Кому нужна эта гипотеза

Локсий Ганглери
или Святые наших дней...

Вот уже почти два десятилетия, как начался новый век – объективно, отвлеченно, новое тысячелетие. Но, в отличие от прошлого века, веку новому – а по сути, всем нам – совсем нечем гордиться: ни новой музыкой, ни научными открытиями, ни авангардной живописью, даже литературой.… (*)
и только одна из немногих книг, которая сохранит свою ценность до конца века и дальше (если, конечно, мы выживем) – это «Несвятые святые» о. Тихона Шевкунова.

Отрадно, очень отрадно, что число читателей этой книги в России перевалило за два миллиона. А как дела на Западе? – судить о реакции читателей я, разумеется, не могу (не может, часто, и сам читатель). Но вот название… «Святые старых дней» – примерно так звучит оно на разных европейских языках (даже у католиков-итальянцев – чего уж ждать от протестантов, просвещенцев или банкиров?!)
Но ведь эта книга как раз о НАШИХ днях, о нас с вами, о простых непростых людях советских и постсоветских времен – с их Богоборчеством и Богоисканием – о тех людях которые суть не только наши сотрудники и соседи, но и несвятые святые...
В этом и состоит сущность этой книги..

В это же время, европейцы позиционируют христианство как нечто отжившее свой век, то, чему нет места в настоящем и будущем - тем, чем стали сами европейцы... и что проявилось за полвека после последней Войны!

Однако… «по данным представителя ОБСЕ Массимо Интровинье, в мире каждые 5 минут за веру убивают одного христианина, и более 100 миллионов христиан сегодня подвергается преследованиям, как утверждает правозащитная организация «Open Doors», назвавшая подобную ситуацию «христианским геноцидом»!
Этого не было даже при подростковом богоборчестве футуристов и комсомольцев. Это происходит сегодня, в эпоху либерального антихристианства, глобального, оголтелого! Только вдумайтесь: стоит ли столь бешено бороться против чего-то, что отжило свой век?!
И все же, Веру во Христа пытаются схватить двумя клешнями: одна – гонения, другая – равнодушие и апатия, жизнь, пронизанная сознание, даже ощущением, бессмыслицы!

Не знаю, замечали ли вы одну вещь, которая все более типична для наших дней. Дело вот в чем. Хвалиться своими финансами или недвижимостью могут немногие, да это и принято, и происходит, уж во всяком случае, совершенно в ином формате!
А в дружеской беседе за столом или на прогулке (щучу. – в соцсетях или на форумах)? Тут тоже не особо похвалишься: ну, нафиг кому знать о твоих номинациях в Форбс, или об очередном приобретенном тобою шале?!
Хвалиться тем, что ты причастен к неким высшим тайнам – также бесперспективно: ведь, все о них все типа знают. Знаниями – любыми знаниями – хвалиться просто глупо: «ПРОШЛЫЙ ВЕК!» (а ЗНАЧИТ, плохо!), да и в Интернете ЕСТЬ ВСЕ! – Интернет-то и обесценил знания, сделав их доступными: он превратил их в информацию, точнее, в информационный шум…

Впрочем, с другой стороны, Интернет и СМИ предоставили всем трибуну: едва ли не каждый из нас может стать халифом на час (халиф – это условность: звезда, чемпион, президент, кандидат, номинация…) И вот ТУТ-то уже надо высказаться. И высказаться надо не конкретно – на это явно недостаточно образования, даже элементарной эрудиции (да и опасно). Но вы понимаете: если не хвалиться, тогда ведь и жить незачем! И вот, в последнее время, возник новый тренд: «Я – АТЕИСТ!»

Произносится это, обычно, с особым – каменночувственным – пафосом, с конфиденциальной и всепонимающей интонацией, с интимно подчеркнутым превосходством «нас с вами» над «Богом и всеми его рабами» – причем, на интеллектуальном и даже на личностном уровне! «Я – атеист!» – говорят маленькие люди с непререкаемостью омбудсмена, который выступает за права педофилов, террористов и серийных убийц. А в этот момент, в их устах сквозить беззаботное приволье «Глянь там грей-гуз во фридже моего серебряного Ягуара!», возвышенная гордыня фразы «Я – миллиардер». Фраза «Я – атеист!» сочетает в себе гордость римского патриция, непреклонность Галилео Галилея на суде инквизиции, удаль Гагаринского «Поехали!» и «клоунский пафос» Феллини, в пятый раз получающего «оскар»…

