Военное училище 80-х

Юрий Кузнецов 6
Все началось в воинской части, где тогда я служил.  Помню после вечерней  поверки вызывает меня командир взвода. Прапорщик, фамилию уже не помню. По национальности,хохол. Заводит разговор издалека. Про офицеров, какая у них хорошая служба и уважение местного населения.
Про девушек и говорить нечего, каждая мама мечтала пристроить и выдать свою дочку за курсанта, будущего офицера. Все это выдал в своей пламенной речи со мной хитрый прапорщик. Не понимая, куда он клонит да и спать уже хочется, я напрямую спрашиваю: "Товарищ прапорщик, не понимаю, объясните проще, к чему вы ведете?"
И тут прапорщик вещает: "Да вот, пришла бумага из округа для направления в военные училища наиболее достойных солдат. И я думаю, что ты хороший кандидат на поступление. У тебя нет нарушений по дисциплине и по работе все хорошо."
А на тот момент моя служба была в стройбате. Наша маленькая воинская часть располагалась в поселке городского типа, недалеко от Тулы. 
Вот так переменчива фортуна. Призывался в ВВС, но попал в химические войска в учебное подразделение, а затем случайно попал в строительную часть. Думаю, корень в том, что на гражданке я начал работать на стройке каменщиком и получил разряд. А поэтому, заполняя воинскую анкету честно написал, что рабочая специальность - каменщик второго разряда.
Может и напишу про эти чудесные превращения далее. Начинает прапорщик в разговоре описывать все прелести офицерской службы на благо Отечества. Но на тот момент мне это было не интересно. Скорее то, что больше привлекало меня, а именно: поспать после работы свои законные восемь часов.
И я честно отвечаю ему:"Нет товарищ прапорщик! Мне осталось год службы и я поеду домой!"
Вот такой был мой ответ и он был правдивый. Я действительно уже размышлял, куда пойду учиться после службы, но хитрый прапорщик не унимался. Видимо, он просчитал ситуацию и зашел с другой стороны.
"Да ты не понимаешь этого! Поедешь поступать, заедешь по пути домой на несколько дней, а потом поедешь в училище. Если не поступишь, то опять домой на пару дней. Вот тебе и краткосрочный отпуск в районе семи дней. А мы тебя на пару дней отпустим раньше", - продолжал он.
Вот такой был расклад на пальцах, который отличался, как простотой так и хитростью.
Прикинув, что я ничего не теряю, а наоборот приобретаю отпуск, я согласился. С этого момента моя армейская жизнь пошла иначе. Меня сразу же сняли с производства и поставили служить в штаб воинской части, хотя на тот момент у меня единственного в роте был третий разряд каменщика.
Что сказать про штаб нашей части в целом? Прекрасное место, вот бы так изначально. Все время ходишь в парадной форме, спишь не в роте, а в штабе. Дежуришь, сутки через сутки, а остальное время свободный выход в город и никакой дисциплины.
А самое главное: никаких нарядов по роте и столовой! Сказка, не знал, что такое может быть. И вот с марта месяца после нашего разговора с прапорщиком, я служу в штабе дежурным. Выпить, закусить поздно вечером - нет проблем! Наша скромная компания, я, мой сменщик Котик и  кладовщик продуктового склада из нашей роты, вот все мои  друзья и собутыльники.
На следующий день после дежурства законный отдых. Есть вариации по его использованию: поехать в увольнение в город до вечера, пойти помыться в городскую баню или просто валяться в постели.
Зачастую это была просто баня на пару часов расслабухи. Такая шикарная жизнь продолжалась до июня месяца. Конечно, все выпивки происходили в штабе поздней ночью и с максимальной конспирацией. С началом лета добавилась возможность сходить на местную речку покупаться. Но пока купальный сезон не начался по причине не прогрева воды, можно было просто посидеть на бережку.
Кстати, напарник Котик в последние дни моего пребывания в части "залетел", отправившись на речку посидеть. Там он познакомился с местными девушками бл...ми и в итоге подцепил сифилис. Но все это он узнал через несколько дней, когда появились неоспоримые факты на его конце.
"Я думал это родинка выскочила", - показывая свой конец мужику венерологу в больнице, тихо говорил Котик. "Не повезло парню на девчонок!" - тогда подумал я.
И вот пришло для меня известие: пора ехать поступать. А перед этим событием нужно было выбрать училище. Училищ в перечне, что мне дал ротный, было не так много, порядка четырех.
