Довмонт , князь Псковский , происходил из рода князей Литовских и был Нашанским князем в ЛИТВЕ.
Святой Довмонт сделал псковскую крепость неприступной. В память о славном защитнике города каменная оборонительная стена, возведенная святым князем рядом с Кромом в конце XIII века, была названа Довмонтовой, а территория, огражденная стеной, до сих пор называется Довмонтовым городом. У святого защитника «Дома Святой Троицы» был еще один благочестивый обычай: в благодарность Господу, Именем Которого он одерживал победы, не зная поражений, благоверный князь Довмонт рядом с Кремлем возводил храмы в честь того святого, в день памяти которого одерживал победу. Ставили там храмы по особым обетам и другие жители Пскова. Небольшая территория нынешнего Довмонтова города была сплошь покрыта храмами. (Первый храм в честь святого Довмонта-Тимофея был построен в Довмонтовом городе в 1574 году.)Вскоре после кончины князя началось почитание его как святого заступника пред Богом, молитвенно охраняющего нашу землю от врагов и бедствий. Не раз и по смерти защищал Псков святой князь. Так, в 1480 году, когда более ста тысяч немцев осадили город, он явился во сне одному горожанину и сказал: «Возьмите одеяние (покров) гроба моего, обнесите его три раза вокруг города с крестами и не бойтесь».Псковичи исполнили его указание, и немцы отступили от города. После этого чудесного избавления от врагов святому князю была составлена служба. Рядом с мощами благоверного князя в Троицком соборе висел его боевой меч (в настоящее время меч хранится в Псковском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике), который вручался в храме Святой Троицы псковским князьям при возведении на престол.
Святой благоверный князь Довмонт-Тимофей и его супруга, в схиме преподобная Марфа (+ 1300; память 8 ноября ст. ст.) удостоились особой почести быть изображенными на чудотворной Мирожской иконе Божией Матери (празднование 24 сентября): «Благоизволися пречистому образу чудотворныя иконы Твоея, Богородице, написатися зрака подобию нашего в бранех твердаго заступника князя Доманта со благочестивою супружницею»(седален службы святому благоверному князю Довмонту-Тимофею). При явлении Божией Матери старцу Дорофею во время осады Пскова поляками 27 августа 1581 года святой благоверный князь Довмонт-Тимофей был среди избранников Божиих, сопровождавших Небесную Заступницу Пскова (сведения о Псково-Покровской иконе помещены 1 октября).
Мощи святого благоверного князя Довмонта-Тимофея покоятся в Псковском кафедральном соборе Живоначальной Троицы.
Святые князья Псковские Всеволод и Довмонт не раз помогали русским воинам в защите западных пределов Отечества. Но настал час и, с той же священной непреклонностью, посланные Взбранной Воеводой небесного воинства, встали они на защиту наших восточных рубежей.
В 1640 г. великое народное движение на Восток — «встречь солнца» — завершилось выходом русских землепроходцев к устью Амура и Тихому океану. Русь в тех краях столкнулась с языческим Китаем. Оплотом Православия стала русская крепость Албазин, прославленная чудотворной Албазинской иконой Божией Матери (празднуется 9 марта) и героической «албазинской обороной» (1685 — 1686).
…Летом 1679 года, в Петров пост, отряд казаков во главе с Гаврилой Фроловым отправился из Албазина на разведку в долину реки Зеи. Три года несли казаки дозорную службу на Зее, объезжали окрестные селения, приводили в русское подданство тунгусское население, основывали зимовья и остроги. Однажды казачий разъезд повстречал в горах двух всадников на белых конях, закованных в броню, вооруженных луками и мечами. Это были святой Всеволод и святой Довмонт. Вступив в разговор с казаками и узнав, что они из Албазина, святые князья-воины предрекли последовавшее вскоре вторжение китайских войск на Амур, трудную оборону и конечное торжество русского оружия. «И паки придут китайцы, будут приступы и бои великие, и мы в тех боях будем в помощь русским людям. А града китайцы не возьмут».
Несколько раз в 1684 — 1686 гг. китайские полчища подступали к Албазину, но града не взяли. Чудесной помощью Албазинской иконы Божией Матери и святых князей Всеволода и Довмонта Псковских вражеский натиск бессильно разбился о дальневосточную православную твердыню.«Повесть о чудеси святых благоверных великих князей Всеволода и Довмонта» была записана Гаврилой Фроловым в Якутске 23 октября 1689 г. Обетования святых друзей Божиих не имеют срока давности. Приходят новые поколения, меняется лицо земли, но неизменно в священный дозор у границ Отечества встают российские воины-защитники — святые Всеволод и Довмонт. В 1265 г. Довмонт и 300 литовских семей , спасаясь от гнева князя Воишелга , прибыли в Псков. Псковичи избрали Довмонта своим князем и не ошиблись в выборе. Уже через несколько дней после своего избрания Довмонт , взяв с собой « три 90» дружины , повоевал Литву , захватил в полон жену князя Герденя и , отослав ее с двумя 90 в Псков , с оставшимися у него 90 встречает у переправы через Двину посланную за ним погоню , состоявшую из 700 человек. « Братья мужи псковичи , - с такими словами обращается князь к своим солдатам , - кто стар , тот отец , а кто млад , то брат ! Слышал мужество ваше во всех странах , братья ! Предлежит нам живот или смерть . Братья мужи Псковичи , потягнете за Святую Троицу, и за ссятые церкви , и за свое отечество». Слова Довмонта воодушевили псковичей , и литовское войско было разбито .Особую славу защитника Пскова и русской земли Довмонт пробрел борьбою с немцами и датчанами. В 1268 году новгородцы вместе с Довмонтом начали готовиться к походу против датчан . Немцы обещали не помогать датчанам. Но когда русское ополчение приблизилось к Раковору ( Везенбергу ) , то увидело многочисленные немецкие полки , стоявшие « как лес дремучий» . Побоище было страшное , какого не видели ни отцы , ни деды ; в особенности жестока была битва в центре , где стояли новгородцы с псковичами. Русские сломили немцев и гнали их 7 верст до самого Раковора ; немцев пало такое множество , что русская конница не могла пробраться по их трупам. В 1282 г. Довмонт женился на внучке Александра Невского Марии. Он воевал , управлял , строил . В 1299 г. ливонские рыцари вновь осадили Псков. Несмотря на преклонный возраст , Довмонт оделся в броню , сел на ратного коня и вывел свою дружину. Сражение проходило на месте церкви святых первоверховных апостолов Петра и Павла Сереткина монастыря на Брезе-берегу то есть , ( район Овсищи)и окончилось полным поражением рыцарей .В летописи сказано, к Пскову подошли лифляндские рыцари и убили игумена Мирожского монастыря Василия и пресвитера Иосифа , игумена Снетогорского монастыря Иосафа и десять монахов того же монастыря , чернецов и черниц, убогих , малых детей, женщин. Князь Тимофей « с малою дружиною …ополчився помощию Святыя Троицы» и 5 марта « бысть сеча зла, яко же николи не бывала у Пскова такова …овых избиша и овых раниша , а инии метахуся с берега в кроучу, …и устремишася на бегство страхом грозы храборства Довмонта и муж его псковичь». Вскоре после этого Довмонт заболел и умер . Князя похоронили в усыпальнице Троицкого собора. Какое- то время в Пскове была улица Довмонтово ( по соседству с ул. Первомайской на Запсковье ) , но в 1958 г. она была упразднена . О легендарном князе напоминает разве что « Довмонтов город» - неофициальное название южной части псковского Кремля . Более 7 столетий в память о Довмонте псковичи хранят его меч. До наших дней дошло предание о том , что воевода , опоясанный мечом Довмонта , не будет побежден врагами. Считается также , что меч не должен покидать Псков , иначе город ждет беда. Меч Довмонта изображался на псковских монетах и печатях в 15 веке. Сейчас он хранится в Псковском музее-заповеднике. Происхождение клинка относят ко второй половине 13 века. Он выкован в австрийском городе Пассау на Дунае. Клинок с гранью посередине постепенно суживается к концу. Рукоять меча обложена деревом и обвита серебрянной вызолоченной проволокой; она заканчивается круглым серебрянным позолоченным навершием. Ножны меча деревянные с серебрянным наконечником. Вес меча около 2,5 кг.
