. По преданию, невестка княгини Марии, супруга ее сына князя Давида. Скончалась после 1300 г., погребена в Псковском Иоанно-Предтеченском монастыре. Память празднуется 8 ноября.
Свт. Тихон, патриарх Московский и всея Руси. В миру Василий Белавин, родился в Торопецком у., Псковской губ. Учился в Псковской духовной семинарии. Монашеский постриг принял в Пскове в 1891 г. во время работы преподавателем той же семинарии. Возведен на Патриарший престол поместным собором в ноябре 1917г. Скончался 25 марта (7 апреля по н.с.) 1925 г.
Прп. Онуфрий Мальской Псковский, ученик прп. Евфросина. Основал монастырь Рождества Богородицы на Малах близ Изборска. Скончался 12 июня 1492 г. Мощи покоятся под спудом в церкви Рождества Богородицы упраздненного монастыря
Прп. Памфил, игумен Елеазаровского монастыря (XVI в.). Погребен в обители.

Собор новомучеников Псковских:

Александр Любимов , пресвитер Полонский , убит 1918 г. , память 14.09, 1,04.
Владимир Двинский , диакон Полонский ,; 1918 г.,память 14.09, 1.04
Александр Гривский , пресвитер Подоклинский ,; 1918 г., память 24.10,15.5.
Пантелеймон Богоявленский , пресвитер Порховский , ; 1918 г. , память 15.05.
Василий Триумфов , протопресвитер Бежаницкий , ; 1919 г., память 26.02., 15.05.
Гавриил Преображенский , пресвитер Апросьевский,; 1919 г., память 26.02, 15.05.
Николай Дворицкий , пресвитер Лукомский , ; 1937г., память 19.11, 15.05.
Василий Розанов , пресвитер Черницкий  ,; 1937 г., память 27.11, 15.05.
Афанасий Киселев , протопресвитер Прихабский , ; 1937 г., память 23.08, 15.05.
Иоанн Троянский , еп. Великолукский
И ТОРОПЕЦКИЙ

Память 22 августа/4 сентября
Управлял Великолукской епархией в 1935 - 1937 гг. Был арестован в г. Торопце. Расстрелян в 1937 г.
Будущий исповедник родился 10 ноября 1862 года в селе Ново-Клинском Козловского уезда Тамбовской губернии в семье священника Евфимия Троянского. Во святом крещении его нарекли Иоанном. Воспитанный родителями в благочестии, он с детства стремился к духовности. Иоанн поступил в Тамбовскую Духовную семинарию, по окончании которой, 10 сентября 1884 года, был рукоположен в сан диакона, а затем — священника.
После смерти супруги в 1922 году отец Иоанн, не разобравшись в сути обновленчества, был рукоположен обновленцами во епископа. Вскоре, в ноябре 1924 года, он прервал всякие отношения с обновленческой иерархией, за что был запрещен в священнослужении. В начале 1925 года священномученик Иоанн принес искреннее покаяние и как ставленник епископов старого канонического поставления был принят в сущем сане и назначен епископом Акмолинским и Петропавловским, викарием Омской епархии. 9 марта 1932 года епископа Иоанна перевели на кафедру в Рыбинск. Но власти не простили ему ухода от обновленцев: вскоре после назначения он был арестован и приговорен к трем годам ссылки. По возвращении из ссылки в 1935 году он был назначен епископом Великолукским и Торопецким и поселился в городе Торопце Тверской области, где с большим трудом получил от гражданских властей регистрацию и разрешение совершать богослужения в храмах города. Служить он старался как можно чаще, за каждым богослужением обращаясь к молящимся с евангельской проповедью.
Недоброжелатели доносили, что епископ Иоанн в своих проповедях говорит о несомненном бытии Бога, о том, насколько большое значение имеют в нашей жизни святость и святые, а также чудотворные иконы, чудеса, совершаемые по молитвам святых.
23 июля 1937 года владыка Иоанн был арестован и заключен в Торопецкую тюрьму. Здесь исповедника подвергали мучительным и изнурительным допросам, кощунствуя над его святой верой и архипастырскими обязанностями.
— Следствие располагает документами, что вы у себя на дому исполняете религиозные обряды. Вы подтверждаете данные следствия?
— Да, подтверждаю, я действительно допустил однажды по усопшему отслужить панихиду в своем доме. Кроме этого я регулярно у себя на квартире проводил вечерние и утренние службы.
— Ваши взгляды на обновленчество?
— По каноническим правилам, обновленчество — это ересианство, обновленчество зародилось давно, оно борется за новшества в жизни духовенства; безусловно, Православная Церковь с обновленчеством борется.
— Следствие располагает данными, что вы, как епископ, с целью привлечения к Церкви людей детского возраста, практиковали в своей деятельности раздачу конфет, печенья детям, находясь в церкви и на улице. Вы эти данные подтверждаете?
— Да, признаю, что я... иногда раздавал детям конфеты, печенье, находясь в церкви и на улице. В основе при этом у меня была жалость к детям; как нищему каждый православный подает копеечку, так и детям, я считаю, нужно оказывать внимание и заботу.
Вызывались также свидетели, которые заявляли: «Троянский, посещая церковь, произносит проповеди контрреволюционного содержания; так, в начале июля 1937 года Троянский, будучи в Вознесенской церкви, говорил: «Апостол Павел страдал за веру христианскую, и ему были не страшны ни пытки, ни казни, а мы изменяем вере, боясь репрессий»; «Троянский систематически ведет борьбу с обновленчеством, в результате тринадцать священников перешло в тихоновскую ориентацию. В мае месяце, будучи в гостях у гражданина Федорова Михаила, Троянский критиковал современные моды в СССР и говорил, что эти моды неизбежно приведут к вырождению юношества».
В справке, составленной по требованию НКВД, председатель Торопецкого горсовета написал, что епископ принимал активное участие в ходатайстве об открытии закрытых храмов города Торопца.
31 августа «тройка» НКВД приговорила владыку Иоанна (Троянского) к смерти. 4 сентября 1937 года он был расстрелян.
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

