Без родины 2 - Глава 5

Виталий Поршнев
                ГЛАВА ПЯТАЯ.

               Поразмышляв несколько дней, я прихожу к выводу, что мне стоит попросить о помощи  самую  богатую техникой  стройку в селе – ту, где я обычно «шабашу». Однако Илья  сразу отказывает:

– Ничем не могу помочь! – говорит он, прячась за своим джипом от шума   работающего экскаватора, – иди к Афанасию Юрьевичу, говори с ним. Я лишь распорядитель, хозяин он. Скажет храм построить новый, построим. Этот отремонтировать – сделаем. Прикажет просителей на порог не пускать – будем выполнять!

– Я же с ним не знаком,  разве он будет со мной говорить? Да и где я Афанасия Юрьевича найду? – расстраиваюсь я.

– Найти его действительно сложно, – соглашается Илья, – но  при желании возможно. На стройке  лучше к нему не подходить, он тут всегда без настроения,  проблем много. Ты схитри:  приезжай завтра на юбилей аэроклуба. На  Приокском аэродроме  проведут соревнования.  Афанасий Юрьевич  летать будет   обязательно, большой любитель.

– А на чем  он летает? – удивляюсь я.

– На всем подряд: самолет, вертолет...  да неважно, тебе-то что? Главное, у него после этого всегда хорошее настроение. Тем более, будет банкет: водочка, шашлычки.  Афанасий Юрьевич  не слушает длинных речей  в  официальной части, отходит   в комнату отдыха.  Там  к нему и подойдешь, я тебя проведу. Только  не подведи меня!  Говори кратко  и толково, а иначе он  потом  выскажет мне, что я к нему всяких дурней таскаю!

– Понял! – говорю я,  неловко чувствуя  себя в старой спецовке. Будто сам факт ее ношения уже компрометирует меня, перед пока еще незнакомым Афанасием Юрьевичем.

    Первое, чему я удивился, оказавшись в шикарном кресле напротив известного всей стране миллиардера, расположившегося в еще более шикарном кресле возле венецианского  журнального столика, так это то, как эти роскошные предметы контрастируют с убогостью «совковой» комнатой, где мы сидим.

    Второе,  что вызвало мое удивление, так это запах,  исходящий от этого  крепкого  мужчины лет шестидесяти пяти. Дорогие мужские духи настолько отравляли воздух, что я почувствовал нечто похожее на приступ астмы, после акклиматизации не часто дающей о себе знать.
 
  Потирая заслезившиеся глаза, я представился. Затем сказал, что рассчитываю на помощь в подготовке деревенского храма  к достойной встрече викарного епископа. Афанасий Юрьевич  в ответ не издал ни звука. Тогда я  решил блеснуть талантом оратора:

– Вот вы, Афанасий Юрьевич, строите базу отдыха. Для деревенских жителей это хорошо,  появятся рабочие места, они  будут вам благодарны. Однако вы подумали, что будет, к примеру, лет через пятнадцать, когда  нарастет новое поколение? Народ духовно не образован, процветает пьянство и наркомания. Кто будет беспокоиться  о появлении у молодежи  нравственности?  А без нее что?  Опять  «семнадцатый год»? Нет,  в  Настино  должен быть  храм,  как символ вечного, как голос  совести в архитектурном исполнении, как образ Бога на малой родине, ради которого  можно и нужно сказать «нет» революционному греху!  Как вы считаете?

– А мне этот  прохиндей Илья сказал, что у меня завелся поклонник, и жаждет получить книгу с автографом! –  ровным, как у диктора телевидения,  голосом,  произнес Афанасий Юрьевич.

– Какую книгу?  – изумляюсь  я.

– Художественную. Я написал роман, посвященный этапам добычи нефти в России. Сейчас идут  переговоры о съемке фильма по моей книге. Мой совет, молодой человек, когда вы в следующий раз  пойдете  просить  помощи, сначала узнайте о человеке, и  попытайтесь  в разговоре расположить  его к себе, а потом переходите к делу.

– Что ж, спасибо. Но мне нужна разовая помощь! – смутившись, говорю я.