Св. благоверный князь Всеволод , в крещении Гавриил, внук Владимира Мономаха. Почти вся его жизнь прошла в Новгороде , где княжил отец. Здесь он провел детство , учился мудрому управлению , совершил первые походы. Здесь княжил в течение 20 лет. За это время Всеволод- Гавриил немало сделал для города. С его именем связано строительство многих церквей , среди которых храм во имя святог Иоанна Предтечи и собор во имя великомученика Георгия в Юрьевом монастыре. Князь даровал также льготные грамоты Софийскому собору и некоторым другим храмам. В 1132 г. ( по смерти великого князя Мстислава) дядя Всеволода , киевский князь Ярополк Владимирович перевел его в Переяславль Южный , считавшийся старшим после Киева городом. Но младшие сыновья Мономаха , опасаясь , что Ярополк сделает племянника своим наследником , выступили против Всеволода. Избегая кровопролития , св. князь вернулся в Новгород. Но жители города приняли его с неудовольствием. Они считали , что князь был « вскормлен» ими и не должен был уходить от них. Стремясь восстановить добрые отношения , Всеволод в 1133 г. предпринял успешный поход на Юрьев. Но в 1135 г. новгородцы против его воли преприняли поход в Суздаль и Ростов и потерпели поражение , вину за которое возложили на Всеволода. Созванное вече решило пригласить на княжение другого князя , а св. Всеволода осудило на изгнание. Полтора месяца князя с семьей , как преступника , держали под стражей , а потом , « пустиша из города…». Всеволод ушел в Киев , где дядя Ярополк дает ему в держание Вышгородскую волость близ Киева . Здесь в 10 веке жила святая великая княгиня Ольга. Она защитила своего обиженного потомка .Всеволод Мстиславович был приглашен на княжение в Псков в 1136 г. таким образом св. Всеволод стал первым Псковским князем , избранным по воле самих псковичей. Здесь приняли его с великим торжеством. Народ во главе с духовенством вышел навстречу князю с крестами , иконами и колокольным звоном. Всеобщая радость была неописуема. Умер 11 февраля (ст. ст.) 1138 г. , в 46 лет. Весь город собрался на похороны любимого князя, не было слышно церковного пения от народного плача. Новгородцы , опомнившись , просили изволения взять его святое тело и перенести в Новгород . Но не смогли сдвинуть раку. Горько плакали новгородцы , раскаиваясь в неблагодарности, и молили даровать им хоть малую частицу святого праха « на утверждение граду». И по их молитвам отпал ноготь от руки святого. Мощи были открыты в 1192 г. и перенесены из церкви св. Димитрия Мироточивого в Троицкий собор , где и покоятся в серебряной раке. Благодаря его небесному заступничеству Псков многажды выстаивал в борьбе с врагом. Так при осаде Стефаном Баторием в 1581 г., когда уже была разрушена крепостная стена , из Троицкого собора с крестным ходом принесли на место сражения святые иконы и мощи князя Всеволода , и поляки отступили.
Есть дни , часы , минуты в жизни человека , ради которых он живет. Таким днем в жизни блаженного Николая Саллоса, псковского чудотворца, был день, когда царь Иоанн Грозный пришел в город Псков. Только что по подозрению в измене им был разгромлен Великий Новгород . Псковичи знали нрав Иоанна , знали , что ничего хорошего ждать от царя не приходится. Все свои надежды возложили они на Единого Бога. Не спал и блаженный Николай в своей тесной келейке около Троицкого собора. Молился. Рано утром пошел к воеводе Токмакову и посоветовал чтобы жители города вынесли из домов столы, накрыли их, смотря по достатку, различными кушаниями и ждали войско. Становились бы на колени перед царем. Шла первая неделя Великого поста. Иоанн Грозный пришел , по выражению летописца, « с великою яростию , как лев рыкая, хотя растерзати неповинные люди и пролить кровь многу». Хлеб и соль выносили псковичи, кланялись , становились на колени. Мало тронуло это окаменевшее сердце царя.
Со всех церквей слышался благовест. Игумен Печерского монастыря Корнилий с духовенством встречали царя на Торговой площади. Гневный царь вышел из кареты. Вдруг он увидел ,как на палочке скачет к нему юродивый и кричит : « Иванушко , Иванушко покушает человеческого мясца !» Царь приказал схватить юродивого , но тот стал исчез. Царь вошел в собор Живоначальной Троицы и слушал молебен. Блаженный Николай молился в своей крохотной келье около собора. Надо сказать , что к этому времени , в 1570г. ,молва о Николае блаженном разносилась далеко по всей Руси. Слышал о блаженном и царь. Он вошел , владыка полумира , в тесную келью , нагнувшись под низкую потолочину , открыв маленькую дощатую дверь. Провидя духом своим приход царя , блаженный ждал его , пригласил сесть. « Прими , батюшка- царь , мое угощение» . И блаженный положил перед царем кусок сырого мяса. « Ты что , я христианин , а сейчас Великий пост»,- поразился царь. « А как же ты тогда пьешь кровь человеческую?»- спросил блаженный. Резко вскочил царь. Пнул слабую дверь расшитым сапогом и вышел на соборную площадь.
