Философия музыки 121-129

Родионов Виталий Константинович
121. Основная тема опер Джакомо Пуччини – трагическая любовь женщины.

В операх Пуччини бурные эмоции захватывают в свой водоворот розу любви.

Оперы Пуччини погружают зрителей в лирико-драматическую стихию, которая всецело овладевает их чувствами.

Пуччини гипертрофирует чувства простых героев оперы, доводя их эмоции до предельной экспрессии.

Оперная музыка Пуччини обжигает горячей чувственностью.

В операх Пуччини клокочут страсти, но торжествует любовь.

В операх Пуччини действуют благородные, способные на самоотверженную любовь персонажи. Им сопутствует тревожная, нервная, мрачная атмосфера.

Джузеппе Верди сочиняет оперы, Пуччини – музыкальные драмы. Арии из опер Верди поёт простой народ, арии Пуччини нелегко спеть даже музыканту-профессионалу.

Любовь и страсти в операх Пуччини имеют оттенок мопассановской эротики.

Пуччини – Ги де Мопассан в музыке. Композитор и писатель досконально знают психологию женщины.

Музыкальный экспрессионизм Пуччини – вокальный, Эйтора Вилла-Лобоса – инструментальный. Тем не менее, оперы обоих композиторов – замечательные сценические произведения.

122. Гуго Вольф преждевременно сгорает в творческой лихорадке.

123. Имя Исаака Альбениса – символ Испании.

Альбенис велик тем, что открывает подлинную Испанию, освобождая её образ от ложной стилизации: ослепительных красок, темпераментных танцев, страстной любви и серенад под балконом избранницы.

Фортепианная и оркестровая музыка Альбениса – это красочный путеводитель по испанским провинциям.

Сарсуэлы Альбениса замечательны не только испанской экзотикой, они волнуют стихией лирических эмоций.

Есть сходные черты между творчеством Исаака Альбениса и Фредерика Шопена: музыка этих композиторов отличается ярким национальным колоритом и салонной изысканностью.

124. Позднеромантическая лирика композитора Густава Малера, поэта Райнера Марии Рильке, писателя Стефана Цвейга – это уникальное австрийское явление!

В симфониях Малера присутствует тревожная лирика и неодолимый порыв к счастью.

В симфониях Малера сквозь всеобъемлющее созерцание мира проступает трагизм бытия.

Чтобы воплотить в музыке вселенскую трагедию и величие человеческого духа, Малер создаёт беспрецедентно масштабные симфонии.

Малеру доступно всё многообразие жизни – от невесомой солнечной паутинки до вселенской катастрофы!

Неудержимый дух стремится к безмятежному покою, к полному и завершённому катарсису – таковы великие творения Малера.

Симфонии Малера – это грандиозный театр оркестровых тембров и красок.

В симфониях Малер разбрасывает райские цветы по долинам ада.

Трагедийные симфонии Густава Малера символизируют эпоху заката Священной римской империи!

В симфонических полотнах Малера отображается Великая империя, стоящая на краю гибели.

В музыкальном сознании Малера Австрийская держава распадается на части. Композитору остаётся лишь одно: испытывать ностальгию по славному прошлому родины.

В последних симфониях Малер подобен садовнику-цветоводу: он выращивает прекрасные розы, опасаясь, что зимняя стужа ворвётся в оранжерею и погубит нежные растения. Малер полон трагических предчувствий…

Симфонии Малера – это горное путешествие: чаруют взор альпийские луга, снежные вершины, красочные сельские праздники, слышны пастушеские рога, охотничьи горны, старожилы вспоминают о былых славных походах, о доблести воинов, победах и поражениях. Да, теперь для австрийской империи наступают не лучшие времена!

Шестая симфония Малера вызывает следующий ряд образных ассоциаций: неумолимый ход истории, умиротворённый покой наедине с природой, смерть героя. Композитор ощущает дыхание приближающейся мировой войны.

Густав Малер – опытный лоцман в океане бетховенского симфонизма.

Малер переосмысливает музыку Людвига ван Бетховена в трагедийном духе.

Малер в совершенстве владеет искусством оркестрового письма. В этом отношении он сопоставим с Рихардом Вагнером.

Творчество Малера – это симфонический вариант оперной тетралогии «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера.

В момент вселенской катастрофы, когда внезапно обрывается оркестровое тутти, особенно нежно звучат скрипки. Такой резкий контраст характерен симфоническим произведениям Малера и Александра Скрябина.

