Для чего родителям сказки? ч. 2

Ирина Гифт
Говорить о чувствах непривычно: многих из нас с детства учили их игнорировать, прятать и обесценивать, а потому осознать и признать сам факт их существования бывает очень нелегко. Любой практикующий психолог в красках расскажет, какой это подчас нелёгкий труд – вывести клиента на разговор о чувствах.

О чувствах родителей к своим детям, если это не безусловная любовь и гордость, вообще говорить не очень принято. Хотя все мы по собственному опыту знаем, что к своим отпрыскам можно испытывать всю гамму чувств от нежности до непринятия, эти темы чаще замалчиваются из страха общественного осуждения.

Следует отметить, что это весьма характерная черта нашего времени. Если раньше чувствам родителей к собственным детям вообще не уделялось особенного внимания [1], то сегодня нам предлагается следующее меню: любить, не ждать ничего взамен, испытывать чувство вины, если раздражаешься на ребёнка. Не вдаваясь в подробный анализ исторических предпосылок возрастающего детоцентризма [2] современной семьи, скажу: наше общество проделало длинный путь к тому, чтобы признать за детьми простые человеческие права плакать, чувствовать, ошибаться, быть слабыми, уставать, расти и развиваться. Осталось признать эти права за родителями.

Так как же помочь родителям осознать свои «общественно неугодные» мотивы в отношении детей, если их обсуждение может вызвать сопротивление и отрицание? Нужна форма обращения, которая поможет прикоснуться к собственным чувствам максимально безболезненно. Таким методом является сказкотерапия.

Хотя в современном обывательском представлении сказки ассоциируются прежде всего с развлечением для детей, вплоть до XVII века ими интересовались преимущественно взрослые. [3]

В гуманитарных науках сказкам придаётся огромное значение. В частности, с точки зрения психологии, мифы, легенды, придания и сказки:

- Являются кладезем информации о структуре человеческой психики (о том, каким образом наши предки смогли воплотить в них знания, которые заново открывают современные психологи, будет сказано чуть ниже).

- Содержат информацию о стадиях развития личности; обязательных этапах работы, которая должна быть проделана, чтобы стал возможным выход на следующий уровень.

- Представляют собой метод психодиагностики и психотерапии, появившийся «задолго до того, как психотерапия получила официальный статус». [4]

«Сказкотерапия – это такое практическое направление психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создаёт условия для становления их субъектности». [5]

Это определение, данное И. В. Вачковым, представляется мне наиболее удачным, поскольку в нём подчеркивается ключевой аспект формирования здоровой личности – становление её субъектности. Под этим подразумевается, что человек становится осознанным автором своих действий, независимым от других, принимает на себя ответственность за свои поступки и свою жизнь.

О методе сказкотерапии написано много работ, в том числе и отечественными исследователями: И. В. Вачков, А. В. Гнездилов, Д. Ю. Соколов, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и др. Резюмируя их исследования о преимуществах сказки как метода психотерапии можно сказать следующее:

- Сказка – это способ передачи опыта о взаимоотношениях между людьми. Особенностью является то, что информация подаётся не в виде наставлений, а в ненавязчивой форме, не вызывающей сопротивления. Таким образом, сказка является более экологичным способом образования и воспитания.

- Сказка даёт большой объем информации в сжатой форме за счёт использования метафоры (о преимуществах чего будет сказано ниже).

- Сказка не столько привносит новую информацию, сколько помогает активизировать уже имеющиеся у человека знания, использовать ресурсы собственной личности. Она пробуждает интуицию – человек перестаёт пользоваться чужими шаблонами, а начинает пытаться найти способ решения, актуальный именно для него, что даёт внутреннее ощущение силы и гармонии.

- Даже если все уровни смыслов текста не осознаются, эффективные модели взаимоотношений воспринимаются и фиксируются на бессознательном уровне.

- Форма сказки позволяет дистанцироваться, диссоциироваться от тяжёлых переживаний и болезненных чувств, но, тем не менее, обсуждать их, пока не будет достаточно сил назвать вещи своими именами.

- Психотерапевтические сказки создаются в процессе поиска смысла происходящих событий и в попытках разрешения проблемных ситуаций.

- На примере конфликта между персонажами сказки читатель может увидеть аналогию с собственным внутренним конфликтом. Взглянув на него со стороны, можно не только найти новые способы его разрешения, но и увидеть потенциал всей ситуации в целом.

Отдельно мне хочется сказать про следующее преимущество, которое лично я считаю ключевым в работе со сказкой как психотерапевтическим инструментом для родителей. Благодаря тому, что в процессе чтения сказки возникает эмоциональный резонанс, полученные таким путём откровения усваиваются гораздо крепче, чем самая полезная информация из книг о детско-родительских отношениях.

Чтобы объяснить, что я имею в виду, рассмотрим ситуацию, с которой сталкивались многие родители: даже будучи осведомлёнными о рекомендациях педагогов и психологов о том, как можно грамотно разрешить конфликтную ситуацию без ругани, многие срываются на крик, за что потом жестоко казнят себя: ведь знал же, как нужно поступить, почему так и не сделал?

Дело в том, что большая часть сведений, полученных из обучающей литературы, обращены лишь к разуму. Как бы она ни была ценна, она остаётся в форме «чужих» знаний. Тогда как в процессе работы со сказкой информация уже не просто получена извне, она становится частью собственного опыта, прожитого в эмоциях, а потому более ценного. 

Кроме того, преимущество сказки как формы информации состоит в её стилистической целостности. Её можно перечитывать и повторять про себя бесчисленное количество раз, как бы освежая воздействие содержащейся в ней метафоры. Это также актуально для родителей: когда самого захватывают эмоции, не всегда получается вовремя вспомнить советы психологов из книг. Вызвать в памяти образ сказки и стоящий за этим образом смысл гораздо быстрее и проще.


Автор: iRina.gift

[1] Демоз, Л. Психоистория. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

[2] Кон, И. С. Социологическая психология. Воронеж: Издательство НПО, 1999.

[3] Франц, М.-Л. ф. Фемининность в волшебных сказках. М.: Независимая фирма «Класс», 2010.

[4] Стишенок, И. В. Сказкотерапия для решения личных проблем. СПб.: Сфера, 2010.

[5] Вачков, И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2007.

Продолжение следует…