Куралай

Анна Караш
                Она вставала  очень рано. На широком подоконнике   стояли  часы  будильник  и  рядом  лежало маленькое  зеркальце. Эти вещи сопровождали ее всегда. Время и годы.  И сегодня проснувшись,   как обычно она подошла к  окну  и посмотрев за окном на небо,  вздохнула  и  взяв  в руки зеркальце,  начала осматривать свое лицо. «Да…старею» , - подумала она, опять вздохнула  и  принялась расчесывать свои  поседевшие волосы . Волосы она всегда прятала  под платок,  который ни разу не снимала  сколько себя она помнит еще с девичьих  лет. Одев свое  любимое зеленое платье и камзол ( женская жилетка) она  тихонько открыла дверь и вышла в коридор.  По коридору на пути в кухню опять увидела себя в зеркало  в полный рост.   Тихо  прошла на кухню, там  собрались дети. Они как обычно шумно разговаривали  и   смотрели  телевизор,  где шла  ежедневная утренняя передача с Малышевой. Сев на свой стул,   Куралай ( так звали ее) попросила  чай . Айгерим ,  это  невестка сына Керима   налив чая несла  к  столу , как  раздался телефонный звонок. « Да! Алло! Алло!» проговорила  она в трубку, но  видимо там  была тишина.  « Наверное ошиблись номером ,  как обычно.»- ,  сказав  Айгерим,  села напротив  свекрови  и стала  пить чай. Когда бабушка приходила   пить  чай,  на  кухне  всегда  воцарялась  тишина  и  слышно  было   тихое сопение  детей. Все молча   завтракали,  и только    телевизор  рекламировал  очередной товар.          
              Раздался опять звонок телефона,   Айгерим  взяв  трубку,    молчала,   в трубке был слышен  голос звонившего. « Да, да она здесь живет,  сейчас позову. Мама,   Вас к телефону !»  Куралай взяла трубку и не спеша поднесла к  уху,   предварительно загнув уголок платка за ухо. « Да, я слушаю…» ее голос всегда звучал спокойно и певуче, как будто она тянула  какой  то звук,  понятный только ей. Куралай   держала  трубку  и  молча  смотрела в кухонное окно. Потом  положив трубку,  опять села  за стол.  « Меня нашли…» -  вдруг проговорила она,   и заплакала …
                Эту историю ее жизни  она рассказала свои внукам. 
   Они  должны знать,  как жили  их предки, о чем   мечтали   и какие они были .  Эта история о молодости и любви. О красоте души. О доброте и милости. О  большой вере  в людей.
       
                …На краю небольшого  казахского аула*,   состоявшего из множества  юрт*,   стояла  старая  войлочная юрта. В ней  жил  Атамбай  с женой  Айкун. Они были бедняками  и  служили  своим богатым  сородичам.
                Казахи  вели кочевой образ жизни .  В основном  занимались скотоводством,  охотились на птицу  и степных животных.  Богатые    степняки «баи»*  ставили  большую юрту в середине   урочища,  остальные  родственники  располагали юрты вокруг дугой. Бедная родня  всегда служила  у богатого сородича бая. Они помогали по хозяйству, пасли его скот и кочевали вместе  по степи. У степняков были несколько урочищ  - пастбищ: летние, осенние и зимние, где они пасли  и разводили скот. 
                Весенним  днем,  когда в степи  еще не везде растаял  снег и сквозь ледяную корку только начала  проглядывать  зеленая травинка,    в семье   Атамбая  родилась  дочь.   У нее была  белоснежная  кожа и  удивительные карие  глаза, но мама ее заметила, что  они как будто поблескивают серебристым цветом.  Атамбай с Айкун  назвали  ее Куралай.  Она    удивленно посматривала на свою маму и тихонько покряхтывала,  словно извинялась.