-Снять главный колокол с собора! - приказал царь. Но в ту же минуту рухнул на камни площади и издох любимый царский конь. Царь невольно оглянулся , как будто кто велел ему. Он оглянулся и встретился взглядом с блаженным.
Не трогай нас , проходящий,- вымолвил Николай.
В ужасе покинул царь неповинный Псков. Через 5 лет , 28 февраля 1576 г. , блаженный Николай скончался и был погребен благодарными жителями спасенного им города под соборным храмом. Этой чести удостаивались только князья и архипастыри. А еще через 5 лет началось почитание блаженного Николая как чудотворца. Многое множество исцелений по молитвам притекающих к нему свершалось и свершается во все времена. День памяти Николая Саллоса, псковского чудотворца – 28 февраля( 13 марта).
Св. блгв. Князь Александр Невский , в схиме Алексий. Умер на пути из Орды , не доезжая до Владимира , в Городце , в Феодоровском монастыре 14 ноября ( ст. ст.). 1263 г. 23 ноября того же года тело князя было погребено во Владимирском Рождественском монастыре. По указу Петра I мощи святого были перенесены в С.- Петербург и 30 августа ( ст. ст.) 1724 г. поставлены в Александро- Невской лавре.
Многие поколения псковичей слушали призывы своего вечевого колокола, звавшего на вече , на решение важных дел псковской боярской республики. В княжение на Руси московских князей Ивана и сына его , Василия Ивановича , когда Псков получил сильную опору, реже и реже звонарь тревожил старика- вечевой колокол. В январскую стужу 1510 года нежданно приехал дьяк великого князя и объявил на вече волю Москвы : « Вече не быть, князю и посаднику не быти , а быти по воле великого князя». Зазвонил вечевой колокол , собралось вече , прибежал народ в Кремль , где многие столетия отцы , деды и прадеды собирались. Слушали псковитяне слова посланца Москвы , но ни единым словом не противоречили. Воля Москвы исстари была законом для вольного Пскова. Прощаясь с многовековым вечевым укладом , младые , мужи , старцы и жены роняли горючие слезы . Спустили с першей, с троицкой звонницы, вечевой колокол. Явился палач и лихим размахом молота отбил уши колоколу , чтобы не вздумали псковитяне водворить его на прежнее место. Повезли опальный колокол в темницу на снетогорское подворье церкви Ивана Богослова и посадили , как отступника , в яму. Вопли и слезы женщин провожали его , глашатая. На третий день повелел дьяк Московский повалить колокол в сани , довезти до Москвы, чтобы представить перед ясные очи великого князя. Везли долго , долго , но на Валдае гонцы встретили опальный колокол и огласили указ: не везти его в Москву , а на горах Валдайских разбить и прах развеять по полям . Прах колокола поглотила мать- земля. Прошли многие годы , но вечевой колокол не забыт. Народ говорит в легенде , что развеянный по горам Валдая прах колокола дал чудные всходы . Мелодичный перезвон тысячи колокольчиков стали слышать Валдайские дали.
Сейчас собор покрыт четырехскатной кровлей.
На колокольне в настоящее время семь колоколов 1526,1534, 1544,1546, 1557 и 1581 годов и конца 19- начала 20 веков. На всех колоколах имеются надписи. На большом ( Печерском) колоколе 1557 года : « Божиею милостию Пречистыя Его Богоматери честнаго и славного Ея Успения и молитвами преподобных отец Антонья и Феодосья Печерских и святых великомученик 40 иже в Севастии при державе царства благовернаго и Христолюбивого Царя Великого Князя Ивана Васильевича всея Руси 7000 шездисят 5-го июля в 20 день на память святаго пророка Илии слит бысть колокол си во обитель Успения Пресвятыя Богородицы Богом созданныя Печеры повелением игумена Корнилия яже о Христе з братиею а мастеры Михайловы дети Матфеи да Кузма. Слава Свершителю Богу аминь».
Монастырь Иоанна Предтечи
Время основания монастыря Иоанна Предтечи – 1246 г.
Святая благоверная княгиня Евпраксия , в миру Ефросинья , супруга Псковского князя Ярослава Владимировича. Настоятельница основанного ею женского монастыря Иоанна Предтечи в Пскове. Убита пасынком 8 мая 1243 г. в ливонском г. Одемпе. Погребена в Иоанн- Предтеченском монастыре.
Святая благоверная княгиня Марфа Псковская ( схимонахиня ), в миру Мария , супруга князя Довмонта , дочь великого князя Дмитрия Александровича . Погребена в Псковском Иоанно- Предтеченском монастыре. Память - 8 ноября (ст. ст.).
Рождества Богородицы Снетогорский монастырь
Впервые обитель упоминается в 1299 году , основанная , по преданию , псковским князем Довмонтом-Тимофеем.здесь подвизались основатели Крыпецкого и Елиазаровского монастырей преп. Савва и Евфросин. В 1804 году обитель была упразднена и стала местом духовных подвигов Евгения Болховитинова архиепископа псковского, позднее митрополита Киевского. В 1920-е годы монастырь был разорен , а в 1993 году возвращен Псковской епархии. В 2005 году в монастыре проживало более 60 сестер , а с трудниками и церковным клиром около 100 человек. Руководство монастыря осуществляет игуменья Людмила, а духовное окормление находится в ведении духовника обители архимандрита Гермогена. Все ведущие направления деятельности распределены по послушаниям, за которые отвечают благословленные на это сестры. Послушания разные: клирос, просфорная, пекарня, огородницы, швеи, историки, трапезницы, птичницы и т. д. Память преподобномученика Иоасафа Снетогорского- 17 марта.
Иоасаф Снетогорский , игумен Рождественского монастыря убит ливонцами при нашествии на Псков 4 марта 1299 г ( ст. ст.). вместе 17 монахами обители .Мощи покоятся в монастыре в особом ковчеге.
Спасо- Преображенский Мирожский монастырь
Обитель основана в 1156 году епископом Новгородским Нифонтом. Монастырь устроен был на окраине города , в Завеличьи , то есть за рекой Великою, при впадении в нее с левой стороны речки Мирожки. В 1922 году упразднена, а в 1994 передана Православной Церкви . В обители возобновилась монашеская жизнь , а также регулярное богослужение , 15 августа 1997 года организована иконописная школа. В 2005 году братия монастыря состояла из настоятеля иеромонаха Марка и 10 человек. Иконописцы из числа братии монастыря исполняют заказы по написанию и реставрации икон, каждый день совершенствуя свое мастерство , возрождая древние секреты иконописи и передавая навыки всем желающим посвятить этому высокохудожественному творчеству.
Монастырь также знаменит полностью сохранившимися уникальными фресками 12 века.
