Псков и его святые

Елена Соловьева 6
Расположен  на реке Великой. Население-200 тыс. человек.  Славянские  поселения на территории  Пскова  существовали издавна. Первое летописное  упоминание о городе относится  к 903 году.  В 10-11 веках Псков входил  в состав  Киевской Руси, позже –Новгородской республики, но обладал  значительной самостоятельностью. Существовало городское вече. Город постоянно  отражал вторжения рыцарей Ливонского ордена и Великого  княжества Литовского. На Псковской земле  в апреле 1242 года  состоялось знаменитое  ледовое побоище, когда князь Александр Невский  на Чудском озере  разгромил  рыцарей-крестоносцев .  В  1510году Псков входит в состав  Русского централизованного государства. Сохранилось более 100 памятников  древнерусского  зодчества  и других объектов  истории и культуры.Поистине героический  город  Псков, до подписания мирного договора Петром Первым в 1721 году, когда границы северо-запада отодвинулись, Псковская земля со времени своего летописного упоминания, выдержала более 120-ти войн, предпринятых со стороны немцев, шведов, Ливонского Ордена, из 500 километров протяжённости границ с Речью Посполитой, на Псковские земли приходилось более 460-ти, отстаивать свою независимость под силу было только Псковичам, в этом их характер и поныне !"Славою своих предков гордиться не только нужно, но и должно!
 В старые добрые времена  псковичи любовно и с гордостью называли  свой город « Дом Святой Троицы». Имена мастеров, что  возводили храм во славу  Святой Троицы  , к сожалению , не сохранились , а вот   о том , как был построен  первый  Троицкий собор и основан город Псков , сохранилась  легенда.
…Как-то , уже  будучи  христианкой, объезжала великая княгиня киевская Ольга ( которая родилась  и выросла  в псковской деревне Выбуты) свои владения – погосты  и дани  устанавливала по всей земле.
День клонился к  вечеру, когда  утомленная Ольга спешилась с разгоряченного коня  и подошла  к берегу реки Великой. Темные тучи на небе  проносились так низко , что казалось , вот-вот  зацепят макушки деревьев . раскачиващихся под порывами ветраю внезапно ветер стих , а тучи  замедлили свой бег и уступили место яркому ,золотистому  свету,который  тремя лучами   пролился  с небес на землю.Там  ,где у слияния рек  Великой и Псковы высился каменистый утес, свет трех лучей пересекся.
Пораженная этим чудным видением, Ольга  воскликнула : «На этом месте будет  храм Святой Троицы и град велик, славен и во всем изобилии !»
Возвратившись в Киев, великая княгиня  не  забыла   о своем обещании,  данном  на берегу   Великой . Она  велела  послать к чудному  месту  много золота и  серебра  для постройки  храма (построен в 965г.),
заложить город Псков  и населить  его жителями. Так, по легенде , возник город Псков  и первый  на Руси храм  во имя Святой Троицы. 
Зайдите в старый город  через недавно открытые  ворота Рыбницкой башни,  это Святые ворота. Недавно украшены мозаичной фреской Спаса Нерукотворного.  Справа- церкви, сохранившиеся только потому , что  Петр I когда- то приказал  засыпать их , создать бастионы. Слева- Приказная  палата , где на 1 этаже держали арестантов, а с высокого  крыльца  подьячие  выкрикивали приказы. Стилизованное украшение      « Меч  Александра Невского» - прямо по курсу, на крепостной стене- олицетворение  силы и мудрости. Через ловушку- захаб  выходим к  Троицкому собору. На месте видения  трех светоносных лучей   св. Ольга установила  дубовый крест. По его образцу изготовлен  в  1623 году  Ольгин крест , установленный  перед иконостасом  у северной стены храма. В 1137- 1138 годах построен первый каменный собор  Троицкий собор  с пределом  Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор заложен при князе Всеволоде-Гаврииле. Второй каменный собор построен в 1367 году и торжественно освящен 30 января 1368 года. Строителем храма считается зодчий Кирилл. В этот собор  в 1472 году вступила невеста Великого князя  Московского  Ивана  I I I  Софья Палеолог . Софья приняла благословение духовенства,  посадников  и всего Пскова челобитье. Народ, с любопытством  смотревший на папского легата,  сопровождавшего царевну, был возмущен , когда он,  вступив в храм, не поклонился святым иконам. Тогда царевна,  заметив  общее негодование , велела ему  приложиться к  образу  Богородицы. В честь Софьи  был отслужен  торжественный молебен.  Она покорила сердца псковичей, видевших  , с каким   усердием  царевна молилась Богу, соблюдая  все обряды  греческой церкви .Псковские посадники провожали ее  до рубежа Псковской земли.