– Нет, не разовая. Я в людях разбираюсь. Вы еще придете. Но я уже восстанавливаю два собора, у меня  орден  за меценатство. Однако  в Настино все очень непросто.  Возможно, вы знаете: стройку зажали, нет нормальной дороги. Скорей всего,    придется ее законсервировать, пока  я не придумаю, как выйти из  ситуации. Рабочих переброшу в другое место. В Настино останется несколько механизаторов  и техника.  Вот если вам надо будет что-нибудь перевезти или выкопать, звоните Илье, он выделит. Больше ничем не помогу,  и только для храма, никаких «своих  дел», учтите!

– Хорошо, понял. Спасибо, вы очень  помогли! – Я  радуюсь тому, что получил  помощь.

– Мою книгу-то  возьми! – напоследок говорит Афанасий Юрьевич, протягивая  мне толстенный фолиант, – я все равно  уже ее подписал!

    На волне энтузиазма, вызванного удачной, на мой взгляд, встречей, я немедленно отправляюсь в Настино и приступаю к опилке растительности вокруг храма.  Часа через два напряженного труда  меня все чаще начинают мучать  мысль, что тружусь я напрасно,  эта работа  никому не нужна. Так же донимает пыль от проносящихся по дороге грузовиков и  любопытные  взгляды  прохожих.

       Работа постепенно  замедляется. Я уже собираюсь ее бросить,  как  со стороны леска появляется  мотоцикл с коляской, доверху  набитой опятами.  Чтобы не развалится, он весь перемотан проволокой. Мотоциклом управляет   дядя  Саша Пряников, слегка сумасшедший дед,  а позади него сидит  деревенский дурачок Игорек,  очень сильный мужчина неопределенного возраста.

    Они останавливаются возле меня, и, переглянувшись,  принимаются помогать – убирать в сторону ветки. Не то, чтобы от них  есть толк, но на некоторое время  их участие придает  мне  сил. Однако и они заканчиваются. Наша троица, которая до сих пор не перекинулась ни словом, усаживается на поваленные стволы. Игорек собирается свернуть «козью ножку»,  но у него не получается  по причине  усталости рук.

       Мы просто сидим,  когда к нам подходят две женщины: Валентина Николаевна  и Надя, сотрудник сельсовета, молодая, но не симпатичная крестьянка с мозолистыми руками. Надя приносит нам трехлитровую банку молока и буханку деревенского хлеба. Мы от всей души говорим ей «спасибо».

    Пока едим, Валентина Николаевна произносит  несколько малозначительных фраз, а Надя рассказывает, что  всю ночь провозилась с новорожденным теленком, и теперь нервничает, будет ли он жить.

    Я  внимательно выслушиваю  незнакомого мне человека, хотя  раньше никогда этого  не делал.  У Нади, ободренной моим вниманием, разглаживаются  складки на лице. Неожиданно она обещает,  что будет приносить нам молока и хлеба постоянно. Чтобы  ее не расстроить, я молчу о том, что  восстановление храма  не планируется.

 Земля  начинает дрожать   от мощного трактора, который, как и обещал, прислал Афанасий Юрьевич. Тракторист  быстро сгребает  срубленные нами деревья  в близкий овраг,  и  движется   по молодой поросли, убирая и ее. Я благодарю дядю Сашу и Игорька,  они уезжают.

