Плоды популярности

Голиб Саидов
(Ринат и автор. Бухара, 1974 г. Фото из личного архива)



           Изучив на первых порах всего лишь три аккорда, мы уже могли  устраивать "концерты" для ребят и девчонок нашего двора, так как 80% шлягеров того времени вполне укладывались в эти упомянутые выше три аккорда. И были счастливы, от переполняющей нас гордости, чувствуя себя если и не героями, то во всяком случае, причисленными к некоей касте привилегированных и особо приближенных "ко двору королев" из числа местных капризных красавиц, в коих и в самом деле, удивительным образом сочетались ум и природная привлекательность. Наши чувства мог понять и разделить лишь, какой-нибудь гармонист из российской глубинки ("Первый парень на деревне - вся рубаха в петухах!")
           Примерно через год стало ясно, что останавливаться на достигнутом нельзя. К тому же, очень скоро нами овладеет тайная мечта, которой было охвачено большинство наших сверстников - создать собственный вокально-инструментальный ансамбль. К тому времени,  так называемые ВИА, как первые ростки свободы, осторожно, но уверенно стали протаптывать себе дорогу практически на всей территории Советского Союза, начиная от Прибалтийских Республик и заканчивая южными границами огромной империи.  Это была хоть какая-то отдушина, глоток свежего воздуха, который мог противопоставить себя надоевшим транспарантам и лозунгам, от которых лично меня (если быть честным и откровенным до конца) уже изрядно подташнивало. Правда, до настоящего рока, позиционирующего себя как с некоей особой формой протеста и бунтарского свободолюбивого духа против засилия штампов и идеалогических клише, было явно далеко (не надо забывать, что первые ВИА создавались с одобрения и непосредственного участия идеалогических органов ЦК). Однако, тем не менее, это уже было нечто, что "открывало - если не окно, то - хотя бы форточку в Европу".  И сквозь эту узкую щель в нашу жизнь просачивались такие группы, как: "The Beatles", "The Rolling Stones" и многие-многие другие...


https://youtu.be/gd6ODRkzSUc



           Примерно в году 1972-ом, наши грёзы постепенно стали оформляться в реальность: при школе №19 имени Ильича (директором которой была назначена мама Рината) наконец организовался вокально-инструментальный ансамбль. Причем, были выделены средства на приобретение настоящей аппаратуры: пара-тройка гитар, ионика и комплект барабанщика. С настоящим барабаном, обтянутый не кожей, а модным в ту пору пластиком, несколькими дополнительными барабанами и "тарелками". Про аппаратуру - и вовсе, отпад: немецкая 30-ваттная колонка "Regent-30", к которому подключались все гитары и также два микрофона.
           В ту пору, я как раз "завязывал" со своим очередным не менее страстным увлечением - радиолюбительством, а потому, напоследок, собрал 2-ламповый усилитель мощностью в целых... 3 ватта, внеся, таким образом, безвозмездную лепту в общее дело. К этому усилителю будет подключена "ритм-гитара", на которой буду играть я. А ещё через короткое время, мне придётся с головой уйти в создание "фузов" и "квакеров" - электронных приставок для гитар - модного в ту пору увлечения, которое продержится не один год.
           Однако, самым знаковым событием будет 1974 год. Год, когда мы, закончив 10 классов, будем прощаться со школой. И - надо же! Именно этот год станет первым, с которого ежегодно, на центральной "Красной Площади" города, будет установлена традиция - собираться выпускникам всех школ города на прощальный выпускной вечер.
           Надо ли говорить о том, что наш ансамбль возвышался на правительственной трибуне, ну а мы сами, уподобившись знаменитым "Битлам", будем ловить на себе завистливые взгляды сверстников-мальчишек и восхищенные взоры местных красавиц. По этому случаю, для нас специально закажут оригинальную форму, отличительным фирменным знаком которой, станут рубашки со стоячими воротниками, сшитые из хон-атласа. Как жаль, что этого фото нет в моём архиве!
            


