Наш прадед в роли Некрасова

 
  Мы уже установили. что художник Иван Николаевич Крамской писал портреты наших родных; по крайней мере, совершенно точно один из его "Женских портретов" написан с нашей двоюродной прабабушки - сестры прадеда, - Марии Дмитриевны Калошиной.

 Это не очень удивительно, если помнить о том, что Калошины - семья, близкая Льву Николаевичу Толстому; в родную тётю прадеда и его сестёр и братьев, Сонечку, великий писатель был влюблён в детстве. Кроме того, между ними было и дальнее родство: эта же Сонечка приходилась Льву Николаевичу четвероюродной племянницей, - так как была дочерью его четвероюродной сестры - Александры Григорьевны Калошиной, урождённой Салтыковой.

 Крамской писал портреты Толстого, и через Толстого мог знать и Калошиных. Из трёх братьев Калошиных (Сергея, Дмитрия и Валентина) Лев Николаевич меньше всех любил Дмитрия, - нашего прапрадеда, - но всё же, - изредка общался и с ним.
  А с его вдовой и детьми, - судя по нашим семейным легендам, - продолжил общаться и после смерти Дмитрия Павловича (1877).

  Именно в 1877 году И.Н.Крамской начинает писать портрет Н.А. Некрасова, - уже смертельно больного, в постели. ("Некрасов в период "Последних песен").

  Николай Алексеевич был уже так слаб, что мог позировать художнику буквально по 10-15 минут.

  Крамской написал с натуры только лицо и руки поэта.
  Ему надо было верно расположить складки подушки, простыни, - и для этого сделать этюды кого-то, лежащего в такой же позе в постели.

  И вот он задействовал для этого Ваню Калошина - сына Дмитрия Павловича, - мальчика - в то время - 11 - 12 лет.

  Это - наша догадка. Но - то, что с сестры Вани - Марии - Крамским написан портрет (1884 года) - даёт нам возможность для догадок о том, что художник мог писать и других членов этой семьи; ну, или хотя бы использовать их как моделей для этюдов.

 

Иллюстрация: наш прадед И.Д.Калошин. Петербург. 1906 г. и этюд И.Н.Крамского "Мальчик в постели", для работы над портретом Н.А. Некрасова.


Рецензии