             Атамбай по характеру был молчаливый  и он спокойно отнесся к рождению дочери.  Вообще   он  владел жестким  характером и  с его стороны мало было каких то эмоций  по поводу любых радостей.  Его угрюмый взгляд  всегда пугал  людей .    И было удивительно, что  жена его Айкун была полной противоположностью мужа. Она была    доброй и миловидной женщиной с красивыми  серыми глазами. Рассказывали , что их  помолвили в  колыбели,   это было нормально для того времени. В степи  это была одной  из традиций казахов.  Атамбай  и Айкун  дополняли  друг друга несмотря на противоречивость характеров. Айкун  создавала  уют и быт дома,  в ее умелых руках все получалось  очень  хорошо.  Когда Айкун рожала  ребенка,  Атамбай  ходил словно ничего не происходило  и  только услышав крик ребенка,  зашел в юрту и увидев  девочку поморщился,  и ушел в степь. Степные мужчины казахи любили   рождение  сыновей. Считали, что это продолжение потомства и рода. Такова была жизнь … .  А   Айкун была в радости и счастье от дочери. Она ласково  смотрела на нее и покормив  Куралай,  долго  задумчиво  глядела  на ее маленькое с кулачок личико. Может  думала о  ее жизни  в будущем?. Никто не знает это…
                Когда Куралай исполнилось три года,  мама Айкун родила сына,  назвали его Отар. Он был сильно похож на отца  и   был  смугл. А через два года родился брат Мугал. 
                Когда немного подрос младший сын,  Атамбай решил перекочевать в соседний аул  поближе к родственникам Аикун .
                Наступили  непростые трудные времена для степняков казахов. По  степи  шел «джут»* : погибал скот и  многие люди уезжали с насиженных мест  в поисках  лучших мест для жизни.  «Узун кулак»*  доносил, что  были   столкновения   разных  отрядов  :  это были   всадники  с красными  знаменами  с  казаками белогвардейцами  и разных одиноких  группировок людей,  занимающихся  угоном  коней и  кражами скота.   

                Атамбай  переживал за  семью и принял непростое решение. Несмотря на  беспокойную обстановку вокруг он решил  перекочевать в другую местность  поближе к родственникам. В это время  Аикун  ждала  рождение ребенка, она была  на последнем месяце беременности. Не дожидаясь холодов,  они   погрузили  свои скромные  пожитки   на  единственного верблюда  и    двинулись  в  дорогу. Немного  отъехав от аула,   в дороге  Айкун  внезапно почувствовала  боли внизу живота и решила  позвать мужа.   Атамбай   недовольно поворчал,   но увидев жену с гримасами   боли на лице,  стал  разгружать вещи прямо на обочину дороги,   велев  детям отойти подальше от повозки. 
                Маленькая Куралай сильно переживала за маму,  но боясь  гнева  отца тихо гладила по  голове Мугал,   и  обняв  Отара  стала     наблюдать за дорогой.  Бурый верблюд,  которого Куралай  называла «Бура» за скверный строптивый нрав,    дергал повозку  и переминал  ноги, мешая  Атамбаю  поднять Айкун  с  повозки и перенести на траву  у дороги. Вскоре по степи  разнесся  пронзительный  крик женщины  и вслед за ним крик младенца,  оповещая  всей земле о своем рождении.  Айкун лежала  обессиленная и  счастливая  с младенцем  на груди и тихо сказала мужу : «Девочка…»  Атамбай подошел  и  вдруг  в испуге начал кричать на жену : « Оставь ее, оставь, не возьмем ее с собой!»  Аикун плакала и  тихо просила мужа образумится  и не бросать ребенка  в степи. Но Атамбай не стал слушать ее и взяв  новорожденную девочку на руки отнес в близко растущие  кусты у дороги.  Аикун  осталось только рыдать и просить  Всевышнего помочь ее ребенку.  В это время    Куралай сидела возле матери и обняв ее  плакала,   со страданием в голосе   умоляла  ее забрать ребенка . 
            Аикун тут встрепенулась и поднявшись  еле  еле на ноги,   пошла  спотыкаясь на каждом шагу,  в сторону доносившегося крика  ребенка.  И вдруг на ее пути возник Атамбай.
              -Ты куда женщина? Я сказал не возьмем ее и все!
              -Если ее не возьмем , то и мы не пойдем дальше с тобой!
              - Ты что,  не видишь?   У нее нет одного глаза,  это   дурной знак!
              - Нет,  я возьму ее,  и мы вместе  пойдем дальше  или  иди один  без нас!
                Так   и  появилась  у  Куралай  сестренка по имени Кунзиба,   ее назвала мама  Аикун.  Атамбай даже ни разу не подошел к дочери и не поцеловал ее в лобик. Он  просто не замечал ее, такой  он был жесткий и своенравный.   Кунзиба    была со светлой кожей и красивыми глазами, но  вместо одного глаза у нее была просто затянутая кожей ямочка. Но это нисколько не  мешало ей оставаться  тихим  покладистым  ребенком.