Симфонии Малера представляют собой развёрнутые музыкальные полотна с чеховско-гансуновским потоком сознания: их пространство заполняет тонкий аромат весеннего сада, таинственный шелест ночной природы.

125. Музыка Антония Аренского – по-домашнему уютная и тёплая. Она располагает к доверительной беседе.

Музыка Аренского отличается сердечностью.

Музыка Аренского умиляет и радует душу.

Музыка Аренского тепла и светла, несёт блаженный покой и негу – ту, которую испытывает всякая живность, пригревшаяся на солнышке.

Аренский – композитор-эпикуреец. Его музыка проста, ясна, красива, по-детски непосредственна. Она привлекает глаз хороводом белых ромашек на лугу, игрой солнечных зайчиков в воде. От неё исходит аромат зрелых плодов, рождается праздничное настроение, которое обыкновенно люди испытывают после сбора урожая. Аренский запечатлевает красоту и радость земного бытия. Ему принадлежит такое же место в русской музыке, как Ивану Никитину, Ивану Сурикову, Константину Фофанову в поэзии.

Черты гедонистической безмятежности присутствуют в музыке Аренского, Анатолия Лядова, Александра Глазунова. Подобное настроение встречается в живописи Константина Коровина, Александра Головина, Валентина Серова. Нередко их полотна радуют погожими деньками бабьего лета.

Тепло музыки Аренского передаётся жаркому Рейнгольду Глиэру, от Глиэра – знойному Араму Хачатуряну. Налицо художественная преемственность между жизнелюбивыми композиторами.

Аренский – лирический Фредерик Шопен, только в отличие от него – светлый, тёплый, благостный.

Аренский – частично состоявшийся Шопен, хотя у этих композиторов-неврастеников разные итоги жизни: Шопен создаёт сотни очаровательных мелодий, Аренский – всего лишь несколько!

Аренский – лирик, согретый солнечными лучами, русский Камиль Сен-Санс. Однако Аренский живёт в два раза меньше, чем его французский коллега.

В произведениях Аренского – спокойная лирика, в музыке его ученика Сергея Рахманинова – порывистая. Аренский – безмятежный, Рахманинов – тревожный.

Фортепианным произведениям Аренского характерны изысканное изящество и виртуозный блеск, позднее унаследованные Рахманиновым.

Антоний Аренский, Василий Калинников, Александр Глазунов, Сергей Рахманинов создают новый музыкальный язык, основанный на сочетании русской народной песни и городского романса, на совмещении мелодизма Мусоргского и Чайковского.

Эпической широтой и светлым мировосприятием Аренский близок  музыке Александра Бородина.

В эпико-былинных произведениях Аренского присутствует беспокойное прошлое Руси. Однако его воображение рисует светлое будущее России.

Фантазия для фортепиано с оркестром «на тему Рябинина» Аренского предвосхищает многие черты взволнованной музыки Рахманинова.

Антоний Аренский – учитель Александра Скрябина, Архип Куинджи – Николая Рериха. Все четверо обращают взоры к высшей, Божественной красоте.

Поклонники изящного искусства вместе с музыкой Антония Аренского и живописью Зинаиды Серебряковой переносятся в мир волшебной красоты и счастья.

Эпико-лирическую или лирико-эпическую музыку Аренского следует относить к стилю романтического реализма.

126. Импрессионизм Клода Дебюсси – это неразделимое единство звука, краски, слова.

В импрессионистической музыке Дебюсси отображается природа и впечатление от природы. Следовательно, его музыка имеет два пласта: изображение объективного мира и субъективное отношение к миру.

Клод Дебюсси – безмятежный пантеист. Он всецело растворяется в природе, испытывает радость от полного слияния с нею.

Дебюсси находится в сакральной близости с природой.

В музыке Дебюсси тихое созерцание природы неожиданно прерывает взрыв эмоций.

Музыка Дебюсси – многозначительна. Она даёт слушателям простор для фантазии и воображения.

Дебюсси – композитор лунного света.

Дебюсси запечатлевает в музыке лунный свет с тонкой поэтичностью.

Дебюсси, любуясь красотой природы, ищет в ней тайный смысл.

Клод Дебюсси – гений пейзажно-пленерной музыки.

Дебюсси обогащает музыку широкой палитрой красок. Его произведения исключительно колоритны.

Дебюсси – непревзойдённый мастер акварели и вдохновенный поэт в музыкальном искусстве.