Главная святыня монастыря- икона Божией Матери « Оранта», именуемая Мирожская. Она была прославлена в 1567 году, в царствование Иоанна Грозного. Во время свирепствовавшего в Пскове морового поветрия явила чудеса исцелений. День празднования иконы Божией Матери « Мирожская» - 7 октября.
Преподобный Авраамий Мирожский , первый игумен и основатель Спасо- Мирожского монастыря , созданного по инициативе Нифонта , еп. Новгородского. Скончался в 1158 г. по преданию , мощи почивают под спудом в монастыре.
Спасо-Елиазаровский монастырь , Псковский р-н , д.Елизарово
Бывшая мужская обитель, давшая Пскову преп. Евфросина и Серапиона Елиазаровских, ныне воссоздается как женская . В 16 веке старец Елиазарова монастыря Филофей формулирует церковно-политическую идею Москвы Третьего Рима .В истории монастырь также прославился старцем схиархимандритом Гавриилом (Зыряновым) ,ныне местночтимым Казанским святом, привлекавшим к себе богомольцев. С 1908 по 1915 годы жизни в монастыре , среди других паломников , ищущих слова наставления и исцеления духовных и телесных недугов, была его духовная дочь, Великая княгиня Елизавета Федоровна. Сестра императрицы , основательница Марфо-Мариинской обители в Москве , она тоже прославлена в лике святых. Святые , прославившие обитель- преп. Евфросин Псковский ( память- 28 мая ) и Серапион Псковский ( память - 28 мая ).
Евфросин Псковский , постриженник Снетогорского Монастыря , в миру Елеазар. Родом из крестьян деревни Виделебье.когда родители стали склонять его к браку, он скрылся от них в Святогорский монастырь и там постригся под именем Евфросина. Несколько времени провел здесь юный подвижник в трудах иноческих , и, влекомый жаждою уединения , он удалился с благословения настоятеля в непроходимое пустынное место , в 25 верстах от Пскова , на берег реки Толвы близ Псковского озера (1425 г.). Здесь было ему видение трех вселенских учителей , указавших место для сооружения храма во имя их, и вскоре пришел к нему на жительство некий праведный инок , по имени Серапион. Когда же начали собираться к Евфросину подвижники , ищущие уединения , тогда он построил на указанном месте церковь во имя трех Святителей и келии для братии ( 1477 г.), но начальства на себя не принял , а управление поручил ученику своему Игнатию. Рукоположенный владыкою новгородским Иоанном Игнатий сделался первым игуменом Елеазаровой пустыни и духовником ее основателя. Не изменяя подвижнического образа жизни , достиг преподобный Евфросин до маститой старости и кончил в мире дни свои в 95 лет 15 мая 1481 г.(по ст . ст.) , погребен в основанной им церкви . Канонизирован на соборе русской православной церкви в 1547 г. Евфросин написал для обители устав общежительный в 25 главах.
После присоединения к последнему Спасо- Великопустынской обители в 1764 г. монастырь стал называться Спасо- Елиазаровским.
Преподобный Игнатий , ученик прп. Евфросина , игумен Спасо- Елиазаровского монастыря ( 15 век).
Икона Спаса Вседержителя середины 14 века один из единичных сохранившихся памятников псковской иконописи. Поясная икона Спасителя с закрытым Евангелием изображена на красном фоне , обрамленном белыми полями. Живопись лика и одежд сильно пострадала , но сохранившегося достаточно , чтобы понять , что псковский художник не копировал какой- либо образец , а свободно решал тему со стороны чисто художественной. Икона, видимо , издревле производила сильное впечатление и поэтому почиталась. В 16 в. она слегка стесана по краям и для выравнивания поверхности дополнена новою широкою рамой, давшей возможность наложить на поля нарядный чеканный оклад из золоченого серебра с дробницами, украшенными рисунками превосходной гравировки. На дробнице левого верхнего угла изображена « Троица» псковского перевода , т. е. с тремя ангелами , посаженными в одну линию. Живопись иконы была поновлена и закрыта богатым , по псковскому обычаю , сквозным финифтяным орнаментом, положенным на сплошную металлическую пластину. Согласно устному преданию , образ явился в ноябре 1352 г. после пожара ниже места сгоревшего храма « на дубу на берегу озерка». Пень от этого дуба позже был замурован в свод церкви, построенной на месте чуда. В течение нескольких веков икона пребывала в Великопустынском Спасо- Преображенском мужском монастыре ( расположенном недалеко от Пскова и сейчас находящемуся в руинах) и именовалась образом Спасителя из Великих Пустынь. Время возникновения монастыря в Великой Пустыни неизвестно. Но ,видимо, он существовал уже в 14 в. после упразднения обители образ был передан в Спасо- Елеазаровский монастырь.
19 августа 2010 г. в праздник Преображения Господня Святейший Патриарх Кирилл торжественно передал икону « Спаса Вседержителя» из собрания Псковского музея- заповедника в Спасо- Елеазаровский монастырь.
Иоанно- Богословский Крыпецкий монастырь
Обитель , основанная в 1455 году, явила Псковщине преп. Нила Столобенского , Никандра пустынножителя и Корнилия Крыпецкого. Практически уничтоженная обитель в годы лихолетья, возрождена и сияет. При монастыре имеется сятой источник, в храме покоятся мощи преп. Саввы ( память- 10 сентября ) и Корнилия Крыпецких ( память –10 января , 22 июля ) . В связи с географической удаленностью и труднодоступностью эта обитель по праву считается пустынью. На 2005 год братии около 25 человек , с трудниками около 70 человек.