                Она  росла   скромной  послушной девочкой.  Тихой,  наверное потому что стеснялась своего лица,  она  всегда сторонилась шумных компаний и чаще  сидела дома,  помогая  маме.  Куралай   пыталась  сестренку   отвлечь от рассматривания  своего лица  и часто ее звала на улицу поиграть.
                Шли годы. Куралай было девять лет, когда  внезапно умерла ее  мама. Она  не болела,  а просто  утром не проснулась.  Дети все   в один час  остались  без матери с отцом в  холодной юрте,  наедине со своим горем. Куралай пришлось взвалить на себя  ношу  забот  о семье. Было трудно. У отца Атамбая еще  сильнее начал проявляться  чувство гнева и злости. И дети  это чувствуя старались лишний раз не шуметь.  Куралай   готовила еду, поддерживала огонь в очаге и ухаживала за братьями и сестренкой. Самое тяжело ей давалось  доение  верблюдицы « Бура», единственной кормилице их семьи. Весной,  когда «Бура»  родила верблюжонка   все обрадовались,   так как  было молоко, которое   необходимо было для маленькой Кунзибы.  Куралай вставала рано утром,   и  стараясь подоить верблюдицу сначала тихо гладила ее по животу ,  как показывала  ей  мама, она даже одевала мамин платок , чтоб  верблюдица не почувствовала  ее.  Но та,  словно  знала и начинала  ногами отбивать  землю и истошно издавать  звуки. Потом постепенно успокаивалась и спокойно давала подоить себя. Каждый день дойки  для Куралай  было пыткой. Она сама  , но очень рано повзрослевшей. Но она терпела,  так как дома ее ждали двое  голодных братишек  и сестренка. 
Шел тридцатый год. По аулу все чаще можно было видеть  пустые  места от юрт,   откочевавших  сородичей.      Люди   все чаще  начали уезжать в более  лучшие места для жизни.  Аульные слухи доносили ,  что в степи  бродили голодные люди и находили  даже обглоданные  человеческие кости. Атамбай все чаще начал приходить без заработка. Он  приходил поздно  и укрывшись  одеялом ,  лежал с закрытыми глазами,  чтоб не видеть  голодные глаза  своих детей.  Куралай сильно похудевшая  и уставшая жалела отца и  украдкой оставляла от своего хлеба ломтик и подкладывала отцу в еду. Отец  ел  молча и сидел долго весь в своих мрачных думах,  иногда посматривая на детей.
               С каждым днем становилось все труднее . Куралай уже готовила пищу только к полудню , чтоб как то растянуть это чувство голода, которое постоянно преследовало всех детей в семье.
               В тот год Куралай исполнилось тринадцать лет. Она выросла  и ее кожа светлая стала как будто еще   тоньше .Только ее глаза выдавали , что  она удивительно добрая и мягкая девочка. Она  продолжала готовить пищу и играла с детьми возле юрты. Чтобы как то отвлечь их внимание от чувства голода. Отец становился  все мрачнее с каждым днем.  И в один из вечеров  он  сказал Куралай  :
                - Куралай, послушай меня. Ты уже взрослая девочка.  Ты  должна уходить от нас в другой дом,  к  другим людям.
                - Отец,  я согласна.
Другого ответа он и не ждал. Да и Куралай тоже зная характер  отца   не перечила ему. Но перед сном она  под одеялом тихо плакала ,  думая о своих родных братиках  и сестренке, переживала за их будущее. Наутро ,  проснувшись она увидела рядом с собой  Отара , который с глазами ,  полные слез смотрел на нее и говорил:
                -Апа   вы куда уходите? Почему?
                - Отар,  айналайын,  я ухожу  надолго.  Но так надо нам.  Ты остаешься за  старшего.  Береги  Мугала и Кунзибу. Будь всегда рядом с ними,  не бросай никогда их!