Как сейчас помню это было Тольяттинское Строительное, Вольское Тыловое, Уссурийское Автомобильное и Пушкинское Инженерное-Строительное. Выбирая из списка военное училище, в которое я бы хотел поступить, мое внимание привлекло училище ПВВИСУ. Находилось оно в городе Пушкин.
Может привлекло не столько это инженерное строительное училище, сколько сам город Пушкин. Но все вышло прозаично. В итоге, я просто обманулся, посчитав, что город Пушкин это подмосковный Пушкино. И конечно думал, как хорошо, что это училище в Подмосковье. Мой родной город Дубна, тоже в Подмосковье.
Но когда мне дали в штабе части воинское предписание, каково же было мое разочарование. В предписании стоял город Пушкин, но Ленинградской области! Вот так, можно сказать случайно я попал в ПВВИСУ. Все эти училища в перечне были далеко от Дубны, поэтому Пушкинское училище явно выигрывало, к тому же было инженерным.
Если коротко рассказать про училище, то оно старое, еще с 50-х годов. Училище даже не было построено, потому что было сформировано в имении графини Полей. Из истории была такая  графиня, которая буквально перед первой империалистической войной построила шикарную усадьбу с дворцом. А также с отдельным зданием из трех этажей для прислуги.
Были и другие строения, в общем, целая большая усадьба. Она стояла в городе Пушкин, в окружении с одной стороны Екатерининского парка с вековыми деревьями и озера с другой стороны. Шикарное место даже в советское время!
В училище были построены новая столовая и два корпуса. И то видимо для курсантов из разных зарубежных стран. В советское время помимо своих курсантов, многие наши военные училища обучали и заграничных слушателей.
Как выстроятся слушатели разных банановых республик или арабских стран на плацу -
хоть стой, хоть падай. Форма смешная до невозможности. Со своими аксельбантами, большими кокардами на фуражках и разными нашлепками на погонах. А также в разных немыслимых по цвету беретах.
Слушатели этих банановых республик и арабы жили в новом корпусе на первом этаже. Не знаю почему, но именно на первом этаже их всех селили в отдельных комнатах на два человека. А первый этаж видимо для того, чтобы они ноги себе не сломали если выпадут из окна. А в открытых окнах они обычно и сидели в летнее время, заманивая девушек легкого поведения.
Окна нашего корпуса выходили на оживленную улицу города Пушкин, где можно было увидеть много интересного. Смотришь иногда вечером, мы жили выше на два этажа, негры втаскивают  "телку" через окно к себе в комнату.
"Ну, вот, еще одна б***ь попала в темные сети! А мы русские потом удивляемся, откуда  у нас в стране негры появляются маленькие. Вот оттуда, из военных училищ и гражданских институтов в частности!" - грустно размышлял я.
А еще в стране был парадокс. Когда в 80-ые годы все близлежащие области отправляли свои продукты в Москву, а у самих есть было нечего, полки пустые. Так и совершали турне в ту же Москву за продуктами.
Еще загадка такая была: "Что это такое зеленое, длинное и колбасой пахнет?" Правильно - электричка из Москвы.
Потому что только  обратно из Москвы электричка пахла, увозя в туманную даль массу народа с набитыми продуктами сумками. В пору вспомнить физику с ее сообщающимися сосудами. Так вот, не пойму следующего: почему наша страна бесплатно обучала этих папуасов и арабов и спонсировала псевдо-революционные режимы, а в стране самим есть было нечего?
Если собрать сейчас со всех этих банановых республик и других стран социалистического лагеря деньги, то каждый  человек в нашей стране стал бы богатым. Очевидный минус в системе страны, где правили коммунисты! Может еще поэтому, возврату к их системе нет. Вот и получается, мы помогали азиатским и закавказским республикам, а они нас ненавидели.
Мы русские такие добрые и всем помогаем, не требуя взамен ничего.
И также со странами Варшавского Договора. Россия столько денег вложила в эти страны, и где теперь эти страны? Правильно, все переметнулись в НАТО, когда Россия была слаба в конце 80-х годов.
Грустно осознавать, но чем больше ты помогаешь, тем больше к тебе антипатия. И все слова дружба, равенство, ничего не значат. "Восток, дело тонкое",- говорил красноармеец Сухов. Никогда наш рабочий не стоял рядом с малограмотным дехканином из Таджикистана, у которого в большинстве даже среднего образования не было. И это было в советское время.