Блаженный Савва Крыпецкий сперва подвизался на Снятной горе в Богородичной обители , близ Пскова. Потом жил несколько времени на Толве у преподобного Евфросина. Наконец удалился он на совершенное безмолвие за 15 верст от Толвы, в пустынь Крыпецкую, бывшую тогда почти непроходимою. Пищею отшельника были хлеб и вода , и то в меру, а в среду и пяток не вкушал он ничего ; вместе с тем сам возделывал землю и питался своими трудами. В жизни отшельнической много терпел он нападений от духов нечистых, но побеждал их молитвою. Спустя несколько лет стали собираться к нему ревнители пустынной жизни ; они упросили его учредить обитель. Был построен храм во имя ап. Иоанна Богослова ; но игуменства он не принял , а поручил управлять ею Кассиану. По высокой жизни основателя обитель скоро получила известность. Управляющий Псковом князь Ярослав Васильевич Оболенский особенно часто посещал обитель и благотворил ей. Раз близился он к обители вместе с больною супругою. Савва послал сказать ему : « Старец, грешный Савва , говорит тебе , князе, не вступай в обитель с княгинею ; у нас здесь такое правило- жены не должны вступать в обитель ; если преступишь отеческую заповедь , княгиня твоя не получит от Бога исцеления в своей болезни». Добрый князь просил прощения у старца, что по незнанию хотел нарушить устав. Савва вышел за ворота обители , там совершен был молебен братиею, после молебна княгиня у ног преподобного просила молитв его. Осеняя ее крестным знамением , он сказал : « Во имя Отца и Сына и Святого Духа , молитвами преподобного святого Иоанна Богослова буде здрава и к тому не согрешай». И княгиня исцелела. Благодарный князь приказал построить мост через мхи и болота к обители Саввы на 1400 саженях длины , и этот мост поныне называется Ярославовым. По убеждению доброго князя Псков выдал в 1487 г. грамоту на землю для обители.и тогда , когда в обители Саввы собралось довольно братий и довольно средств , в келье Саввы не было ничего , кроме двух икон , мантии и рогожки, на которую он ложился для отдыха. Той же нищете обучал он и братию.В обители введено им строгое общежитие , так что собственности ни у кого не было никакой. « Возлюбим , дети, благого Господа,не звуками только и одеждою будем показывать любовь нашу к Нему , а делами: любовию друг к другу, слезами , постом, всяким воздержанием, как совершали древние отцы». Преподобный Савва своею жизнью и наставлениями воспитал в обители своей строгое подвижничество.
Блаженный Корнилий Крыпецкий , монах, родился в деревне Великое Село около Пскова , мирское имя- Лука. Пророчествовал бедствия России и разорение обители. Умер 10 января ( 28 декабря 1903 г (ст. стиль). и был похоронен на монастырском кладбище. Еще при жизни отец Корнилий пользовался большим почитанием народа за святость жизни , дар чудотворения и прозорливости. Имя старца Корнилия стало известно многим и вне пределов Псковского края в связи с его примечательным « завещанием – пророчеством о своем погребении « головой на север» , и что это будет на бедствие России и до тех пор , пока не переложат его тело , на Руси будут горе и скорбь … Несколько раз пытались переложить тело отца Корнилия , но все время складывались такие обстоятельства , что эти попытки оставались безуспешными. Только в июле 1997 г. были обретены останки блаженного монаха Корнилия , и до января 2000 г. они находились в монастырском храме. Прославлен как местночтимый преподобный святой псковской епархии 10 января 2000 г. Память преподобного Корнилия - 10 января , день преставления святого и 9 июля - день обретения честных мощей .
Свято- Благовещенская Никандрова пустынь , Порховский район , Дубровская волость , п/о Загоска, д. Любовец
История Никандровой пустыни полна интереснейших событий . псковские жители почитают память преп. Пустынножителя Никандра ( память- 7 октября ) , прославленного аскетическими подвигами , основателя некогда знаменитой Никандровой пустыни. Возникнув накануне Смутного времени в 1581 году и дожив до установления в России большевистского режима , монастырь испытал на себе как милость царственных государей и крупных вельмож, так и тяжелые удары судьбы. Эта обитель особо долго проходила путь восстановления, ныне передана . на территории обители находятся 5 целебных и святых источников, один из них родоновый , а другой сероводородный. Наместник игумен Спиридон и братия приглашают вас в паломничество , побывать на святом месте , искупаться в святых источниках и потрудиться во святой обители.
Свято-Успенский Святогорский монастырь , п. Пушкинские Горы
Свято-Успенский Святогорский монастырь находится в 120 км от Пскова. Он расположен на высокой Святой горе, которая раньше называлась Синичьей. Обитель основана в 1569 г. Поводом к основанию послужили дивные знамения от икон Божией матери Умиление и Одигитрия , явившиеся юродивому пастушку , св. блаж. Тимофею. В полутора километрах от монастыря на берегу реки Луговки находится часовня, где молился св. отрок Тимофей , когда ему явилась икона Божией Матери Умиление (1563 г.).Престол алтаря главного Успенского собора установлен на пне той самой сосны, на которой явился образ Одигитрия (1569 г.). В монастыре хранятся около 60 частиц мощей святых угодников Божиих.
Монастырь стал поистине местом духовного перерождения и укрепления знаменитого поэта А. С. Пушкина. Внутри монастыря, у восточной стены алтаря Успенского собора , находится могила поэта под белым мраморным памятником. Рядом с ним расположена родовая усыпальница рода Ганнибалов- Пушкиных. В 1993г. обитель получила чуткого и заботливого хозяина и попечителя. Сейчас монастырь живет молитвою и трудами. В монастыре трудится ( 2005 г.) около 25 человек братии и послушников.
Они несут нелегкие послушания на с/ х ферме и строительстве. Существует в обители и общедоступная библиотека для прихожан , работает Воскресная школа для детей и взрослых. Чудотворные иконы – Божией Матери «Одигитрия» и « Умиление».
Выбуты
В 16 км от Пскова на юг , вверх по реке Великой, находится погост Выбуты ( в старину весь Выбучская , или село Выбутино ) – родина св. княгини Ольги. Несколько ниже Выбут на реке Великой есть остров, разделяющий ее на два рукава. Один из них , мелкий , с каменистым дном, называется доныне Ольгиными слудами , другой рукав , более глубокий , зовется Ольгиными воротами. В Волжинце бьет « Ольгин ключ» с чудесной водой, которая почитается как целебная. Недалеко от погоста Выбуты - деревня Будник, по преданию , родился внук княгини Ольги святой равноапостольный князь Владимир, креститель Руси. Чудесны красоты Выбутской веси ; пороги , перекаты, холмы и долины и возвышающийся среди этой первозданной красоты храм прор. Илии 16 века.
Изборск
Старый Изборск – древняя приграничная русская земля, главный форпост в системе Псковской пограничной обороны. На страницах летописей Избрск появляется как один из самых ранних древнерусских городов. 862 год- время первого упоминания Изборска , когда были призваны на Русь трое варяжских князей: Рюрик, Синеус и Трувор , «который седе» в Изборске. Первоначально Изборск был поставлен на высоком мысу Городищенского озера. Это место не только выгодно с точки зрения обороны, но и удивительно красиво: с высокого холма открывается простор полей, лесов, ширь озера.
Здесь же , на берегу Городищенского озера , бьют Славянские ключи- водопады целебной ледяной воды. Это одна из святынь Изборска- источник Двенадцати апостолов, имеющий силу исцелять болезни.
В 1330 году Изборск был перенесен на новое место, где на Журавьей горе посадник Шелога поставил каменную крепость. Там же был воздвигнут и Никольский собор. И святой Николай чудотворец стал небесным покровителем Старого Изборска. За « дом святого Николы» изборяне ходили в бой, там отпевали погибших. Главная святыня Никольского собора- чудотворная икона Корсунской Божией Матери. До нас дошел чудотворный список с этой иконы.