 Память 4/17 июля
Российский ИмператорСВЯТОЙ ЦАРЬ НИКОЛАЙ II АЛЕКСАНДРОВИЧ, ИМПЕРАТОР РОССИЙСКИЙ, СТРАСТОТЕРПЕЦ
 Николай II посещал град Псков в 1903 г. вместе с Императрицею Александрою Феодоровною. В 1917 г. в Пскове состоялось отречение Боговенчанного Царя от Российского Престола.
Тропарь, гл. 5
Царства земнаго лишение, узы и страдания многораз-личныя кротко претерпел еси, свидетельствовав о Христе даже до смерти от богоборцев, страстотерпче великий Бо-говенчанный царю Николае, сего ради мученическим венцем на небесех, венча тя с царицею и чады и слуги твоими Христос Бог, Егоже моли помиловати страну Российскую и спасти души наша.

Святой священноисповедник Тихон, Патриарх Московский и всея Руси
Память 12/25 марта
Святой священноисповедник Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, родился на Псковщине, учился в Псковской Духовной семинарии. После окончания С.-Петербургской Духовной академии преподавал в Псковской Духовной семинарии. В Пскове принял монашество и был рукоположен во иеромонаха.
Тропарь, гл. 1
Апостольских преданий ревнителя и Христовы Церкве пастыря добраго, душу свою за овцы положившаго, жреби¬ем Божиим избранного Всероссийскаго Патриарха Тихона восхвалим и к нему с верою и упованием возопиим: пред-стательством святительским ко Господу Церковь Русскую в тишине соблюди, расточенная чада ея во едино стадо собери, отступившия от правыя веры к покаянию обрати, страну нашу от междоусобныя брани сохрани и мир Божий людем испроси.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВЕНИАМИН (КАЗАНСКИЙ), МИТРОПОЛИТ  ПЕТРОГРАДСКИЙ 
Память июля 31/13 августа
Святой священномученик Вениамин хиротонисан во епископа Гдовского, викария С.-Петербургской епархии в 1910 г. Часто бывал в г. Гдове, служил, посещал п. Озера Гдовского уезда, где служил его родственник. Гдовский район ныне входит в состав Псковской области.
Тропарь, гл. 1
Светильник всесветлый во граде святаго Петра явился еси, священномучениче отче Вениамине. Любовь и милосердие в сердцах верных насаждая, благотворити призывал еси терпящим глад и нищету. Сего ради и мы к тебе, пастырю добрый, прибегаем и с верою вопием: моли милостиваго Бога, отечество наше в Православии и благочестии утвердити, мир Церкви даровати и душам нашим велию милость.

 СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИУВЕНАЛИЙ (МАСЛОВСКИЙ)
Память 12/25 октября
Святой священномученик Иувеналий преподавал в Псковской Духовной семинарии. Некоторое время был насельником Псково-Печерского монастыря. 4 года был настоятелем Спасо-Елеазаровой пустыни. Расстрелян в 1937 г. Прославлен от Рязанской епархии.

Тропарь, ГЛ. 5
Любимиче паствы Рязанския, юже от нечестия и безверия ограждая, пострадал еси даже до крове священномучениче Иувеналие, молися о нас Владыце Христу, да сохранит державу Российскую в мире и благоденствии и спасет души наша.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК НИКОДИМ (КРОТКОВ), АРХИЕПИСКОП КОСТРОМСКОЙ
Память 8/21 августа

Святой священномученик Никодим был ректором Псковской Духовной семинарии в 1905 - 1907 гг. Скончался в тюремной больнице в 1938 г. Прославлен от Костромской епархии.
Тропарь, гл. 4
Костромскаго края украшение, новомучениче святителю Никодиме, веру Православную твердо исповедуя, от безбожных неправедно осужден быв, в заточении многая страдания претерпев, венец мученический восприял еси. Ныне же предстоя Престолу Божи со Пречистою Богородицею и всеми святыми усердно Христу молися даровати нам веры отеческия утверждение, мир и велию милость.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АЛЕКСАНДР (ПЕТРОВСКИЙ), АРХИЕПИСКОП ХАРЬКОВСКИЙ
Память 11/24 мая

Святой священномученик Александр был настоятелем Псково-Печерского монастыря в 1910 г. Прославлен от Харьковской епархии.