https://youtu.be/eF_mhA7HT2Y



           Ну, а потом - учёба в институте, где мы станем выступать в качестве второго состава знаменитого вокально-инструментального ансамбля "Квазары" (памятные передачи с А.Масляковым "Алло, мы ищем таланты"), а затем пришедшего ему на смену "Саъдо". Из всего нашего музыкального репертуара, в памяти лишь накрепко засела известная песня "Лет ит би" (из группы "Битлз"),  которая явилась моим страшным позором во время одного из  выступлений в актовом зале пединститута.  Ведущий объявил нашу группу и представив нас к огромной студенческой публике, громко объявил в микрофон:
          - А теперь встречайте своих кумиров!
          Мы заметно заволновались, так как абсолютно не были готовы к тому, чтобы вот так вот, экспромтом выступить...
          - Ну, какую вещь будем лабать? - озабоченно поинтересовался барабанщик.
          И тут, Ринат, взглянув на меня, уверенно заключил:
          - "Лет ит би".
          - Нет-нет! - воспротивился я, осознав что тут гитары настроены по камертону, а следовательно, мне просто не "вытянуть"  эту песню. - Умоляю, Ринат, только не эту... мне её не взять...
          Однако, барабанные палочки уже отстучали "раз-два-три" и... мне оставалось лишь смириться со своим самым незабываемым позором в жизни. Когда я, под взгляды многочисленной аудитории, "выдал петуха", после чего, "перескочил" на октаву ниже, что было встречено со смешками и понятными кивками в зале. В это мгновение, я мечтал лишь об одном: чтобы земля низверглась подо мною и я провалился, избавившись от переполнявшего мою душу стыда.



https://youtu.be/rfX0q1aNCos



           Ещё один забавный инцидент произойдет с нами немного позже. Это было замечательное время, когда ни одна свадьба (или другое торжество) не обходилась без вокально-инструментального ансамбля. Как правило, состоявшего из 3 - 4 молодых дармоедов, которым помимо отдельного столика с халявной пищей, с выпивкой, предназначалась также и отдельная плата (где-то, порядка 100 рублей) - сумма, надо сказать, вполне приличная для того времени.
           В разгар сезона (летне-осенний период), нам удавалось "скосить" столько, сколько не снилось нашим родителям, привыкшим кровью и пОтом зарабатывать себе на жизнь. Наш ансамбль (на тот период) состоял из четырёх человек (ударник и гитары: бас, соло и ритм), а потому, выходило по "четвертаку" за вечер. А сколько было таких вечеров...
           В один из них, наш ВИА был приглашен на очередную свадьбу. Прибыв на место, мы были немного удивлены тому факту, что помимо нас, оказывается, устроители мероприятия, решив перестраховаться, пригласили ещё одну группу. Что ж, такое бывает... Альтернативную "команду" представлял всего один человек - Талгат Тухтамышев - никому из нас незнакомый, худощавый брюнет с усиками, к тому же, выделявшийся невероятной скромностью. (Это значительно позже мы узнАем о его сотрудничестве с Аллой Пугачевой и о том, что в начале 80-х он будет одним из гитаристов её группы «Рецитал»). А в то время...
           Тут следует отметить, что наш Ринат заслуженно являлся виртуозом на "соло-гитаре": его искрометными импровизациями восхищались многие музыканты города. Однако "Восток - дело тонкое", а потому, мой друг, отдавая дань восточной традиции, предложил своему новому знакомому, первым начать выступление. На что Талгат скромно, но уверенно замотал головой, давая понять, мол, "что вы-что вы, ребята - я только после вас".
           Ну, тут "Остапа понесло..." Вернее - Рината. Искоса поглядывая на своего оппонента, мой друг выдавал такое, что превзошел самого себя. Наконец, "отлабав" несколько песен, мы с вожделением прильнули к столу, который изобиловал всевозможными яствами, фруктами, винами и прочим алкоголем. И настолько увлеклись, что не заметили, как Талгат тихо прошел мимо нас, взял гитару и начал петь, подыгрывая и импровизируя себе на "соло". В какой-то момент, мой взгляд остановился на Ринате. Это невозможно передать, это надо было видеть своими глазами. Мой друг перестал есть. А после того, как Талгат, взяв самые верхние ноты, перешёл на фальцет, Ринат прекратил пить. Когда же, пальцы незнакомого "выскочки" шустро забегали по грифу, выделывая невероятные кренделя, мой друг окончательно сник. Одним словом, эту картину можно охарактеризовать, как "Моцарт и Сальери". Всё было как в тумане. Как в дыму...


https://youtu.be/FefJRbwN85c