К юго- востоку от крепости расположена церковь Рождества Богородицы, ранее принадлежавшая небольшому девичему Рождественскому монастырю, который впервые упоминается в псковских писцовых книгах в 16 в. Основателем монастыря был преподобный Серапион Изборский ( память-24
июня ). В 18 веке по приказу Екатерины II монастырь был упразднен. Церковь стала приходской. До настоящего момента сохранились древние иконы. В 2000 году началось обильное мироточение и обновление икон храма. С 1997 года, возрождая традиции духовного просвещения, при храме начал действовать православный лагерь, в который приезжают дети из разных городов России. Для многих из них именно здесь происходит первая встреча с Богом. Духовно оберегает и окормляет ребят священник Алексий Вовченко.
Свято- Успенский Псково- Печерский монастырь (г. Печоры, ул. Международная , 5)
Обитель, основанная в 14 веке священноиноком Марком, расположенная на исконно русской земле в 53 км от г. Пскова на самой границе с Эстонией. Название свое обитель получила от пещер « Богом данных». В 16 веке трудами св. игумена Корнилия воздвигнуты монастырские стены и башни. Милостию Божией монастырь никогда не закрывался. Сейчас в монастыре 10 храмов . Традиции старческого окормления продолжает архимандрит Адриан ( Кирсанов). Возглавяют обитель настоятель Высокопреосвященнейший Евсевий митрополит Псковский и Великолукский и наместник архимандрит Тихон. В обители проживают и трудятся около 100 насельников. Братия окормляет многочисленную паству , трудится на различных послушаниях: клирос, просфорная , кухня ,пчельник , иконописная мастерская и монастырские поля .обитель ведет широкую катехизацию : ежемесячные педагогические сборы , многочисленные воскресные школы, беседы с паломниками , обширная издательская деятельность , духовные встречи с представителями различных организаций и воинских частей. Широко известна икона Успения Пресвятой Богородицы , принесенная двумя псковскими людьми Василием и Феодором. С 1523 года икона стала прославляться многими чудесами исцелений. На престольный праздник обители ее несут во главе крестного хода , на который собирается огромное число паломников со всей России (28 августа ).Праздник Успения начинается с Малой вечери, с самого первого акафиста, который был составлен в похвалу Пресвятой Богородицы « Радуйся Невесто неневестная». Затем торжественная всенощная , а 28 августа праздничная Литургия , которая завершается крестным ходом вокруг обители . в нем участвуют многие тысячи людей разного состояния духовного , разного общественного положения , но всем сердцем чувствуют благословение , которое ниспосылает Господь по молитвам Пресвятой Богородицы. Самым , может быть , трогательным моментом праздника является чин погребения Пресвятой Богородицы , который совершается 29 августа , вечером , по Иерусалимскому уставу. Божия Матерь является самым святым человеком от всего человечества , потому что послужила Тайне воплощения Сына Божия во плоти. Чудотворный образ Божией Матери Успение хранится в обители , по сообщениям из летописей мы видим большое количество чудес исцеления, помощи , связанной с заболеваниями глаз , и по сей день им совершаются чудеса.
Икона Божией матери « Умиление» (день празднования – 6 июля , 8 сентября , 20 октября )написана неким иеромонахом Арсением Хитрошем с Владимирского образа Божией Матери. В Печерскую обитель она принесена в игуменство прп. Корнилия. В 1581 г. по повелению самой Богоматери икона была выставлена против врагов на крепостной стене города Пскова , у пролома , и ознаменовала себя особым чудом. Пушечное ядро , пущенное неприятелем на то самое место , где стояла икона , и так тихо , что не повредило никого из стоявших там на стене и не разорвалось , и « паде» , по замечанию летописца , « яко повинное» , что удивило многих. При царе Феодоре Иоанновиче она украшена жемчугом и каменьями- алмазами , изумрудами, яхонтами , аметистами – в память чудесного избавления города Пскова от осады войск польского короля Стефана Батория в 1581 году. В Михайловском соборе в особом ковчеге хранится десница св. мч. Татианы, переданная в обитель в 1977 г. Во время разорения Царскосельского дворца одна благочестивая чета сумела выкупить и сохранить святыню для благоговейного почитания. Преподобная Васса Псково- Печерская , в миру Василиса, супруга священника Иоанна ( в монашестве Ионы), основателя Псково- Печерского монастыря. Монашеский постриг приняла перед смертью . последовавшей после тяжелого недуга около 1473 г. Погребена в монастырских пещерах.
Преподобный Иона Псково- Печерский , до пострижения священник Иоанн из Юрьева Ливонского . основатель Псково- Печерского монастыря. Созданная им пещерная Успенская церковь была освящена в 1473 г. умер около 1480 г. и был похоронен в монастырских пещерах. В 1648 г. мощи были переложены в новую гробницу.
Преподобный Марк пустынножитель, первый старец Псково- Печерского монастыря ( 15 век ) . останки старца обнаружены священноиноком Ионой. Аписан в древний синодик с именем Марк одним из первых игуменов обители. Мощи покоятся в гробу при входе в монастырские пещеры.
Преподобномученик Корнилий Псково- Печерский, игумен Псково- Печерского монастыря с 1529 г. строитель и летописец. В игуменство Корнилия произошло возвышение монастыря, сооружена каменная Печорская крепость. Казнен Иваном Грозным 20 февраля ( ст.ст.) 1570 г. Рака с гробом прмч. Корнилия поставлена у стены в Успенском храме обители.
Преподобномученик Вассиан ( Муромцев ) , ученик игумена Корнилия Псково- Печерского , летописей . казнен вместе с игуменом Корнилием Иваном Грозным 20 февраля ( ст.ст.) 1570 г.. погребен в монастырских пещерах.
Прп. Лазарь прозорливый , иеросхимонах Псково- Печерского монастыря. Умер 27 мая ( ст. ст.) 1824 г. мощи покоятся у входа в пещеры ( Ближние пещеры ).
Сщмч. Исидор пресвитер и с ним 72 в Юрьеве Ливонском пострадавших 8 января (ст. ст.) 1472 г. был священником в церкви Святого Николая . вместе с прихожанами был спущен ливонцами под лед за отказ принять латинскую веру.