Тропарь общий
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК  ИОНА (ЛАЗАРЕВ), ЕПИСКОП НЕВЕЛЬСКИЙ 
Память 8/21 октября
Святой священномученик Иона в 1926 г. хиротонисан во епископа Невельского, викария Витебской епархии. Приступить к своим обязанностям по независимым от него обстоятельствам не смог. Расстрелян в 1937 г. В настоящее время г. Невель входит в Псковскую область.

Тропарь общий
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АЛЕКСАНДР РАТЬКОВСКИЙ, ПРОТОИЕРЕЙ 
Память 4/17 сентября

Святой священномученик Александр родился в Псковской губернии, закончил Псковскую Духовную семинарию. Служил в г. Торопце, который входил в состав Псковской губернии. Расстрелян в 1937 г. Прославлен от Тверской епархии.

Тропарь общий
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК НИКАНДР ГРИВСКИЙ , ИЕРЕЙ
Память сентября 24/7 октября.Святой священномученик Никандр родился в д. Болчино Порховского уезда (ныне Дедовичский р-н). Старший брат святого священномученика Александра Гривского. Учился в Псковской Духовной семинарии. Служил в Торопецком уезде. Скончался в ссылке в 1939 г. Прославлен от Тверской епархии.
Тропарь, гл. 5
Мучениче добропобедне отче наш Никандре, ты в служении непорочнем просиял еси, и в любви и милостыни, и исполнил еси закон Христов, но со беззаконными вмениша тя безбожнии, темже за Христа пострадав, праведне, моли о душах наших.
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ЕЛИСАВЕТА (РОМАНОВА), ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ 
Память 5/18 июля

Святая преподобномученица Елисавета - благоговейная почитательница и духовное чадо преп. Гавриила (Зырянова), старца Спасо-Елеазаровой пустыни, что близ Пскова. Часто бывала в Пскове.
Тропарь, гл. 2

Смирением достоинство княжеское сокрывши, богомуд-рая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Хрис¬та почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси. Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая мученице великая княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и про¬светите души наша.
СВЯТОЙ СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ГЕРМАН (РЯШЕНЦЕВ), ЕПИСКОП ВЯЗНИКОВСКИЙ

Память 2/15 сентября
Святой священномученик Герман служил преподавателем и инспектором в Псковской Духовной семинарии.
Тропарь общий
СВЯТОЙ СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ГЕОРГИЙ НИКИТИН, ИЕРЕЙ

Память общая, в день Собора новомучеников и исповедников Российских

Святой священномученик Георгий родился в д. Афанаска Псковского уезда Псковской губернии Расстрелян в Воронеже в 1937 г.
СВЯТОЙ СВЯЩЕННОМУЧЕНИК НИКОЛАЙ ПАВЛИНОВ, ИЕРЕЙ

Память 10/23 сентября

Родился в Великолукском уезде Псковской губернии. В сане диакона служил в Великих Луках. Расстрелян в Тверской тюрьме в 1937 г. Прославлен от Тверской епархии

СВЯТОЙ СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АНДРЕЙ БЫСТРОВ, ИЕРЕЙ

Память сентября 24/7 октября
Родился в д. Залесье Печорского уезда Псковской губернии. Духовного сословия. Служил священником в Тверской губернии. Арестован и расстрелян в Твери в 1937.
 