                Атамбай  молчал  весь  вечер.    На следующий день  в  юрту зашли   люди,  в основном были мужчины,   их  было двое. Они сидели на почетном месте  на   корпе* ( одеяла предназначенные для сидения на полу)  и о чем то  тихо разговаривали.  Куралай    накрыла дастархан*  (скатерть  в переводе с казахского)  и подавала в чашках чай. Она  старалась не прислушиваться к разговору мужчин,  но догадывалась о чем шла речь. Через некоторое время  после  произнесенной молитвы за столом  отец Атамбай  встал и позвав дочь к себе и  сказал :
                - Куралай,   ты  должна ехать с ними. Вещи все сложи в коржун* (Сумка баул для вещей) . Там себя веди хорошо, не позорь  наше  имя.Будь счастлива!
               Атамбай  проводив сватов  и свою дочь Куралай,   и долго смотрел вслед  уезжавшей  дочери. Может  у него  сердце разрывалось, но он  не выдавал своих слабостей.  Молча зашел в юрту и  начал  чинить сбрую коня,  временами  задумчиво смотрел на  огонь в очаге и подкидывал  мелкие  срубленные ветки  темного  старого карагача.
                Так уехала  Куралай  из дома осенью   в возрасте тринадцать лет. Братья с плачем проводили ее , только маленькая сестренка Кунзиба  что то лопотала и бежала за ней,  но споткнувшись упала,  и громко заплакала словно ее провожала. Больше Куралай  их не видела.
                Она позднее узнала , что отец   взял за нее мешок зерна, чтобы как то прокормить  детей. В те голодные годы,  многие бедные казахи  у кого подрастали дочери и достигали   взросления отдавали дочерей за  еду , так  как голод никого не щадил и коснулся он буквально каждую казахскую семью.

                Куралай  привели в дом  совершенно чужих людей. Семья была небольшая.  Мужу  Айтуару было 15 лет, он был совсем мальчишка. Они с Куралай  совершенно не зная друг друга   жили в доме  в одной из комнат. Люди,  к   кому она попала, были зажиточные по тем временам,  у них был скот:  несколько баранов, коз  и корова.  Куралай  работу не испугалась и сразу начала помогать по хозяйству  женщинам в семье и  завоевала  их уважение. Всем она понравилась своей покладистостью и добротой.  Айтуару она тоже нравилась, но он еще не знал     такого чувства  и Куралай была молода, так они и жили .  Вечерами  разговаривали  и шутили. Так и засыпали,    не понимая,  что они муж и жена. 
                Жизнь налаживалась , но  повсюду свирепствовал голод,  холод,  болезни. И в один из дней  заболевает   эпидемией  оспой  Айтуар. Он жаловался на озноб в теле, потом слег с температурой, а на утро его не стало. Куралай так горько оплакивала   мужа. Она повзрослела  за  эти  дни и поняла,  что   впереди ее ждет трудное время.
                Куралай приютили  родственники мамы Айкун,    жившие в том же селе. Она работала у них  по дому,   за это они ее кормили.  Ей было  это нужно, тем более возвращаться домой  она  не могла, так как отец  женился во второй раз  и переехал в другую  местность.  О братьях и сестренке она ничего не слышала.  Она ночами  горько плакала,   тоскуя по своим родным, но наутро вставала и шла работать. Так проходили ее дни.
                У мужа Айтуара  была сестра  Лекер. Она часто приглашала Куралай к себе домой  на чашку чая и они  вспоминали   Айтуара.  Лекер была замужем за  Темирханом. У него было много братьев и большая родня. Все братья Темирхана часто собирались  у них дома. И Куралай часто помогала  Лекер накрывать дастархан и  иногда оставалась  у нее ночевать. В один из таких дней Куралай,    как обычно  помогала Лекер ставить самовар во дворе,   как услышала  приятный  мужской голос :
                - Добрый вечер !
Куралай повернулась на голос  и увидела  высокого смуглого парня. Он был в  белой рубашке и в брюках,   заправленных в кожаные черные сапоги. Он стоял,  улыбался и смотрел на нее  веселыми глазами. Куралай смутилась  и ответив просто : «  Здравствуйте!» побежала в дом.  Дома за дастарханом она увидела  незнакомого парня,  который весь вечер не спускал с нее глаз, и при встрече с ее взглядом он улыбался и прищуривался  при этом. 