п. Малы
От Труворова городища идти до Малов менее 3 километров. Дорога непростая , со спусками и подъемами ,
ручьями и болотами , но только так ощутишь великолепие здешних просторов и высоту неба над бездонным , чистейшим воды Мальским озером. На дне долины , прижимаясь к озеру , затаился древний Мальский монастырь . О существовании удивительного Мальского монастыря , спрятанного у Мальского озера в лесных зарослях , мало кто знал. Мощи преп. Онуфрия почивают до времени под спудом под развалинами монастыря. Год основания монастыря в точности неизвестен , но в некоторых источниках указывается 1471 год. Небольшая обитель на берегу Мальского озера процветала до 1581 года. В монастыре было две церкви. Главная Спасорождественская церковь построена во второй половине 16 века. Как и другие псковские церкви , она небольшая , простой формы , но пять глав , которые ее венчают , указывают на то , что внешний облик храма повлияла и московская школа архитектуры. Другая каменная постройка монастыря- трапезная церковь. К ней примыкает трапезная палата , которая в свою очередь с западной стороны соединялась с звонницей. Здание имело 3 этажа и служило для братии и храмом , и жильем и трапезной. Монастырь был окружен бревенчатой оградой и , кроме названных сооружений , имел игуменский дом , три житницы , сенной амбар , сторожку у ворот. Здесь же был коровий двор с тремя коровниками . а рядом молочная , за монастырем , на берегу озера , были монастырский сад и огород. Количество монахов в Мальском монастыре никогда не превышало 15 человек. Колокольня Мальского монастыря – одно из из лучших созданий псковского церковного зодчества. Ранее она была не колокольня . а звонница. Она имела односкатную кровлю и плоскую южную стену , вверху которой было 4 арочных проема для колоколов , и соответствовала псковским строительным традициям. В 1902 г. она была перестроена , потому что нужно было укрепить ее верх, но и в этом исполнении звонница- колокольня смотрится чудесно и с любой точки обзора воспринимается центральной постройкой. Военные невзгоды прошлого не миновали затерянный среди лесов и холмов монастырь. В 1581 г. венгерские отряды польского короля Стефана Батория , возвращаясь к Пскову после неудачного штурма крепости Псково- Печерского монастыря , подошли к Малам. Отстоять обитель монахи не смогли. Монастырь был разрушен , а все насельники убиты. Долгое время мальский монастырь лежал в развалинах , и не слышно было звона его колоколов. Только в 1675 г. появляются записи о его возобновлении , о чем свидетельствует запись на одном из колоколов Мальской звонницы эта запись гласит , что колокол был слит в 7183 ( 1675 ) г. в Онуфриеву пустынь при строителе старце Лаврентии , помощью его и других вкладчиков. В 1710 г. монастырь вновь разорен шведами , но по приказу императрицы Анны Иоанновны при епископе псковском Рафаиле ( Зборовском) возобновлен в 1730 г. Тогда восстановили его главный храм и колокольню. А руины братского корпуса с трапезной и церковью так и дожидаются со времен Батория продолжения их долгой жизни. В 1764 г. в царствование Екатерины II монастырь был упразднен , а при
Спасорождественском храме открыт приход. Тогда и стали называть Малы погостом. Мальский погост был приписан к Псково- Печерскому монастырю. Кроме празднования памяти прп. Онуфрия , которая совершается 25 июня , существует в Малах и местный заветный праздник , именуемый «Мальским воскресением» - первое воскресение после Петрова дня ( свв. Первоверховных апостолов Петра и Павла). В глубокой древности в этот день выпал обильный снег , от которого могли погибнуть все посевы и растения , но по молитвам прп. Онуфрия снег быстро растаял , не причинив никакого вреда , и в этот год урожай был большее прежнего. С тех пор положили ежегодное празднование в память об этом чуде. На кладбище Мальского погоста похоронен местный праведник – болящий Матфей , более 40 лет лежавший на одре без движения и удостоенный от Господа дара прозорливости . много людей приходило и приезжало к праведнику за советом и утешением. На пожертвования , приносимые Матфеюшке почитателями , был построен придел Онуфрия Мальского.Из- под алтаря церкви бьет ключ - источник Онуфрия Мальского , почитающегося среди православного народа как исцеляющий от многих недугов и болезней. Настоятель храма – протоиерей Василий Шведик ( с 1985 г. ).
Камно
Название погоста проходит от слова « камень» , ибо по этой местности много лет назад прошел большой Валдайский ледник. В связи с этим образовалась река Каменка, у истоков которой выстроено в древние времена городище. Период расцвета городища приходится на 8-10 век. В те времена жизнь здесь буквально била ключом. Первые упоминания о Камно в летописи связаны с сражением в 1239 г., когда псковичи крепко « избили Литву на Камне». Много битв произошло в этих местах. Поселенцы городища твердо защищали псковские окрестности , всегда молитвенно уповая на помощь Божию. В 15 веке здесь был построен храм в честь воина- победителя св. Георгия Победоносца . Почитаемые иконы храма это
« Старорусская» , « Знамение». Храм известен тем , что в 90-х годах настоятелем храма был протоиерей Валентин Мордасов. Его удивительный пастырский талант притягивал к себе многих людей. Сейчас в книжной лавке можно найти его книги, словно маленькие рецепты ко спасению души. В ограге у храма бьет Святой источник , и сегодня на этом месте установлена купальня. Отец Валентин освящал его по чину Иорданской купели. Со всей России и зарубежья сюда едут люди за исцелением . Могила отца Валентина находится за алтарем храма.
Спасо- Казанский Симанский монастырь( г. Остров, ул. м. Пионерская , д.32)
Зарождение монастыря началось в 19 веке с создания Казанской женской общины. Ее основателем был брат деда Патриарха Московского и Всея Руси Алексея I священник Павел Владимирович Симанский , пожертвовавший для общины земли, храм Спасо-Нерукотворного образа и первоначальные средства. Монастырь был известен обществом трезвости , гомеопатической лечебницей. Эта святая обитель , полностью разрушенная в годы лихолетья, ныне чудным образом и напряженными усилиями нашего Владыки была выхлопочена у советской власти и передана Церкви, и сегодня на наших глазах восстанавливается м. Маркеллой. В 2005 году в обители подвизалось 12 сестер, из них 3 монахини и 1 инокиня , 3-е трудников. Подсобное хозяйство монастыря немалое: 1 га земли с садом и огородом, куры , 2 коровы.
Свято-Троицкий Творожковский монастырь (Псковская обл., Стругокрасненский р-н, д Быстреево )
Эта святая обитель 17 века находится в 110 км от Пскова, у г. Плюссы, в годы лихолетья она была полностью уничтожена и на сегодняшний день она также , как и Симанский монастырь, является восстанавливающейся , в 2004 году передана Православной Церкви. На 2005 г. в монастыре около 10 сестер и 2 инокини вместе с настоятельницей монахиней Варварой. В обители выстроен новый деревянный храм в честь иконы Божией Матери « Всех Скорбящих Радость» , а также восстановлен старинный храм Святой Живоначальной Троицы. Восстановлению монастыря помогают командования местных воинских частей.