Сведения о архиепископе Симоне Тодорском

Симон (Тодорский), архиепископ Псковский и Нарвский.
Родился 1 сентября 1700 года близ Киева.
Окончив Киевскую духовную академию, уехал за границу в 1727 году и в течение десяти лет слушал лекции в заграничных университетах, в частности в Иенском.
Вернувшись в Россию, определен наставником в Киевскую академию.
В 1740 году пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха.
В 1742 году избран законоучителем для вел. князя Петра Феодоровича и его невесты Екатерины Алексеевны.
12 сентября 1743 года возведен в сан архимандрита Костромского Ипатьевского монастыря и назначен членом Св. Синода.
31 марта 1745 года хиротонисан во епископа Костромского и Галичского.
18 августа того же года переведен на Псковскую кафедру.
15 марта 1748 года возведен в сан архиепископа.
Скончался 22 февраля 1754 года. Погребен в Пскове в нижнем этаже Троицкого собора в восточном отделении усыпальницы.
Архиеп. Симон - духовный писатель-проповедник.
Знал в совершенстве восточные языки (еврейский, сирский, халдейский, арабский, греческий), латинский и немецкий, был филолог ориенталист.
Принимал участие в исправлении [перевода ?] Библии, очень много потрудился на этом поприще. Пользовался европейской известностью.
Архиеп. Симон приобрел себе особенное уважение в народе как толкователь так называемых "больших инструкций" при Киевской академии (по праздникам).
Благочестивой жизнью оставил о себе светлую память. У гроба его неоднократно совершались знамения и чудеса.
Вот что сообщает  настоятель храма  свт Николая в Любятове  В. Попов о нем.
И действительно Господь сотворил архиепископу Симону Тодорскому вечную память. Множество исцелений при гробнице и чудесных явлений подтверждали из поколения в поколение веру в его святость и чудодейственную силу святителя Симона. В 1853 году причт псковского кафедрального собора представил архиепископу Рижскому Платону книгу с 16-тью записанными случаями чудесных исцелений. Псковские Епархиальные Ведомости за 1895-1899 гг. сообщают о нескольких случаях чудесных исцелений у гробницы святителя. Симона.
В 1901 году Епархиальные Ведомости пишут: «1901 года 19 февраля ко мне (священнику Троицкого собора Василию Чернозерскому) явился крестьянин Островского уезда, деревни Соприхино Дмитрий Федоров и, заявляя мне о полученном им, по молитвам преосвященного Симона исцелении, просил записать следующее: «За неделю до Дмитриева дня прошлого года (19 октября1900 г.) я заболел сильной головною болью, доводившей до обмороков. Болезнь усиливалась, сопровождалась страшным шумом в ушах и я слег в постель, и так болел до Николина дня (6 декабря 1900). Числа 10 ноября я был приобщен Христовых Тайн местным священником, после чего почувствовал облегчение, однако с течением времени все слабел и слабел… Наконец, я по совету со своими домашними дал обещание сначала отслужить только один раз панихиду у гробницы преосвященного архиепископа Псковского Симона, а затем дал обещание служить панихиду каждый год до тех пор, пока не оставят меня силы. Это обещание я дал за 3-4 дня до Николина дня, и с тех пор быстро стал поправляться, так что в Николин день я был в церкви своего погоста, и с тех пор, благодарение Богу, никаких болей я не чувствую. Сегодня я отслужил в первый раз, после своей болезни панихиду у гробницы и искренне верю, что я получил исцеление от своей болезни по молитвам святителя Симона. Это мое показание могу подтвердить под присягой – как я сам, так и мои домашние». Взято из Псковских Епархиальных Ведомостей за 1895 -1899 гг.
 Епископ Рижский и Псковский Филарет, впоследствии Черниговский, свидетельствует в своем письме известному церковному историку А.В.Горскому: «Вот одна из самых приятных новостей, хотя и не совсем новых! Симон, архиепископ Псковский и Нарвский открывается миру по святости жизни и в слове перед Господом: в прошедшем году последовало несколько исцелений на его гробе; усердные исполняют его волю» (письмо от 26.06.1844 г.)
В 1854 году было обнаружено повреждение склепа над гробом Владыки Симона и при ремонте засвидетельствовано духовенством Собора и Владыкой Платоном нетление мощей.
В 30-е годы ХХ столетия усыпальница святителя Симона была разрушена, и святые мощи исчезли из усыпальницы Троицкого собора. Но несмотря ни на что, благоговейная память в чудодейственное предстательство святителя не угасла в сердцах верующих псковичей. Печорский старец Иоанн (Крестьянкин) свидетельствует, что будучи клириком Свято-Троицкого собора, после войны участвовал в ремонте склепов и своими руками восстанавливал склеп святителя Симона, мощей которого не обнаружил. Но он сам, и духовенство города продолжали почитать это святое место, прикладываться к святой гробнице и не было дня, чтобы кто-нибудь не заказывал панихиду у гробницы святителя Симона.
Псковские Епархиальные Ведомости ( ПЕВ) 1901 г. № 7 стр.186.
Чудесное исцеление.
Родная дочь наша Лидия , имеющая в настоящее время  от роду 9 лет , года  три назад  была одержима припадками , которые случались с нею ао  несколько раз в день. Лечили ее доктора  и другими средствами , но ничто не помогало ; но вот, по совету добрых людей , была отслужена  3 раза панихида  у гробницы  Архиепископа Симона  ( Тодорского) , покоющагося  под Собором  Св. Троицы , и с тех пор, благодарение Господу  Богу,  уже  1-й  год, как  припадки с нашею дочерью  Лидиею не повторяются.
Псков. Мещанин Геннадий Михайлов Пущенко. Татьяна Васильевна  Пущенко.
Псковские Епархиальные Ведомости ( ПЕВ) 1901 г. № 11 стр.272.
Чудесное исцеление.
