Жорж Батай о проклятой доле

Пюрвя Мендяев
Жорж Батай (10 сентября 1897, Бийом, Овернь — 9 июля 1962, Париж) — французский философ, литературовед, писатель. Батай интересовался многими традиционалистскими и эзотерическими темами.  Написал массу произведений, в том числе и книгу «ПРОКЛЯТАЯ ЧАСТЬ - Опыт общей экономики», в которой попытался создать некую сакральную теорию экономики. 

Самое главное отличие сакрального понимания экономики от обычной экономической теории в том, что основной принцип  «сакральной экономики» состоит в том, что  «трата» («истребление») богатств, дарение важнее, чем производство.  Жертвоприношение, строительство церкви или дарение драгоценностей представляют не меньший интерес для экономики, чем продажа зерна или промышленное производство.

 Батай пишет о том, что «сакральная экономика» базируется на пределах роста жизни. Первопричиной безудержного развития любых живых организмов является солнечная энергия. Источник и основа нашего богатства даны нам в лучах солнца, которое растрачивает энергию — богатство — безвозмездно. Солнце всегда дает, ничего не получая взамен: люди почувствовали это задолго до того, как астрофизика измерила непрестанную расточительность солнца; они наблюдали, в его лице бескорыстного дарителя. Солнечное излучение имеет следствием сверхизобилие энергии на земной поверхности. Но сначала живая материя получает и накапливает эту энергию в пределах, заданных доступным ей пространством. Затем она ее излучает или растрачивает, но, прежде чем значительную часть ее направить на излучение, она максимально использует ее для роста. Только невозможность дальнейшего роста дает преимущество расточению. Настоящий избыток возникает лишь тогда, когда рост достиг своего  предела для индивида или группы.

Будем исходить из простейшего факта, пишет Батай:

- при положении вещей, определяющемся игрой энергии на поверхности земного шара, живой организм в принципе получает больше энергии, чем ему необходимо для поддержания жизни; излишняя энергия (богатство) может быть использована для развития системы (например, роста организма); если система не способна больше развиваться или если избыток не может быть полностью поглощен в процессе роста, нужно обязательно избавиться от него без пользы, растратить его — вольно или невольно, либо со славой, либо, в противном случае, посредством катастрофы. Таким образом, избыточное существование всегда обрекало множество людей и большие количества полезных благ на уничтожение войной.

Для того чтобы избежать катастрофы мы используем жертвование. Жертва — это излишек, взятый из массы полезного богатства. И она может быть извлечена оттуда только для того, чтобы быть истребленной без пользы, а значит навсегда разрушенной. Как только она избрана, она становится проклятой частью, предназначенной для насильственного истребления. Зато это проклятие вырывает ее из порядка вещей; оно делает узнаваемым ее образ, отныне лучащийся сокровенностью, тревогой, глубиной живых существ.

Далее Батай пишет:

 - Если мы не в силах уничтожать избыточную энергию, то она не может быть использована; и тогда, словно дикое, не поддающееся дрессировке животное, она сама уничтожает нас, мы сами расплачиваемся за неизбежный взрыв. Действительно, эти излишки живой силы, переполняющие в отдельных местах даже самую нищенскую экономику, представляют собой опаснейшие разрушительные факторы. Поэтому во все времена предметом лихорадочного поиска было ослабление этого напора, только эти поиски осуществлялись в самых темных уголках сознания. Древние общества находили выход в празднествах; некоторые общества возводили великолепные, но бесполезные памятники; мы, же употребляем эти избытки на умножение числа нивелирующих жизнь «услуг» и пытаемся частично ослабить перенапряжение, увеличивая время досуга.

Непростая это задача. Но как-то с этим всем нужно разобраться. Получается, что нужно использовать накопленную энергию без пользы, иначе она тебя погубит. Ибо потратить энергию с пользой на самом деле большая проблема, чем получить энергию. Грубо говоря, заработать средства первичные много легче, чем их правильно инвестировать, а если деньги не пустить в дело они превратятся в проклятую долю. Объем «проклятой» доли был в истории народов различным. Самый яркий пример просто ужасающей по объему "проклятой доли", которую было невозможно использовать с пользой, это пирамиды в Египте. Египет создавал огромные богатства, а вот вкладывать их с пользою было негде. Куда могли с пользой вложить сокровища египтяне?

 В эпоху пирамид даже Рим еще находился в дикости и был никому неизвестен. Что говорить об иных царствах. А дома египетской знати были по уровню комфорта близки к современным стандартам, или превосходили их. А вокруг сплошное варварство. И вот пришлось египтянам гигантскую "проклятую долю" перепроизводства товаров и ценностей уничтожить на строительство гигантских пирамид. Инвестиции на века. То же самое происходило в средневековой Европе. Некуда вложить с экономической пользой средства, не было инвестиционных возможностей и деньги вкладывались в строительства огромных величественных католических соборов. Они строились веками, вокруг их строительства создавались сообщества вольных каменщиков. Всю «проклятую» долю направляли туда и вообще на содержание церкви.