Ныне существующий , четвертый  по счету , Свято- Троицкий    Собор  построен на месте обветшавшего и разобранного Собора  зодчего Кирилла. Он заложен  митрополитом  Маркелом  в 1682 году , но  незавершенное  строение  через 6 лет обрушилось. В 1691 году митрополит  Илларион  продолжил строительство. В 1699 году при митрополите Иосифе храм был освящен. Ко времени  постройки  относится иконостас . Иконы  пяти  ярусов- местного ,  праздничного , деисусного, пророческого  и праотеческого чинов- датируются концом  17 века. Они выполнены профессиональными художниками , близкими  школе Оружейной палаты Московского Кремля , и сочетают  древнерусские традиции  с достижениями  западноевропейской живописи. Два  верхних яруса иконостаса , с изображением  Страстей Господних ивенчающее всю композицию  Распятие с предстоящими, добавлены в середине 18 века. За все время своего существования были реставрированы только нижние ряды иконостаса как следствие серьезной работы по разминированию    собора после отхода немецко-фашистских войск из Пскова. Мины-  сюрпризы  они установили даже у Царских врат. При разминировании собора  погибли саперы. Взрыв мин . установленных  в других частях собора, саперам удалось  предотвратить.  Также датируются  иконы  на пилонах ( мощных  четырехугольных  столбах- опорах) храма. Они всецело принадлежат  религиозному искусству  нового времени и далеки от древнерусского канона. Многие отличаются  высокими художественными достоинствами. Расположенный  в Кремле, в историческом  центре Пскова, собор виден за десятки километров. Двухэтажный , четырехстолпный , пятиглавый храм построен  в формах русского зодчества 17 века и  использованием местных псковских традиций.  Высота его 72 метра, это высота 25 –этажного дома. Храм в стиле московского барокко , стены гладкие из обтесанного камня , в отличие от других псковских храмов, построенных из  необтесанного камня , опоясан поясом из  поливных изразцов на 1 ярусе .На второй этаж  ведет  высокое крыльцо с 33 ступенями. Собор виден за 60 км . Всего в соборе 9 княжеских погребений в склепах ,в подцерковье  находится  и усыпальница  псковских архиереев .До 1615 г. здесь хоронили  исключительно  псковских князей , умерших в Пскове  или неподалеку .Под собором первоначально   погребены   Всеволод-Гавриил , Тимофей -Довмонт  , а также убитый  немцами под Изборском  Юрий Витовтович (1348 г.),  Даниил Александрович Ростовский  (1409г.), умершие во время мора  Евстафий  Изборский (1360г.)  с двумя сыновьями Карпом и Алексеем,псковский князь Даниил Александрович Ростовский(1409) и Ярослав  Васильевич  ( Севастьян)  Стрига-Оболенский ( 1487г.).Похоронены князья Мстислав и Андрей.  В Троицком  соборе  или у его стен  похоронили псковичей , погибших  9 октября 1615г.  в битве  с Густавом-Адольфом. Известно, что  здесь в 1698г. погребен  митрополит  Псковский и Изборский  Илларион , здесь же захоронения членов  Святейшего Синода :  архиепископа Симона  Тодорского ( 1754 г.), в подклете собора  при нем  устроен предел  честь  Равноапостольной  Великой княгини  Российской Ольги. Этот предел был уничтожен пожаром  в 1770 г. Также  могилы  епископа  Гедеона Криновского ( Кринова , 1763 г.),  архиепископа  Мефодия Смирнова  (1815г.),  архиепископа  Нафанаила  Павловского ( 1849 г.),  архиепископа  Евгения Бажанова ( 1862 г.), архиепископа   Феогноста  Лебедева (1868 г.),  епископа Антонина Державина (1902 г.). Есть сведения  о захоронении  здесь  первого Псковского владыки  Мисаила (1592 г.),   епископа  Геннадия (1608г.),  Сильвестра ( 1615 г.), Иоакима          ( 1623г.). Надписи на  большинстве  гробниц утрачены  , теперь уже  трудно с определенностью определить  , кто  именно здесь  похоронен.  Особым почтением  у псковичей всегда пользовалась могила Симона Тодорского . Над ней  постоянно  совершались   панихиды, многие псковичи  и сейчас  искренне убеждены в его святости.