Дебюсси «видит» природу глазами и охватывает её всем своим поэтическим существом.

Дебюсси создаёт изысканную, деликатную красоту в музыке.

Дебюсси – композитор пейзажной звукописи с едва различимыми оттенками красок. Особенно наглядно это проявляется в опере «Пеллеас и Мелизанда».

Дебюсси пишет романсы для артистической аудитории, представителем которой он сам и является.

Дебюсси наряжает симфоническую музыку в роскошные оркестровые убранства.

Фортепианная музыка Дебюсси светится перламутровой чистотой.

Изобразительность музыки Дебюсси глянцевая: китайско-японская.

Среди композиторов Клод Дебюсси – белая кость, аристократ духа.

Фортепианный Дебюсси притягивает к себе созерцательной лирикой. Она отличается ангельским целомудрием.

Фантазия Дебюсси несётся на крыльях впечатлений о природе и воспоминаний о былом счастье.

Неповторима оркестровая музыка Дебюсси: интеллект композитора строит ажурные звуковые конструкции, наполненные воздухом и пространством.

Тихая задумчивость определяет интимный характер лирики Дебюсси.

Особенно выразительна меланхолическая лирика Дебюсси.

Клод Дебюсси – Куперен и Рамо, живущий на рубеже XIX-XX веков!

Дебюсси восхищается салонной музыкой Шопена.

Отдаём ли мы себе отчёт, сколько одухотворённой лирики Шопена присутствует в фортепианных пьесах Дебюсси? Чувствуем ли мы в них шопеновскую красоту, изысканность, нежность, благородство и рыцарскую преданность женщине?

Дебюсси – живописец в музыке, Клод Моне – композитор в живописи. Каждый из них стремится к синтезу искусств.

Дебюсси и Морис Равель взирают на храм природы с восхищением!

Море Дебюсси – прозрачное, акварельное, Равеля – яркое, живописное.

Импрессионизм Дебюсси – утренний, Равеля – дневной, Респиги – вечерний. После них наступает экспрессионизм ночных видений и призраков Рихарда Штрауса.

127. Исключительно эмоциональна музыка веристских опер Пьетро Масканьи. Любовь их героев – печальна и тревожна.

128. Характер музыки Рихарда Штрауса определяет ряд типичных образов: стремительные горные ручьи и цветущие долины; бесовское сладострастие и возвышенная любовь; густая ночная мгла и бледный рассвет.

Слушая произведения Рихарда Штрауса, невольно видишь, как его музыкальная ладья попадает в стремнину экспрессионизма.

У романтика Роберта Шумана мысль и чувство находятся в полном согласии между собой, у позднего романтика Штрауса – мысль наблюдает за чувством отстранённо.

Штраус, подобно Шуману и Вагнеру, предстаёт в одежде экспрессивного романтика.

Музыкальный стиль Штрауса совмещает в себе монументальный эпос Вагнера и камерную лирику Шумана. В результате рождается самобытная штраусовская музыка.

Вагнер в музыке – сумеречный, Штраус – ночной. Тени сгущаются, после чего на землю ниспадает беспросветная тьма.

Штраус – укротитель неистового малеровского духа.

В музыке Штрауса происходит слияние двух видов романтизма: зрелого – Вагнера и позднего – Малера.

Стиль музыки Штрауса особый: это романтический экспрессионизм.

В симфонической музыке Рихард Штраус простирает взор от сервантовского Дон Кихота до ницшеанского Заратустры.

Штраус – триумфатор в симфонической музыке, но пользуется значительным успехом и в оперном жанре.

В опере Штраус совершает крутой поворот от страстной чувственности «Саломеи» к изысканной праздничности «Кавалера роз».

Драматизм музыки Штрауса предопределён жестокой схваткой между сверхчеловеком и человеком, между «белокурой бестией» Ницше и добропорядочным гуманистом Малером.

Рихард Штраус – немецкий бюргер с романтической душой.

129. Александр Гречанинов мысленно обращается к образу Идеальной России.

Религиозная музыка Гречанинова повествует о могучей, доброй, красивой, святой Руси.

Нужно быть композитором-новатором, чтобы показывать на оперной сцене Богоматерь, как это делает Гречанинов в «Сестре Беатрис»!

Наделённый мелодическим талантом, Гречанинов заслуженно пользуется народным признанием.

Величавые духовные песнопения Гречанинова достойным образом завершают русскую классическую музыку.