Когда все гости ушли,   Лекер накрыла в маленькой кухне  дастархан  и
разговаривая  с Куралай,   рассказала о  своих деверях. Из рассказа  Куралай поняла ,   что парень, который  с ней  поздоровался во дворе  это был самый младший брат Темирхана.  И звали его Шопан.  С этого дня он стал часто приходить домой к брату .  Куралай  уже не смущалась,   как при  первой встрече, а  тихо улыбаясь  отвечала на его вопросы. Он садился рядом с  братом и брал в  руки домбру. И   в доме начинали звучать удивительно красивые  казахские песни   и  звуки домбры*,  которая была слышна  и на улице. Мелодия была  душевно теплой  и  лилась все шире,   вбирая в себя мощь и ритм степного  ветра.  Шопан исполнял часто песню «  Адеми кыз» ( «Девушка красавица»)  и поворачиваясь к ней  пел песню, которая впоследствиии стала  их песней любви и  их дети и внуки  знали наизусть эту песню.
. Ак койлек, кызыл бешпет-ау, адеми кыз-ай
Тиген жок али ешкимге, адеми-ау, алегимиз-ай
Бирге оскен кишкентайдан курбы мa един-ей,
Биз сизден али кунге, адеми-ау, дамелимиз-ай.

Припев:
Саулели алтын айымсын,
Бакытым сенсін, барымсын.
Дарига мынау жал;анда,
Тандап бир суйген жанымсын.

2. Ак койлек, кара камзол белин бу;ан-ей,
Жан един катарыннан, адеми-ау, дара туган-ай
Мен сизге гашыктыктан-ау соз айтамын-ей,
Аржагын озин шешип, адеми-ау, ;зин ойлан-ай.
Перевод песни:(собственный)
  Белое платье, красный  жакет, девушка  красавица
                Мы росли беззаботно с детских лет все вместе,  красавица
                И были влюблены в тебя,  красавица
                Припев:
                Ты светящаяся золотом луна, красавица!
                Ты счастье мое и богатство, красавица!
                В этой бренной жизни
                Ты единственная моя любимая! Красавица!

                Белое платье,  черный жакет с поясом на талии
                Ты особенная душа  среди всех , красавица!
                Я говорю Вам слова любви, красавица!
                А теперь сама думай, сама решай, красавица!
               
                Темирхан и братья заметили  влюбленные  взгляды    Шопана. Они  поговорили с ним, но  Шопан продолжал  ухаживать за красавицей Куралай. Куралай  избегала Шопана   и старалась реже приходить к Лекер домой.  Лекер  тоже знала о их любви, но не могла ничего сделать. Она  не хотела отпускать  Куралай от себя .   Шопан продолжал  встречаться с Куралай ,   не смотря на все   уговоры братьев и родственников.  Куралай ему сказала при  очередном свидании:
                -  Шопан. Я хотела бы с Вами  поговорить о нас.  Я знаю  Вы женатый человек. Я Вас полюбила, но мы не сможем быть вместе, ты это понимаешь лучше,   чем я. Я  уеду  отсюда далеко. Не хочу  разговоров и осуждения людей.
                -  Я  люблю тебя,  жаным. Я женат,  ты знаешь  наши  степные законы. Меня с колыбели помолвили  с  Каримой.  Мы не знали друг друга .  У нас нет детей,    я освобожу ее от супружеского брака  и отпущу домой  обратно к родным.
                - Послушай меня … я выросла  без матери и потеряла всех своих родных и никогда наверное их не увижу.  Оставь,  пожалуйста,   все как есть.   Я не хочу никому зла в этой жизни и хочу  вместе с ней воспитывать наших детей .  Ты поговори с ней  и спроси примет ли она меня в семью.
                - Ты это серьезно говоришь?  Мы будем все вместе жить?  Я поговорю с ней, но мы будем жить раздельно. Я ее отвезу на зимовку.
                Так решилась их судьба. Карима уехала  на зимовку, где у них был дом. Куралай  осталась жить в доме с Шопаном  . Она родила Шопану  девять детей : двух сыновей и семь дочерей. Из которых пятеро дочек умерли  от разных болезней. Карима со временем переехала  жить в дом  и они жили все вместе до кончины Шопана.   
                Они  две женщины приняли свою судьбу . С приходом Куралай  Карима родила от Шопана троих детей: сына и двух дочерей. За все пятьдесят лет  их проживания  Куралай и Карима жили, растили детей и воспитывали их в хороших  семейных  традициях.   И они жили дружно, никогда не скандалили и не делили детей на наших и ваших. Наверное это  тяжело понимать   в современном мире нашего времени,  но видимо  они оба сильно его любили.  Шопан  был человек  очень строг  в воспитании детей и в отношениях с женами. Но он всегда наедине с Куралай говорил, что любит ее и никогда не оставит ее.  И  если так случится,   то обязательно поручит ее своему старшему сыну от Каримы.