20 февраля  1901 г. крестьянин, Грибулевской волости  Островского уезда, Псков. Губернии, деревни  Соприхина  Стефан Петров , явившись в квартиру священника  Псков.  каф. собора Василия  Чернозерского, заявил следующее  : «Года 3 тому назад,  во время вывозки леса , я простудился , и обращался  несколько раз  к доктору  в село Трумоли , Остр. уезда, но лекарства
мне не помогали. Наконец , в чистый четверг позапрошлаго года (1899  г.) я так сильно закашлялся , что домашние  мои подумали , что я уже умер ; в Великую Субботу  я уже приобщился  Святых Таин. Вот во время — то сильного кашля  я и дал  обещание  ежегодно быть  во Пскове и служить  панихиду у гробницы  Преосвященнаго Симона  под Собором. От  многих людей я слышал , что как только  они давали  обещание  служить панихиду , так скоро  выздоравливали. Дал и я обещание  ежегодно служить панихиду  по Преосвященном Симоне  , и с тех пор  кашель у меня стал проходить  и я скоро поправился  , - и теперь,  по обещанию своему , ежегодно приезжаю  во Псков  служить  панихиду  у гробницы Преосвященнаго Симона под Собором.  Показание  сие я могу  подтвердить присягою».  Подлинность показания  сего засвидетельствована  свящ.  В. Чернозерским  и ключарем Собора, свящ. С.  Поповым.
Чудесное исцеление  по молитвам преосвященнейшего  Симона ( Тодорского) , архиепископа Псковского. (ПЕВ№ 2, стр.81,1901).
Чудесный сон. 31 июля  1891г., после всенощного бдения , в присутствии  диакона Вехновского , псаломщика Соколова  и немногих из  сторонних  человек около 10, бывших за всенощным бдением , Ирина Михайловна Постникова  ( помещица Порховского  уезда) рассказала , что видела сон, в котором  ей явился старец  в митре, с небольшою бородою . Старец сказал ей , что он Симон   ,епископ Псковский , что ему тесно лежать во гробе, и что его замазывают. При этом , он показал  ей и место , где он покоится. При осмотре усыпальницы Псковских святителей, показанной Ирине Михайловне сторожем Андреем Савельевым, во время всенощной, она нашла ее такою ,какою видела во сне,и гробницу Преосвященнейшего Симона такою, какою показал ей святитель ,- с трещиною». Эту запись  занесена в книгу Псковского кафедрального собора о. протоиерея Долговского.
Чудесное исцеление (ПЕВ № 14, 1901, стр. 609).
В 1867 году я страдал  сильною головною болью , так что  лечивший меня врач  Александр Васильевич Зарин терял надежду на мое выздоровление  ;осталась  одна надежда  на помощь Божию  и вот в лице Святителя Симона  Тодорскаго я нашла для себя то , что не могла мне оказать медицинская помощь; загробный  врач подал мне  руку помощи  в трудные минуты  моей жизни. После тревожных,безсонных ночей . Я уснула. И вижу сон.  Я пишу его подробно. Было ясное утро. В нашей Покровской ( от Пролома) церкви благовестили в большой колокол, а мой батюшка ( протоиерей этой церки, ныне умерший) ушел в храм  совершать Божественную  литургию. Я осталась дома как будто бы одна. Вдруг слышу  стук в ворота. Бегу, чтобы открыть; открываю — и вижу : стоит  благообразный архиерей  , незнакомый мне. Я прошу  его в комнату, говорю : « жалуйте , Ваше  Высокопреосвященство, только вот  папаши дома нет». Он на мои слова отвечает : « я знаю, что  ваш папаша служит божественную литургию, но я пришел к вам ( назвав меня по имени и отчеству), чтобы исцелить  от  от вашей мучительной болезни». Он меня трижды благословил , возложил руку на голову и сказал : «болезнь  ваша пройдет». Я стала его  благодарить. Радость моя  была так велика , что описать ее трудно. Святитель еще раз  благословил меня  и сказал : «теперь мне надо идти». Я ему говорю : « Ваше Высокопреосвященство, извольте  узнать  ваше имя». Он сказал : « Я Симон Тодорский , и пойду под  собор». Я пошла его проводить  и смотрела на него долго, пока он не скрылся из моих глаз. Это было  так ясно и так памятно мне, что как сейчас вижу , как он шел от нас прямо по  Георгиевской улице, и его серебрянные волосы слегка развевались  на ходу. Когда я пробудилась  от сна,  то сейчас же передала это сновидение  своим родителям. Вскоре я быстро стала поправляться. Сон этот  я записала для памяти , и мой батюшка каждый год служил под собором   по Высокопреосвященнейшему Симону  панихиду. Может быть, мой сон  так бы и остался  не преданным гласности, но теперь от  меня как будто кто то  его требует, и я не имею права его скрывать , потому  что святитель  Симон много ., много  раз исполнял наши просьбы , и  вот,  об одной  такой милости ко мне грешной  я и решилась довести до сведения  Вашего  Высокопреподобия. Боюсь  чтобы Святитель Симон не излил на меня свой праведный гнев за мое непочтение к нему. Свидетели  моего исцеления Св. Живоначальная Троица  и сам исцеливший меня  Святитель Симон.  - Город Псков  Покровской ( С Пролома) церкви дочь  умершего протоиерея Алексия Дегожского , Екатерина Дегожская). ( Письмо  на имя настоятеля  Псков.  Кафедр. Собора, протиерея М. Лавровского, от 16 июня 1901 г.).
Чудесное исцеление (ПЕВ № 22, 1901, стр. 889).