Свято –Введенский женский монастырь (Островский р-н , д. Владимирец )
Свято –Введенский женский монастырь расположен в ста километрах от Пскова, в Островском районе, на живописных холмах Судомской возвышенности . С незапамятных времен во Владимирце существовал упоминаемый в Писцовых книгах 16 века Рождественский монастырь. Ныне существующий каменный храм святителя Николая , вокруг которого и обосновался современный монастырь , был построен в 1790 году. В сложные времена поругания святынь храм был полностью разорен. Сейчас жизнь в обители постепенно возрождается. В 2005 году в монастыре было около 20 насельниц . Монастырь имеет значительное хозяйство , молочное стадо , имеется парк автомобильной и сельскохозяйственной техники, достраивался странноприимный дом , швейная мастерская , корпус для летнего православного детского лагеря. Свято –Введенский женский монастырь осуществляет благотворительную и миссионерскую деятельность. Игумент Нифонт и сестры монастыря часто посещают Воронцовский детский дом.
п. Озера ( Гдовский р-н )
В Гдовском районе , среди дремучих лесов и непроходимых болот, есть еще одно псковское святое место, мало кому известное , но прекрасное и благодатное своей первозданностью - пустынный остров на реке Желче. По преданию , в 1470 году здесь преподобным Илларионом был основан Покровский Княже- Озерский монастырь. Сам преподобный , подобно Павлу Обнорскому и Иоанну Рыльскому , долгое время подвизался в дупле дуба, который сохранился до наших дней .Сейчас остатки дуба находятся в часовне. Монастырь настолько притягивал к себе людей , что с веками на берегу образовалось крестьянское поселение, сегодня это деревня. Умер 28 марта 1476 ( ст. стиль) г., мощи покоятся под спудом в церкви Покрова упраздненного монастыря. День памяти преп. Иллариона Гдовского – 3 ноября.
Острова ( можно доехать до Большой Толбы автобусом и переправляться на лодке)
« Есть в озере Псковском три острова чудных…»- так пишут старинные книги о Талабском архипелаге. Самый крупный – о. Верхний ( Белов), средний – Талабск ( Залита) и малютка – Талабенец( или , как местные ласково называют , Талабчонок). Когда- то эти места были заселены беглыми каторжниками и разбойниками, но пришел однажды на остров Верхний монах Досифей. Добродетель, кротость и смирение были украшением сердца его . В 1470 году на о. Белов он основывает монастырь в честь Первоверховных Апостолов. Умер 8 октября (ст.ст.) 1482 г, мощи покоятся под спудом в церкви упраздненного в 1764 г. монастыря. .Много претерпела святая обитель и в безбожные годы , все сгорело , остался лишь храм Петра и Павла. Уже с 2000 года как попечением Владыки митрополита Евсевия храм получает второе рождение. Настоятелем храма является священник Сергий Демидов. Память преп. Досифея Верхнеостровского Псковского – 21 октября.
Второй остров уже известен миру более как о. Залита , благодаря святой жизни старца протоиерея Николая Гурьянова , жившего на этом острове более 50 лет и служившего в храме святителя Николая .
Главная святыня островитян , находящаяся в этом храме ,- Смоленская икона Божией Матери.
Другие святые земли Псковской :
Свт Василий Калика , архиепископ Новгородский. Умер 3 июля 1352 г. В Михайловском монастыре ( д. Уза , Порховского р-на) , куда приехал по просьбе псковичей усмирять жестокий мор( чуму).
Св. равноапостольный великий князь Владимир Святославович , в крещении Василий , креститель Руси. Родился и провел детские годы в д. Будник ( Ядровская вол., , Псковского р-на.). Умер 15 июля 1015 г.( ст. ст.).
Прп. Дорофей прозорливый , старец Покровского монастыря( от Пролома), которому было видение Богородицы во время осады Пскова Стефаном Баторием в 1581 г.
Прп. Иаков Омучский. Около 1395 г. на речке Омуге ( деревня Николаево, Стругокрасненский район)преподобные Феофил и Иаков основали обитель во имя Успения Божией Матери. Умер около 1412 г. Память празднуется одновременно с прп. Феофилом 21 октября( 3 ноября).Память прп. Феофила 29 декабря ( 11 января).Не случайно обитель до революции сохраняла название Феофилова Пустынь. В 1764 г. монастырь был упразднен, а деревянный Успенский храм стал приходской церковью. Однажды через Феофилову Пустынь проезжал император Александр I. Простудный недуг поразил его ноги. Государь коленопреклоненно молился у раки преподобного Феофила и получил исцеление. В 1824 г. на средства Александра I в благодарность за исцеление был возведен новый каменный Успенский храм с приделами преподобного Феофила и святого Александра Невского. В предреволюционные годы село Феофилова Пустынь стала местом благотворительных учреждений. Здесь был земский врачебный приемный покой, сельская община сестер милосердия и дача для воспитанников-сирот Санкт-Петербургского духовного училища. деревне Николаеве Стругокрасненского района). Сейчас там поставлена часовня ( по данным из интернета).
Прмч. Вассиан (Муромцев), ученик игумена Корнилия Псково-Печерского, летописец. Казнен Иваном Грозным вместе с игуменом Корнилием 20 февраля 1570 г. Погребен в монастырских пещерах.
Прп. Игнатий , ученик прп. Евфросина , игумен Спасо-Елеазаровского монастыря ( 15 в.)
Прп. Иоаким Опочский, основатель Опочского монастыря на реке Шелони ( деревня Опока Порховского р-на). Жил в 16 в. Память празднуется 9 сентября.( по ст. ст.)
Прп. Иоаким Псковский , основатель мужского Ильинского монастыря ( « Ильи Мокрого») в Пскове на Запсковье. Жил в конце 16-начале 17 вв.,
Прп. Иоанн затворник Псковский , жил 22 года в городской стене в Пскове в молчании. Питался одной рыбой, без хлеба. Скончался 24 окт. 1616 г. Перед смертью пришел в Псково-Печерский монастырь и там преставился. В 1860 г. началось устройство набережной, и часть стены напротив церкви св. великомученика Георгия Победоносца ( со Взвоза) сломали.При этом был обнаружен дубовый гроб , в котором находился скелет, завернутый в саван. Предполагается, что это захоронение преподобного Иоанна, затворника. Скончался 24 октября 1616 г. во время осады города шведским королем Густавом- Адольфом.
Прп. Серапион Изборский, начальник монастыря Пресвятой Богородицы "иже на Ламех", псковский новый чудотворец (XVI в.). По предположению Е.Е. Голубинского, вместо Ламех нужно читать Малех и разуметь одного из игуменов Мальского монастыря Рождества Богородицы.
Прп. Серапион Псковский на Толбе-реке (впадает в Псковское озеро), спостник и ученик прп. Евфросина. Скончался 7 сентября 1480 г. Погребен в Спасо-Елеазаровском монастыре.