                Но смерть пришла,  откуда ее не ждали.
                Куралай не могла попрощаться с мужем , так как   уехала в Актюбинск на встречу с  сыном и когда ехала обратно,  то страшная  трагедия  произошла  с Шопаном. Он ранним утром собрался на сенокос  и  погрузив в  машину  плуг,  и посадив в кабину двух сыновей,  сам с  младшей дочкой сели в кузов машины,  а   когда машина поехала,  он вдруг неожиданно повалился  набок. Позднее рассказывала  дочь Шолпан:  « Коке (так называли отца в казахских семьях)  ничего не сказал и  уснул» .  Видимо острый угол плуга ударил  при встряске  машины  в висок и  сразу насмерть. Так и закончилась  счастье Куралай с мужем.  Куралай  долго оплакивала мужа.
                Казалось,   что мир остановился для нее.
                Но шли дни и  дети требовали внимания и ухода.  Куралай вместе с Каримой старались сохранить прежний уклад жизни при Шопане. Но  мир в семье раскололся надвое  сразу. Это было незаметно .  Дети подрастали . Росли и внуки. Сын Куралай и Шопана младший Кайрат переехал в другой город и женился.  И как то  Куралай  решила поехать к сыну,   соскучившись по внукам.
                По приезду  к сыну через несколько дней позвонил один из родственников и  сказал ,  что Карима  вместе с детьми уезжает в Алматы. Курала й   вся в расстроенных чувствах поехала обратно домой  и зайдя в дом  была шокирована.   Все вещи были сложены в коробки.  Она ждала весь день старшего сына Каримы  Артура с работы и когда он появился в дверях  Куралай посмотрела на него с немым вопросом. Артур  единственно, что сказал ей: «Ты не едешь?» и прошел в соседнюю комнату.  Куралай  поняла  вопрос и молча сидела  задумчивая на диване и  продолжила свое молчание до завтрашнего утра. Утром жена Артура  Сания подошла к ней и сказала
                - Мама,   Ваши вещи сложены в углу  комнаты.
                Куралай поняла , что ее оставляют одну в городе. Она действительно была одна. Ее старший сын Таргын   жил отдельно с женой  и с дочкой  отдельно ,   так как при рождении был отдан  в семью брата Шопана  Джумагали так как тот был бездетен. Таргын так и вырос там  в другом селе и не питал  особых   теплых чувств к матери. Дочь Мария  вышла замуж и жила с семьей  другом селе, у нее была большая семья.  Да она  и не знала ничего о переезде.  Другая дочь Шолпан и младший сын Кайрат  жили в далеком городе Шевченко  . Поэтому Куралай почувствовала себя такой одинокой брошенной , что  в сердце все защемило от боли и обиды.
                Куда идти , что делать  задавала себе Куралай этот вопрос и взяв узел с вещами развязала и  была неожиданно удивлена. В узле лежали одно одеяло, одна подушка, две вилки, две ложки и  чашки с блюдцами. Вот и все               
                Это был конец. Она пришла к нему  в одном платье и уходила также в одном платье.
                Таргын услышав о том,  что Куралай осталась с вещами на улице приехал за ней и увез к себе. На следующий день она уже сидела в поезде , который увозил ее навстречу    счастью,  но уже без любимого. Впереди ее ждали  родные дети и внуки, которые  сделают ее жизнь счастливой и полную  радостью. В этом она была уже уверена.
                Так на этом не заканчивается история Куралай…
                Будут еще  истории.

= = = = = == = = = = = = == = = = = = = == = = == ==== = = = = == === == == ==

Перевод с казахского языка:
Юрта -  дом из войлочного ковра
Камзол- жакет
Аул-   село  состоящее из нескольких построек  для казахов это   группа юрт
Бай- зажиточный  человек
Джут-  это период когда скот в суровую зиму не может добыть корм из под снега и истощается  до гибели
Узун-кулак- молва
Корпе- одеяло ручного приготовления из шерсти  верблюда или овцы
Дастархан- скатерть
Коржун- сумка для продуктов( бывают несколько видов в зависимости от событий)
Домбра- казахский национальный музыкальный инструмент