У крестьянина деревни  Несчевиц  Пск. у.,Мелетовской волости , прихода погоста Знахлиц, Виктора Иванова и жены его Марии Константиновой родился 13 дек. 1895 г. сын , которому при крещении  17 дек. наречено имя Петр , на память преставления  первосвятителя митрополита Киевского  Московского  и всея России чудотворца,  воспоминаемаго 21 дек. В скором времени  после рождения мальчик  заболел тяжкою и мучительною грыжею, которая вначале производила резь в животе, а потом  приняла тяжелую форму- выпадение кишки  в пуповину. Мальчик, по объяснению родителей , при движении  испытывал невыносимые боли: он сперва  кричал, а а затем лишился  сил и лежал  как бы мертвый: тело его  от изнурительной боли приняло  темный цвет.  Припадки повторялись часто   и с каждым днем становились тяжелее. Родители обратились к земскому врачу  Псков . Уезда, Петру Кузьмичу Березскому , врачу опытному.  Не смотря, однако, на врачебную помощь, мальчик мало оставался в покое ; боли в животе возобновлялись , и припадки повторялись  , и после непродолжительного времени грыжа приняла другое направление , -выпадение  кишек  последовало в более серьезное опасное  место- в половую сумку, где и образовалось  от папора и  движения отверстие , через которое  выпали кишки наружу. Родители ,удрученные горем, видя страдания своего сына , усердно просили  Господа освободить  его от этого тяжелого недуга  ниспосланием ему или здоровья , или скорой  и не мучительной смерти : и, при это они дали обещание  отслужить панихиду  над Архиереем Симоном, в Бозе почившим в Пскове, в усыпальнице  кафедр. Собора.  В 1898 г. в первых числах  октября, дед страдающего мальчика- Иван Осипов  , вместе в другими богомольцами , пошел в  г. Псков  для встречи и поклонения Пск.- Печерской иконе Божией Матери и для исполнения данного обета  отслужить панихиду по святителе Симоне. В день прибытия в г.Псков чудотворных икон Пск.- Печерских , в кафедральном соборе Преосвященнейшим Антонином , епископом Псковским и Порховским, совершалась божественная литургия  , а потом с массою богомольцев  зашел в усыпальницу , где погребен  и в Бозе почивает Симон Архиепископ Псковский и Нарвский.
По окончании панихиды , Иван Осипов  пред надгробием  Симона на коленях усердно просил  его об исцелении  от болезни внука  Петра, облобызал покров  над надгробием , купил шейный медный  крестик  и с ним пошел домой в родную свою деревню. При входе в дом свой , он нашел внука своего в мучительном положении  и , нисколько не медля, с глубокою верою  и надеждою на благодатную помощь Божию, возложил на него крестик.  Мальчик сейчас же уснул и спал  целые сутки.  После сего припадки прекратились , грыжа зажила , и мальчик стал здоровым, и с того времени  не только грыжею , но и ничем не болел. Ему теперь от роду 5 лет : страдал же грыжею он около 2 ; лет. Родители и сродники выздоровление  всецело относят к благодатной помощи Божией, явленной ему по молитве Архиерея Божия Симона , Архиепископа Псковского и Нарвского  .Обо всем этом — я записал со слов и показаний  его родителей и родственников ). Священник  Петр Орлов. ( Письмо  священника погоста Знахлиц , Пск. у., на имя настоятеля  Псков.  Каф. Собора, от 15 мая 1901 г.).Чудесное исцеление  по молитвам преосвященнейшего  Симона ( Тодорского) , архиепископа Псковского. (ПЕВ№ 21, стр.883,1900).
« 1886  года 21 окт., во сторник, около  5 часов вечера, крестьянин  деревни  Неби, Овсищского прихода, Островского уезда,, Сампсон Артемьев, с сыном  своим Василием , 12 лет,  прося меня отслужить  литию над гробницею  преосвященнейшаго Симона  , рассказал следующее.  Сын его Василий , 7 лет тому назад, лежал в расслаблении. Страдание мальчика  были таковы , что отец, по признанию его , желал ему кончины . По совету соседей , отец дал завет  отслужить панихиду  о упокоении  преосвященнейшаго Симона  над гробом его , и сыну  его стало  сразу легче. С того времени  он ежегодно  приходит вместе с  сыном  служить  панихиду  над гробом преосвященнейшаго Симона ; мальчик не жалуется  ни на каую боль. На вид он здоровый мальчик». Запись сделана  рукою  бывшаго каф. протоиерея  о. Петра Долговскаго и им же  подписана.
Чудесное исцеление  по молитвам преосвященнейшего  Симона ( Тодорского) , архиепископа Псковского. (ПЕВ№ 22, стр.930 ,1900).
 8 дек. 1896 года  в Псковский  кафедральный собор  явилась дочь унтер- офицера , девица Ольга  Андреевна Кожевникова, 37 лет , всегда проживающая  в г. Пскове  и в день заявления жившая на Запсковье , в доме диякона  Косьмо- Дамиановской церкви  г. Пскова Феодора Юсова, - с воим племянником, - сыном  крестьянина Гусаковской волости , Островского уезда, деревни Хорешина  Якова Петрова  ,-  Николаем Яковлевым , 8 лет  и заявила о. настоятелю собора , протоиерею  Михаилу Лавровскому  и священнику того собора  Василию Чернозерскому , что этот мальчик , ея племянник,, 5 сент. 1896  года захворал скарлатиною,, которая осложнилась  при падками и  воспалением почек. Всякая надежда  на его выздоровление  была отвергнута лечившими его докторами :  : военным доктором г. Пируро , детским  доктором г. Молявко-  Высоцкою  и городским доктором  г. Пихлау. Болезнь продолжалась  до 8 ноября . По совету  других, которые  мне сказали о получении исцелений  от преосвященнейшаго Симона , гробница которого  находится  под летним  кафедральным собором , я  пришла 6 октбря в собор  и отслужила панихиду . Положив во время  панихиды на гробницу  рубашку  болящаго , и усердно просила преосвященнейшаго Симона  исцелить от болезни  своего племянника . По возвращении домой, я надела  рубашку  на больного и заметила улучшение в болезни, но припадки и опухоль не прекращались , почему я пошла во второй раз  26 окт. 1896. в собор отслужить опять панихиду.  Во время панихиды, как и в первый раз, положена была  мною на гробницу рубашка  больного , а по окончании  панихиды , я взяла масла  из лампады от  гробницы преосвященнейшаго Симона . Возвратившись домой, я помазала маслом  те места, где была опухоль, а рубашку надела на больного. После этого больной  мальчик стал быстро поправляться  и вызвал удивление лечившего его доктора г. Хвостова , который теперь уже высказал надежду  на его выздоровление , но быстрого  поправления его не обещал. Между тем 8 ноября больной совершенно оправился . Мальчик теперь здоров  и не чувствует никакой болезни.