    А трактор  останавливается,  проехав от храма всего тридцать метров. Тракторист, немолодой мужчина, местный житель, работающий  у Афанасия Юрьевича  по найму,  покидает  кабину и подходит  ко мне. Лицо у него бледно.
–  Отец мой тоже был трактористом, –  принимается  рассказывать мужчина, удивляя меня,  поскольку я не могу понять, к чему это он,– он делал  дорогу, на которой ты сейчас стоишь. Я мальчиком  был здесь,  смотрел, как он работает. Отец для выравнивания профиля снял пласт земли, а  под ним человеческие кости, много костей. Он направил трактор в сторону,  а там тоже  кости. Кладбище ведь  здесь, у храма.  Отец вызвал прораба, тот позвонил в райком. Приехал уполномоченный, сказал, что если партия решила – дроге быть, значит, быть, и никакие суеверия не остановят пятилетку. Приказал работать, а то  органы  отцом  заинтересуются, как саботажником. А когда мы спросили, что делать с костями, уполномоченный сказал, что это наша беда, нам и решать. Тогда мы  придумали сбросить  их в храмовый подвал.  В него можно было попасть,  спустившись в воронку, – тут собеседник считает нужным пояснить, – колокольню красноармейцы  взорвали, когда вели арт дуэль,  а воронка образовалась от немецкого снаряда. Да церковь вся посечена, глянь! – тракторист  показывает руками, и я вижу, что  теперь, когда стены освобождены от зарослей, стали заметны следы от снарядов, – ну, отец стал воронку  расчищать,  сверху доски какие-то  ковшом снял, а под ними – черепа!
 –  Чьи черепа? –  спрашиваю я, приглядываясь к трактористу, трезв ли он. Естественно, он  пьян, как и все механизаторы  в Настино, но не настолько, что бы нести откровенную чушь. А мужчина после моего вопроса, видимо,  вспомнив зрительно, принимается плакать, и  удивительно видеть слезы на его суровом,  обветренном лице.
– Человеческие! – отвечает он, и  украдкой крестится.
– Что, одни черепа? Без скелетов? – я пытаюсь выяснить подробности, чтобы понять, насколько достоверен его рассказ.
– Без. И у каждого в затылке отверстие от пули.
– И как эти черепа тут оказались? – моему изумлению  нет предела.
– Не знаю.  Во время войны село переходило из рук в руки. Может  быть,  наши немцев расстреляли, и при очередном отступлении головы захоронили отдельно, чтобы фашистам не доставить радость опознания.  А может быть, наоборот, немцы наших. Не исключено, что это  головы  расстрелянных врагов народа. Не знаю.
– И что вы, в конце концов, сделали? – спрашиваю я.
– Забросили  кости с кладбища к этим черепам, и снова закопали. Но я сейчас посмотрел,     опять яма на входе образовалась. Видимо, грунт садится.
– Страшная история,  но я не знаю, что мне с ней делать! – говорю я,– я же не какой-то официальный человек, который может что-то решить. Я всего-навсего готовлю место для молебна.
– Так и я о том же толкую:  от нас мало что зависит! Но я больше  не буду работать, иди, посмотри сам, что я откопал!
  Я ступаю за ним туда,  где трактор  остановился, и вижу старую надгробную плиту, которая  при зачистке сдвинулась  с места.
– Эти странные  земляные волны вокруг храма – заросшие могилы. Отец, когда умирал, просил у Бога прощения, что разворошил  кладбище. Я не буду здесь тревожить землю, не буду, начальник, как хочешь! – говорит он, решительно садится в трактор, и, запустив двигатель, уезжает на полном ходу.

  Я  загружаю с инструмент в ГАЗель, и размышляю о сегодняшнем дне, когда ко мне подходит Вадик.
– Тебя  подвезти?– спрашиваю я.
    Он кивает головой  и уточняет,  что ему нужно не домой, а в поселок, где я живу. Мне все равно: с собеседником ехать веселее. Усевшись рядом со мной, Вадик  светится желанием  что-то  рассказать. Разумеется, я спрашиваю, от чего он такой довольный. Ерзая на сидении  от переполняющих его чувств,  он сообщает, что купил ГАЗель, и завтра уже будет ездить на ней.
–  Что, отец согласился? –  спрашиваю я, искренне радуясь за Вадика.
– Нет. Но кто его будет спрашивать? Он из дома выйти не может, только орет на всех с   кровати.
– А для чего тебе коммерческий автомобиль?
–  Старое сельпо взял в аренду, продуктовый магазин открою. Мама с сестрой  будут продавщицами. ГАЗель нужна, товар возить.
– Дело хорошее, народу летом здесь полно, а  магазинов не хватает. Но  в поселок  тебе зачем? – спрашиваю я.
– В  вашем доме культуры  будет собрание предпринимателей, хочу поучаствовать.  Ты чего сегодня вечером делаешь? Приходи!
– Да какой из меня  предприниматель? – с  ленцой говорю я, –   обычный калымщик!
– Ты не понимаешь цель собрания, – настаивает Вадик,– люди знакомятся, узнают, кто каким бизнесом занимается. Возможно, найдешь себе богатых заказчиков. Или тебе деньги не нужны?
– Нужны! –  я, хотя очень устал, решаю  согласиться, – приду!.