Под кровлей храма собраны шесть церковных престолов. На втором  этаже  размещены: основной  престол во имя св. кн. Ольги, св.  благ. Кн. Всеволода- Гавриила, св. благ. вел. кн. Александра Невского и Казанской иконы Божией Матери.  В 1903 году здесь  была устроена  церковь во имя св. преп. Серафима Саровского чудотворца( ранее там был престол св. Ольги, сгоревший ).Колокольня  собора построена на месте  башни   « На Радчине всходе», потом там находилась церковь св. Варлаама Хутынского.  Основу колокольни строили псковские мастера , верхняя  часть колокольни была деревянной, после пожаров  1770 и 1778 гг перестроена в кирпиче,  верх  на петербургский манер гладкий и завершен шпилем  18 века. Часы на башне впервые  были установлены в 18 в., в настоящее время на башне часы немецкой работы , установленные в 1884 г.
В 19 в. переделано крыльцо собора , стала более пологой формы лестница. После Великой Отечественной войны  главы были из самолетного  алюминия , в честь 1000-летия  крещения Руси    установлены медные купола , которые потом почернели и главный купол- золотой.
Память  Равноапостольной Великой  княгини Ольги- 24 июля ,  святого блаженного Николая Псковского чудотворца – 12 марта ,  благоверного  князя Всеволода- Гавриила Псковского чудотворца – 25 февраля ,  5 мая , 10 декабря ;  благоверного князя  Довмонта – Тимофея  Псковского чудотворца- 2 июня .
Особо почитают псковичи  чудотворную  Чирскую икону Божией Матери. На иконе есть надпись : « Сия чудотворная  Пресвятыя  Богородицы   икона перенесена  из  Псковской же Чирской волости в 1420 году во время трехдневнаго  течения из очей  Ея слез и свирепствовавшей во граде Пскове и пределах его моровой язвы ». обретение чудотворной иконы подтверждается псковскими летописями.
Другой особо почитаемый образ- чудотворная храмовая икона  16 века « Святая  Троица с деяниями ». В середине  «Гостеприимство Авраама », в клеймах  ветхозаветные сюжеты, прообразующие  жертвенную миссию  Христа Спасителя. На  южной стене  Троицкого Собора в деревянном киоте с резными изображениями Ангела, Орла , Тельца , Льва – символами  четырех евангелистов  Матфея , Иоанна , Луки и Марка находится икона Псковской  Божией Матери. В  1848 году молитвенным заступничеством Матери Божией по совершении молебнов о здравии исцелилась смертельно больная жена купца Петра Барзова.
В 1998 году обновилась и обильно замироточила старинная икона великомученика  и целителя  Пантелеимона. Это событие  произошло за  две недели  до того , как  Честную Главу святого привезли в Санкт-Петербург для поклонения православных христиан.
В 2004 году 9 августа икона вновь мироточила , в день памяти вмч.  и целителя  Пантелеимона.
В 2001 году чудесным образом  вернулась во Псков  чудотворная  икона  Божией Матери « Псково- Покровская ». В 1581 году ,  во время  осады  Пскова войсками польского короля Стефана Батория, было видение старцу  Покровского мужского монастыря Дорофею  Пресвятой  Богородицы   с предстоящими Псковскими  Небесными покровителями , после чего  войска бежали от стен города. По этому событию была написана  Божией Матери « Псково- Покровская». Она была утрачена во время Великой Отечественной  Войны. В сентябре  2001 года Президент  Российской Федерации  В. В. Путин , после возвращения из Германии , где ему была  вручена Псковская святыня , и Святейший Патриарх  Алексий II передали  Псково- Покровскую икону  Божией Матери  нашему   Владыке митрополиту  Евсевию.