С другой стороны, есть еще один момент. Говоря «Я – христианин», человек подвизается на многое (и это требует отдельного разговора). А вот за фразой «Я – атеист» не стоит, практически, ничего (кроме известной антиобщественной угрозы, которую принято игнорировать). Очевидно, по этой причине, ученые – солидные господа без Господа – предпочитают приукрашивать свой «ПУСТУЛАТ» одной старинной «мудростью»: «Я не нуждаюсь в этой гипотезе!». Последнее изречение является как бы продолжением тезиса того же автора: «Когда я буду знать точное местоположение всех тел во Вселенной, я буду знать, где они будут находиться в любой момент времени, в любой точке пространства!» Не будешь! – и там, и тут – просто, никчемное самолюбование, слишком примитивное, пожалуй, даже для XVIII века.

Но я о другом. Если Господь есть «гипотеза» – пусть даже теория – тогда и я в этом не нуждаюсь! Ведь это – тот самый тупик, к которому привело пресловутое – европейское, фаустовское – «Богопознание»: отчаявшись, наконец, познать Бога, фаусты объявили, что Бога нет. Коню ведь понятно: раз МЫ не смогли Его найти, ни к чему и эта гипотеза!

Исповедание Бога – это не постулирование тезиса «Бог есть». Это – (попытка) возлюбить Бога и ближнего, вплоть до готовности принять смерть за них. Познание Бога – это не описание Его потенций и функций. Творец вселенной – от квантов до метагалактик, Создатель жизни, и Промыслитель условий, по которым невозможное может стать возможным – Он недоступен для познания даже больше, чем созданная Им вселенная! Богопознание – прежде всего, РЕАЛЬНОЕ осознание факта: Этот Творец, Создатель и Промыслитель принял страшную смерть ради того, чтобы я мог жить – даже продолжая грешить против Него!

Это невозможно ни понять, ни принять: Бог попустил, что к Кресту гвоздями были прибиты Его Руки, – Руки, сотворившие весь мир! КАК ТАК?!
И потом. Принято считать ведь, что «Бог един для всех» и все такое. Но все эти боги только воплощают наши хищнические мечты о вечном раздолье. И только ОДИН – Один – ради нас воплотился, был распят, воскрес и вознесся!

Мы привыкли искать Бога по методу Шерлока Холмса: «КТО ЖЕ ЭТО ТАКОЙ?» Такие вот дедуктивные находки во внешнем мире ведут к выводам либо о мифическом НЛО, о каких-то (столь же мифических) астралах и энергиях. Или НЕ ведут: «Лаплас в телескоп смотрел и Бога не увидел», «Гагарин в космос летал – и с тем же результатом»…
А вот поиски Бога в себе приводят не к Бого-, а к ЭГОПОЗНАНИЮ! ЭГО заместило в нас Бога. Вместо любви – эгопоиски, эгопоклонение, эголюбовние…

В общем, истинно не абстрактное «Бог есть», а «Бог есть Любовь». Бога надо не познавать, не искать где-то, а ВОЗЛЮБИТЬ! Тогда, только тогда, возможно обретение и самого себя, и ближнего, и Бога! Причем, не в книгах, не в Интернете, а в моей собственной жизни. А Господь – даст Бог – помянет меня в Царствии Своем!..

И все-таки, завершить свой опыт я хочу словами великого польского режиссера Кшиштофа Занусси:
«Есть прекрасная мысль Августина Иппонского — святого неразделенной Церкви, почитаемого и католиками, и православными. Я, кстати, совсем недавно к своему 75-летию от патриарха Кирилла получил прекрасную икону Блаженного Августина и за это очень признателен предстоятелю Русской православной церкви, поскольку подарок очевидно адресован лично мне, со смыслом для меня подобран. Так вот, Блаженный Августин высказал необычайно оптимистичную мысль, которую я напомнил зрителям в показанном на последнем Московском кинофестивале фильме "Императив", где как раз старался выразить свое отношение к православию. Августин, как бы имитируя голос Бога, написал: "Ты не искал бы Меня, если бы уже не нашел!" Каждый, кто ищет Бога, кто вопрошает о Нем, уже допускает, что может Его найти.(**)

Да пребудет Бог со всеми нами!
_______________________

(*) Есть три книги Виктора Пелевина - они очень талантливы, но совершенно бесперспективны!

(**) РИА Новости https://ria.ru/religion/20140710/1015158631.html