Из моей личной жизни. Мне было семь лет и мы поехали с мамой к ее брату в Душанбе. Так сложилась жизнь, что брат матери поехал работать в Душанбе на завод. И к слову, из всех этих рабочих, он был специалистом высокого профиля, с которым здоровался за руку директор завода.
Дядя Женя был одним из немногих русских, кто работал на этом заводе.
И в первое время ему приходилось постоянно кулаками доказывать свою правоту местным таджикам.
Брат впоследствии умер в Душанбе своей смертью, а его семья потеряв кормильца, задумалась о переезде. В итоге в конце 80-х годов, его семья с детьми бежала из Душанбе, продав за копейки трехкомнатную квартиру в центре.
Тогда их квартиру никто не хотел покупать, а только говорили: "Все равно сами бросите!" И я не забуду этого никогда. Восток дело тонкое, только не с русскими! Как были у них баи и беки, так и осталось, только в социалистическом строе.
Отвлекся от военного училища. В юношестве, я представлял себе военное училище, как нечто не достижимое. Где готовят офицеров, как из фильмов, подтянутых, красивых и мужественных. Очень хотелось посмотреть, прочувствовать, как там учиться и стать таким же офицером, как в наших фильмах. И вот такая возможность нарисовалась на горизонте.
В 1984 году летом, приехав в ПВВИСУ, я попал в сборную роту. В ней были собраны военнослужащие, которые изъявили у себя в частях желание поступить в военное училище.
Определили нам подразделение, поставили командиров взводов и командира роты. Офицеры старались держать в роте строгую дисциплину, но кто был в армии солдатом, тот посчитает военное училище  курортом.
Это во всех отношениях верно. Начиная с питания, которое очень отличается от довольствия армейского в лучшую сторону. Дисциплина тоже не сурова, наказания за мелкие проступки смешны. Тогда мне училище показалось раем. Сама атмосфера его со старыми зданиями была позитивна, к тому же статус инженерного училища, а не командного, сразу ощущался в лучшую сторону.
Стали нас водить на подготовительные курсы в аудитории, для того чтобы за две недели подготовить к экзаменам.
В армии то, что знал в школе, уже забыл, да и учился я по точным наукам не важно. В общем, осталась одна извилина и то от пилотки вокруг головы. Шутка, но это так, все стерлось. На занятиях нам что-то почитали, рассказали, что-то порешали, и вот они экзамены. Как в поговорке:"Вошел дубом-вышел липой, а один хрен, здравствуй дерево". Так было и со мной.
Как сейчас помню экзамен по математике. Я и в школе то ее не знал, а тут совсем забыл. В итоге, не в зуб ногой.
Посмотрел гражданский преподаватель на мой листок и спрашивает:"Учиться, хочешь?" "Хочу",- отвечаю с вызовом. "Иди, три!" - вещает преподаватель. Сдал я на все тройки, как впрочем и многие из солдат, но все прошли.
А дело в том, что было негласное требование - брать военнослужащих при любых знаниях. Главное было то, чтобы военнослужащий хотел учиться, потому что армейцы в каждом училище золотой фонд. Армейцы - это будущие командиры отделений и заместители командиров взводов у салаг, которые поступили после школы. И мое мнение: если хочешь поступить в военное училище без проблем - поступай из армии, поступишь 100%.
И как же было классно в ПВВИСУ! Утром открывались большие чугунные ворота еще царской ковки и роты выбегали на утреннюю зарядку. Зарядка проводилась в Екатерининском парке, среди вековых деревьев и уютных парковых дорожек. А по выходным летом мы в сопровождении старшего ходили на  озеро Каланчевское купаться.  Это возле училища.  И это все на первом курсе при поступлении.
А кто занимался или записался в спортивную секцию, имели свободный выход для пробежек в Екатерининский парк. Я на тот момент записался в секцию гимнастики. Захотелось вспомнить былое, к слову, был разряд по гимнастике.
Так вот, не зря записался, хотя и походил в секцию всего  месяц. Научился прыгать через коня, да не просто прыгать, а парить над ним пролетая на метр дальше. Многие курсанты не могли совсем осилить коня и седлали его на середине.
На первых порах, я не верил своему счастью, но продолжалось это не долго. Поступив, нас бывших  солдат раскидали по разным ротам. Тем самым смешав с салагами, которые поступили после школы.