7   сентября икону у ворот Кремля под колокольный звон  и песнопения встречали духовенство и псковичи.
Затем крестным ходом перенесли в собор, где начался  акафист в честь  чудесного возвращения иконы.
Во время службы икона обновилась и замироточила. Спустя почти 50 лет вновь  Матерь Божия пребывает с нами в главном действующем храме г. Пскова  Свято-Троицком Кафедральном Соборе.
У стен  собора с 13 в.  собиралось   Псковское вече.  Площадь называется  Вечевая. 3 века  это место было политическим центром  Псковской республики. На вече решали  вопросы о приглашении  князя, там он приносил присягу, принимали новые законы , отменяли старые, обсуждались  вопросы о ведении войны. В Пскове не все принимали участие в вече. В Пскове всего было 6,5 тыс. дворов. Участвовали в управлении бояре , землевладельцы, потомки местной знати, представители ремесленников, купцы, всего  около 300 человек. В 1510 г. Псков вошел в состав единого  Русского государства и вече было отменено. Колокольница вече находилась посредине Першей (Перси) – стены в Довмонтовом городе, огораживающей с юга Кром . Ансамбль Довмонтова города  не имеет аналогов на Руси, состоит из 18 церковных престолов, предстоящих  перед св. Троицей и был также некрополем  самых заслуженных псковичей. Зодчим Кириллом  на 1,5 га   в 1268 г.  поставлены церкви св. Тимофея Гаазского( покровителя кн. Всеволода- Гавриила), в 1269г. св. мученика Георгия ( в честь военной победы). В 1272 г.- церковь мученика Федора Стратилата, Дм. Солунского . В 14 в. – св. Николая( 1414 г. ) и Кирилла с Гребли. В том же веке Рождества Христова, Покрова Богородицы(1398 г.) Сошествия Св. Духа( 1383 г.). Существует легенда , что  зодчий Кирилл  захоронен в Пскове. В 17-18 веках многие церкви были разобраны . После войны городские власти  решили там создать парк. Археологи боролись за то, чтобы  эта историческое место  было оставлено в том же виде. Археологи победили. В восточной части Довмонтова города в начале 18 в. по приказу Петра 1  была насыпана Рождественская батарея под ввоз пушек. Во времена Петра 1  храмы закрывались, использовались  как склады для боеприпасов и хранения оружия. После раскопок  более 150 кв. м. живописи находятся в Эрмитаже. Фрески  из храмов Св. Софии ( 1354 г.) и Кирилла с Гребли (1374 г.)  выставлены в Псковском музее. В конце 17в. в Довмонтовом городе выросли большие каменные здания- из них и  Приказная палата. Занимались там делопроизводством , судом и расправой и  был это центральный орган  воеводского управления  Пскова. На крыльце над проходом установлена икона Спаса Нерукотворного  и герб – барс с поднятой лапой.
   На вечевой площади  находился Благовещенский собор( зимний ),  построенный в 1836г. на месте старого , разобранного в 1825 г. Существовало 2 крестных хода- весной из Благовещенского собора  5 мая в день памяти  князя Всеволода –Гавриила с мощами в холодный Троицкий собор ( там служили  только летом) , а осенью- обратно.
На месте взорванного в 1933 г.  Благовещенского Собора установлен памятный крест  ( 2003 г.).Собор  был построен в 1836г. из кирпича на каменном фундаменте в византийском стиле для богослужений в зимнее время. В 1920- 1922 гг. передан « обновленцам».
    Еще 5 минут неспешного хода – и дверь в крепостной стене распахивается, открывая вид на устье Псковы. Можно пройтись по крепостной стене  ближе к слиянию двух рек.