Чудесное исцеление  по молитвам преосвященнейшего  Симона ( Тодорского) , архиепископа Псковского. (ПЕВ№ 24, стр.1025 ,1900).
1 марта  1897 года крестьянин деревни Соприхино , Грибулевской волости , Новоуситовского прихода, Островского уезда, проживающий  на собственной земле  в пустоши  Осташевой, Качановской волости , погоста Качанова, того же Островского уезда , Михаил Федоров  заявил ключарю кафедрального собора  , о. Симеону Попову , следующее :  « Все лето в 1894 году сын мой Василий  которому идет ныне 7-й год, болеет неизвестно чем, ел плохо и видимо  сох ; пред сентябрем  открылась у него страшная резь  в животе . От  которй  он постоянно издавал стоны, метался в разные стороны  и жаловался на  невыносимую боль в животе. 1 сент. я возил его в   погост  приобщать Святых Таин  и во все время пути , туда и обратно, сын мой сильно беспокоился , потому что каждый толчек  в дороге причинял ему мучительные боли. Чрез несколько дней  после сего  сын мой становился все слабее и слабее, наконец, наступили такие  минуты , когда   мы думали , что  ему более не живать  на свете; прежние боли  в животе прекратились , но замене их наступило такое  ослабление сил, при котором  едва заметно было его дыхание.  В это время , когда не оставалось никакой надежды  на человеческую помощь, я разбудил свою семью и пред всеми ими дал обещание, если  сын мой Василий  выздоровеет, свести его к гробнице Псковскаго  Архипастыря Симона, чтобы отслужить по нем панихиду, так как мне говорили, что он великий  чудотворец и помощник  прибегающих к нему с верою в его молитвенную помощь. Все- и жена, и  отец, и мать мои одобрили  мое намерение, и я вдруг же,  как будто безотчетно   решился взять икону  и поднес ее сыну, чтобы он приложился к ней. Как я вздумал, так и сделал, окликнув сына дал ему поцеловать ее, посадил его  и дал ему в руки крендель. Я не помню,  поел ли он его в то время, но с той же минуты он стал поправляться и уже 8  сентября мог ходить.  Разумеется, мы при первой же возможности для себя отправились ко гробу  нашего чудотворца, в усыпальницу Псковских Архипастырей , чтобы отслужить панихиду  по нем,  и вполне верим , что выздоровление  сына есть чудо по молитвам  этого святителя Церкви Божией. С тех пор я ежегодно служу  в Пскове  панихиду по приснопамятном  Архиепископе Симоне  и не престану молиться  о нем всю  жизнь свою. Так как его предстательством  пред Богом  мне отдан сын мой из рук смерти. Все сказанное  готов подтвердить  присягою».
 Михаил Федоров.
В 1854 году было обнаружено повреждение склепа над гробом Владыки Симона и при ремонте засвидетельствовано духовенством Собора и Владыкой Платоном нетление мощей. В 30-е годы ХХ столетия усыпальница святителя Симона была разрушена, и святые мощи исчезли из усыпальницы Троицкого собора. Но несмотря ни на что, благоговейная память в чудодейственное предстательство святителя не угасла в сердцах верующих псковичей. Печорский старец Иоанн (Крестьянкин) свидетельствует, что, будучи клириком Свято-Троицкого собора, после войны участвовал в ремонте склепов и своими руками восстанавливал склеп святителя Симона, мощей которого не обнаружил. Но он сам, и духовенство города продолжали почитать это святое место, прикладываться к святой гробнице и не было дня, чтобы кто-нибудь не заказывал панихиду у гробницы святителя Симона. Чудесные исцеления на гробнице святителя Симона Тодорского в Троицком соборе происходят до сей поры.
В 1854 году было обнаружено повреждение склепа над гробом Владыки Симона и при ремонте засвидетельствовано духовенством Собора и Владыкой Платоном нетление мощей. В 30-е годы ХХ столетия усыпальница святителя Симона была разрушена, и святые мощи исчезли из усыпальницы Троицкого собора. Но несмотря ни на что, благоговейная память в чудодейственное предстательство святителя не угасла в сердцах верующих псковичей. Печорский старец Иоанн (Крестьянкин) свидетельствует, что, будучи клириком Свято-Троицкого собора, после войны участвовал в ремонте склепов и своими руками восстанавливал склеп святителя Симона, мощей которого не обнаружил. Но он сам, и духовенство города продолжали почитать это святое место, прикладываться к святой гробнице и не было дня, чтобы кто-нибудь не заказывал панихиду у гробницы святителя Симона. Чудесные исцеления на гробнице святителя Симона Тодорского в Троицком соборе происходят до сей поры.  С сайта Псковского Агенства Информации.  4.3.2005 г. Русская народная линия. informpskov.ru. (9)
В 2002 году, в марте в Троицкий собор из Петербурга приехали паломники Георгий и Татьяна Зайцевы. Татьяна приехала со страшной головной болью, но никому не говорила о недуге, даже супругу, боясь расстроить. После экскурсии по собору и рассказу о Владыке Симоне (в котором священник собора забыл рассказать об особом покровительстве Владыки при головных болях и детских болезнях) они попросили отслужить панихиду. Т.к. усыпальница находится за алтарем, то после панихиды в усыпальницу зашел только Георгий, а Татьяна передала плат с головы, который положили на склеп. Вскоре, через несколько минут началась служба, и уже на ней Татьяна почувствовала приятную теплоту, разливающуюся по голове, а страшная мигрень, мучившая ее несколько лет, отступила. И в последствии никогда уже головные боли не возвращались. Сразу после службы Татьяна засвидетельствовала чудо исцеления перед ключарем Собора.
По многолетней традиции на вечерних службах, во время кафизм, Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий с духовенством собора служит заупокойные литии по владыке Симону.