Вот я уже в 32 роте, 323 взвод строителей. К слову, при поступлении в училище еще были пожарные роты, но их уже переводили в Тольятти. Успев только познакомиться с некоторыми ребятами, их увезли.
И теперь только строители учились в этом училище ПВВИСУ. Открылось другое новшество: все первые курсы отправляли в пригород Петергофа в учебный центр. Этакий инкубатор из четырех рот и двух казарм. Память уже стерла, сколько было этажей у казарм. Помню, что наша рота была на первом этаже. Низино было тоже отличным местом со своим колоритом старой воинской части. Там еще сохранился довоенный клуб с учебными кабинетами и такими же старыми туалетами, где мы постоянно курили на переменах. 
Смешной  был случай со мной. Заступил я дежурным по роте. А при том распорядке, дежурный по роте отдыхал только на следующий день после завтрака. А всю ночь не спал. Очень трудно скажу вам, глаза сами закрываются к утру. Так вот, чувствую, что уже не могу, спать хочется. Времени только два часа ночи, а в глаза, как песка насыпали.
Как-то мне один товарищ сказал: "Когда становится не вмоготу, спать хочется, выпей крепко заваренного чая, и сон пройдет".
Затворил я себе крутого чаю, чифиря, и выпил пол кружки. Хорошо! Глаза открылись максимально, можно сказать, лицо стало удивленным.
По ходу, меня вставило, но зато спать не хотелось. Еще  закурил на крыльце папироску, стало совсем хорошо. Философские мысли полезли в голову и чувство бескрайней радости овладело мной. Надо признать, это был первый и последний случай такого подхода борьбы со сном.
Теперь понятно, почему зеки чифирь пьют, вставляет конкретно! Посидел в ленинской комнате, почитал газеты, время три часа ночи. И ощущаю все те же симптомы. Опять борюсь со сном. Сердце у меня двадцатилетнего было здоровое, в плане здоровья и чифиря не боялось. Надо думаю, еще полкружки заварить! Выпил, опять хорошо, спать не хочется!
Но тут уж не долго продолжался благотворный эффект. Еще покурил на крыльце казармы, опять зашел в роту и стал читать газету. Я не понял, как меня сморило. И вот я уже лицом на столе и сплю без задних ног.
И каким-то не понятным чувством осознаю, что мне надо проснуться. Поднимаю лицо от стола, и тут заходит дежурный по центру офицер.
Мне повезло, это был наш командир взвода, капитан Чебан. Быстро вскакиваю со стула и рапортую доклад. Наверное, лицо в тот момент у меня было сонное и смешное. Чебан, надо отдать ему должное, сделал вид, что не заметил моего состояния и в вскоре удалился.
Дневальный на вопрос, почему он не кричал "Дежурный по роте на выход", меня ошеломил. Оказывается, что тот кричал  три раза. "Ничего себе, вот меня вставило в обратную сторону",- подумал я. Так что у данного напитка есть еще и обратная сторона.
Низино, обыкновенное, маленькое  сельское поселение. Вот учебный центр и принадлежал территориально к данному поселению, хотя и находился от него порядка в двух километрах, а от Петергофа в десяти.
Был старый довоенной постройки учебный корпус, баня, довоенный грунтовый аэродром. А в 70-ые годы была построена новая столовая и казармы. И конечно же все это было огорожено современным бетонным забором.
Там мы проучились первый курс, наш первый не забываемый курс. Сразу же меня назначили командиром отделения, а первое звание младший сержант было присвоено через шесть месяцев на 23 февраля.
Волнительное чувство! Я мечтал об этом звании, об этих двух желтых лычках на погонах курсанта. Эти лычки, я должен был получить еще в 1983 году в учебном подразделении химических войск, но тогда моя судьба дала поворот, и неизвестно, был бы я жив на данный момент. Тема Афганистана реально висела над всеми курсантами. Впору задуматься о философии жизни и неотвратности событий, но это уже мои тараканы в голове.
И вот свершилось. "Приказом командующего округом присвоить воинское звание младший сержант следующим курсантам", - начал зачитывать командир роты. И далее  следовал  список младших командиров. Все это проходило торжественно в довоенном клубе учебного корпуса, где еще деревянные кресла помнили летчиков-истребителей.