      Много позже на том месте ( это на другой стороне реки) , с которого Ольга  любовалась  на огненные  лучи, была возведена часовня и названа  Ольгинской. Нынешняя Ольгинская  часовня построена   в 2000 году.
   Ежегодно  день памяти Святой равноапостольной княгини Ольги   24 июля  отмечается  как  храмовый и общегородской  праздник  при большом стечении народа. Во всех храмах  города  24 июля служатся Божественные Литургии , а по окончании  службы со всех храмов  собираются  Крестные Ходы и  направляются   на Соборную  площадь  в Кремль , для Торжественного молебна  Архиерейским  служением.
Чтимая  святыня храма-  рака с мощами святых угодников : благоверных князей  Всеволода- Гавриила , Довмонта-Тимофея , св.  блаж.  Николая  Христа  ради юродивого и преп. Иоасафа  игумена  Снетогорского, а  также Чудотворные иконы Божией Матери.
     В 1701 г. Псков стал главной  квартирой русской армии  под командованием  Бориса Петровича Шереметьева, действовавшей против шведов.  В 1702 г. . после победы  над Шведами у  Нарвы, фельдмаршала Шереметьева  чествовали в Троицком соборе. В Троицком соборе ( в 1704, 1705 г.)  бывал император Петр I. Торжественно встречал Псков  13 мая  1780 г.   императрицу  Екатерину I I. С этого  времени  все русские  цари и великие князья начинали свой  визит  в Псков  и на псковскую землю с посещения Троицкого собора.  В тревожные дни  Отечественной  войны, 7 октября 1812 года,  из Троицкого собора  начался крестный ход  вокруг Пскова. Спустя несколько дней в город пришло событие , что в  тот самый день , 7 октября,  войска графа  Петра Христиановича  Витгенштейна  освободили от французских  войск Полоцк , перешли в наступление  и гонят неприятеля прочь. Опасность оккупации Пскова и  Псковской губернии миновала. Стены собора  в 1827 , 1833 гг. видели  Императора  Николая I ,  в 1840 году- его сына , будущего Императора  Александра I I Освободителя. В  1903г. , 9 августа,  приезжал  последний русский самодержец  Император- мученик  Николай I I. В 1910 г.  архиепископ Арсений  приветствовал Великую княгиню  Елизавету Федоровну, сестру императрицы.
Наступил 1917 г. , в стране появилось  вначале Временное правительство , затем власть надолго перешла в руки  большевиков. 27 февраля 1919 г.  представителями  Советской власти проведено вскрытие  мощей св. князя Всеволода- Гавриила .
 В 1922 г.  началась компания  по изъятию церковных ценностей.  Комиссия по  изъятию ценностей  дважды не могла попасть в Троицкий собор , их появление  встречало возмущение  и бурные протесты верующих. Только  когда  «комиссии  удалось незаметно  проникнуть в собор, изъятие все же  было произведено».
В 1924 г.  собор передан   обновленческому составу церковно- приходского совета.
На заседании Псковского  окружного исполкома от 15 декабря 1935 г.  заслушало ходатайство  церковной  двадцатки  о закрытии Троицкого собора.   Здание  передали  в ведение  музея  для организации   филиала антирелигиозного  музея. В 1938 г.  в соборе был открыт  антирелигиозный музей.  В соборе установили маятник Фуко, кощунственно  выставили мощи святых.
          В годы Великой Отечественной Войны  немцы разрешили  Псковской православной миссии  открытие собора.
        23  июля 1946 г.  в Троицком соборе  встречали  Патриарха  Московского и  всея Руси Алексия I.
Патриарх вновь освятил  вновь открытый в годы войны собор.
      В 1992 г.   в стране широко отмечалось  750- летие  Ледового побоища- победы  князя  Александра Невского над псами- рыцарями.  27 мая 1992 г.  для участия в торжествах  приехал Патриарх  Московский и  всея Руси Алексия I I.
         Можно спуститься по винтовой  лестнице  Ольгинского моста и пройти неспешным шагом  вдоль реки по направлению к гребной базе,  чтобы через полчаса оказаться у  Покровской башни. А можно присесть на лавочку и полюбоваться  видами. Расписанная фресками по эскизам Рериха Анастасьи Римлянины  часовня  и Мирожский монастырь , расположенные на той стороне реки , предстанут во всей красе.