Прп. Гавриил Седмиезерный ( Зырянов) , архимандрит. 7 окт(24 сент. ст. ст.)

Прмч. Игнатий ( Даланов) родился  в д. Кожемякино  Себежского уезда. Жил в  Оптиной пустыни. Скончался  в мордовском лагере в 1942 г.  память 3 сентября.

Прп.Владимир Терентьев исповедник. Родился в 1872 г. в д. Шибаново  Псковской губернии. Память 3 марта н. ст.

Список используемой литературы

1.Псковский паломник . Выпуск первый .Храмы и монастыри города Пскова . Составители: Н.В. Коломыцева , инокиня Фотиния ( Парфенова). Псков, 2009г.
2. Святыни Симон Тодорский  / данные из интернета/ pskov. palomnik. ru/ index. php?com=pages& page=285
3.Храмы и монастыри губернского Пскова.Сборник дореволюционных публикаций. Псков, 2005г.
4. Путеводитель Псковские святыни. Псков, 2005.
5. Газета  «Антенна-Телесемь» Псков.
6. интернет ресурсы.
7. буклет АиФ Псков .Легенды Пскова-2. 2011г.
8. сайт Псковиана . Ру . Псковские Епархиальные Ведомости.
9.С сайта Псковского Агенства Информации.  4.3.2005 г. Русская народная линия. informpskov.ru.