Увольнения давались по графику в выходные дни, и мы с увлечением ездили в Ленинград и Петергоф. Там все дышало стариной, и было интересно смотреть на памятники архитектуры, а также на молоденьких девушек на улицах города.
А уже летом после отпуска нас всех перевели в училище в Пушкин. И началась на втором курсе достойная жизнь уже в общежитии. В комнатах на несколько человек в новой казарме, с новыми помещениями и отличной курилкой.
И самое важное, в ротной курилке можно было курить всегда!!! Народ там курил постоянно!
Потом в Тольятти, я часто вспоминал про этот рай инженерного училища, где мы бегали на зарядке в Екатерининском парке, а не внутри училища на плацу по кругу. И курить можно было в инженерном училище, как в курилках на улице, так и в туалетах учебного корпуса.
А в Тольятти только в курилке на улице. И то не факт, что не прицепится дежурный офицер, которых патрулями ходило по училищу  очень много, и все собирали замечания. И эти замечания от офицеров двух-пяти леток после окончания училища потом отправлялись  командирам рот, где учился курсант.
Поэтому в Тольятти, как увидишь патруль, лучше быстренько "тикай", чтобы не получить замечание по форме одежды или стрижки. "Был бы курсант, а замечание найдется",- девиз патрульных офицеров.
Так что ПВВИСУ, это был рай! Там не было столько патрулей и шакалят-офицеров, недавних таких же курсантов.
Сейчас я бы назвал ПВВИСУ демократичным училищем. Да, и самое главное: в училище Пушкина проводились балы для курсантов, на которые приглашались девушки городка. А в Тольятти нас, как собак, держали за оградой, и все встречи с девушками проходили на их территории в техникумах, училищах и институтах.
Между собой мы называли такие встречи случками, по причине завуалированного  сватовства, потому как выпускницы педучилищ и медучилищ очень нужны в военных городках.
Каждый год обучения из четырех дарил какие-то приятные воспоминания, но все же самыми приятными воспоминаниями были отпуска.
И конечно самым долгожданным из них был летний, наверное по причине того, что это тридцать летних купальных дней. А еще вечерние дискотеки, когда от девчонок нет отбоя, ведь ты курсант военного училища.
После отпусков опять наступали суровые будни в виде нарядов по роте, столовой и КПП. Каждая новая нашивка на рукаве кителя неумолимо приближала день выпуска.И вот, после сдачи выпускных экзаменов и защиты проекта наступил долгожданный день выпуска из училища.
Какой он был этот день? Помню, что солнечный, радостный день, когда уже по праву надеваешь парадную форму цвета морской волны с двумя звездочками на золотых погонах. Форма действительно преображает мужчину, особенно парадная.
Торжественное вручение диплома на плацу и знака об окончании военного училища. Все это в один миг стало долгожданной наградой за весь пот и кровь, наряды и дежурства в течение четырех лет обучения. И конечно же последнее прохождение торжественным маршем по плацу училища.
Только не у всех выпускников было такое приподнятое настроение. Рядом с трибуной толпилось множество гражданских в виде девушек города, их пап и мам. Мамы зорко всматриваясь в колонны молодых офицеров выискивали тех, кто "поматросил" их дочек, обещая жениться, и теперь хотел по-тихому "свалить".
К сожалению, были и такие случаи, кто не без греха? И если спросить меня: "Поступал бы я снова в военное училище, если вновь вернуться в то время?" Мой ответ скорее всего был бы: "Да!"
Жаль, очень жаль, что Пушкинского училища сейчас нет, как впрочем и ТВВСКУ в Тольятти. На месте училища в Пушкине сейчас что-то гражданское, а старые корпуса княгини Полей нещадно порушены. А в Тольятти на базе строительного училища теперь расквартирована бригада специального назначения.
Грустно, что даже встретиться негде и повидать преподавателей, которые еще могли служить. К слову в 2013 году проводилась встреча выпускников восемнадцатой роты в Тольятти. Было порядка двадцати человек из ста выпускников 1988 года. Встреча через двадцать пять лет и двадцать человек, и то почти все местные. Походила эта группа по уже чужому училищу, посмотрела на чужие войска и пошла пить водку  на базе отдыха. Грустно. И хорошо, что не поехал!
В довершение скажу. Хотя я и поступал с армии, но военное училище мне дало титановый стержень в характере. Как говорит моя жена: "Не отступать и не сдаваться!"