Первая обитель, словно  свеча  истинного горения  любви к Богу, возникает в Мирожском монастыре в 1156 году. Постепенно монастырей становится  все больше и больше – это и    Снетогорский,  и  Спасо-Елиазаровский  , и   Крыпецкий  монастыри  , и Никандрова пустынь.  Жизнь  в  этих  обителях  ныне возрождается.  Местом особого паломничества православных      людей  стали Печерский  и Святогорский  монастыри..
     К концу 15 века в Пскове было 40 церквей и 36 монастырей.
         На  нынешней площади  Ленина  находился памятник царю Александру II , разрушен в 1919 г.  .
        В городе 2 памятника св. Ольге  работы скульпторов Зураба Церетели у гостиницы Рижской  и  Вячеслава Клыкова  у ЦУМа в Детском парке. Скульптор Клыков  долго не мог найти образ .Несколько раз приезжал  в поисках  нужных типажей, пока в  купе московского поезда не встретил псковичку Анжелику Жестоканову и ее сына Андрея. С них –то он и «слепил» памятник. В городе множество старинных церквей
Время основания монастыря Иоанна Предтечи – 1246 г., церкви Николы со Усохи-1373 г, церкви Василия на горке- 1377 г.  Церковь Успения Пароменское- 1444 г ., сейчас стоит построенная в 16 веке на месте старой –это ориентир , указатель древней дороги на запад и старинной переправы через Великую.  Церковь папы Клемента – 1615 г.,  церковь Дмитрия Мироточивого- 1352г.
      Церковь Старого Вознесения – безупречно чистый  псковский стиль 15-16 века. Нынешний Планетарий – церковь пушкинских времен .Ранее там был женский монастырь. Храм Старого Вознесения был центром комплекса на парадном  традиционном месте  встречи владык , князей и чудотворных икон  при главном  южном въезде в город.  В 20-е годы  прошлого века  толстые каменные стены  церкви заглушали  звуки выстрелов , а позже в алтарной части женили и показывали спектакли. Жилые дома  неподалеку от церкви- это монашеские кельи, а в них была домовая церковь.  В 2004 г. именно в Старо- Вознесенском  археологическом раскопе   обнаружили  захоронение  варяжской гостьи , одной из первых христианок на Руси. Она- часть  сенсационной находки  псковских археологов – открытие скандинавского некрополя 10 века. Варяжской гостье было около 25 лет, ее одежда состояла  из очень дорогих  шелковых полос , на которых изображены медальоны  с фантастическими  животными и цветами. Личные вещи  варяжской гостьи- серебряные  и бронзовые украшения, предметы быта – были выставлены в Лувре в 2010 г.
          Церковь Богоявления – один из лучших образцов псковского зодчества, период расцвета архитектурной школы. При взгляде на нее  архитектор  всех времен и народов  ле Корбюзье пленился так , что создал  одну из самых красивых модернистских  капелл ( часовен) во Франции, реплику на древность – и создал капеллу  Нотр-Дам-дю-О в Рошане. На Гремячей  горе издавна был  Гремяцкий монастырь , и церковь покровителей кузнецов Козьмы  и Дамиана   когда-то была совсем другой , величественной , богатой. Гремячую башню , единственную в Пскове , чья дата  известна точно-1525 год, строили итальянцы, влюбившиеся  в город настолько , что своим технологиям  предпочли местные , лишь отточили  русский стиль. Название Гремячая гора  связано с тем ,  что у подножия ее бьют  ключи , которые как считалось, появилось от удара грома. Некогда в этой части города  на обособленном  от  города участке, у воды, стояли кузницы.  С башней связано несколько  красивых легенд. Например,  о спящей в  подземелье башни девушке и  несметных сокровищах, хранящихся здесь. Якобы звон монет доносится из башни в полночь. Разбудить красавицу и забрать клад  сможет только тот, кто чист душой и помыслами. По другой легенде, до сей поры в тайниках башни находится богатый клад, который скрыли  от врагов псковичи в давние времена.