Но как только был открыт Новый свет, и мировая экономика затребовала огромных инвестиций, сразу же началась Реформация и богатства церкви были у неё отняты почти повсеместно по всей Европе. И началась эпохо капитализма. Сегодня приходится иногда читать в интернете недоуменные реплики людей, мол, на пожертвования людей и с помощью бюджета построили церковь, лучше бы завод поставили бы на эти деньги. Ох, не лучше бы! Если бы потратили деньги жертвенные на завод, то в отсутствии инвестиционных возможностей он бы в любом случае в скорости разорился и пошел бы с молотка, создав вместо пользы огромную массу проблем. Если возможностей для роста нет, то доля "проклятая". Её нужно верно утилизировать. Так чтобы она не принесла вреда. А если возможности для роста имеются, то экономика развивается, и инвестиции приходят на строительство заводов сами собой. Жертвовать на них совершенно не нужно. 

И здесь впору раздастся голосу рассерженного читателя – а мы в нашей нищей Калмыкии  здесь причем?

Очень даже причем! Каждый живой организм и сообщество боится инстинктивно внутренне переизбытка, как нас уверяет, изучив опыт многих культур Батай. Это странно, но, похоже, что это в какой-то мере так. Посмотрите кругом, жертв и разрушений «проклятой доли» у нас полным полно. Куда ни глянь, кругом люди не сумевших совладать с управлением деньгами, ресурсами, организациями, собственным потреблением, переизбытком психической энергии и т.д.. И проблемы у всех нас в связи с этим всем нешуточные. Действительно, «Проклятая доля» сила, с которой, кажется, невозможно совладать. Она правит бал, она разрушает великие состояния и благополучие множества людей, здоровье и жизни и у нас в Калмыкии и в целом в современной России и в мире.

«С этим двояким изменением движения, которого требует от нас истребление богатств, связано чувство проклятия. Отказ от войны в той чудовищной форме, в которой она предстает, отказ от роскошного расточительства, которое в своей традиционной форме означает ныне несправедливость. В момент, когда избыток богатства больше, чем когда-либо, он окончательно приобретает в наших глазах смысл, который всегда был ему до какой-то степени свойствен, — смысл проклятой части». И поиск спасения от данного магической силы "проклятой доли" в том, чтобы понять, в чем смысл проклятия, и как от него избавится. И при этом нужно понимать, что главный способ излечения от власти "проклятой доли" в том, чтобы выйти из поля неосознанного поведения в общении с энергией богатства и сделать свое поведение в процессе взаимодействия с ресурсами всех форм свободным от власти древних заклятий и ограничений, заложенных в нас с незапамятных времен. И поэтому об этих ограничениях нужно по возможности узнать всё.

Так мы и начнем потихоньку разбор идей Жоржа Батая о «проклятой доле».

И начнем её разбор с той проблемы, с которой приходится сталкиваться очень многим из нас, в том числе и непосредственно мне. Это проблема лишнего веса. В современном потребительском обществе воистину слова Батая приобрели дополнительный смысл и глубину  - «Если мы не в силах уничтожать избыточную энергию, то она не может быть использована; и тогда, словно дикое, не поддающееся дрессировке животное, она сама уничтожает нас». Воистину так! Лишний вес это самое наглядное выражение этой самой вроде бы умозрительной  «проклятой доли». То есть с накоплением энергии, при невозможности её использовать с пользой для роста и жизнедеятельности, в любом человеческом организме начинает наглядно формироваться эта самая «проклятая доля», в виде жировых накоплений. Наглядней не бывает. И как с этой «проклятой долей» нам приходится мучиться!

Процесс перенакопления энергии не останавливается ни на час. И вот с каждым днем эта жировая «проклятая доля» в человеческом теле становится всё больше и больше, и в какой-то момент она начинает продуцировать плохое самочувствие, порождает гиподинамию, высокое давление, становится причиной множества болезней и ограничений в жизни человека.  И с каждым годом тех, кто с этой напастью познакомился и стал сам обладателем жировой «проклятой доли»  становится тоже всё больше и больше.

Конечно, все мы вскинем руками и скажем, что с огромной радостью пожертвовали бы наш лишний вес, нашу образовавшуюся и постоянно растущую «проклятую долю» кому угодно. Да только вот проблема избавления от этой самой «проклятой доли» вовсе не так проста, как можно было бы ожидать. Стоял бы где-то в городе ларек, в котором принимали пожертвования такой проклятой долей, очередь была бы просто бесконечной из дарителей. То есть, избавиться от лишнего веса можно в первую очередь только занимаясь некой «бесполезной» с точки зрения организма деятельностью. К примеру, бегом рысцой. Или скачкой на лошадях. Всякую полезную работу (ходьба, бег) организм сразу распознает и не позволит на неё потратить запас.